Истоки и периодизация древнегреческой философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки и периодизация древнегреческой философии.



Важная духовная предпосылка философии Эллады — древнегреческая мифология. Она очень богата, насыщена множеством богов и героев; в ней делаются попытки ответить на не­которые мировоззренческие вопросы, прежде всего о происхождении Вселенной. Наиболее ярко религиозно-мифологическое мировосприятие характеризуют поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Началом мира в них считается сверхъестественная супружеская пара, боги Океан и Тефида, олицетворяющие казавшееся древним грекам исходным явление природы - водную стихию. Именно от них «все происходит». Мироздание состоит из трех частей — неба, земли и подземелья. Земля является неподвижной круглой плоскостью, а медный небосвод поддер­живается столбами. Боги человекоподобны, но отличаются от людей вечной молодостью и бессмертием, передвигаются со скоростью мысли. Однако они не являются творцами миро­здания. Они «отвечают» за различные области действительности, например, Аид — бог зем­ли, Арес — войны, Афина — мудрости, Посейдон — воды, Танатос — смерти. В противопо­ложность богам люди смертны и несчастны, зависят от воли богов. О зачатках философско­го отношения к действительности свидетельствует то, что могущественнее богов считается некая безличная судьба («мойра»), а также прославление Гомером разумности как высшего человеческого качества.

Другой древнегреческий поэт, Гесиод, в произведении «Труды и.дни» пытался объяс­нить зарождающееся социальное неравенство, оценивая его весьма отрицательно. Поэма пронизана историческим пессимизмом, поскольку крестьянин Гесиод в условиях распада общины видел перед земледельцами всего лишь два пути: или потерять свой надел и стать батраком, или же разбогатеть и скупать участки других. Гесиод поэтому считал, что челове­ческие качества постоянно ухудшаются, и изложил легенду о пяти поколениях людей: золо­том и серебряном, бронзовом, героическом и железном. В период железа правду «сменил ку­лак», и людям нет передышки ни днем, ни ночью от труда и забот, горя и несчастий. В поэме говорится, что животное не имеет представления о добре и зле, человек же их различает. Это высказывание свидетельствует о зарождающемся интересе эллинов к нравственным вопро­сам. Гесиод также советовал «меру во всем соблюдать и дела свои вовремя делать», не оби­жать чужестранцев, сирот и престарелого отца.

В «Теогонии» (в переводе с греческого «возникновение богов») Гесиод устами муз отве­тил на вопрос, что в мироздании «прежде всего зародилось». Первым возник Хаос (от грече­ского «разверзаюсь»), некое первичное бесформенное состояние, своеобразная зияющая бездна. Фактически Гесиод вплотную подошел к идее субстанциального первоначала, то есть к возникновению философии. Однако далее им развивались мифологические взгляды. Рисо­валась величественная картина рождения и смены шести поколений олимпийских богов. Че­ловек в поэме предстал как побочный результат теогонии, он слаб и принижен, даже ничто­жен. Владыка Олимпа Зевс и другие боги ему враждебны. Лишь один титан Прометей любит людей и помог им овладеть огнем.

Большую роль в подготовке античной философии сыграли так называемые «семь мудре нов» (конец VII-начало VI вв. до н.э.). Они прославились своими высказываниями (гномами), имевшими иногда довольно большую степень глубины и обобщенности в понимании чело­века и его отношений с обществом. Эти крылатые выражения пользовались значительной популярностью у современников. Изречения «Ничего сверх меры» (Солон) и «Познай самого себя» даже были высечены над входом в дельфийский храм Аполлона. Другие гномы также имели нравственный и даже мировоззренческо-философский смысл: «Мера — наилучшее» (Клеобул), «Говори к месту» (Биант), «Не позволяй своему языку опережать твой разум» (Хилон), «Знай свое время» (Питтак).

В развитии античной философии можно выделить четыре этапа, отличающихся харак­тером проблематики, а также степенью новизны и богатства идей и подходов:

1. VII-VI вв. до н.э. — зарождение и формирование;

2. V-IV вв. до н.э. — расцвет или классический этап;

3. конец IV-I вв. до н.э. — закат, то есть греческая философия эпохи эллинизма и Рим­ской республики;

4. I-V вв. н.э. — период упадка и гибели античной философии в эпоху Римской импе­рии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.35.30 (0.005 с.)