Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свобода личности, её сущность и условия реализацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одной из неоспоримых общечеловеческих ценностей является свобода. Её значение велико в силу той роли, которую она выполняет во всех сферах жизни людей, во все периоды социальной истории. В истории философии проблема свободы традиционно сводилась к решению вопроса о том, обусловлены ли или нет намерения человека и его поступки. И в данном вопросе обозначилось два подхода в его решении. Детерминистский подход, идущий от Спинозы, в утверждении причинной обусловленности и необходимости видит единственное основание свободы человека. Свобода, по мнению Спинозы, состоит в том, чтобы принять, осмыслить, истолковать внешнюю детерминацию как внутреннюю необходимость, а значит как свободу. Другой подход - индетерминистский - связан с непризнанием роли необходимости и стремлением освободиться от её влияния на человека. Если Спиноза, а затем Гегель считали, что необходимость становится свободной по мере того, как она познаётся, то для индетерминистов, как например Шопенгауэра, наоборот, свобода связана со всем бытием и сущностью самого человека. С детерминистской и индетерминистской трактовками свободы в известной степени связано различение положительной и отрицательной свободы. Положительная свобода рассматривает свободу как проявление сущностных характеристик духовности человека, его бытийности. Свобода в положительном смысле есть сознательный выбор человеком варианта своего поведения. Выбор избавляет человека от колебаний и делает его свободным для осуществления своих целей. Выбор осуществляется не только в соответствии с внешними обстоятельствами, но прежде всего в согласии с внутренними устремлениями. На осуществление выбора существенное влияние оказывает уровень развития личностных качеств человека, к которым относятся: наличие развитых представлений о свободе и ценностных ориентаций, направленных на осмысление места своей личности и своего бытия в мире других людей; степень осознания ситуации и тех ограничений, которые допускает человек по собственной воле, соотнося их со своими целями, применяемыми средствами; наконец, выбор оптимальной формы деятельности, основанной не на страстях, а на доводах разума. Формами проявления свободы выступают: творчество, риск, игра. Бердяев, например, утверждал, что свобода в положительном своём выражении и утверждении и есть творчество. Творчество означает способность человека выйти за пределы наличной ситуации. Оно предполагает наличие у человека умения сделать выбор в пользу нового. Риск также может быть представлен как форма проявления свободы человека, основанной на преодолении неопределённости в ситуации неизбежного выбора. Риск представляет собой деятельность индивида, реализуемую несмотря на осознаваемую опасность или возможность неудачи в неопределённой обстановке, в надежде на успех. Осуществляя рискованную деятельность человек по существу имеет только две возможности: прекратить начатое деяние, если он понял, что её дальнейшее продолжение приведёт к провалу; либо скорректировать свои действия. Поэтому люди не всегда пугаются пускаться в рискованную деятельность. Риск, таким образом, предстаёт как деятельность, связанная с преодолением неопределённости в ситуации выбора. Игра – специфическая форма проявления свободы человека. В игре индивид, развивая свои способности, достигает состояния свободы. С давних пор человек искал в игре отдых от проблем повседневности. Карнавалы и всевозможные забавы являлись для людей средством осуществления компенсаторских функций, своего рода царством социального равенства, где все обладают равными правами и полной свободой. Непринудительный характер её правил, то есть присутствие элемента произвольности, недетерминированности, означает допущение возможности иного выбора. Свобода, присущая игре, заключена в наличии свободного выбора. Наличие выбора имеет то значение для человека, что он оказывается свободным от предрассудков, фетишистских представлений, которыми заполнена повседневность. Отрицательная свобода исходит из игнорирования каких-либо препятствий для деятельности и поведения человека. Свобода в этом смысле есть способ устранения ограничений для индивидуальной деятельности, а степень наличной свободы рассматривается как мера реализации индивидуальности. Идеи отрицательной свободы составляют самую суть теории и практики такого представительного общественно-политического течения как либерализм. Со времен Дж. Локка и А. Смита – идейных вдохновителей либеральной идеи – утверждается, что жизнь человека есть его частное дело в достижении материального благополучия. Принцип свободы составляет главное условие суверенитета личности, реализации его наклонностей и материального процветания. Индивид, естественно стремящийся к материальному процветанию и свободный в реализации своих интересов, творит личное благополучие и богатство. «Вмешательство» государства в деятельность таких индивидов в виде «планирования», «государственного регулирования» означает попадание человека в зависимость от него при выборе средств для достижения своих личных целей, ведь именно оно в соответствии со своими приоритетами определяет, что и сколько производить, кому какие блага предоставлять. Сужается не только свобода потребительного выбора, но и свобода выбора профессии, работы, места жительства. Это означает размывание и исчезновение запрещенной законом сферы частной жизни, где человек был полновластным хозяином принимаемых им решений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.007 с.) |