Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия о сущности человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Человек является объектом изучения различных наук. Как биологическое существо он исследуется в медицине, генетике, анатомии, физиологии, как социальное - в социологии, социальной психологии, как духовное существо - в гуманитарных науках. Важнейшую роль в ориентации этих исследований играет философия, которая изучает в целом проблему человека и его отношения к миру. Философию интересует наиболее устойчивое, фундаментальное в отношениях человека с миром. Для получения целостного представления о человеке философия переосмысливает данные конкретных наук, опыт художественного изображения человека, повседневный мир его общения. Представление о человеке в философии складывалось на протяжении всей её истории. Так, в греческой философии человек космоцентричен, а в средневековой его образ теоцентричен. В философии нового времени образ человека смещает бога на периферию, выдвигаясь сам в центр. На место человека, верящего не в себя, а в бога в средневековой философии, приходит его понимание как мыслящей вещи. Затем на место антропоцентричной концепции человека пришла деятельностная парадигма, основы которой были заложены в классической немецкой философии и затем получили своё дальнейшее развитие в марксистской философии. В основе построения тех или иных учений о человеке всегда лежит то или иное понимание природы человека. При этом природу человека усматривали в различных факторах, что и определило суть этих учений. К числу основных концепций природы человека относятся натуралистические, психологические, социологические и персоналистические учения.
Натуралистические концепции - это учения, которые рассматривают человека прежде всего как биологическое существо. Объяснение его поведения опирается нате же законы, что и объяснение животных вообще. При этом, естественно, учмтывается, что человек специфическое животное, но предполагается, что эта специфика определяется чисто билогическими особенностями человека. Возникновение натуралистических концепций связано с успехами биологии и, в частности, создание Дарвиным учения об естественном отборе и разработка Павловым физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что сами эти учёные не были сторонниками натуралистического понимания человека. А вот наиболее последовательно натуралистический подход к человеку нашёл в социологии Г.Спенсера, который рассматривал эволюцию общества по аналогии с эволюцией живой природы. Если на уровне общества Спенсер отождествлял закономерности эволюции живого организма и социума, то на уровне рассмотрения поведения отдельного человека он отождествлял социальные явления конкуренции, соперничества с борьбой за существование, имеющей место в живой природе. Такой подход получил название социал-дарвинизма. Многие идеи социал-дарвинизма получили впоследствие развитие в социобиологии. Представители этого направления, опираясь на достижения современной биологии стремятся объяснить человеческую жизнедеятельность, с одной стороны, генетической предрасположенностью человека, а сдругой - необходимостью его приспособления к внешним условиям. С этой точки зоения, например, нравственное поведение определяется прежде всего генетической предрасположенностью, а затем полезностью соблюдения моральных установлений общества. В русле натуралистических учений получил широкое распространение и бихевиоризм, в котором человеческое поведение рассматривалось по схеме “стимул - реакция”, причём в качестве реакции бралось наблюдаемое действие человека, а не его мысли, переживания. Из бихевиористской схемы вытекало, что поведение человека формируется так же, как и поведение животных. Такие социальные процессы как, например, воспитание, в бихевиоризме напоминало дрессировку. Противоположностью натуралистическим концепциям являются социологические концепции, суть которых заключается в абсолютизации процесса социализации человека. С точки зрения данного подхода индивид становится человеком в собственном смысле только в обществе, проходя через стадии социализации. Наиболее последовательно социологический подход к пониманию человека получил в марксизме, а также в работах выдающегося советского психолога Л.С.Выготского, который дал довольно подробное описание процесса социализации как процесса овладения культурными средствами регулирования человеческого поведения. Вместе с тем в философии и науке существуют представления, имеющие весьма долгую историю, которое рассматривает человека как существо прежде всего духовное. Человек с этой точки зрения отличается не своей природной организацией и не участием в общественной жизни, а своей духовностью, т.е. способностью и стремлением к осуществлению ценностей, которые никак не заданы ни природой, ни обществом. В этом своём качестве он выступает как личность, т.е. как существо, стремящееся к осуществлению им же поставленных целей. Такие воззрения получили название “персонализм”. Персоналистические концепции получили в двадцатом веке широкое распространение и особенно в философском направлении - экзистенциализме. Экзистенциализм характеризует человека не как нечто данное, то, что он представляет из себя сейчас, а как возможность, то, чем он может стать. Человек как личность есть устремлённость к чему-то. Эта устремлённость, по мнению сторонников экзистенциализма, совершенно не вытекает из окружающей человека Среды. Она является результатом собственного решения человека, его выбора. Выбирая то, к чему он стремится, свои идеалы, ценности, человек тем самым выбирает себя, своё “Я”. Поскольку человек не обусловлен ни своим телом, ни своим социальным окружением, а полностью свободен в выборе своего “Я”, то экзистенциалисты отказывают науке в познании человеческого существования. Поэтому для описания его существования они применяют специфические методы, которые получили название феноменологических (феноменология - дисциплина, занимающаяся описанием феноменов сознания). Наиболее полно на сегодняшний день проблема человека рассматривается в тех учениях, которые исходят из целостности человека, как существа биосоциального со сложным психическим миром явлений. Природа человека с точки данного подхода отличается разнообразием и непостоянством. Человек обладает одним уникальным свойством - открытостью, незавершённостью его как создания. В отличие от других существ он способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. В этой особенности самое существенное своеобразие человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 831; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.007 с.) |