Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творчество как феномен познания и деятельности человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На основе познавательных способностей человека развёртывается его творческая деятельность. Творчество - это процесс человеческой деятельности, создающей качественно новые материальные и духовные ценности. В качестве критериев творчества принято в современной теории познания считать следующие:1) креативное отношение к действительности, т.е. умение выявить в бытии то, что требует бережного отношения, радикального обновления; 2) многомерность творчества, т.е. выход в сферу многообразных культурных измерений; 3) новизна и неповторимость деятельности и её результатов. Творчество - есть единство социального и индивидуального в деятельности человека, т.е. творчество - это такая деятельность, которая направлена на преобразование окружающего мира и реализацию своей индивидуальности. Проявляя собственную индивидуальность, реализуя свои способности, человек осуществляет социальные преобразования. Возникает вопрос: как разграничить творчество и познавательную деятельность? Особенности креативной задачи заключаются в следующем: в отличие от познавательной задачи креативная всегда вне или между парадигмами лежит. Другими словами, творческая деятельность - это, как правило, нестандартная деятельность, не вписывающаяся в рамки устоявшихся в научном сообществе норм и критериев научного познания. Креативная задача ориетирована не только на собственно научные критерии/, но и на другие социокультурные ценности. Творчество представляет более широкое пространство для выбора, а также представляет больше степеней свободы в деятельности. Наконец, творчество, что отмечали Бердяев и другие исследователи проблемы творчества, - это есть ситуация таинственности. Структура творчества включает в себя выделение ряда элементов, составляющих непременные составные части творческой деятельности, решения творческой задачи. Структура творчества включает в себя: Обнаружение научной проблемы, выбор предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; Сбор информации и выбор методологии исследования; Поиск путей разрешения научной проблемы; Научное открытие, рождение научной идеи, создание идеальной модели открытого явления; Оформление полученных научных данных в логически стройную систему.
Таким образом, научное творчество характеризуется глубокой индивидуальной природой, профессионализмом и талантом исследователя, высокими нравственными качествами учёного, а также влиянием интуиции и элемента случайности на творческую деятельность. Методы научного познания Отправным моментом научного исследования является инструментарий гносеологического и методологического порядка, т.е. методология. Методология, в широком смысле, представляет собой совокупность наиболее общих мировоззренческих принципов в их применении к решению теоретических и практических задач. В узком смысле, методология - это есть собственно учение о методах. Методология включает в себя три группы методов: 1. Всеобщие философские методы, определяющие не только мировоззренческую позицию исследователя, но и порядок использования всей системы методов. Всеобщие философские методы представляют собой совокупность наиболее фундаментальных принципов и приёмов, регулирующих всякую познавательную и практическую деятельность. Вместе с тем, основным назначением этого метода является исследование соотношения материального и идеального, объективного и субъективного, в исследовании всеобщей взаимосвязи и развития явлений. К всеобщим философским методам относятся: диалектический метод, метафизический, формально-логические методы. В настоящее время к всеобщим методам относят также синергетический метод, который имеет своим объектом кооперативные взаимодействия как в природе, так и в социальной сфере. Однако в силу своей всеобщности философские методы нуждаются в конкретизации и дополнении другими, в частности, общенаучными методами. 2. Общенаучные методы, используемые во многих науках, но не обладающие всеобщностью. Так, метод наблюдения, эксперимента применяется вбиологии, астрономии, но не находит применения в математике. Соответственно основным этапам и уровням познания общенаучные методы подразделяются на эмпирические и теоретические. К эмпирическим относятся следующие методы: наблюдение, эксперимент, опрос, измерение и др. К теоретическим методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование и др. Каждый из общенаучных методов представляет совокупность принципов и вытекающих из них приёмов, операций, посредством которых решаются отдельные общепознавательные задачи. Они не столь универсальны, как философские методы, но и не связаны со спецификой какого-либо одного объекта исследования, подобно методам частных наук. Каждый из общенаучных методов выполняет свою специализированную функцию, обеспечивает решение определённой познавательной задачи.
3. Группа специальных, частнонаучных методов, к которым относят методы конкретных наук, используемые только данными науками. Например, конкретно-научным методом в экономической науке выступает экономическое моделирование и др. Специальные методы любой частной науки обусловлены спецификой исследуемого объекта, формой его движения, особенностями предмета науки. В качестве примеров специальных методов науки можно назвать: в физике - бомбардировку ядер частицами, спектроскопию, кристаллографию и др., в биологии - метод меченных атомов, анатоминирование и др. и т.д. Вместе с тем в экономических исследованиях применяются некоторые методы других частных наук, прежде всего математики, кибернетики, отраслевой экономики и др. Приспособленные к объектам и задачам познания, они приобретают характерную специфику и тесно переплетаются с собственными частно-научными методами. Между всеобщим философским методом, общенаучными и специальными методами существует тесная взаимосвязь, что позволяет говорить о об известной субординации между ними и о вхождении требований более общих методов в менее общие в качестве их основы. Философский метод оббразует общеметодологическую основу системы методов экономического исследования. Общенаучные методы, будучи частными по отношению к философскому, определяют способы построения и применения частнонаучных методов. С другой стороны частнонаучные методы обусловливают возникновение и существование общенаучных методов. Ведь общенаучные методы возникли как результат осмысления и обобщения конкретнонаучных способов познавательной и практической деятельности. Всё это позволяет выделить основные требования к применению методов в научном исследовании. 1) В ходе применения методов важно учитывать относительность и условность их разграничения. Отсюда вытекает требование комплексного и системного применения методов в научном исследовании. 2) Требуется знание границ применимости тех или иных методов. Речь идёт о соответствии методов предмету исследования. 3) Также необходим творческий подход к применению методов в научном исследовании. 4) Знание очерёдности применения. В основе последовательности применения методов лежит общефилософский путь познания - от чувственного к логическому, от явления к сущности. Истина и её критерии Классическое понятие истины сформулировал ещё Аристотель: «Истина есть соответствие мысли, знания действительности». Считая истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений, он определяет истинность как соответствие мнений, утверждений с действительностью. В истории философии это положение признавалось всеми материалистами. Наиболее развитым учением, принимающем аристотелевские идеи, является диалектико-материалистическая концепция истины, созданная на основе понимания познания как отражения.
Основные ее идеи состоят в следующем. Истина понимается здесь как знание, соответствующее действительности, причем характер и степень этого соответствия изменяются в определенных пределах, уточняются в связи с прогрессом науки и практики. Признание объективности истины – одно из принципиальных положений материалистической теории познания. Оно означает признание в развивающемся знании такого содержания, которое, будучи верным отражением объективной действительности в сознании субъекта, от самого субъекта не зависит, – не зависит ни от человека, ни от человечества. Однако соответствие знания действительности не происходит сразу, одномоментно, оно есть процесс, который можно описать с помощью диалектических понятий относительной и абсолютной истины. Они отражают разные степени – полную и неполную – соответствия знаний действительности. Относительность истины – это неполнота, незавершенность человеческого знания, его неточный, лишь приблизительно верный, исторически ограниченный характер. При всей незавершенности и относительности это истинное знание отличается ото лжи как преднамеренного принятия неправильных представлений за истину и заблуждения – непреднамеренного принятия ошибочных представлений за истинные. Абсолютность истины понимается как исчерпывающее, полное, предельно точное знание, совпадающее с объектом во всем его объеме. Абсолютная истина складывается из суммы относительных; в целом объективная истина в реальном процессе познания существует как абсолютно-относительное знание о действительности. Важнейшим методологическим принципом этого учения является также положение о том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Он требует полноты анализа, учета существенных связей и отношений объекта с окружающим миром, включение его в исторические рамки и социально-культурную практику. В марксистской концепции истины практика рассматривается как главный, определяющий критерий истины. Именно практика, обладающая такими чертами, как материальность (предметность), объективность, социально-историческая обусловленность, позволяет проверить идеальные знания и представления, воплотив их в материальную деятельность и объекты, подчиняющиеся объективным законам природы и общества. Относительность такого критерия истины проявляется в том, что практика ограничена уровнем развития производственно-технических и экспериментальных средств и не всегда возможным завершением процесса проверки. Это означает, что как критерий истины материальная практика должна быть взята в процессе движения и развития.
Однако практика в ее материально-предметной форме не является универсальным критерием истины, поскольку в такой сфере, как логико-математическое знание, а также в различных областях гуманитарного знания, где объект исследования – тексты, применяются другие способы оценки – логические, семиотические, семантические, системные или культурно-исторические. Выяснилось также, что положение "абсолютная истина есть сумма относительных истин" ошибочно, поскольку наука не развивается просто путем накопления, суммирования истинных знаний. Наряду с накоплением идет непрерывный процесс переоценки, переосмысления этих знаний, особенно с появлением принципиально новых концепций и открытий, как это было, например, после создания А. Эйнштейном теории относительности или в результате разработки концепций квантовой механики. Невозможно также принять традиционное понимание объективности истины как воспроизведения объекта таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Условием объективности истины в этой концепции является исключение субъекта, его деятельности из результатов познания, что не соответствует реальному познавательному процессу. Познание не сводится к зеркально-отражательным процедурам получения чувственного образа как "слепка", копии вещи, а предстает сложными образами, формирующимися в системе творчески-проективной, интерпретирующей деятельности субъекта, содержащей компоненты социального и культурно-исторического опыта. Все это говорит не только о ведущей роли субъектного деятельностного начала в познании, но и об ином понимании сущности истины. Она не сводится к адекватности как совпадению образа и объекта, но в значительной мере формируется также и как знание о познающем субъекте. Субъект "творит" истину, преобразуя объект, себя и свое знание о мире и объекте. Условием получения истины являются личное творчество, поиск, риск, разработка способов проверки, обоснования, а главное – свобода ответственно, нравственно мыслящего и действующего субъекта. При рассмотрении истины следует учитывать, что положение о соответствии знания предмету таит опасность сведения проблемы истины к созерцательному копированию действительности, тогда как положение о соответствии предмета его понятию может привести к "подгонке" действительного явления, которое богаче абстракции, под его понятие. Особенно опасно это для социальных процессов, когда реальное многообразие жизни "втискивают" в рамки теоретических схем и понятий, вместо выработки новых представлений. Поэтому необходимо осознавать, что за понятием, которому должен соответствовать предмет, стоит субъект, творящий это понятие и развивающий его в соответствии с объективными свойствами и законами действительности. Человек не обладатель истины и не распорядитель, но условие возможности и основание ее понимания и выявления либо в предмете, либо в знании.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.013 с.) |