ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ДОБРОДЕТЕЛЬ, ЧИСТОТА, СВОБОДА



СМЕЙТЕСЬ С ГОСПОДОМ

Добродетель всегда занималась лишь изгнанием из жизни того, что она считала злом, и если бы все добродетели со всех стран мира собрать вместе, очень немногие из них остались бы существовать.

Добродетель претендует на поиск совершенства, но совершенство - это единство и целостность. Так что эти два понятия противоречат друг другу. Добродетель изгоняет, сокращает, устанавливает ограничения, совершенство же, наоборот, принимает все, ничего не отвергает, а только ставит каждую вещь на свое место, поэтому эти два принципа не совместимы.

Если внимательно присмотреться, можно заметить две основные тенденции: первая состоит в том, что человек считает важным для себя то, что таковым не является, а вторая - это требование свести жизнь к узко определенной сумме качеств, которые считались бы наиболее чистым и достойным существованием. В некоторых... добродетель становится узкой, жесткой, холодной, бесцветной, агрессивной, и везде эта добродетель выискивает и находит недостатки, даже там, где все наполненно радостью, счастьем и свободой.

Единственный путь к тому, чтобы сделать жизнь совершенной - я имею в виду здесь на земле, - это посмотреть на нее с такой высоты, откуда можно увидеть все в целом, и не только в настоящем, но и в прошлом и в будущем. Надо видеть все вещи сразу. Только таким образом можно расставить все по местам. Ничто не должно быть вычеркнуто, ничто не должно быть изгнанно, каждая вещь должна найти свое место во всеобщей гармонии. И тогда все, что кажется сейчас "плохим", "достойным порицания", "неприемлемым" для нашего пуританского ума, сможет стать высочайшим восторгом и свободой в полноте Божественной Жизни. Ничто уже не отстранит нас от знания, от понимания и ощущения удивительного смеха Господа, испытывающего бесконечный восторг от созерцания своего бесконечного разнообразия.

Этот восторг, этот чудесный смех, растворяет всякую тень, всякое страдание! Вы должны только достаточно погрузиться в себя, чтобы найти внутреннее Солнце и купаться в его лучах. После этого не будет ничего, кроме бесконечных потоков гармонии, сияния, солнечного смеха, который не оставляет места для тени или боли...

Это Солнце Божественного Смеха находится в центре всего. Мы должны научиться видеть его, чувствовать его, жить им.

Давайте избегать людей которые относятся к жизни слишком серьезно - это очень скучные люди.

Как только атмосфера становится торжественной и серьезной, будьте уверены, происходит что-то неладное, старая привычка пытается снова утвердить себя. Ее не следует принимать. Все эти сожаления, раскаяния, угрызения совести, чувство своей несостоятельности, неполноценности, униженности, чувство вины, падения, неудачи, - от них один шаг до чувства греха. Все это принадлежит другой эпохе - эпохе тьмы.

Но все, что настаивает и упорствует, противится всяким запретам и привычке рассекать жизнь надвое - на большое и незначительное, святость и богохульство... - все то, о чем люди, претендующие на духовность, говорят: "Как можно делать такие мелкие и недостойные вещи объектом духовного опыта?", - и есть подлинный опыт. Опыт все более конкретный и реальный. Ведь не может быть так, что где-то Бог есть, а где-то - нет. Бог есть везде и всегда. Он ничего не принимает всерьез, все развлекает и забавляет Его, Он только играет с нами, если вы знаете, как играть. Но люди обычно не знают этого. А Он знает и прекрасно играет! Со всем, даже самым малым. Скажем, вы разложили на столе разные предметы... Не нужно ни о чем думать, давайте просто играть - положим эту вещь сюда, а эту - сюда, а ту - вот так. Затем поменяем их местами и снова сделаем то же самое... Какая чудесная игра! И такая веселая! Не правда ли?

Итак, будем учиться смеяться с Господом.

ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ

Обычно жажда чистоты и добра, выражающая себя в ментальности как потребность быть добродетельным, является великим препятствием к подлинной самоотдаче. Она - источник лжи, лицемерия, это отказ нести свою часть груза общих трудностей и несовершенств.

Не пытайтесь казаться добродетельными. Посмотрите, сколько в вас антибожественного! Возьмите свою долю бремени, примите себя такими, каковы есть, примите свою фальшь и нечистоту, и тогда вы сможете извлечь из себя Тень и отдать ее Божественному. Насколько вы способны выловить эту Тень и предложить ее Божественному, настолько вы способны измениться.

Не пытайтесь находиться в чистоте. Согласитесь быть с теми, кто во тьме, и отдавайте все с любовью.

ПОЛНАЯ ЧИСТОТА

Возлюбленная Мать, что значит быть чистым?

Что значит быть чистым?

Человек по-настоящему чист только тогда, когда полностью подчинен Божественной Воле. Это и есть полная чистота. Она не зависит ни от какого морального или общественного закона, она свободна от всех условностей. Она зависит только от того, насколько полно все элементы и все движения существа подчинены Божественной Воле.

Как только вы начинаете говорить о чистоте, моральный монумент нравственности во весь рост становится перед вами, полностью искажая вашу точку зрения. Заметьте, бесконечно легче быть моральным с точки зрения общественного мнения, чем с позиции духовности. Чтобы выглядеть нравственным в глазах общества, человеку вполне достаточно быть осторожным, внимательным и не делать ничего такого, что не одобряется другими. Иногда это трудно, но вполне возможно, и человек может оказаться образцом неискренности и нечистоты, вполне соответствуя общественному и моральному стандарту. Чистота с точки зрения духовности - совсем другое. Это значит быть бдительным, сознательным, искренним, потому что только эти качества позволяют выдерживать все испытания.

Я хочу вас предостеречь от людей, живущих в своем витальном сознании. Они говорят: "Я выше моральных законов, я следую высшей истине и потому свободен от любой нравственности". Они говорят так потому, что хотят потворствовать своим прихотям. У этих людей двойное отсутствие чистоты, - как духовной, так и моральной. Кроме того, у них исключительное самомнение, и они подтверждают свое нежелание изменяться с непревзойденным бесстыдством.

Обычно люди, в которых я нахожу наибольшее сопротивление к изменению, - люди очень респектабельные. Самые большие трудности возникают именно с такими людьми, потому что у них высокое мнение о себе и к ним невозможно пробиться. Да, все истинное наиболее трудно. Человек обязан быть бдительным, обладать самоконтролем и большим терпением. Надо приветствовать даже самое незначительное проявление скромности и смирения, и вместе с тем никогда не следует быть удовлетворенным своей искренностью. Надо всегда желать большего.

ПРАВО БЫТЬ СВОБОДНЫМ

Множество раз в своих трудах, особенно в книге "Синтез Йоги", Шри Ауробиндо предостерегает нас от людей, убежденных, что можно выполнять садхану без строгого самоконтроля, от тех, кто поддается всем искушениям, ведущим к опасному дисбалансу, где все подавленные, скрытые желания вырываются наружу под предлогом освобождения от прежних человеческих представлений и обычного здравого смысла.

Человек может быть свободен, лишь поднявшись над своими страстями. Только тогда он достигает высшей, безличной свободы, когда отбрасывает все желания и побуждения. Только тогда он имеет право быть свободным.

С другой стороны, людям рассудительным и моральным не следует считать себя мудрецами, так как мудрость их иллюзорна и не содержит в себе никаких глубоких истин.

Кто хочет разрушить закон, должен быть выше закона. Кто хочет игнорировать условности, должен быть выше условностей. Кто презирает все правила, должен быть выше правил. И мотивы этого освобождения никогда не должны быть эгоистичны, они не должны основываться на желании удовлетворить собственные амбиции или добиться величия, превосходства над другими. Если вы хотите оказаться над стадом, чтобы смотреть на него с утонченно-брезгливым сочувствием, остерегайтесь, так как вами овладела ложь. Будьте начеку, когда чувствуете свое превосходство и с иронией смотрите на других людей, словно желая сказать: "Я не из такого вещества". Знайте, вы идете по неверной дороге и вам угрожает опасность сорваться в пропасть.

СВОБОДА - ЭТО НЕ ПОТАКАНИЕ СОБСТВЕННОЙ СЛАБОСТИ

Если человек воображает, будто может достичь цели, минуя стадию морального совершенства, он рискует совершить большую ошибку, так как за совершенную свободу он принимает крайнюю слабость своей низшей природы.

Почти невозможно пройти от ментального бытия - даже самого совершенного и замечательного - к подлинной духовной жизни, не реализовав в определенный период идеал морального совершенства, каким бы кратким этот период ни был. Многие пытаются сократить путь и жаждут утвердить внутреннюю свободу задолго до того, как преодолели все слабости внешней природы - таки люди находятся в плену великого самообмана. Истинная духовная жизнь и полная свобода, конечно, намного выше, чем любая моральная реализация, но необходимо позаботиться о том, чтобы эта так называемая свобода не была потаканием вашей низшей природе, с одной стороны, и презрением ко всем нормам жизни, с другой.

Человек всегда должен подниматься все выше и выше. Он должен стремиться к высочайшим вершинам, найденным человечеством, не меньше! Он должен усвоить все, известное человечеству, как самое возвышенное, прекрасное и совершенное. Он обязан принять все это до того, как раскроются его духовные крылья, до того, как он взглянет на это сверху, как на принадлежащее индивидуальному "я", чтобы войти в истинную духовность, не знающую границ, живущую на всеобщем пути Бесконечности и Вечности.

СВОБОДА И АСКЕТИЗМ

Быть свободным от привязанностей - вовсе не значит бежать от всего, что может привязать к себе. Но те, кто поддерживают такой аскетизм, не только сами бегут от привязанностей, но и призывают к этому других.

Мне кажется, это ясно. Если вы, думая избежать нежелательной ситуации, устраняетесь от нее, это значит, что она еще не находится под вашим контролем, это значит, что вы остались прежним и не изменились.

Все, что подавлено, изгнано, ущемлено, не может принести вам свободу. Свобода должна быть пережита во всей полноте существования, во всех ощущениях.

Я последовательно изучила этот предмет на физическом уровне... Для того, чтобы подняться над ошибками, вы пытаетесь исключить саму возможность ошибки. Например, если вы приняли решение не произносить бесполезных слов, вы вообще перестаете говорить - люди, принявшие обет молчания, воображают, что это и есть контроль речи. Ничего подобного! Это только исключение возможности говорить. Поэтому для самой речи их молчание совершенно бесполезно. То же самое с пищей: нужно есть, но когда это необходимо. Соблюдать пост - тоже ошибка.

Боясь допустить ошибку в своих действиях, мы прекращаем действовать вообще: из боязни допустить ошибку в речи, мы отказываемся говорить, из боязни есть ради удовольствия, мы не едим вообще, но это не свобода. Это просто сведение деятельности к минимуму. Естественное завершение этого - Нирвана. Но если бы Господь хотел только Нирваны, ничего, кроме нее, не существовало бы! Очевидно, Он задумал сосуществования всех противоположностей, и для Него они должны быть началом целостности. Но если человек испытывает влечение только к одному из Его проявлений, то есть к Нирване, он может избрать это проявление, а лучше сказать, отсутствие всяких проявлений. Это ограниченность. И к тому же далеко не единственный способ найти Его!

Это очень распространенная тенденция, которая, возможно, происходит от древних представлений, - все больше уменьшать потребности, снижать активность, уменьшать количество произнесенных слов, количество пищи, в результате чего все становится ограниченным, узким. Чтобы не совершать больше ошибок, человек просто исключает их возможность. Но это не выход, это не исцеление.

Другой путь намного труднее.

(Молчание)

Нет, решние проблемы в том, чтобы действоваь, подчинившись Божественному Импульсу, говорить только под воздействием Божества, есть только при участии Божества. Это, конечно, очень трудно, потому что вы будете неприменно путать Божественное наитие с личными импульсами.

Я думаю, идея отречения идет от апостолов. Ее смысл в том, чтобы изгонять все низшее и постороннее для того, чтобы человек мог без помех принимать приходящее к нему свыше. С точки зрения коллективного развития, этот процесс может занять тысячи лет. С точки зрения индивидуальной реализации он вполне осуществим... Но когда человеку следует сохранить полноту устремленности к восприятию истинного импульса - устремленности не к "полному освобождению", а к активному отождествлению себя с Высшим, он должен желать только то, что желает Бог, и делать только то, что Он хочет, существовать для Него и через Него. Человек может использовать метод отречения, но он применим лишь для тех, кто хочет отрешиться от остальных. О какой же интегральности может идти речь в таком случае?

Публично объявить о том, что вы намерены сделать, значит, уже получить значительную помощь. Это саморекламирование может породить множество насмешек, даже вызвать презрение и конфликты, но именно благодаря этому возникает компенсация за счет "ожидания публики". В этом смысл их одежд*, они хотят, чтобы люди узнавали их. Конечно, им угрожают опасности, они могут столкнуться с презрением, злобой и ненавистью, но стараются избегать этого.

Примечание: желтые одежды монахов.

Не знаю почему, но мне всегда это казалось демонстрацией, пусканием пыли в глаза. Конечно, иногда такого может и не быть. Но все же то, что они делают, всего лишь способ обратить на себя внимание. Человек как бы говорит людям: "Посмотрите - это я". Это, конечно, может помочь, но здесь есть своя слабость.

В этом много детского... Разумеется, все это только средства, стадии, ступени, шаги, но... истинная свобода - это свобода даже от средств.

(Молчание)

Вам нужно понять, что это ограниченность, сужение, в то время как Истина, наоборот, открывает, расширяет, отождествляет человека с полнотой и целостностью Всего.

Когда вы все время уменьшаетесь, уменьшаетесь, сокращаете свои потребности, у вас нет никакого ощущения потери, так как вы становитесь чем-то очень плотным, твердым и компактным. Когда же вы избираете метод расширения, возникает опасение потерять себя из-за этого расширения, но вы не должны пугаться.

Поэтому такое расширение дается гораздо труднее.

СВОБОДА И СЛУЖЕНИЕ

При внешнем взгляде человек не может понять, как можно быть свободным и одновременно служить. Но есть такое состояние, в котором соединяются и то, и другое - счастливейшее состояние в материальном мире.

Свобода - это разновидность инстинктивной потребности, необходимая для телесного развития человека. По существу, она определяет совершенную реализацию высшего Сознания. Это выражение Единства и союза с Богом. Это истинное чувство Начала и исполнения замысла. Но так как это единство проявляется во множестве, что-то должно служить связывающим звеном между источником и проявлением. Самой совершенной связью является любовь. Каково же первое проявление любви? Отдать себя! Служить. Каково ее непосредственное побуждение? Служить! Служить, отдавая себя радостно и со всей полнотой.

Таким образом, в чистоте и истине эти два полюса - свобода и служение - не так уж далеки, они дополняют друг друга. Только в совершенном единении с высшей Реальностью можно найти совершенную свободу, так как всякое неведение и несознательность - рабство, делающее нас ограниченными и бессильными. Присутствие даже малейшего неведения в вас - это ограниченность, отнимающая свободу. До тех пор, пока в вашем существе остается элемент несознательности, будет существовать ограниченность и рабство. Поэтому только в абсолютном единении с высшей Реальностью может существовать совершенная свобода. Как же реализовать это высшее единение, если не через целенаправленную самоотдачу - через любовь? А первое проявление любви - служение.

Именно любовь ведет к единству, а единство - подлинное выражение свободы. И те, кто во имя свободы трбуют независимости, полностью отворачиваются от истинной свободы, так как отрицают любовь.

СВОБОДА И САМООТДАЧА

Вот что замечательно: когда человек полностью отдал себя на милость Бога, он совершенно свободен, так как абсолютным условием для достижения свободы является его согласие принадлежать одному Богу. Вы свободны от всего мира, потому что принадлежите только Ему. Самоотдача является высшим освобождением, ведь вы освобождаетесь от маленького личного эго, а избавление от него - самое трудное и самое счастливое достижение.

Самоотдача - это то, что приносит постоянный покой, непрерывную и неиссякаемую радость, чувство бесконечной свободы от всего, что огорчает и причиняет страдание, от всего, что может послужить причиной вашей тревоги и страха. Вам больше нечего бояться, вы становитесь высшим владыкой вашей судьбы, потому что в вас есть Божественная Воля, и она управляет всем. Однако это не может произойти за один вечер - требуется время и очень большое усилие воли. Нужно не бояться прилагать усилие и не терять мужества из-за неудачи. Нужно знать, что победишь неприменно, и что необходимо держаться до тех пор, пока не придет победа.

УСИЛИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ПРОГРЕСС

ИДТИ ДАЛЬШЕ

Обычно человек тащит на себе непосильное бремя. Он не желает освободиться от груза прошлого и сгибается под тяжестью бесполезных накоплений.

Вами руководили на каком-то отрезке пути, но вы уже прошли его - оставьте и этот путь, и своего руководителя, идите дальше! Некоторые считают, что это трудно. Если уж они ухватились за что-то, помогающее им, то держатся за него, не желая двигаться дальше. Те, кто получил определенное развитие благодаря христианству, ни за что не хотят оставить его и преданно несут эту ношу на своих плечах. Те, кто нашел пользу в буддизме, тащат его за собой. Все это мешает двигаться и бесконечно тормозит вас.

Если вы прошли этот этап, оставьте его! Идите дальше.

ОСТАВИТЬ ВСЕ УЗЫ

Если ваша цель - обрести свободу в Духе, вы должны оставить все узы, которые не относятся к внутренней истине вашего существа, а происходят от подсознательных привычек. Если вы желаете посвятить себя только Богу, не оставляйте в себе никаких привязанностей...

Когда вы приходите к Йоге, надо быть готовым к тому, чтобы разрушить все ментальные построения, все витальные опоры. Вы должны быть готовы к тому, что окажетесь как бы повисшим в воздухе без всякой поддержки, кроме вашей веры. Вы забудете свое прошлое "я" и его привязанности, вырвете их из вашего сознания и родитесь заново свободными от всякого рабства. Не думайте о том, кем вы были, думайте о том, кем стремитесь быть, погрузитесь в то, что вы хотите постичь. Отвернитесь от вашего мертвого прошлого и смотрите вперед, в будущее. Ваша религия, страна, семья, все там, в будущем - это Бог.

МЕНТАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ И ПРОГРЕСС

Я не верю в то, что существуют границы, которые невозможно пересечь.

Но я очень ясно вижу ментальные структуры людей, ту лень, которая возникает у них, когда следует сделать необходимое усилие. Эта лень, эта ограниченность похожи на болезнь. Но это - излечимая болезнь... Если вы нормальный человек, ваша способность к росту почти безгранична, стоит вам только приложить соответствующее усилие и научиться правильному методу.

Существует мнение, что человек уникален. Каждый человек неповторим - сосна никогда не станет дубом, а пальма - пшеницей. Также и истина вашего существа никогда не станет истиной вашего соседа, и прогресс ваш безграничен. Вы можете только сами остановить его вашим незнанием истины.

Если не знаешь способа, ничего не сделаешь.

ПРЕДВЗЯТЫЕ ИДЕИ

Лучше всего не становиться ни на чью сторону, отказаться от предвзятых идей и принципов. О, эти моральные принципы, правила поведения, что надо делать, чего не надо!.. Предвзятые идеи, основанные на морали, с точки зрения прогресса духа являются всего лишь ментальными и социальными условностями... Нет хуже препятствия. Есть люди, которые тратят десятки лет, чтобы преодолеть всего одну такую ментальную конструкцию!.. Если можете, откройтесь с той простотой, которая знает, что ничего не знает - вот так (жест, направленный вверх, жест самоотречения), и будьте готовы принять все, что угодно. Тогда что-нибудь изменится.

Естественно, когда сохраняется жажда прогресса, знания, трансформации, любви и истины, вы продвигаетесь быстрее. Все остальное неважно, нужно только это.

РАДОСТЬ ПРОГРЕССА

Именно воля к прогрессу и самоочищению воспламеняет в нас этот (психический) огонь. Воля к прогрессу.

Те, у кого сильная воля, обращаясь к духовному прогрессу и очищению, автоматически зажигают в себе этот огонь.

И каждый дефект, от которого человек хочет избавиться, или всякое достижение, к которому он стремится - если все это бросить в огонь, оно горит там с невиданной силой. И это не образ, это факт тонкого физического мира. Человек может чувствовать тепло пламени, он способен видеть в тонком физическом мире свет пламени. И когда в вас появляется то, что мешает вам продвигаться вперед, вы бросаете это в огонь, оно сгорает там, и пламя становится сильнее...

Как можно почувствовать радость, если в этот момент переживаешь трудности?

Конечно, если это трудности эгоистического порядка, то человек, бросив их в огонь очищения, сразу начинает чувствовать радость очищения. Если он делает это искренне, радость его увеличивается.

Поэтому совершенно ясно, что следует делать, вместо того, чтобы отчаиваться и жаловаться. Если человек предлагает все Богу и стремится искренне к преобразованию и очищению, он обязательно почувствует радость, поднимающуюся из глубин сердца. Даже если эта трудность - великое горе, человек может преодолеть его. Он постигает, что по ту сторону страдания, каким бы сильным оно не было, находится Божественная Радость.

СТРЕМИТЬСЯ БЕЗ НЕТЕРПЕНИЯ

Сильно стремитесь вперед, но без нетерпения... Различие между нетерпением и силой стремления очень тонкое - все дело в вибрации. Ее трудно уловить, но различие именно в ней.

Сильно, но без нетерпения. Вот так. Человек должен находиться именно в таком состоянии!

Долгое, очень долгое время человек должен быть удовлетворен внутренними результатами, то есть результатами, заключающимися в личных, индивидуальных реакциях, во внутренней связи с остальным миром. Человек не вправе ждать или преждевременно желать материализации каких-то вещей. Ваша поспешность обычно замедляет все.

Если это так, то пусть так и будет. Не надо торопить события.

Мы - я имею в виду людей - живем беспокойно, наша жизнь полна тревог и волнений. Она полусознательна и коротка, хотя люди редко думают об этом, они все же смутно ощущают ее быстротечность. И потому они всегда мечутся - очень быстро - от одного к другому, от одной вещи быстро стремятся к следующей, вместо того, чтобы дать всему жить в собственной вечности, всегда стремятся вперед, вперед. Потому их работа никуда не годится.

ЖИТЬ В ВЕЧНОСТИ

В человеческом сознании все протекает очень медленно. Когда мы сравниваем время, необходимое, чтобы понять что-то, со средней продолжительностью человеческой жизни, то это время кажется нам бесконечно долгим. Но к счастью, наступает время, когда мы избавляемся от этой точки зрения, когда мы начинаем чувствовать, что больше не мыслим человеческими мерками. Как только мы по-настоящему соприкасаемся с психическим, мы теряем эту узость, перестаем чувствовать эту агониб, котрая так ужасна: "Я должен торопиться, я должен спешить, времени так мало!" И человек из-за подобной агонии делает свое дело очень плохо или же вовсе ничего не делает. Но несомненно, что стоит ему войти в контакт с психическим, как все эти явления исчезают. Все становится шире, спокойней, умиротворенней. Вы начинаете жить в вечности.

ВРЕМЯ: ДРУГ ИЛИ ВРАГ

Как Время может быть другом?

Это зависит от того, как вы к нему относитесь. Все зависит от ваших взаимоотношений с ним. Если вы считаете его своим другом, оно становится другом. Если вы считаете его врагом, оно становится врагом.

Но в чем суть вашнго вопроса? Вас интересует, как человек ощущает его в качестве врага, или, наоборот, в качестве друга? Так вот, когда вы становитесь очень нетерпеливым и говорите себе: "Я должен, я обязательно должен добиться успеха в этом деле!", а ваши успехи совсем не торопятся приходить, то вы впадаете в отчаяние, и время становится вашим врагом! Но если вы скажете себе: "Хорошо, пусть на этот раз у меня ничего не вышло, выйдет в следующий раз. Я уверен, что когда-нибудь так или иначе добьюсь своего!" - тогда время станет вашим другом.

УСИЛИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПРОГРЕССА

Возлюбленная Мать! Когда прикладываешь усилия и не видишь никакого прогресса, приходит чувство растерянности. Что в таком случае делать?

Не расстраивайтесь! Отчаяние никуда не ведет. Во-первых, вы должны сказать себе, что совершенно не можетесудить, движитесь вы вперед или нет, так как то, что кажется нам очень часто состоянием застоя, на самом деле длительная, иногда очень длительная, но ни в коем случае не бесконечная подготовка к прорыву вперед. Мы иногда отмечаем ход времени неделями и месяцами, а потом вдруг то, что готовится, становится явным, и мы видим, что произошли значительные перемены и притом в нескольких направлениях сразу.

Как и все в Йоге, усилие, направленное на достижение прогресса, должно делаться из любви к самому усилию. Радости усилия, стремления к прогрессу, должно быть вполне достаточно, независимо от результата усилий. Все, что делается в Йоге, следует делать ради самой радости работы, а не ради результата, который человек надеется получить... Конечно, так обычно и бывает в жизни - результат не принадлежит вам. Если мы хотим сохранить правильное отношение надо просто работать, чувствовать, думать, стремиться, это именно то, что мы должны делать, а вовсе не надеяться на ожидаемый результат.

До тех пор, пока мы думаем о результатах, мы по-прежнему торгуемся, а это обстоятельство делает наше усилие неискренним. А ведь вы совершаете усилие, чувствуя настоятельную необходимость, повелительную потребность совершать усилия и развиваться. Это усилие и является даром Божественному Сознанию, находящемуся в вас, - Божественному Сознанию Вселенной. Это способ выражения нашей благодарности, и потому, какими бы ни оказались результаты прогресса, они не так уж важны. Вы будете развиваться, потому что для этого пришло время, а не потому, что вы так хотите.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ И ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС

Между внезапными, стремительными восхождениями существуют также периоды горизонтального продвижения. Момент внезапного подъема дает вам великую внутреннюю радость или нечто, подобное откровению. Но после того, как вы сделаете шаг вверх, необходимо будет снова вернуться вниз. Вам следует закрепить себя на новом уровне и подготовиться к тому, чтобы подняться на другую, более высокую ступень. То, что дает вам внезапно великую радость, относится всегда к восхождению. Но эти восхождения подготавливаются медленной работой горизонтального прогресса, суть которого в том, что человек постепенно становится все более сознательным, все более укрепляется в своем совершенстве, находит его внутри своего существа, психологически осознает и проявляет во внешнем действии.

Необходим длительный период для усвоения того, что получено в результате внезапного подъема. Как я уже говорила, существуют две разновидности прогресса. И горизонтальный прогресс необходим.

Вы не должны цепляться за свой вертикальный прогресс, вы не должны отказываться идти дальше из-за того, что горизонтальный прогресс не несет вам радости откровения. Вы должны суметь пройти через этот этап и перейти к другому.

ПОДЛИННЫЙ ПРОГРЕСС

Мы сейчас на земле. И период, который отведен человеку на земное существование, - это то время, когда он может двигаться вперед. Вне земной жизни человек не прогрессирует. Земное, материальное существование является по сути прогрессом. Здесь человек развивается. Вне земной жизни он отдыхает или пребывает в бессознательном состоянии - это периоды усвоения или отдыха. Но что касается периода прогресса, то он относится только к земному существованию, только к жизни в физическом теле. Таким образом, человек наделен телом только для того, чтобы прогрессировать и ни для чего иного. Когда он оставляет тело, период прогресса заканчивается.

А истинный прогресс - это садхана, то есть наиболее сознательный и быстрый прогресс. Обычным способом человек осуществляет его в соответствии с ритмами Природы, а это значит, что прогресс его потребует столетий и тысячелетий, чтобы продвинуться вперед хоть немного. Однако истинный прогресс - это тот, который осуществляется посредством садханы. В Йоге человек может за очень короткое время сделать то, что иным способом ему придется делать бесконечно долго. И всегда только в теле; и только на земле это может быть сделано. Поэтому, когда человек находится в теле, он должен использовать это великое преимущество и не тратить время впустую, не говорить: "Потом, потом". Гораздо лучше сделать все сразу. Все те годы, которые вы провели, не развиваясь, потрачены зря, и вы будете сожалеть об этом впоследствии.

ВЫ ДОЛЖНЫ ВЫБРАТЬ

Вы должны выбрать сами, нет сил, которые выбирают за вас. Не существует того, что вы называете шансом, судьбой, удачей - все это неправда. Ваша воля свободна, свободен ее выбор, свободны ее решения. Именно вы и только вы сами решаете - искать ли вам Свет или не искать, служить Истине или нет. Вы сами выбираете свое стремление, это ваш выбор. И даже когда вам говорят: "Полностью отдай себя на милость Бога, и все случится без твоего учасьия", - даже здесь предлагается выбрать, и для того, чтобы сделать ваше самоотречение полным, вам каждый день и каждую минуту придется делать свой выбор снова и снова - само собой ничего не происходит. Именно вы должны желать этого. Когда все сделано, когда все получилось, когда вы обрели знание и отождествились с Богом, все прекрасно, а до той поры вам придется самому стремиться, выбирать и решать. Не оставайтесь в ленивом сне, рассуждая так: "Работа будет сделана за меня, мне ничего не нужно делать самому, я должен только позволить себе спокойно плыть по течению". Это неправильно, вы заблуждаетесь, работа не делается сама по себе. Вам не исполнить работу, если у вас слабая воля, потому что если любая, даже самая малая часть вашего существа, не желая этой работы, будет говорить "нет, нет, нет!", вам придется подчиниться ей. И что тогда?

ПОКА ВСЕ НЕ СДЕЛАНО, НЕ СДЕЛАНО НИЧЕГО

Согласно древней Халдейской традиции очень часто юным послушникам давали следующее наставление: "Не пытайтесь застирывать пятна на своей одежде, одежды следует очищать полностью". Не пытайтесь исправлять свои ошибки одну за другой, не следует по очереди преодолевать свои слабости, так вы далеко не уйдете. Все сознание в целом должно быть изменено; все сознание должно полностью трансформироваться, оно обязано вырваться из того состояния, в котором пребывает сейчас, подняться к высшему состоянию, где вы сможете победить все свои слабости, где вы будете полностью видеть работу, которую вам предстоит выполнить.

Знаете ли, Шри Ауробиндо говорил: "Ничто не сделано до тех пор, пока не сделано все". Сделать один шаг вперед недостаточно, необходимо полное изменение.

Сколько раз я слышала от людей, совершающих какое-то усилие: "Я пытаюсь, но что пользы от моих попыток? Всякий раз, как только я подумаю, что чего-то достиг, тут же оказывается, что надо начинать все сначала". Так бывает, когда человек пытается двигаться вперед, оставаясь на месте, пытется развиваться, не изменив сознания. От такого подхода следует отказаться. Все сознание целиком должно вырваться из той накатанной колеи, в которой оно пребывает, оно должно подняться и все увидеть сверху. Только так победы не будут постоянно превращаться в поражения.

"ДРУГИЕ НЕ ДЕЛАЮТ ЭТОГО"

Открыться Божественному Влиянию мне мешает мысль: "Зачем торопиться, если другие вообще не делают этого?"

Это ужасная глупость!

Даже если бы вы один во всем мире хотелибы полностью, во всей чистоте отдать себя Богу, даже будучи в совершенном одиночестве, окруженный непониманием, даже если бы все люди глумились, смеялись и издевались над вами, даже если бы они ненавидели вас, это не причина, чтобы отказаться от работы. Человек либо делает вид, что ничего не понимает, либо действительно глуп. Подумать только - другие не делают! Какая вам разница, делают они что-то или нет? Вы должны сказать себе следующее: "Весь мир может идти неверным путем - это не волнует меня. Меня заботит только одно - идти правильно. Меня не должно занимать, чем занимаются другие. Это их дело, а не мое".

Как ужасна зависимость от того, что делают остальные - да ведь это наихудшее рабство!

ВАШ ЛУЧШИЙ ДРУГ

Ваш друг - не тот, кто помогает вам опуститься ниже, призывает вас вместе с ним заниматься глупостями или идти плохой дорогой, не тот, кто одобряет ваши дурные поступки, это ясно...

Вам ведь не нравится находиться в компании с человеком, у которого заразная болезнь, вы всеми силами стараетесь избежать встречи с ним. Обычно в обществе такого человека отделяют от остальных людей, чтобы его болезнь ни на кого не распространялась. Но инфекция порока, инфекция развращенности, лжи и низменных наклонностей куда более опасна, чем инфекция какой-либо болезни - именно ее особенно внимательно следует избегать. Вы должны считать своим другом того, кто не хочет участвовать в плохих и недостойных действиях, кто дает вам силу устоять против искушений. Вот ваш настоящий друг. С ним вы должны сблизиться, а не с тем, кто предается с вами развлечениям и укрепляет ваши дурные наклонности.

Сейчас мы не будем на этом останавливаться. Я надеюсь что те, кого я имею в виду, и без того поймут мои слова.

Конечно, в друзья надо выбирать тех, кто мудрее вас, чье общество облагораживает, кто помогает вам владеть собой, развиваться, поступать наилучшим образом и видеть яснее. Наконец, лучший друг - ведь это Бог, которому вы можете все рассказать, все открыть, не так ли? Он является источником бесконечного понимания и сочувствия, у Него есть возможность предупредить любую вашу ошибку, открыть путь к истинной реализации, это Он может понять все, излечить все, всегда поддержать на пути, помочь вам не упасть, не ошибиться, не споткнуться, помочь идти прямо к цели. Это настоящий друг, друг в минуты радости и горя, тот, кто может понять, исцелить, тот, кто всегда рядом, когда вы нуждаетесь в нем. Когда вы призываете Его искренне, Он всегда приходит, чтобы направить и поддержать вас, чтобы дать вам свою истинную любовь.

БОГ, МИР И ЧЕЛОВЕК

ПОЛАГАЙТЕСЬ НА ОДНОГО БОГА





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.029 с.)