Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Движение и развитие как атрибуты бытия

Поиск

Важнейшим положением философского материализма является признание органического единства материи и движения. Материи свойственна внутренняя активность, движение. Быть - значит пребывать, находиться в движении. Материя предстаёт бесконечной, как в своих проявлениях, свойствах, так и в своих изменениях, взаимопереходах от одного состояния к другому, взаимодействиях. Такие переходы, а в общем движение, есть коренной способ существования материи, её сущностной атрибут. Движение несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя. Ни одна частица материи, ни один эрг энергии не могут возникнуть из ничего и не могут исчезнуть бесследно. Проблемы неразрывности материи и движения всегда волновала учёных и философов. устойчивой оказалась концепция энергетизма, отрывающей движение от материи. Оствальд, в частности, заявлял, что в мире нет материи, а существует лишь энергия. В наши дни утверждается превращение материи в энергию, что в частности доказывает Гейзенберг, ссылаясь на известное уравнение Эйнштейна. Однако в действительности Эйнштейн указал лишь на пропорциональное соотношение массы и энергии. Энергия - это мера движения материи. Переходить друг в друга они не могут. На самом деле происходит переход массы, связанной с веществом, в массу, связанную с полем. Энергия служит мерой этого перехода.

В то же время нельзя смешивать понятие “движение” с понятием “развитие”. Если движение есть всякое изменение, то развитие - направленное движение, изменение. Развитие - это переход вещей из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, с новыми свойствами.

Качественное своеобразие того или иного объекта, системы характеризуется и соответствующей формой движения материи. Сообразно структурным уровням материи существуют качественно разнообразные формы движения. В неорганической природе движение осуществляется в следующих формах: а) пространственные перемещения; б) движение и взаимопревращения элементарных частиц вещества и поля; в) движение и превращение атомов и молекул, включающие в себя химическую форму движения; г) теплота; д) звуковые колебания; е) геологические процессы; ж) изменения космических систем различных размеров (звёзд, галактик). В живой природе движение выступает как совокупность жизненных процессов в организмах, обмен веществ, саморегуляция организмов. Общественные формы движения - это материальные общественные отношения, движение социальной материи.

Развитие является основным предметом изучения диалектики. Нацеленность на развитие является главным критерием диалектики. Развитие не развитие «вообще», «всего», «всей материи». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития.

Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но из развития должны быть исключены моменты возникновения и распада системы, её ликвидации, прекращения существования, т.к. например, возникновение системы хотя и связано с развитием, однако не есть ещё собственно развитие, оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру.

Признаками развития принято считать следующие из них:

1. Неотрывность от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество изменений в структуре, т.е. развитие связано с качественным характером изменений.

2. Развитие характеризуется не разовым качественным преобразованием, а комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна необратимость.

3. Развитие есть особого рода связь состояний. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями.

Таким образом, развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями самой системы.

Основные концепции развития, выдвигаемые современной наукой и философией:

рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики. К этому типу концепций относятся диалектические учения Канта, Шеллинга, Гегеля;

диалектико-материалистическая диалектика, составляющая основу марксистско-ленинского учения;

градуалистская модель развития, характерная для теории Г. Спенсера. Суть её сводится к следующему: сводимость высших форм движения материи к низшим, постепенный характер эволюции, признание внешнего источника развития материального мира и всех изменений;

концепция «творческой эволюции» или «эмерджентизма», для которой характерно утверждение того, что творческая эволюция строится на основе признанности факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; новое качество выступает результатом внутренней творческой силы; высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков. Таким образом, суть концепции «творческой Эволюции» сводится к абсолютизации скачков в развитии;

натуралистская концепция, получившая широкое развитие в естественных науках и наглядно проявившая себя в эволюционистском учении Ч.Дарвина.

Таким образом, принцип развития представляет собой выражение объективных процессов, происходящих в материальных и духовных системах, сопровождающихся изменениями в данных системах. Требования принципа составляют методологическую основу адекватной действительности практической и познавательной деятельности.

Пространство и время

Признание движения как формы существования материи логично предполагает, что материальные объекты, обладая размерами, определённым образом расположены друг относительно друга, образуют некоторые устойчивые конфигурации. Другими словами, все вещи, тела, объекты имеют временные свойства и пространственные характеристики.

Пространство выражает протяжённость, структурность и сосуществование взаимодействующих материальных объектов. Время выражает объективную последовательность смены состояний объектов, их стадийность и чередование в развитии. Пространство и время представляют собой формы, выражающие определённые способы координации материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя и её особенности определяют их основные свойства. Кроме того, наличие общего содержания - движущейся материи - указывает на взаимосвязь пространства и времени, на невозможность отдельного их существования. Философский смысл теории относительности состоит как раз в том, что она исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной точки зрения на пространство и время как независимых от материи форм бытия. Теория относительности показала вместе с тем зависимость пространства и времени от характера движения и взаимодействия материальных систем, она отвергла субъективистские, априорные трактовки пространства и время.

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся: протяжённость, однородность, изотропность, трёхмерность. Свойствами времени являются: длительность, одномерность, необратимость, однородность. Свойства однородности пространства, т.е. отсутствия в нём каких-либо выделенных точек, и времени, т.е. равноправность всех возможных направлений, теснейшим образом связаны с физическими законами, и в частности, законом сохранения.

Пространство и время как объективные формы бытия материи отличаются от тех естественнонаучных представлений о них, которые с прогрессом естествознания и науки в целом изменяются. В связи с этим, кроме реальных пространства и времени, различают перцептуальное (психологическое) и концептуальное пространство и время.

Под перцептуальным пространством и временем понимают формы чувственного созерцания, отражение реальных пространства и времени в чувственном восприятии субъекта, концептуальное пространство и время - это наши знания, представления, которые в итоге оказываются более или менее адекватным отображением реальных пространства и времени путем логического мышления. Перцептуальное и концептуальное пространство и время являются формами отражения материальной действительности и вместе с тем формами дальнейшего познания внешнего мира.

В истории философии и науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1). Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности, которые существуют наряду и независимо от материальных объектов. Пространство сводилось к бесконечной пустоте, вмещающей все тела, время - к «чистой» длительности. Эта идея, в общем виде сформулированная еще Демокритом, получила свое логическое завершение в концепции абсолютного пространства и времени Ньютона, который считал, что их свойства не зависят от характера протекающих в мире материальных процессов.

2). Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс). Релятивистская концепция пространства и времени продолжает развиваться. Идут поиски новых представлений об этих формах существования материи и предполагается, что придётся столкнуться с топологическими причудами пространства и время, что позволит расширить наши знания о материальном мире, в котором мы живём.

Субстанциальная и реляционная концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим толко­ванием мира, обе развивались на той и другой основе. Так, если Кант считал пространство и время не свойствами самих вещей, а априорными (доопытными) формами человеческого созерцания, то Гегель подчеркивал, что лишь в движении духа (как «инобытия» материи) «пространство и время действительны». Диалектико-материалистическая концепция пространства и времени была сформулирована в рамках реляционного подхода.

Пространство и время как формы бытия материи имеют как общие для них свойства, так и характерные для каждой из этих форм. К их всеобщим свойствам относятся: объективность и независимость от сознания человека, их неразрывная связь друг с другом и с движущейся материей, единство непрерывного и прерывного в ях структуре, количественная и качественная бесконечность, вечность.

Реальные пространство и время обладают метрическими и топологическими свойствами. Первые выражают их протяженносгь, они связаны с измерением и характеризуют их количественный аспект. Метрическими свойствами пространства являются гомогенность, изотропность, трехмерность, кривизна; времени — однородность, одномерность. Топологические свойства выражают пространственную и временную упорядочен­ность, качественный аспект пространства и времени (связность, симметричность и изотропность пространства, анизотропность, необратимость, ритм, темп).

Общие свойства пространства и времени специфически конкретизируются, преломляются на различных уровнях организации материи, например, в неживой природе, в мега-, макро-и микромире.

С возникновением живой природы возникают биологические пространство и время. Считается, что существует множество биологических пространств (например, ареалы распространения тех или иных организмов или их популяций). Специфические особенности биологического времени находят свое выражение во временных ритмах, которые представляют собой циклические колебания интенсивности и характера биологических процессов я явлений. «Биологические часы» - способность живых организмов ориентироваться во времени. Они основаны на строгой периодичности физико-химических и физиологических процессов в клетках - биологических ритмах. «Биологические часы» являются тем механизмом, благодаря которому осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем живого организма.

С возникновением общества возникают социальные пространство и время. Социальное пространство — это всеобщая норма существования различных социальных субъектов, начиная от отдельного человека и кончая обществом в целом. Социальное пространство — это по существу «вторая природа», де люди организуют пространство в зависимости от условий всей жизнедеятельности. Так, современный город по своей пространственной планировке отличается от городов античности или средневековья.

Социальное время - это форма общественного бытия, которая характеризует становление человеческой деятельности и последовательность различных стадий в историческом развитии. В истории время может «ускорять свой бег», события текут быстрее, т. е. увеличивается интенсивность всех форм жизнедеятельности людей. Особым свойством социального времени является то, что исторические события хранятся в памяти человечества. Говоря о социальном времени, выделяют время индивида (жизненный путь конкретного человека), время поколения (длительность актуальной жизнедеятельности современников) и время истории - качественно высший уровень социального времени.

3.4. Детерминизм и индетерминизм

Детерминизм (лат. determine — определяю): это 1) система взглядов об объективной закономерной взаимосвязи; о всеобщей обусловленности всех явлений окружающего мира; 2) учение о всеобщей причинной обусловленности всех явлений (причинность — главное в детерминизме, ноона не исчерпывает данное понятие).

Сторонники индетерминизма либо не признают всеобщий и объективный характер взаимосвязи явлений, либо - в крайней ферме - вообще отвергают детерминизм как таковой (а значит, и причинность). Они считают, что имеются состояния в события, для которых причина не существует или не может быть указана. Индетерминизм считает, в частности, что принцип причинности неприменим к объяснению человеческой деятельности, рассуждает о «свободе води» электрона, о том, что процессы микромира управляются телеологическими силами и т.д. При этом одна из исторических форм детерминизма, а именно, механический детерминизм, отождествлялся с детерминизмом вообще.

Современный детерминизм включает в себя два основных, объективно существующих типа взаимообусловленных явлений, каждый из которых в свою очередь выражается в многообразных формах детерминации. Первый тип—причинная детерминация, выступающая решающейпо отношению к непричинной, все формы которой складываются вконечном счете на основе причинности - краеугольного камня детерминизма.

Сущность принципа причинности (каузальности) заключается в нахождении таких связей и взаимодействующих факторов, которые обусловливают генезис (возникновение) и развитие данного предмета, детерминируют вконечном итоге все другие его свойства, связи и отношения, его своеобразие.

Реализуя принцип причинности, познание проходит следующие основные ступени:

1). Вычленение предмета исследования как своеобразной целостной системы из многих других взаимодействующих с данной системой.

2). Анализ данной целостной системы в качестве определенного результата всего процесса развития, т. е. в качестве следствия.

3). Изучение механизма причинной детерминации в плане одностороннего порождающего воздействия одного объекта на другой (внешняя причинность). На данном этапе анализируются все факторы, предпосылки, условия и доводы, которые участвовали в порождении данной системы; выявляются многообразные формы причинной обусловленности, вычленяется главная причина.

4). Исследование механизма причинного обусловливания как процесса самодетерминации данной системы, т. е. доведение анализа до понятия внутренней причины самодвижения (внутренняя причинность).

5). Изучение внешней и внутренней причинности в их единстве и взаимосвязи, но при приоритете последней. Особое внимание здесь должно быть проявлено к движущим силам, источнику развития — к противоречиям (прежде всего внутренним). Именно взаимодействие противоположностей, противоречие является в конечном счете самым глубоким источником, основной и коренной причиной взаимодействия (самодетерминации), самодвижения и развития объектов, их перехода к высшим формам.

Второй тип детерминизма - отношение между взаимосвязанными явлениями, которые не имеют непосредственно причинного характера, ибо здесь отсутствует момент порождения одного события (процесса, явления и т.п.) другим. Можно выделить следующие основные формы непричинного обуславливания:

1). Функциональные связи и зависимости между явлениями, когда они сосуществуют во времени, но не порождают одна другую.

2). Связь состояний, т. е. такое отношение разных состояний какого-либо объекта (атома, электрона и т.п.), при котором отсутствует генетический (порождающий) аспект.

3). Вероятностные соотношения, выражаемые в виде статистических законов.

4). Отношения симметрии, структурные, системные и иные взаимосвязи, пространственные и временные корреляции и другие рассматриваемые в рамках общенаучных подходов.

5). Взаимоотношения между определенными «парными» или любыми иными категориями материалистической диалектики, отражающими своеобразные «срезы» реальной действительности и самого процесса познания, кроме категорий причины и следствия (как детерминизма особого типа).

В современной науке происходит переход к более глубокому осмыслению детерминизма - к пониманию неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее. Это детерминизм, который усиливает роль человека.

Тема 4. Философское учение о сознании



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.203.255 (0.008 с.)