Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Смысл жизни и судьба человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проблема смысла жизни имеет исключительно важное значение для нравственного и психического самочувствия и развития человека. В личностном отношении её отрицательное решение, так называемая «потеря смысла жизни», очень тяжело переживается человеком. Поэтому не удивительно, что проблему смысла жизни не обошла ни одна философская система. Особенно острая постановка данной темы характерна для русской философии, трудов Бердяева, Франка, Е.Трубецкого и др. Определить смысл жизни как понятие можно следующим образом - это нравственно - философская категория, отражающая особо значимую для человека и нравственно интерпретируемую им ценность, которая объективно формируется или сознательно выбирается им в процессе его социализации (т.е. становления как личности) и занимает доминирующее, определяющее место в его нравственном мировоззрении. Проблема смысла жизни получила в философии весьма разнообразную интерпретацию, обусловленную мировоззренческими установками философов. Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных: 1) смысл жизни изначально присущ жизни в её глубинных основаниях; 2) смысл жизни находится за пределами жизни; 3) смысл жизни созидается самим субъектом. Для первого подхода наиболее характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и потому имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как действительное соучастие в богочеловеческой жизни. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его. Эмпирическая жизнь бессмысленна, так же, как выдранные из книги клочки страницы бессвязны (С.Л. Франк). В основе второго подхода лежит секуляризованная религиозная идея. Человек способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Движение к светлому будущему есть прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает цель, а цель придаёт смысл человеческой жизни. Прогресс превращает каждое человеческое поколение, каждого человека, каждую эпоху в средство и орудие для окончательной цели - совершенства, могущества и блаженства грядущего человечества, в котором никто из нас “не будет иметь удела” (Бердяев). В соответствии с третьим подходом, жизнь не имеет смысла, проистекающего из прошлого или будущего, тем более из потустороннего мира. В жизни самой по себе вообще нет никакого раз и навсегда заданного, однажды определённого смысла. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаём ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. Уязвимая сторона данного подхода в его релятивизме и субъективизме. Проблема смысла жизни также получила своё отражение и в философии экзистенциализма. Экзистенциалисты проблему смысла жизни тесно связывают с условиями существования человека, его атрибутивными характеристиками индивидуального бытия. Позитивно-рационалистический подход к проблеме смысла жизни основан на анализе более широкого спектра проявлений человеческой жизнедеятельности. В рамках данного подхода выделяются своеобразные уровни поиска смысла жизни, такие как обыденно-поведенческий, социокультурный и личностно-онтологический. Обыденно-поведенческий уровень представляет собой совокупность прагматических практических потребностей, интересов и целей человека: любовь и создание семьи, личное благосостояние и служебная карьера или даже просто приобретение особенно необходимых и престижных вещей и т.п. Социокультурный уровень формируется под воздействием культурных традиций, духовных особенностей и пристрастий самой личности, политико-идеологических установок. Его конкретное содержание выражается в таких формах, как стремление быть свободным или служить общественным идеалам. Личностно-онтологический уровень возникает вследствие столкновения мыслящего, наделённого сознанием человека с так называемыми «вечными вопросами» своего индивидуального бытия: жизнь и смерть, свобода воли и объективная ограниченность выбора и т.п. Осознание человеком смысла своей жизни происходит в двух отношениях: - аксиологическом (ценностном) - как принятие или непринятие объективной заданности; и как конкретизация, развёртывание в системе жизненных целей, т.е. телеологически. Поиск и обретение человеком смысла своей жизни предполагает, таким образом, с одной стороны в качестве необходимого условия свободу деятельности человека, а с другой - восприятие им объективно и субъективно социально и личностно значимых целей как нравственных ценностей. Поэтому и смысл жизни человека может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности. Определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей её сути, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и реальные средства для их осуществления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.99 (0.01 с.) |