Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие немецкой философской классики в конце XVIII — начале XIX вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Критику Иммануилом Кантом метафизического понимания мира продолжили его ученики. Первым это сделал Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803 гг.), в молодости студент И.Канта в Кенигсбергском университете. Взгляды этого философа были близки к учениям просветителей. Вместе с тем, в работе «Идеи к философии истории человечества» он выдвинул идею социального историзма. Согласно И.Гердеру, жизнь возникла естественным обра зом из неживой природы. Высказывалась догадка о взаимосвязи человека и животных, являющихся, таким образом, «братьями нашими меньшими». Общество же стало результатом непрерывного совершенствования мира растений и животных, и его история — это прямое продолжение истории природы. И. Гердер полагал, что социальные качества людей поэтому есть непосредственное развитие естественно-биологических черт более простых живых существ. Эта идея была подвергнута критике уже И.Кантом. Согласно И.Гердеру, развитие собственно общества также имеет восходящий характер. В нем все большее значение приобретают разум и справедливость, а насилие постепенно сменяется миролюбием. Вместе с тем, общество — это единое целое, вне которого индивид ничего из себя не представляет: «человек рожден для общества» и «ни один из нас не сделался человеком сам по себе, собственными усилиями», но только благодаря культуре. На будущее И.Гердер смотрел весьма оптимистически, полагая, что человечество закономерно движется к гуманизму. Характер изменения общества определяют законы и дух народа (то есть его национальный характер и идеи его выдающихся представителей), а также географическая среда. В результате каждый народ имеет заметные отличия в своей истории. Мыслитель остро критиковал деспотизм и так называемые «великие личности», говоря, что, к сожалению, «самые славные имена в истории принадлежат тем, кто душил род людской, коронованным палачам или палачам — приспешникам трона».10 Истинными героями истории он считал изобретателей, деятельность которых свидетельствует о творческих способностях человечества; именно они его «боги и гении».11 Другим учеником И.Канта являлся Иоганн Готлиб Фихте (1762—1814 гг.). Он отверг непознаваемую «вещь в себе» своего учителя и не согласился с дуализмом сознания и объективного мира. При этом И.Фихте поставил задачу превратить философию в «науку всех наук» и последовательно вывести все знание из одного принципа. Немецкий мыслитель также воспринял и развил идею И.Канта об активности человека в процессе познания. Согласно И.Фихте, исходным пунктом философской теории является действующий субъект, обладающий изначально активной сущностью, и именно с него и следует начинать наши рассуждения. Основополагающей характеристикой человека при этом выступает его возможность выбирать образ и направление собственных действий. По этой причине И.Фихте определил свое учение как «систему свободы». Вместе с тем, по мысли автора, это также и «философия самосознания». Дело в том, что первым самоочевидным суждением человека является утверждение «я есть», в котором индивид осознает, осмысливает и анализирует самого себя в качестве «я». Но уже для такого начального умозаключения необходимо соотнести себя с чем-то другим, и это другое И.Фихте назвал «Не-Я». При этом определяющую роль философ отводил именно «Я», которое порождает «Не-Я» и затем «смотрится» в него, как в зеркало. Деятельность человеческого «Я» творит мир, и субъект становится абсолютным началом всего сущего. Таким образом, и бытие объектов, и познание полностью выводятся не из мира, а из сознания и деятельности человека. Немецкий мыслитель считал, что наши ощущения — это не результат отражения объективной действительности, а продукт «Я» (хотя мы этого и не осознаем). Индивид имеет только так называемое «эмпирическое сознание», не подозревает о «чистом Я» и воспринимает результаты его деятельности как нечто внешнее. В результате главным предметом философии у И.Фихте стало «чистое Я», активная деятельность творящего и познающего человеческого мышления. Субъективно-идеалистическое учение И.Фихте имеет определенные объективные основания в самом характере процесса человеческого познания. Действительно, мы воспринимаем не сам предмет, а его образ, и характер этого восприятия зависит от наших индивидуальных особенностей. При этом человек видит не изображение объекта на сетчатке своего глаза, а с помощью деятельности сознания как бы проецирует субъективно воспринятый образ предмета вовне, представляя его там, где он, в общем-то, обычно реально и находится. Однако у И.Фихте этот созданный человеком образ предмета и есть сам предмет! По его мнению, воспринимаемый предмет не сущесуществует независимо от нас, но только воспринимается нами в этом качестве. В этих рассуждениях немецкий философ прав лишь частично, так же, как и во мнении, что сознание творит мир. В самом деле, человек создает свою, особую вселенную — мир культуры; ее объекты являются таковыми только для носителей этой культуры. Однако люди не создают природу. У И.Фихте же природа выводится из ничем не определяемой деятельности субъекта и, в результате, она утрачивает ту свободу, которую имела у И.Канта: «единственно через человека распространяется господство правил вокруг него до границ его наблюдения и, насколько он продвигает дальше это последнее, тем самым продвигаются дальше порядок и гармония... Через него (то есть человека — В.Е.) держатся вместе мировые тела и становятся единым организованным телом, через него вращаются светила по указанным им путям». '- Природа для И.Фихте представляла по сути дела лишь препятствие, преодолевая которое «Я» полностью осознает себя и познает мир. Таким образом, немецкий философ выдвинул диалектическую идею о том, что познание — это фактически синтез (соединение) противоположностей, результат бесконечного взаимодействия и совместного развития «Я» и «Не-Я». По мнению мыслителя, данный синтез противоположностей осуществляется в результате акта воображения, которое является поэтому основой и сутью всех познавательных способностей субъекта. Итогом освоения мира человеком в идеале могло бы стать полное тождество «Я» и «Не-Я», однако практически это недостижимо. Элементы диалектики содержатся и в учении немецкого мыслителя о свободе, которая имела для него исторический характер. Человек должен являться сам себе целью, сам определять себя и не позволять определять себя ничем внешним. Ему следует быть активным в социальной жизни и действовать в собственных интересах, интеллектуально и нравственно совершенствоваться. Вместе с тем, человек немыслим вне общества. Поэтому самостоятельная личность должна самоограничить себя во имя осуществления прав других и только тогда возможна ее реальная собственная свобода. Кроме того, по убеждению И.Фихте, в истории должен реализоваться принцип равенства людей. На основе сказанного философ наметил и главную задачу человечества: не только общество и люди, но и природа должны быть в конечном итоге преобразованы в соответствии с категорическим императивом И.Канта (как закона всего сущего). В связи с этим большое значение в прогрессе человечества принадлежит науке. По мнению И.Фихте, центральную роль в жизни общества играет государство, назначение которого «состоит прежде всего в том, чтобы дать каждому свое, ввести его во владение его собственностью, а потом уже начать ее охранять».13 Следует отметить, что немецкий мыслитель являлся сторонником государственного регулирования экономики. При этом он ратовал за право владения индивида лишь «необходимыми средствами», то есть выступал за ограничение частной собственности. Попытка И.Фихте поставить в центр всей философии «Я» вызвала у многих его современников удивление и даже иронию. На склоне лет И.Кант также критиковал своего ученика за попытку вывести «из чистой логики реальный объект». Поэтому уже в начальный период творчества немецкий философ пытался оградить себя от обвинений в солипсизме и заявлял, что «абсолютное Я» вовсе не представляет собой частного индивида, который только выводится из этого «Я». Последнее есть «наша духовность вообще», а «понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду».14 В зрелые годы «Я» у И.Фихте все больше приобретало надиндивидуальный характер. Наконец, за субстанциальной родовой сущностью человека начал просматриваться и божественный абсолют. Таким образом, немецкий мыслитель постепенно эволюционировал от субъективного идеализма к объективному. Значение творчества И.Г.Фихте заключается прежде всего в обосновании им активности человека по отношению к окружающей действительности, раскрытии противоречивости и диалектичности процесса познания как взаимодействия субъекта (человека) с объектом (постигаемым миром). Именно активность мышления позволяет людям быть свободными, преобразовывать общество и устанавливать власть над природой. Более последовательным объективным идеалистом в зрелые годы являлся другой представитель немецкой классической философии — Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775— 1854 гг.). Правда, в молодости будущий идеалист увлекался идеями Великой французской буржуазной революции и придерживался в объяснении природы весьма близких к материализму взглядов. В ранней философской поэме молодой мыслитель даже утверждал: «Одно я усвоил раз навсегда: Кроме материи — все ерунда. Она — наш верный друг и хранитель, Всего, что на свете есть, прародитель. Она всех мыслей мать и отец, Познанья начало, незнанья конец. И тут совсем ни при чем откровенье, Чего-то незримого благоволенье».15 В самых первых работах Ф.Шеллинга заметно влияние идей И.Фихте, однако вскоре философ отверг принцип выведения окружающего мира из «чистого Я». Он предпринял попытку соединить философию и знания о природе, разрабатывая натурфилософию. При этом под влиянием открытий в естествознании конца XVIII века (в частности, достижений Кулона, Эрстеда и Гальвани в области теории электричества) молодой мыслитель высказал целый ряд диалектических идей. Прежде всего, он говорил о движении как неотъемлемом свойстве материи. Данные естественных наук все больше указывали на взаимозависимость органической и неорганической природы. Поэтому Ф.Шеллинг пришел к выводу, что Вселенная не просто проходит в своем развитии ряд качественно отличающихся ступеней. Различные уровни организации природы неотделимы друг от друга, и низшая ее ступень всегда является необходимым основанием для высшей. По сути дела Ф.Шеллинг говорил о механической и физической, химической, биологической и социальной формах движения материи, о ее внутреннем единстве и выдвигал идею всеобщей взаимосвязи в природе. Более того, немецкий философ считал, что сущность природы заключается в ее «полярности» и единстве противоположных сил (например, положительного и отрицательного электричества). Переход к каждой более высокой ступени в развитии природы молодой исследователь рассматривал как временное «снятие» напряжения между двумя полюсами полярности. Применительно к человеку полярность достигает своего наивысшего выражения в виде противоположности между добром и злом. Таким образом, Ф.Шеллинг преодолевал понимание природы как механического агрегата и ставил перед собой цель найти в основании мира некое динамическое (самодвижущее) начало. Немецкий мыслитель отмечал, что в продуктах природы есть следы разума, и это проявляется прежде всего в наличии в ней определенных законов. Чем выше восходим мы по лестнице природных форм, тем организованней они оказываются, то есть наблюдается тенденция к одухотворению. Природа представляет собой как бы застывший результат творчества, подобного деятельности человеческого художественного гения. Вместе с тем, чем значительнее человек в своем интеллектуальном развитии, тем в большей мере объективируется, «опредмечивается» его дух, воплощаясь благодаря деятельности в предметах культуры, мире «искусственных произведений» По мнению Ф.Шеллинга, с одной стороны, это указывает на то, что И.Фихте неправ, и природа не является порождением духа. С другой стороны, сознание также не возникает из материи. Дух вечен, как и неживая природа, он может лишь присутствовать или отсутствовать в разных местах Вселенной, проявляясь в большей или меньшей степени, однако исчезнуть или возникнуть не может. Поскольку природа и дух в своих динамических тенденциях как бы движутся «навстречу» друг другу, то за ними должна существовать синтетическая единая первооснова мира — и дух, и природа одновременно. Это — «абсолютная субстанция» или «абсолютное тождество». В результате Ф.Шеллинг пришел к пантеизму, называя эту первооснову Богом. Это пока не Всевышний христианской религии, а Все сущее в единстве, в котором сливаются объективное и субъективное. В Боге (во Всем) содержится, с одной стороны, «все относительно реальное» (материя и тяжесть, свет и движение, человек как биологическое существо и др.), с другой — «все относительно идеальное» (наука, искусство и религия, государство, право и т.п.). Ф.Шеллинг считал, что таким образом преодолеваются крайности материализма и идеализма. Идея тождества духа и природы стала ключевой в учении немецкого мыслителя. Согласно Ф.Шеллингу, материя и дух поляризованы лишь на «поверхности» бытия. Познать мир в единстве можно попытаться с помощью философских рассуждений, открывающих для человека возможность свободно действовать. Мыслитель полагал, что «увидеть внутреннюю конструкцию природы было бы невозможно, если бы мы не обладали способностью вторгаться в природу посредством свободы».16 Проявляя себя как свободное существо, человек в ходе познавательной деятельности открывает внутреннее строение природы, а его способности к познанию развиваются в историческом процессе. Однако люди не могут рационально выразить единство материального и идеального, поскольку разум, по Ф.Шеллингу, не допускает противоречий. В результате мыслитель скептически отнесся к базирующейся на разуме науке и посчитал, что постижение бытия возможно прежде всего на основе созерцания, которое является делом искусства. Путь к наиболее высоким истинам доступен лишь гениям, имеющим художественные способности и особую интеллектуальную интуицию. С проблемой свободы в творчестве Ф.Шеллинга тесно связан вопрос о природе зла. По мнению мыслителя, зло проистекает из противоречивой сущности человека, оно такое же порождение его свободы, как и добро. Причем, зло в определенной мере имеет статус необходимости, ведь человек совершает поступки в соответствии с характером, который не выбирают. С увеличением возможностей людей преобразовывать мир зло даже приобретает гораздо большие масштабы, чем раньше. Однако, по мнению философа, зло может быть преодолено в процессе исторического развития человечества, ведь историей движет «единый дух», придающий ей смысл и направленность. Людям же нужно отделить зло от добра и ясно осознать, что они собой представляют. Зло имеет силу только потому, что оно маскируется под добро, будучи же разоблаченным, оно беспомощно. Во второй половине жизни Ф.Шеллинг не только не развивал свои диалектические идеи, но и даже отбрасывал их (по-видимому, в том числе и из духа противоречия, находясь в неприязненных отношениях с Г.Гегелем). В качестве основы бытия у него теперь рассматривался не только «субъект-объект» или «абсолютное тождество», но и «идея идей» или «единый дух», который «вещает во всех». Акцент делался на идеальной стороне всего сущего, например, главной характеристикой природного бытия считалось его устремление к самопознанию в различных формах творчества. Пантеизм Ф.Шеллинга приобрел характер по следовательного объективного идеализма. Наконец, мыслитель пришел к той самой философии Откровения, которую остро критиковал в молодости. В этот период им использовалось все больше доводов из теологии, высказывались мистические идеи (от греческого «мистикос» — таинственный), согласно которым возможно невыразимое в понятиях разума переживание «единения» с божественным Абсолютом. Непосредственное приобщение к Всевышнему и божественное откровение были поставлены выше всякого разума и важнее любой науки. Учение Ф.Шеллинга занимает в немецкой классической философии важное место. Продолжая рационалистические традиции, мыслитель в рамках объективного идеализма обосновал единство духа и природы, сформулировал идеи закономерного развития мира и его единства через взаимосвязь противоположностей. Однако недостаточная системность выдвинутых Ф.Шеллингом и И.Фихте диалектических идей и определенная непоследовательность их идеалистических концепций давали возможность для дальнейшего развития немецкой философской классики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.21 (0.009 с.) |