Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Истоки и периодизация древнегреческой философии.
Важная духовная предпосылка философии Эллады — древнегреческая мифология. Она очень богата, насыщена множеством богов и героев; в ней делаются попытки ответить на некоторые мировоззренческие вопросы, прежде всего о происхождении Вселенной. Наиболее ярко религиозно-мифологическое мировосприятие характеризуют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Началом мира в них считается сверхъестественная супружеская пара, боги Океан и Тефида, олицетворяющие казавшееся древним грекам исходным явление природы - водную стихию. Именно от них «все происходит». Мироздание состоит из трех частей — неба, земли и подземелья. Земля является неподвижной круглой плоскостью, а медный небосвод поддерживается столбами. Боги человекоподобны, но отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием, передвигаются со скоростью мысли. Однако они не являются творцами мироздания. Они «отвечают» за различные области действительности, например, Аид — бог земли, Арес — войны, Афина — мудрости, Посейдон — воды, Танатос — смерти. В противоположность богам люди смертны и несчастны, зависят от воли богов. О зачатках философского отношения к действительности свидетельствует то, что могущественнее богов считается некая безличная судьба («мойра»), а также прославление Гомером разумности как высшего человеческого качества. Другой древнегреческий поэт, Гесиод, в произведении «Труды и.дни» пытался объяснить зарождающееся социальное неравенство, оценивая его весьма отрицательно. Поэма пронизана историческим пессимизмом, поскольку крестьянин Гесиод в условиях распада общины видел перед земледельцами всего лишь два пути: или потерять свой надел и стать батраком, или же разбогатеть и скупать участки других. Гесиод поэтому считал, что человеческие качества постоянно ухудшаются, и изложил легенду о пяти поколениях людей: золотом и серебряном, бронзовом, героическом и железном. В период железа правду «сменил кулак», и людям нет передышки ни днем, ни ночью от труда и забот, горя и несчастий. В поэме говорится, что животное не имеет представления о добре и зле, человек же их различает. Это высказывание свидетельствует о зарождающемся интересе эллинов к нравственным вопросам. Гесиод также советовал «меру во всем соблюдать и дела свои вовремя делать», не обижать чужестранцев, сирот и престарелого отца.
В «Теогонии» (в переводе с греческого «возникновение богов») Гесиод устами муз ответил на вопрос, что в мироздании «прежде всего зародилось». Первым возник Хаос (от греческого «разверзаюсь»), некое первичное бесформенное состояние, своеобразная зияющая бездна. Фактически Гесиод вплотную подошел к идее субстанциального первоначала, то есть к возникновению философии. Однако далее им развивались мифологические взгляды. Рисовалась величественная картина рождения и смены шести поколений олимпийских богов. Человек в поэме предстал как побочный результат теогонии, он слаб и принижен, даже ничтожен. Владыка Олимпа Зевс и другие боги ему враждебны. Лишь один титан Прометей любит людей и помог им овладеть огнем. Большую роль в подготовке античной философии сыграли так называемые «семь мудре нов» (конец VII-начало VI вв. до н.э.). Они прославились своими высказываниями (гномами), имевшими иногда довольно большую степень глубины и обобщенности в понимании человека и его отношений с обществом. Эти крылатые выражения пользовались значительной популярностью у современников. Изречения «Ничего сверх меры» (Солон) и «Познай самого себя» даже были высечены над входом в дельфийский храм Аполлона. Другие гномы также имели нравственный и даже мировоззренческо-философский смысл: «Мера — наилучшее» (Клеобул), «Говори к месту» (Биант), «Не позволяй своему языку опережать твой разум» (Хилон), «Знай свое время» (Питтак). В развитии античной философии можно выделить четыре этапа, отличающихся характером проблематики, а также степенью новизны и богатства идей и подходов: 1. VII-VI вв. до н.э. — зарождение и формирование; 2. V-IV вв. до н.э. — расцвет или классический этап; 3. конец IV-I вв. до н.э. — закат, то есть греческая философия эпохи эллинизма и Римской республики; 4. I-V вв. н.э. — период упадка и гибели античной философии в эпоху Римской империи.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.35.30 (0.005 с.) |