Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Будущее человечества: прогнозы и сценарии↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 26 из 26 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В конце XX в. человечество столкнулось с принципиально новыми проблемами, которые определяют будущее человечества. Среди них проблемы порожденные развитием науки, и прежде всего биомедицины, и неготовностью людей к их морально-этическому решению. В конце прошлого века сформировалась новая отрасль знаний - биоэтика, пытающаяся найти и обосновать моральные стандарты по отношению ко всему феномену жизни на планете, особенно в связи с новыми технологиями воспроизводства человека. Речь идет об успехах и опасностях генной инженерии и технологии клонирования человека, искусственном оплодотворении, суррогатной беременности, неоевгенике, границах трансплантации органов и тканей, психической норме и патологии, эвтаназии, критериях жизни и смерти. С философской точки зрения этот процесс может быть рассмотрен как смена установки: если в прошлом те или иные модели гуманизма предполагали жизнь как данность как неуничтожимую витальность, то современность убеждает в том, что без реального гуманизма жизнь на планете Земля может исчезнуть. Для решения обозначенных выше проблем в их моральном аспекте предлагаются разные варианты. Условно их можно разбить на три группы: концепция натуралистической этики, к которой склоняются адепты социобиологии; установка авторитарных (религиозных) этических систем с абсолютным значением Бога и его заповедей и, наконец, различные модели гуманистической этики. При любом подходе не снимается проблема личного морального выбора и ответственности за него каждого человека, принимающего решение. Ушедший в историю XX в. принес с собой кардинальные изменения во всех сферах, из которых можно выделить два. Во-первых, это переход к урбанистическому (городскому) образу жизни более половины населения планеты, в том числе в странах Азии, Африки, Латинской Америки. Это в корне меняет сложившиеся ранее представления о движущих силах развития общества, поскольку на первый план выходят человек, его сознание, мышление и творчество. Недаром образование считается важнейшей сферой развития общества и наиболее выгодной сферой инвестиций. Во-вторых, еще в XX в. был отмечен переход к информационной модели развития стран западной цивилизации, где стирается грань между производством и потреблением, где деятельность человека связана прежде всего с информацией и знаниями как основным ресурсом развития. В связи с этим сегодня на повестку дня мирового сообщества выдвигается задача не только немедленного мира, но и союза всех сил: правых и левых, консерваторов и радикалов, науки и религии, христиан и мусульман, черных и белых и т.д. Все то, что ведет к обострению политических, национальных, религиозных, идейных и других противоречий и тем самым мешает решению глобальных проблем, должно быть решительно осуждено. Настает время для духовной революции в масштабах человечества, которая может обеспечить максимальную жизнестойкость нашей цивилизации. Речь идет о ненасильственном достижении идеала простоты и умеренности в отношении потребления материальных благ при интеллектуальном безграничном и духовном росте человека. Разумеется, это возможно только при соответствующем отношении к ходу истории, к критериям исторического прогресса. Глобальные проблемы вобрали в себя региональные и местные проблемы прошлого. Познание их, свободное от конъюнктурных соображений, не только ценно само по себе, но и позволяет преодолеть тот порок человеческого мышления, о котором Гегель писал, что единственный вывод, который можно сделать из истории народов, состоит в том, что сами народы никогда не делали выводов из своей истории. Во-вторых, нынешнее поколение землян имеет уникальную возможность установления теснейших горизонтальных связей, межчеловеческого общения не только отдельных лиц, но и крупных групп людей и целых народов. Идея всечеловеческого братства родилась в истории давно, но всегда оставалась утопией. Ее побеждали расовая и национальная нетерпимость, классовые антагонизмы, вообще любое противопоставление «своих» и «чужих». С трудом она воспринимается и сейчас, поскольку мир продолжают раздирать острейшие противоречия и конфликты. Но, не преодолев этих коллизий, человечество не сможет решить глобальных проблем. По образному сравнению, нас ждут либо братские объятия, либо братские могилы. К сожалению, наша цивилизация во многом живет за счет будущего, исчерпывая невосполнимые ресурсы (нефть, газ), загрязняя воду, воздух и почву своими несовершенными технологиями, консервируя многие архаичные социальные структуры, сея семена национальной ненависти, которые будут давать всходы еще столетия. Современное общество стало унифицированным, количественно большим, но качественно ущербным. Феномен отчуждения привел к атомизации человека, его взаимозаменяемости, падению его ценности. Все это вызывает у людей настроения неукорененности, нестабильности, что в свою очередь порождает явление тоталитаризма, исключающего нормальные пути разрешения глобальных проблем. Становится очевидным, что для духовных революций нужны соответствующие формы демократического устройства большинства стран мира, преодоление «бегства от свободы». Можно констатировать, что мировая цивилизация находится в состоянии кризиса, что определяет необходимость выработки стратегии ее дальнейшего развития.Одни футурологи разрабатывают разного рода катастрофические сценарии грядущего XXI в., среди которых можно упомянуть «климатическую катастрофу», «конфликт цивилизаций», «религиозные войны», «конкуренцию между фаустовским и конфуцианским типами общества». С этих позиций главный враг человека - сам человек, его агрессивная природа со слепыми инстинктами самоуничтожения и разрушения среды обитания. В этом смысле мы обречены, и нам следует терпеливо ждать конца истории, уповая, возможно, только на Бога. Другая группа футурологов полагает, что не следует терять исторический оптимизм, а наука, ценности либеральной демократии, прорыв в Космос, добрая воля миллионов людей и мудрость политических лидеров способны обеспечить устойчивое развитие мировой цивилизации в XXI в. Наконец, третья группа ученых полагает, что человечество ждут большие потрясения, но оно сумеет достойно ответить на вызов истории и ценою больших жертв найдет верный путь. В этом смысле большое значение придается культуре взаимопонимания людей разных духовных ориентации, поиску компромиссов в общественно-политической жизни, устранению насилия как способа решения общественных и личных проблем. Вполне адекватен призыв действовать локально, мыслить глобально. В свое время Ф. М. Достоевский рассматривал историю человечества как путь от «неосознанного быть» через «осознанное иметь» к «осознанному быть». Размышляя над настоящим и будущим, приходится все чаще вспоминать слова Фауста, сказавшего перед смертью, что свободу заслуживает лишь тот, кто живет, постоянно трудясь, борясь, с опасностью шутя. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Аристотель как-то заметил, что нет науки бесполезней, чем философия, но нет и науки прекрасней ее. Конечно, она бесполезна в плане утилитарном, ибо философия не может научить управлять автомобилем или тушить пожар. Более того – она не может заменить собой ни одну из частных наук, решая за них конкретные проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались попытки представить философию в качестве «науки наук». Только реализуя собственные функции философия развертывает в духовной культуре человечества поле своей полезности, демонстрирует свою прагматику – связь с практическими потребностями человеческого рода в его природном, социальном и духовном бытии. Выступая теоретической основой мировоззрения, рефлексией мироощущения и миропонимания человека, философия практически помогает ему выработать системный, глубокий, рационально обоснованный взгляд на мир и свое место в нем. Что же касается «красоты» философии, то она слита воедино ее полезностью в указанном высоком смысле. Действительно, разве не прекрасно приобщение человека к ценностям истины, добра, гармонии, к пониманию смысла жизни, смерти и бессмертия, к ответственной выработке жизненной позиции, индивидуальной программы своей реализации в мире людей и общественных отношений. Главное – философия необходима любому специалисту в любой области деятельности для осмысления жизни во всей ее полноте, сложности, динамике, для выработки умения видеть главное, тенденции и перспективы развития мира, для понимания сути всего, что нами происходит и еще может произойти. Изучив первые три темы, Вы должны: иметь представление об актуальных проблемах современной философии, месте и роли философии в духовной культуре общества; знать предмет и содержание философии, ее дисциплинарную структуру, исторические этапы и формы развития, главные философские течения, направления, школы; знать основные онтологические категории, особенности философского понимания материи, пространства, времени, движения и развития; знать сущность детерминизма и индетерминизма.
Далее Вы познакомились с философским учением о сознании и познании. Изучив тему 4, Вы должны: знать сущность, структуру, функции сознания и теории его происхождения; понимать соотношение мышления и языка, значения и смысла, знака и символа, языка и искусственного интеллекта. Изучив темы 5-6, Вы должны уметь: раскрыть сущность познания, особенности его ступеней и форм, сущность творчества как феномена познания и деятельности человека, его основные формы, а также - трактовать воображение, остроумие и интуицию как способы познания и творчества, показать их роль в науке и практике; различать рациональное и чувственное познание, научное и вненаучное знание; четко определять критерии научности, структуру, методы и формы научного познания, место науки в современном мире, ее функции, связь с прогрессом материальной и духовной жизни общества, основные тенденции, направления развития и роста современного научного знания; интерпретировать научные революции как смену типов рациональности, на основе знания современных теорий научных революций. описать и провести анализ научных, философских и религиозных картин мира.
Темы 7-11 посвящены проблемам социальной философии, философии истории и философской антропологии. Изучив темы 7-8, Вы должны знать: формационную и цивилизационную концепции общественного развития, место человека в историческом процессе, диалектику объективного и субъективного в истории, соотношение исторической закономерности и сознательной деятельности людей, личности и массы; философское учение об обществе как саморазвивающейся системе, гражданском обществе и государстве, об основных сферах общественной жизни и диалектике их взаимодействия, об определяющей роли человека в системе социальных связей и отношений. Изучив темы 9-10, Вы должны знать: специфику философско-антропологического и научного подходов к изучению человека, принцип единства биологического, социального и духовного в познании человека, выражающего неразрывную связь природы человека, общества и культуры; сущность и содержание социальной ответственности личности, соотношение и взаимосвязь свободы и ответственности, ответственности и справедливости, эгоизма и альтруизма. Изучив завершающую курс философии тему 11, Вы должны знать: философское содержание глобальных проблем современности, условия и направления их решения; основные тенденции развития современного мира, прогнозы и сценарии будущего состояния человечества. Изучая философию, Вы убедились в том, что не возможно «объять необъятное» только тогда, когда пользуешься готовыми знаниями, а не стремишься к самостоятельному раздвижению горизонта познанного перед еще не раскрытыми тайнами бытия человека в чудесном и яростном мире. Он открывает свои безграничные информационные богатства только перед настойчивыми и страстными исследователями. Именно людям такого сорта и адресован данный учебник. Освоив этот учебник, Вы теперь знаете, что нет ни одной важной проблемы в философии, которая бы не являлась спорной с позиций материализма и идеализма, рационализма и интуитивизма, диалектики и метафизики, феноменологии и аналитической философии, экзистенциализма и фрейдизма, а также других великих школ и направлений современной и прошлой эпох развития философии. Продолжайте самостоятельно изучать все богатство накопленного человечеством философского духовного опыта постижения мироздания и человека в нем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1094; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.212.146 (0.012 с.) |