Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моральные ценности и их роль в обществе

Поиск

Моральный способ освоения мира характеризуется своими особыми приёмам ориентации человека. Это не только ценностно-ориентирующая деятельность, но и предписывающая (императивная). Мораль не только позволяет оценивать поведение людей с точки зрения добра и зла, но и определяет ориентиры «достойного» поступка. Тем самым ценностная ориентация выступает в качестве моральной регуляции жизнедеятельности людей. Нравственное поведение человека не обусловлено какими-либо соображениями личной выгоды, а диктуется потребностью в добре, справедливости, честности, правдивости. Потребность в добре, наряду с потребностями в красоте и истине, представляет собой по общему признанию важнейшую базовую потребность человека. В своей совокупности всё, что связано с нравственным отношением человека к миру, к окружающей среде, с моральным самосознанием личности и его нравственными потребностями, - составляют моральные ценности.

Исследование проблемы происхождения морали показывает, что её истоки самым непосредственным образом связаны с природой человека. К.Лоренц, например, даже связывал природу морали с биологической природой человека. Он полагал, что формирование нравственных норм происходит в процессе естественного отбора. В ходе его осуществляется трансформация инстинктов в осознанные варианты поведения, накопление опыта условно-рефлекторного поведения. Эволюция человека, таким образом, сопровождается переходом от ситуативных способов регуляции поведения к их закреплению и осознанию в качестве норм и правил, т.е. как стереотипов поведения. Передача данных правил от поколения к поколению осуществляется посредством научения, подражания, запретов.

Естественно, нельзя отрицать природно-биологических предпосылок возникновения морали, так как человек представляет собой биосоциальное существо и моральные нормы фиксируют не только правила реализации личностью своих социальных ролей. Мораль есть то, что соединяет социальное и биологическое в человеке, делает его индивидуальностью. Понимание того, что есть «добро», а что «зло» делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных потребностей (потребление пищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к значимости и к обладанию) в пользу осуществления социальных ценностей (признания прав другой личности. Справедливости, самообладания, верности, терпимости, выносливости и т.д.) Мораль, таким образом, представляет совокупность исторически сформировавшихся и унаследованных норм, принципов и ценностей, обеспечивающих совместную жизнедеятельность людей.

С точки зрения этики мораль предстаёт как оценочное отношение человека к миру с позиций добра или зла, реализующееся в его поведении и практической деятельности. Неслучайно, что нравственность подчас определяют как мировоззрение, поскольку социальные характеристики поведения людей одновременно оказываются и их нравственными характеристиками. Мотивы, потребности, цели и намерения, используемые людьми средства, становятся не только предметом социальной оценки, но и нравственной. При всём стремлении доказать независимость, например, экономики или политики от морали сделать это крайне проблематично. Как сферы общественной жизни и экономика, и политика предполагают совместно организованную деятельность людей, осуществление которой строится не только по специфическим законам данных сфер, но и в соответствии с принципами нравственности – долга, порядочности, честности, ответственности. Без нравственной оценки и регуляции самые благие деяния оказываются несостоятельными, античеловеческими.

Характерным для той или иной системы моральных ценностей является то, что они всегда имеют конкретно-историческое содержание. В тот или иной период истории складывается и функционирует своя, отличная от других периодов, система моральных ценностей. Сообразно времени на первый план могут выходить те или иные из моральных ценностей: долг или эгоизм, солидарность или национализм, справедливость или несправедливость, любовь или ненависть.

Моральные ценности каждого общества складываются веками и выдвижение на первый план тех или иных из них осуществляется на основе фундаментальных социально-политических и культурных ценностей своего времени и народа. Они всегда выражают общую нравственную ориентированность и ценностный смысл поведения человека и поэтому имеют нормативный характер. В этом плане моральные ценности выступают в качестве регуляторов как в отношениях между личностью и обществом, так и в поведении отдельных людей. Они оказывают мотивирующее воздействие на их сознание и поведение.

Характерным для моральных ценностей является также то, что они неодинаково воспринимаются людьми. Если для одной части принятые в обществе ценности самоочевидны и они склонны в своём поведении целиком полагаться на них и руководствоваться ими, то для других эти ценности неясны и недостижимы. Реальная жизнь свидетельствует, что в своей основе люди не могут жить и действовать, ориентируясь лишь только на свои индивидуальные ценности. Человеку необходимы прочные, более или менее устоявшиеся ориентиры, на которых он мог бы строить своё поведение и деятельность во всех сложных и особенно нестандартных обстоятельствах. Отсутствие такой системы ценностей означает размывание границ между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, любовью и ненавистью.

На эффективность и степень восприятия человеком моральных ценностей общества, их реализацию в повседневной деятельности значительное влияние оказывают факторы объективного и субъективного порядка – отношения в обществе, семье, коллективе, уровень образованности и культуры самого индивида, характер нравственно-психологических свойств личности, жизненный опыт, искусство и другие факторы. Для складывания моральной системы ценностей человека специфично то, что разрушение личных нравственных ориентиров опережает возникновение новых. Это порождает колебания человека между различными состояниями и позициями. В поведении индивида могут одновременно проявляться и быть связанными между собой принципиальность и лёгкость суждений, доброта с жёсткостью, романтические взлёты с трезвым практицизмом.

Утрата, либо деформация под влиянием каких-либо внешних обстоятельств системы моральных ценностей нередко ввергает человека в тяжелейшие душевные состояния. Периоды кризиса, переоценки ценностей, случающиеся как с отдельными людьми, так и с обществом в целом, сопровождаются большими личными и социальными драмами. Потеря или разрушение устоявшейся системы моральных ценностей означает серьёзные утраты для нравственного здоровья общества. В своей совокупности моральные ценности образуют нравственную культуру личности, которая представляет собой исторически конкретную и социально-обусловленную меру овладения человеком нравственными средствами жизнедеятельности и практического воплощения моральных ценностей в различных сферах деятельности и поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 808; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.172.189 (0.011 с.)