Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эллинистическая и римская философия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
IV век до нашей эры стал временем наивысшего взлета античной философии. Однако после Аристотеля философская мысль Эллады вступила в период заката. Еще при его жизни начали проявляться первые признаки надвигающегося упадка греческого рабовладельческого полиса. Завоеванная Александром Македонским Греция вступила в эпоху эллинизма, а через два века попала под власть Рима. Постепенное снижение эффективности рабовладельческой экономики и обострение социальных противоречий отразились на духовном самочувствии общества. Оптимистические настроения классических философов, их уверенность в разумном устройстве мира уступили место скептицизму и мистике. Мыслители обратились к проблеме существования человека в условиях перманентного кризиса. Следует отметить, что тенденции, характерные для эпохи эллинизма, встречались и раньше, но были мало заметны. Так, на рубеже V и IV веков до н.э. сформировалась киииче-ская школа, наиболее известными представителями которой являлись Аитисфеи и Диоген Сииопский. Название за школой закрепилось в результате того, что Диоген одно время преподавал в гимнасии Киносарг («Резвые собаки») и к тому же получил прозвище «Собака» за действительно «собачий» образ жизни. Киники довели до крайности требование Сократа «ни в чем не нуждаться». Однако если Сократ имел в виду свободу от пороков и тщеславия, но вовсе не от обязанностей перед обществом, то киники не просто отрицали богатство и славу, а пропагандировали крайний индивидуализм и презрение к общественным устоям, моральным нормам и даже элементарным приличиям. Киники демонстративно вели крайне простой образ жизни, как они считали, наиболее естественный. Антисфен всякое удовольствие рассматривал как зло и сознательно ходил в рваной одежде, а Диоген находил наслаждение в презрении к наслаждению и по преданию жил в бочке. По их мнению, подобное поведение должно было привести человека к полной внутренней свободе. Один из известных мыслителей эллинистического периода — Эпикур (342—271 гг. до н.э.). В онтологии он был последователем атомистической системы Демокрита. Согласно Эпикуру, существуют лишь пустота и тела с постоянными и преходящими свойствами. К постоянным свойствам тел относятся форма, величина и вес. Пустота существует потому, что в противном случае телам «не было бы где двигаться». Тела состоят из далее неделимых атомов, так как иначе, дробясь беспредельно, «сущее разлагалось бы в ничто». Эпикур признавал так называемый «закон сохранения бытия», сформулированный Аристотелем. Согласно этому закону, «ничто не возникает из несуществующего» и, наоборот, «если бы исчезающее разрушалось в несуществующее, все давно бы уже погибло».27 Поэтому Эпикур сделал вывод о том, что мир вечен и принципиальных необратимых изменений в нем не происходит. Вселенная также безгранична, поскольку у нее нет никакого предела, на который можно было бы посмотреть со стороны. Все изменения и перемены в мире Эпикур сводил к пространственному перемещению атомов и убавлению или прибавлению их в разных местах, однако он не признавал качественных изменений. Философ не принимал Бога в качестве перводвигателя атомов, считая, что источник изменения содержится в них самих, и он заключается в весе, благодаря которому атомы постоянно падают. В отличие от Демокрита, Эпикур не считал, что число форм атомов бесконечно. Кроме того, мыслитель выступил против фатализма своего предшественника, выдвинув идею о том, что атомы могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейного движения. Это позволяло объяснить не только необходимость, но и случайность. В гносеологии Эпикур был сенсуалистом. Однако он абсолютизировал роль чувств в процессе познания, считая, что они непогрешимы. Поскольку этот древнегреческий мыслитель не обратил внимание на то, что ощущения и восприятия необходимо проверять в ходе человеческой деятельности, ему пришлось прийти к выводу, что даже видения безумцев и спящих тоже истинны. Он полагал, что ошибки в познании проистекают из неправильных суждений об ощущениях, то есть заблуждаются не чувства, а разум. В центре учения Эпикура находится этика. Его онтологические выводы позволили отвергнуть положение о предопределенности человеческой судьбы и обосновать идею свободы. Поскольку существует случайность в мире атомов, возможен и выбор людьми самых различных путей в жизни. Они свободны и сами определяют свое поведение благодаря душе, которая состоит из особого рода атомов, мелких и очень подвижных. Так как душа представляет собой лишь структуру атомов, то она смертна. На основе вывода о свободе человека Эпикур рассматривал проблему смысла жизни, который виделся ему в достижении блага. Высшим благом философ считал устранение страдания и получение наслаждения (по гречески «гедоне»). Иными словами, Эпикур возвел удовольствие в принцип счастливой жизни. Однако благом является удовлетворение лишь естественных и необходимых потребностей и воздержание от хотя бы и естественных, но не необходимых, а тем более от искусственных потребностей. Например, желание пищи естественно и необходимо, стремление же насладиться роскошными блюдами не естественно и не необходимо. То есть в удовольствиях следует быть умеренным, они должны быть нравственны, разумны и подчинены справедливости, иначе принесут страдания другим людям. Не погружение в чувственные наслаждения рождает сладостную жизнь, но «трезвое рассуждение», избавляющее от страха и сомнений28. Поэтому истинным средством достижения наслаждения являются духовные ценности: дружба, знание, занятия искусством. Философ рекомендовал «жить незаметно», не участвуя в политической жизни, в тесном кругу близких людей. Особенно важно освободиться от всякого беспокойства и страха. Непознанные, а потому пугающие явления природы можно объяснить естественным образом. Что касается смерти, то ее тоже не стоит бояться: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, нет жизни.29 Правда, мыслитель игнорировал здесь тот факт, что смерть для нас есть прежде всего мучительный процесс умирания и лишь потом небытие. Согласно Эпикуру, высшая ступень блаженства — это достижение мудрецом полного душевного равновесия, невозмутимости и спокойствия души (по-гречески «атараксия»), а тем самым и счастья (по-гречески «эвдемония»). Мыслитель основал собственную философскую школу, называвшуюся «Сад Эпикура». В Древнем Риме материалистические идеи Демокрита и Эпикура популяризировал Тит Лукреций Кар (95—55 гг. до н.э.), написавший философскую поэму «О природе вещей». В ней он критиковал религию, однако признавал существование в неких «междумириях» богов, которые совершенно не вмешиваются в дела людей. Лукреций Кар был хотя и сенсуалистом, но, в отличие от восхваляемого им Эпикура, видел ограниченность чувств, считая, что неполноту чувственного восприятия должна восполнять беспредельная мысль. Все в бесконечном мироздании состоит из большого, но ограниченного числа форм разнородных далее неделимых первоначал (атомов), количество же движущихся в пустоте атомов неисчислимо. Лукреций Кар поддерживал концепцию Эпикура о свободе воли. Он считал души смертными и выдвинул ряд опровержений учения об их переселении. Во-первых, раз бессмертная душа вселилась в наше тело, то «почему же тогда мы не помним о жизни прошедшей?». Во-вторых, если душа просто забыла о событиях в предыдущих жизнях, то тогда это «мало отличается от смерти». В-третьих, постоянные путешествия душ из тела в тело привели бы к тому, что «нрав у животных тогда бы мешался. Часто бежали бы прочь, нападенья пугаясь рогатых Ланей, гирканские псы, трепетал бы в воздушных высотах Сокол парящий и вдаль улетал бы, завидя голубку. Ум оставлял бы людей, разумели бы дикие звери».30 Противоположный эпикуреизму этический подход характерен для такого философского направления, как стоицизм. Его основоположники Зенон Кипрский (около 336—264 гг. до н.э.), Клеапф (около 331—233 гг. до н.э.) и Хрисипп пропагандировали свое учение в афинском портике, то есть галерее с колоннами, называвшейся по древнегречески «стоя». В онтологии стоики признавали два основных принципа: материальный, считавшийся основой, и духовный (Логос или Бог), проникающий через всю материю и образующий вместе с ней конкретные единичные вещи. Стоики полагали, что говорить о реальности общего нельзя, а роды и виды — это лишь общие имена, придуманные людьми для сходных предметов. Логос является законом необходимости или провидением, и поэтому естественный ход событий во Вселенной изменить нельзя. Стоики придерживались концепции «мирового года» (10800 лет), по прошествии которого все неизбежно превращается в огонь, а затем космос вновь воскресает, и начинается новый цикл. Поскольку человек ничего не может изменить в предопределенном порядке вещей, то он, как часть природы, должен стремиться жить в гармонии с ней и подчиниться космическому порядку, смириться с судьбой. Стоики первыми ввели в философию такое обыденное понятие, как «долг». Совершенно бесполезно желать того, что не находится в нашей власти, а невыполнение желаний лишь усиливает страдание. Поэтому надо подчинить страсти разуму и с достоинством и мужеством (как мы сейчас говорим, «стоически») принимать в жизни все как есть: рождение и смерть, удовольствие и страдание, здоровье и болезнь, богатство и бедность, славу и бесславие. Мудрец должен выработать в себе невозмутимость духа; счастье же состоит в том, чтобы не желать никакого счастья. Вместе с тем, во власти человека остается свой внутренний мир, и поэтому спокойствие и счастье зависят от мнения о вещах. Например, смерть, болезни и бедность ужасны лишь для тех, кто их боится. Таким образом, в стоической этике целью жизни являются не свобода и наслаждение (как у Эпикура), а необходимость и самоограничение. Стоики считали мир познаваемым и исповедовали принципы сенсуализма. По их мнению, душа новорожденного ребенка напоминает чистый папирус, который заполняется знаками в результате восприятия окружающего мира. Особенности этики стоицизма привели к тому, что он получил наибольшее распространение в Древнем Риме, где демократия и республика со временем ушли в прошлое, а в обществе нарастал духовный кризис. Римский мыслитель Сенека (4 г. до н.э. — 65 г.н.э.) отличался пессимизмом и индивидуалистическими воззрениями. Смысл существования человека он видел в достижении душевного спокойствия и отрешенности от публичной жизни, а не в стремлении к богатству, власти и славе. Хотя все люди — рабы судьбы, внутренне они свободны. Поэтому Сенека выступил против рабства человека перед собственными страстями и пороками (скупостью, честолюбием, страхом). Вместе с тем, он не отрицал рабства как социального явления, хотя и призывал мягко относиться к рабам. Сенека полагал, что рабами становятся только те, у кого нет мужества умереть. Мыслитель считал душу бессмертной. Природу он понимал с пантеистических позиций (от греческого «пан» — все и «теос» — бог); по его мнению, «не может быть природы без бога и бога без природы», а «мировой разум проявляется в природе как ее красота и гармония». Бог также отождествлялся Сенекой и с судьбой. Стоиком являлся проведший значительную часть жизни в рабство мудрец Эпиктет (около 50 — около 135 гг. н.э.). Он хотя и плохо знал науки, но был известен своими высказываниями на этические темы. Вот некоторые из этих изречений: «не вещи смущают людей, но мнения, которые они о тех имеют», «не требуй, чтоб дела так делались, как ты хочешь; но желай, чтоб оные так делались, как делаются, и таким образом беспечально жить будешь», «...желай того, что от тебя зависит», «всяк, кто вольным стать хочет, не должен ни желать, ни гнушаться всего того, что от других зависит».31 Стоиком был и «философ на троне», римский император Марк Аврелий Антонин (121— 180 гг. н.э.). Обнаруженные после его смерти размышления «К самому себе» проникнуты пессимизмом. Марк Аврелий остро воспринимал преходящий характер жизни человека: «оглянись назад — там безмерная бездна времени, взгляни вперед — там другая беспредельность»; «время человеческой жизни — миг». Прошлое уже прожито и исчезло, будущее неведомо и его еще нет. Тщетны упования человека на исполнение прижизненных желаний, бесполезно надеяться и на посмертную славу, «которая держится лишь в нескольких кратковеч-ных поколениях людей, не знающих самих себя, не то что тех, кто давно почил».32 Вечная слава — сущая суета: «Скоро ты забываешь обо всем, и все, в свою очередь, забудут о тебе».33 Все во Вселенной подчинено необходимости: «... как из всех тел составляется такое вот тело мира, так из всех причин составляется такая вот причина — Судьба».34 В результате единственное, что находится во власти человека — это его мысли. Однако пессимизм Марка Аврелия не привел его ни к отказу от активной жизни, ни к проповеди бездумных наслаждений. Он считал, что главная ценность человека — это его разум. Поэтому если даже в мире «царит провидение, милость которого можно заслужить, будь достоин Божественной помощи. Если же царит беспорядочный случай, то радуйся, что среди всеобщего хаоса имеешь руководителя в самом себе — свой дух».35 Внутри человека есть «источник добра, который способен бить неиссякая». Основной целью наших стремлений должно быть достижение добродетели, то есть подчинение «разумным законам природы в согласии с человеческим естеством». В этой связи философ-император высоко ценил «праведное мышление», «общеполезную деятельность» и «преданность интересам государства». По его мнению, лучшее в жизни — это справедливость и истина, благоразумие и мужество. Греческий и римский стоицизм наиболее ярко выразил настроения пессимизма и апатии, сомнения и неопределенности, страха и неуверенности в завтрашнем дне, присущих клоняще муся к закату античному обществу. Эти же настроения повлияли на формирование еще одного заметного философского направления — скептицизма. Его представителями были, в частности, Пиррои (360—270 гг. до н.э.) и Секст Эмпирик (вторая половина II — начало III в. н.э.). Однако скептицизм делал упор на рассмотрении не этических, а гносеологических проблем. Скептицизм отрицал истинность любого познания, критикуя доводы всех других философских направлений. Так как все в мире изменяется, то ни о чем ничего точно сказать нельзя. Все говорят не о том, что действительно есть, но только о том, что им кажется. Скептики указывали на ненадежность чувственного познания, вытекающую из индивидуальных особенностей людей и разности их представлений о мире, воспитания и обычаев и т.п. Скептики не смогли допустить соединения противоположностей в утверждениях, и противоречия были для них признаком невозможности познания. Как и другие античные мыслители, скептики не осознали и роль практической деятельности в проверке теоретических построений. Поэтому рассуждения как истинный путь постижения мира ими тоже отвергались, ведь «на всякое слово есть и обратное». Людям доступно не знание, а лишь мнение о предметах: «Ясного муж ни один не узнал; и никто не возможет Знающим стать о богах и о том, что о всем возвещаю. Даже когда и случится кому совершенное молвить, Сам не ведает он [о том, что оно таково]...».36 Человек может лишь случайно изречь истину, но даже не узнает ее в море окружающего его заблуждения. В этой связи скептики считали, что неправомерна и сама постановка мыслителями всех философских вопросов, например, «о том, откуда и что происходит» (Гесиод). Главным принципом этой школы было: «Ничего не утверждать». По мнению Пиррона, все философы почти во всем противоречили друг другу, невольно тем самым доказывая, что мы ничего не можем знать о мире. Поэтому главным для мудреца должно стать не рассмотрение вопросов устройства бытия и получения знания, а проблема достижения счастья. Согласно Пиррону, мудрость состоит в воздержании от всяких суждений о вещах, и в этом случае мы достигнем устойчивого и невозмутимого покоя, то есть высшей степени возможного блаженства. Таким образом, если у Эпикура атараксия достигалась через просвещение человека, то у Пиррона для этого было необходимо отказаться от попыток познать мир. Секст Эмпирик в труде с многозначительным названием «Против ученых» критиковал известные тогда философские определения, истины математики и астрономии, сомневался в существовании богов. Античный скептицизм хотя и отвергал предшествующую философию, тем не менее, имел определенное значение для дальнейшего развития философской мысли. В нем были остро поставлены проблемы истинности знания и его критериев, отвергнуто догматическое отношение к любым положениям. В римской философии с I века до нашей эры развивался также эклектицизм (от греческого «эклектикос» — выбирающий), механически соединявший различные понравившиеся его представителям идеи из тех или иных учений и школ. К этому направлению принадлежали Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.) и Марк Теренций Варрои (116—27 гг. до н.э.). Они излагали, сопоставляли и систематизировали то, что казалось им полезным для образованного человека их времени. Пессимистические тенденции, по-разному проявившиеся в философских учениях постклассического периода, отразили общий кризис духовной жизни античного рабовладельческого общества, обреченного на разрушение и гибель. * "к "к
Философия играла незаменимую роль в духовной жизни античного общества, она развивалась вместе с ним и была интегральным (объединяющим) фактором античной культуры. Мудрецы пользовались большим авторитетом у сограждан, и к их советам прислушивались как правители, так и простые люди. В период становления античной философии мыслителей интересовали прежде всего проблемы устройства, изменчивости и познаваемости бытия, понимаемого как природа, космос. В это время постепенно сложилась основная проблематика философии и выявились важнейшие линии ее дальнейшего развития, были сформулированы методологические подходы. С усложнением общественных отношений и формированием личностного подхода к миру было уточнено понимание предмета философии, она осознала свой предмет и место в духовной культуре общества, выделились области философского знания, усилилась конкуренция направлений и школ. Были выработаны принципиально разные подходы к решению основного вопроса философии — материализм и идеализм, агностицизм и гносеологический оптимизм. По выражению Ф.Энгельса, в древнегреческой философии «уже имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений». Наряду с этим, в философии произошел антропологический поворот. Однако в учениях мыслителей Древней Греции и Древнего Рима человек, тем не менее, всегда рассматривался как часть, пусть и очень важная, целостной Космоса. Вершиной развития античной философии считается творчество Платона и Аристотеля, в учениях которых философское знание античности приобрело наиболее системный и всесторонний характер. Богатство античного философского мышления, многообразие поставленных проблем и попыток их решения, сложившийся понятийный аппарат были тем примером, которым вдохновлялись, тем источником, из которого черпала материал для дальнейшего развития философия последующих веков.
Вопросы для самоконтроля к теме 3 1. Какие философские категории сформировались в древнегреческой философии? 2. Перечислите высказывавшиеся в античной философии предложения по решению проблемы субстанции. Кто из мыслителей, по Вашему мнению, был ближе к истине? 3. Почему, на Ваш взгляд, античная философия обратилась к проблеме человека только со времени жизни софистов и Сократа? 4. Какие основания в социально-экономической жизни древнегреческого общества имел расцвет философии Эллады в V—IV вв. до н.э? 5. Как Вы думаете, почему в Древней Греции философия была развита значительно лучше, чем в Древнем Риме? 6. Отразился ли кризис античного общества на развитии философии? 7. Кто из мыслителей античности внес, на Ваш взгляд, наибольший вклад в развитие философии? Попробуйте обосновать свое мнение.
Примечания к теме 3 1. См.: Антология мировой философии. — Т.1. — 4.1. — С.268. 2. См.: Там же. — С.270. 3. Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. -М., 1981. — С.128. 4. См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 1979. — С.103. 5. См.: Антология мировой философии. — Т.1. — 4.1. — С.273. 6. См.: Там же. — С.274. 7. См.: Диоген Лаэртский. Указ. соч. — С.338—339. 8. Цит. по: Чанышев А.Н. Указ. соч. — С. 135. 9. Цит. по: Там же. — С. 136. 10.См.: Антология мировой философии. — Т.1. — 4.1. — С.296—298. 11.См.: Аристотель. Сочинения в 4-х тт. — М., 1976. — T .l. — С.114. 12.Цит. по: Чанышев А.Н. Указ. соч. — С. 188. 13.См.: Антология мировой философии. — Т.1. — 4.1. — С.318. 14.См.: Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х тт. — М., 1976. — Т.2. — С.252. 15.См.: Диоген Лаэртский. Указ. соч. — С.375. 16.См.: Платон. Сочинения в 3-х тт. — М., 1970. — Т.2. — С. 163. 17.См.: Платон. Сочинения в 3-х тт. — М., 1968. — Т.1. — С. 382—383. 18.См.: Платон. Собр. соч. в 4-х тт. — Т.2. — М.: Мысль, 1993. — С.59. 19.См.: Там же. — С.29. 20.См.: Аристотель. Сочинения в 4-х тт. — T .l. — М.: Мысль, 1976. — С.223. 21.См.: Там же. —С.197. 22.См.: Там же. — С.311. 23.См.: Там же. — С.65. 24.См.: Там же. — С.66. 25.См.: Там же. — С.68. 26.См.: Аристотель. Сочинения в 4-х тт. — Т.4. — М.: Мысль, 1983. — С.406. 27.См.: Диоген Лаэртский. Указ. соч. — С.408. 28.См.: Там же. —С.434. 29.См.: Антология мировой философии. — Т.1. — 4.1. — С.355—356. 30.См.: Лукреций Кар. О природе вещей. — М., 1983. — Кн.З. 31.Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по античной и средневековой философии. — М., 1991. —С.310—311. 32.Цит. по: Там же. — С.315—316. 33.См.: Хаффнер Г. Выдающиеся портреты античности. — М., 1984. 34.Марк Аврелий Антонин. Размышления. — Л., 1985. — С.24—25. 35.См.: История философии. — T .l. — М., 1941. — С.353. 36.См.: Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х тт. — Т.1. — С.69.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.016 с.) |