Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Философская Мысль Древнего Востока.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первые проявления философского подхода к миру (так называемая «предфилософия») встречались в Древнем Вавилоне и Древнем Египте во II — начале I тысячелетия до н.э. В это время люди приобрели элементарные научные знания в области математики, астрономии и медицины. В сказаниях и литературных произведениях была обозначена проблема жизни, смерти и смысла существования человека (вавилонское «Сказание о Гильгамеше», древнеегипетский литературный памятник «Беседа господина и раба»). Однако в условиях господства мифологии и религии в Древнем Вавилоне и Египте не сформировались философские учения. Поэтому обратимся к двум странам Древнего Востока, в которых философия смогла стать самостоятельным способом духовной деятельности человека — Индии и Китаю. В них философия возникла и развивалась как под влиянием общецивилизационных факторов, так и испытывая воздействие ряда особенностей социально-экономической, политической и духовной жизни, присущих странам Востока. Эти особенности были во многом обусловлены т.н. «азиатским способом производства», при котором только государство имело исключительное право распоряжаться всеми имеющимися на его территории ресурсами — землей и водой, полезными ископаемыми и средствами производства. Ни о какой частной собственности не было и речи. В Древней Индии и Древнем Китае человек был слабо выделен из коллектива, общины и не ощущал себя независимой и самостоятельной личностью. Он мог обладать порой сказочными богатствами, но совершенно не был защищен от произвола деспотического, всесильного государства. Характерной особенностью социального устройства стран Востока являлась корпоративность, при которой в обществе имелись замкнутые социальные группы — кланы и касты, секты и землячества. Они объединяли как бедных, так и богатых. Поэтому роль социальных противоречий в обществе была незначительной. Огромную роль играли мифология и религия. Для Древней Индии и Китая был характерен традиционализм, то есть следование устоявшимся социальным нормам, обычаям и традициям, уважение старого и отрицание нового. Все это наложило отпечаток на философию. Она оказалась весьма тесно связанной с мифологией и религией и была обращена не к отдельному человеку, а к целому — изучая общественные порядки или занимаясь поиском всеобщего мирового закона.
Философия Древней Индии. Важную роль в формировании древнеиндийской философии сыграли особые тексты — веды (от санскритского «веда» — знание). В ведах отражено религиозно-мифологическое понимание мира. Они представляют собой сборники стихов и песен, молитв и заговоров, заклинаний и гимнов, в которых одухотворяются и обожествляются природные явления и стихии — огонь и молния, гром и ветер, небо и земля, Солнце и Луна. Вся природа мыслится одушевленной. В ведах наблюдается стремление человека объяснить упорядоченность мира и выявить его законы. Ставятся мировоззренческие вопросы, например: «Сколько богов?», «Что это было за дерево, что за лес, из которых они (боги) соорудили небо и землю?», «Откуда смерть?», «Кто предопределил его (человека) жизнь?».1 Заметны и тенденции развития мировоззрении, поскольку появляется сомнение: «Нет Индры, — иные говорят, — кто видел его? Кого воспевать нам?».2 Ранние веды сложились стихийно, поздние творились сознательно и были дополнены объяснениями, а также ритуальными, законодательными и научными трактатами. Относительно завершенный вид веды приняли в первой половине I тысячелетия до нашей эры, в период, получивший название брахманического. В них отражены особенности социальной структуры древнеиндийского общества, которое делилось на четыре варны — замкнутые группы людей, занимавшие строго определенное место в обществе. Браки заключались только внутри варны, и принадлежность к ней наследовалась, так же, как и профессия. Высшей варной являлись брахманы, и их привилегией был умственный труд. Представители второй по авторитетности варны — кшатрии, занимались военным делом. Земледелие, ремесло и торговля превратились в занятие вайшьев. Уделом же шудр стал самый низменный труд, это была варна слуг. В свою очередь, каждая варна делилась на множество каст, в основном по профессиональному признаку. Изучать веды могли только мужчины — представители трех высших каст. В VIII — VI вв. до н.э. на базе вед сформировались предфилософские тексты — Упани-шады (от санскритского «сидеть около», в смысле «сидеть около ног учителя»). По форме они являются диалогом учителя с учеником и представляют собой смесь религиозно-мифологических воззрений с зачатками философской мысли. В Упанишадах, наряду с обычными ведическими богами (Сурья — Солнца, Митра — дня, Варуна — ночи и др.), речь идет также о богах-абстракциях как неких силах, ответственных за происходящее в мире (Кала — время, Скамбха — жизнь). Признается всеобщее единство мира и дается ответ на вопрос о первооснове бытия, которой считается безличное абсолютное сущее идеального характера — драхма (или Брахман). Из брахмы возникает все — Вселенная и боги. Она неизменна и бесконечна, лишена причины и подобия, неизмерима, безначальна и неразрушима.3 Согласно тексту Упанишад, «как из пылающего огня тысячами возникают искры, подобные [ему], так различные существа рождаются из неуничтожимого [брахмы] и возвращаются в него же».4 Для обозначения индивидуальной духовной сущности, души используется понятие Атман. Вместе с тем, Атман рассматривается и как некая мировая душа, пребывающая в каждом живом существе.
В Упанишадах содержится оказавшее огромное влияние на последующее развитие индийской философии учение о круговороте жизни — самсара. Вместе с тем, формулируется тесно связанный с этим учением закон воздаяния — карма (на санскрите — «жребий»). Согласно им, душа включена в вечный круговорот перерождений. Поэтому со смертью индивида она не исчезает, а в зависимости от правильности ее поступков в предыдущей жизни переселяется в тело представителя той или иной касты или даже (в случае особой греховности человека) в тело животного. Тот, кто действует в соответствии с существующими для своей варны обычаями и нормами поведения, готовит себе лучшую участь в следующих жизнях, то есть будучи прежде, например, вайшьей, станет в новом воплощении кшатрием. Поскольку по своей идеальной сути бессмертная душа близка к брахме, в земной бренной жизни она чувствует себя весьма «неуютно» и подвержена несчастьям и искушениям, разочарованиям и ошибкам. Согласно упанишадам, помочь избежать подобного трагического состояния души должно познание, главная цель которого состоит в осознании человеком единства своей души (Атмана) с находящимся в вечном круговороте Брахманом. Однако брахму нельзя постичь чувствами, поскольку опытное познание является низшим и несовершенным, будучи отрывочным и фрагментарным. Выше оценивается рациональное изучение мира. Но воспринять духовный Абсолют (брахму) в целостности можно только с помощью высшей формы познания — мистической интуиции. Постоянное переселение души из тела в тело в упанишадах вовсе не рассматривается как благо, ведь оно ведет ко все новым и новым несчастьям и разочарованиям. Напротив, счастье состоит в том, чтобы душа не вернулась больше в тело и навечно слилась с брахмой. Она должна освободиться из бесконечной цепи перерождений и вознестись над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Это возможно при условии добродетельной жизни, включающей не только строгое соблюдение норм своей варны и касты, но и духовное самосовершенствование с целью постижения Брахмана. Примерно с VI века до н.э. в Древней Индии на основе вед и упанишад возникают различные философские школы. Современные исследователи подразделяют их на ортодоксальные (от греческого «ортос» — правильный и «докса» — мнение) и неортодоксальные. Сторонники ортодоксальных («правильных») философских учений опирались на авторитет и положения древних ведических текстов и исходили из того, что непосредственно преодолеть круг самсары могут только достигшие цели познания путем самоуглубления. Однако сделать это могли прежде всего занимавшиеся умственным трудом брахманы. Представителям же остальных варн и каст оставалось лишь надеяться на будущие жизни, в которых их душа могла переселиться в тело брахмана.
Представители неортодоксальных («неправильных») философских школ тоже активно использовали содержание вед и упанишад в своих рассуждениях и выводах. Однако к ведическим текстам эти мыслители относились более критически и зачастую перерабатывали те или иные их идеи. Только в этом и заключается «неправильность» их взглядов, а по сути дела — нетрадиционность. Неортодоксальные учения являлись оппозиционными брахманизму (мировоззрению высшей варны брахманов-жрецов), так как в большей степени отражали интересы небрахманских каст, прежде всего варны кшатриев. Одной из древнейших и наиболее популярных ортодоксальных школ Древней Индии является веданта (на санскрите буквально «конец вед»), в которой развиваются идеалистические представления. Согласно трактату Бадараяны (II в. н.э.) и комментариям Шанкары (VIII в. н.э.), в качестве единственной реальности, из которой все возникает, выступает абсолютная вечная духовная сущность — брахма. Мир явлений — это только лишь кажимость, иллюзия. Происходящая из брахмы душа бессмертна, однако накрепко связана с телом и жаждет по этой причине чувственных удовольствий. Человек же с порабощенной страстями душой не может рассчитывать на прекращение цепи перерождений. В этой связи веданта развила идею упанишад о необходимости осознания индивидом своего единства с брахмой. Для победы над незнанием, приковывающим к земным несчастьям, необходимо постоянное изучение веданты и размышления над ее положениями. Источником высшей истины служит полученное избранными людьми сверхъестественное откровение о Боге, сущности мира и цели жизни. Веданта предполагала безропотное следование ученика за мудрым учителем, постигшим смысл ведических текстов. В центре учения идеалистической школы миманса (на санскрите буквально «рассуждение», «проникновение») находится проблема кармы. Она рассматривается как объективная и стоящая над людьми сила (закон бытия), смысл действий которой от нас скрыт. Согласно мимансе, единственным путем освобождения из круговорота самсары и кармы является последовательное выполнение всего того, чему учат веды (долга или дхармы). Миманса обратилась и к проблеме конечности и бесконечности. Мир в целом как проявление брахмы полагался вечным и неизменным, не имеющим начала и конца. Напротив, все отдельные вещи рассматривались как преходящие и текучие. Много внимания также уделялось познанию, основой которого считалось восприятие объектов внешнего мира. В качестве других источников познания принимались сравнение и логический вывод. Однако только авторитетное мнение (то есть положения вед и упанишад) провозглашалось пригодным для понимания сущности брахмы и дхармы.
Школа санкхъя (на санскрите «число», «расчет») является дуалистической. Первый известный трактат мудреца Ишваракришны относят к IV веку н.э., хотя школа возникла не позднее III столетия до н.э. Согласно же легендам, основателем школы был Катила, живший в VII в. до н.э., однако о нем практически нет достоверных сведений. Санкхья учит, что имеется изначальная материальная первопричина мира — пракрити (природа). Признается и абсолютная душа (пуруша), которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать, хотя она присутствует во всех людях, животных, растениях и неживых предметах, которые существуют благодаря ее наличию. Именно при соединении природы и духа возникают 25 исходных элементов (материальные — вода, воздух, земля и т.п., а также духовные — интеллект, самосознание и другие). Из различных комбинаций этих элементов затем строятся все вещи. Воззрения представителей санкхьи на процесс познания были близки к идеям мимансы. Йога (на санскрите — «сосредоточение») является по сути продолжением санкхьи, признавая ее картину мира. Основателем этой школы был мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Вместе с тем, йога сделала акцент на духовном и физическом совершенствовании человека с целью преодоления самсары. Например, это психологическая тренировка — овладение дыханием и формирование самообладания, концентрация мысли и изоляция чувств от внешних влияний. Следует отметить, что современная йога, продолжая традиции древней, обосновала учение о терпимости различных философских и религиозных учений по отношению друг к другу. Вайшешика (от санскритского «вишеша» — особенность) также признавала два рода субстанций — материальные и идеальные. Ее основоположником является Канада, живший в I веке н.э. Материальную субстанцию вайшешика понимала как бесчисленное количество атомов (ану), которые никем не созданы, вечны и неуничтожимы, имеют форму шара и другие качества. Все предметы временны и возникают из большого, но конечного числа атомов. В мире происходят постоянные изменения, протекает беспредельный циклический процесс возникновения и упадка. Утверждалось, что душа представляет собой идеальную субстанцию. Она также вечна и бесконечна, существуя в двух формах: в виде абсолютной души, совершенной и вездесущей, и индивидуальных душ, странствующих в беспрестанном коловращении жизней.
Известна также ортодоксальная система нъяя (от санскритского «логика»), которая в основном принимала учение вайшешики о субстанциях и уделяла большое внимание проблемам познания с помощью логических умозаключений. Источниками достоверного знания в этой школе считались чувствование, заключение и вывод посредством аналогии. Вместе с тем, допускалась и ссылка на авторитет ведических текстов. Одним из наиболее древних неортодоксальных учений является дэ/сайнизм. Его основоположник — Махавира Вардхамана (или Джина, то есть «Победитель»), живший в VI веке до н.э. В центре внимания джайнизма находилась проблема бытия человека, трактуемого как единство двух субстанций — материальной (джива) и духовной (аджива). Цель джайнизма традиционна для индийской философии — освободить душу от материи и слиться с брахмой. Однако спасение не гарантируют ни происхождение и принадлежность к определенной касте, ни судьба или божественное вмешательство. Конечно, душа скована телом и несет бремя всех прошлых жизней, поступков, мыслей и чувств. Однако человек может добиться освобо ждения с помощью личных усилий и духовного самосовершенствования. Этому прежде всего способствует ясное знание о своем предназначении (в соответствии с постулатами джайнизма). Кроме того, необходимо строго придерживаться правильной веры (то есть искренней убежденности в истинности своих взглядов). Наконец, следует вести праведную жизнь. Приверженцы джайнизма были аскетами, то есть до крайности ограничивали свои потребности, отстраняясь от мирского богатства и общественной деятельности. Дело в том, что согласно джайнизму, внутреннему освобождению человека способствует его удаление от соблазнов мира. Джайнисты были сторонниками непричинения зла живым существам (ахимса), придерживались принципов смирения и строгости к себе, прощения и честности, воздержания и невозмутимости. В учении джайнизма имеются определенные представления и об окружающей природе — бытии, пространстве, времени. По их мнению, космос никогда не был создан и не может быть уничтожен. Он иерархичен, состоит из ряда уровней — низшего (где находятся грешники), среднего (здесь обитают люди) и высшего (в нем пребывают боги). Кроме того, космос включает среды покоя и движения. Онтология джайнизма в целом дуалистична. Другая неортодоксальная философская система Древней Индии — буддизм. В VI веке до н.э. его основал Сиддхартха Гаутама (или Будда, что на санскрите означает «Пробужденный»). Признавая брахму и круговорот самсары, Будда развивал учение о всеобщей изменчивости мира. Все сущее рассматривалось в непрестанном потоке жизни и смерти. Вместе с тем, согласно буддизму, мир един, непротиворечив и гармоничен. Вещи соединяются на основе принципа взаимного притяжения и в каждой из них отражается весь мир. Главное внимание Будда уделял проблеме человека, прежде всего его духовному миру и самопознанию. В качестве основополагающих провозглашались так называемые четыре благородные истины. Понимание и следование им должно было привести к достижению состояния нирваны (отрешенности от мира, полного спокойствия, буквально — угасания), слиянию с брахмой. Согласно этим истинам, существование человека неразрывно связано со страданием, которое является основным законом его бытия. Рождение и болезнь, старость и смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность добиться желаемого и пресыщение достигнутым — все это ведет к страданию. Поставив проблему страдания, буддизм впервые подошел к осознанию противоречивости и трагичности существования человека в мире. Причиной страдания является желание чувственных наслаждений, стремление к воплощению, новому рождению и продолжению круговорота жизней. Уничтожение причин страдания достигается устранением желаний, то есть отказом от них. Известная буддистская мудрость гласит, что преодолевать желания, выполняя их, все равно, что заливать огонь маслом. Поэтому для победы над страданиями нужна правильная жизнь, в основе которой должно быть выполнение нескольких буддистских заповедей: не вредить живым существам, не брать чужого, не вести праздных и лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками. Идеалом в буддизме является человек, отвергнувший крайности — как жизнь, посвященную чувственным удовольствиям, так и путь аскезы и самоистязания. Этот человек свободен от разъедающих душу желаний, спокоен и находится в гармонии с внешним миром. Будда осуждал преклонение перед авторитетами, а также ведические ритуалы. Он призывал к терпимости, всепрощению и ненасилию:»никогда в этом мире ненависть не прекращалась ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она»5. В учении буддизма предъявлялись определенные требования к речи, суждениям и решениям. Например, говорить следовало точно и правдиво, бесхитростно и дружелюбно. Человеку необходимо постоянно духовно совершенствоваться для того, чтобы стать нравственной личностью. Преодоление собственных недостатков гораздо важнее внешних успехов: «если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве».6 Постигая свой внутренний мир, человек в буддизме осознал себя свободной личностью, способной выбирать собственную судьбу. Буддизм оказал большое влияние на национальное сознание, мораль, всю духовную культуру Индии. К неортодоксальным философским школам принадлежит материалистическое учение локаята (от санскритского «лока» — идущее от мира). Его основателем считается Чарвака. К индийским материалистам относились также Уддалака, Брихаспати, Аджита. Представители этого направления подвергли резкой критике авторитет вед, считая, что они «страдают пороками — лживостью, противоречивостью, многословием», а те, кто полагает себя знатоками ведических ритуалов «просто плуты и мошенники».7 Локаятики не допускали существования какой-либо высшей силы или идеальной субстанции. По их мнению, человек и весь мир состоят только из четырех материальных начал — земли и воды, огня и воздуха. Существует только то, что можно воспринимать органами чувств. Душа возникает при рождении вместе с телом из комбинации вещественных элементов. Поэтому после смерти человека она разрушается: «Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же оно не возвращается опять, влекомое любовью к своим близким?».8 Согласно локаяте, в жизни человека реально существуют лишь наслаждение и страдание, все же остальные нравственные категории (добро и зло, справедливость и несправедливость...) — плод нашего воображения. Поэтому целью жизни считалось настоящее благополучие человека. Индийские материалисты говорили о необходимости пользоваться реальной жизнью, принимая все, что она приносит, с сознанием того, что приятные стороны нашего существования могут уравновесить страдание. Таким образом, практически для всех философских учений Древней Индии (кроме ло-каяты) характерно внимание прежде всего к духовной жизни человека, состояниям его внутреннего мира. Мыслители искали индивидуальный путь к счастью и спасению — освобождению от тягот земной жизни, достижению нирваны и слиянию с брахмой. При этом такой путь виделся ими не в изменении внешних обстоятельств существования человека (общественном переустройстве или же отказе от принадлежности к своей варне или касте), а в его внутреннем самопознании и самосовершенствовании. Отношение к окружающему миру было созерцательным. В индийской философии довольно отчетливо проявилось стремление индивида к свободе, которая осознавалась как устранение зависимости духа от материального.
Философия Древнего Китая. Начало древнекитайской философии так же, как и индийской, уходит своими корнями в мифологическое мировосприятие. В китайской мифологии обожествляются небо и земля, вся природа. Постепенно в мифах выделился наивысший принцип, который якобы сообщает существование всем вещам и правит миром. Обычно он обозначался словом «Небо» (Тянь). Считалось, что все во Вселенной зависит от предопределений Неба, правитель же рассматривался как его сын. В первой половине I тысячелетия до н.э. на основе мифов возникли пять так называемых классических книг китайской образованности. Среди них важнейшей для формирования китайской философии является Книга перемел (И Цзин), сложившаяся около XII-VI вв. до н.э. В ней содержатся представления о мире и человеке, сформулированы некоторые понятия, вошедшие затем в китайскую философию. Согласно Книге перемен, в мире существуют два начала — инь и ян. Ян определяется как нечто активное и всепроникающее, освещающее процесс познания вещей, для инь же отводится пассивная роль ожидания, темного начала. Два начала соединены, они не существуют отдельно, а взаимопроникают и движутся. Всякое изменение имеет свой предопределенный «правильный» путь — некий дао. Следование вещей этому пути является как космическим, так и нравственным законом. По своим путям, но всегда вместе движутся небо, земля и сам человек. В Книге перемен также отмечается важность познания человеком мира и указывается на необходимость соблюдения ритуалов и культа предков, почитания родителей и старших в семье. В других книгах китайской образованности также затрагиваются многие важные мировоззренческие вопросы. В Книге истории (Шу Цзин) рассказывается о пяти началах мира (воде и огне, дереве, металле и земле), из которых строятся все вещи. Предпринимается наивная попытка установить связи между социальными и природными явлениями. Скажем, утверждается, что достойное поведение правителя ведет к своевременной смене периодов дождя и солнечного сияния, жары, холода и ветра в пределах государства. Напротив, недостойные поступки государя влекут за собой стихийные бедствия (например, леность оборачивается непрекращающейся жарой, глупость же приводит к постоянному ветру). В Книге песен (Ши Цзин) говорится о том, что источником зла в мире является не Небо, а неправильные поступки людей, нарушающие нравственный закон. Классические книги китайской образованности определяющим образом повлияли на характер древнейшего направления китайской философской мысли — даосизма. Основоположником этого направления является Лао Цзы (на китайском дословно «старый Учитель»), живший в VI веке до н.э. Взгляды Лао Цзы изложены в трактате «Дао дэ цзин» («Учение о дао и дэ»). В даосизме предпринимается попытка раскрыть природу всего сущего, определить всеобщие законы возникновения и развития мира. Согласно учению Лао Цзы, дао понимается уже не просто как путь или предопределение Неба, оно рассматривается и как духовное начало, служащее первоосновой мира. Вместе с тем, определение дао как воли Неба переосмысливается в естественный закон бытия всего сущего. Дао существует постоянно, везде и во всем: «благодаря ему все сущее рождается», и все находит в нем свое завершение — «когда дао находится в мире [все сущее вливается в него], подобно тому, как горные ручьи текут к рекам и морям».9 Дао является внутренней сущностью и закономерностью бытия всех вещей. Оно придает Вселенной универсальное единство и гармонию. Мир пребывает в постоянном движении и изменении, развивается без каких-либо внешних причин. Движение возможно благодаря принципам инь и ян (женскому и мужскому началам), которые находятся в неразрывном единстве в каждом явлении и процессе и служат причиной их изменений: «все несет в себе инь и охватывает ян».10 При этом дао внутренне присуща собственная творческая сила дэ, через которую дао проявляется в вещах при взаимодействии инь и ян. На формирование элементов диалектического подхода к миру в даосизме указывает то, что дао обладает противоречивыми свойствами: оно бестелесно, однако «в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы»; оно «туманно и неопределенно», бесконечно, но, вместе с тем, «в его туманности и неопределенности... скрыты [конечные] вещи».11 Согласно даосизму, в прекрасном есть безобразное, в добре — зло, в несчастье — счастье, в бытии — небытие и т.п. Противоположности не только связаны, но и переходят друг в друга. Однако диалектика даосов поверхностна, так как она не идет дальше констатации противоположностей. Кроме того, утверждается, что «покой есть главное в движении».12 С точки зрения Лао Цзы, дао задает естественное равновесие во Вселенной, и мировое развитие приведет в конце концов к установлению гармонии и справедливости. Ум человека способен схватывать лишь ничтожно малую часть проявлений дао, однако самоуверенным людям представляется, что они познали все. В результате их «разумные поступки» есть не что иное, как нарушение естественного хода событий и мирового равновесия, и они лишь отдаляют достижение гармонии. По сути дела, человеческий разум порождает зло. Поэтому не следует вмешиваться в естественный ход событий. Мудрец позволяет всему совершаться по закону дао и руководствуется в своей жизни принципом недеяния (У вэй), то есть относится к природе и общественной жизни созерцательно. Аналогичным образом и мудрый правитель должен быть незаметен. Ему следует предоставить всему идти своим естественным путем. Об идеальном государе «народ знает лишь то, что он существует».13 К нарушению дао ведут войны, поэтому их необходимо устранить. Из принципа недеяния вытекает и социальный идеал Лао Цзы. Им является патриархальное состояние общества, для которого характерны возврат людей к естественному единству с природой, отказ от сложных орудий труда в ремесле и земледелии, а также от мудрствований ученого сословия. Наивными выглядят следующие его рекомендации: иметь небольшие государства, жившие в которых люди не посещали бы другие территории, не пользоваться лодками и колесницами, «пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма».14 В гносеологии даосизма главным является рациональное познание, однако оно доступно лишь совершенномудрым, видящим за конечными вещами бесконечное дао, за борьбой вещей — гармонию, за движением — покой, за несовершенством — совершенство. «Понимающий муж» (то есть даосский мудрец) предается в уединении и тишине глубоким размышлениям. Чувственное же познание опирается только на частности и поэтому «заводит человека на бездорожье».15 Современником Лао Цзы является Конфуций (латинизированное от китайского Кун Фу-цзы, дословно «учитель Кун»). Настоящее имя мудреца — Кун Цю, жил он в 551 — 479 гг. до н.э. Он и его последователи систематизировали и литературно обработали классические книги китайской образованности. Записи наиболее известных изречений Конфуция содержатся в книге «Беседы и суждения». Всякий образованный китаец учил эту книгу наизусть еще в детстве и руководствовался ею всю свою жизнь. Сферой интересов Конфуция являлись социально-философские проблемы, прежде всего вопросы об устройстве общества и нормах поведения в нем людей. Китайский мыслитель исходил из того, что все порядки в обществе изначально установлены Небом, которое является судьей всех человеческих поступков и следит за соблюдением справедливости в мире. Кроме того, Конфуций жил в эпоху войн между государствами, на которые в то время был разделен Китай, и его привлекало относительно стабильное патриархальное прошлое, когда, по его мнению, «люди вели себя достойно». Поэтому мыслитель развивал характерный для древнекитайского мировоззрения культ прошлого и исходил из того, что главное в обществе — это порядок и традиции. На этой основе он разработал учение об «исправлении имен», смысл которого состоит в том, что каждый должен соответствовать своему социальному назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией). Например, «правитель [всегда должен быть] правителем, слуга — слугой, отец — отцом, сын — сыном», «если верхи следуют в делах правилам ли (норма, порядок), то и простолюдины будут послушны».16 Таким образом, нужно придерживаться всего имеющегося и лишь в самом крайнем случае обращаться к новому. Согласно Конфуцию, личность существует не для себя, а для общества, интересы которого превыше всего. Однако порядок в обществе должен быть основан не на насилии, а на убеждении и примере. Человеку следует осознать необходимость нравственного поведения. Чтобы подготовить его к жизни для общества, необходимо правильное воспитание (то есть следует подавлять индивидуализм). Китаец должен быть вежливым и точным на службе, справедливым к людям и человеколюбивым, придерживаться «золотой середины» между несдержанностью и осторожностью. Основой человеколюбия является «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям».17 Вместе с тем, Конфуций утверждал, что социальные отношения — это аналог семейных отношений: «Государство — это большая семья, семья — это малое государство». Поэтому как всегда необходимо подчиняться отцу, так и следует повиноваться старшему по должности. В качестве нравственного ориентира Конфуций предложил два принципа добродетельного поведения. Во-первых, помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь. Во-вторых, что не желаешь себе, того не делай другим. Подобные рекомендации основывались не на каких-то объективных критериях, а лишь на представлениях самого индивида о добре и зле. Поэтому они были приемлемы только в условиях подавления индивидуализма и слабой выделенности человека из коллектива, похожести в древнекитайском обществе людей друг на друга, в том числе и их представлений о нравственности. По мнению Конфуция, управлять обществом должны высоконравственные и образованные люди, почтительные к устоям общества. Лучше всего к этой роли подходит так называемый «благородный муж» (цзюнь-цзы), который противопоставляется «низкому человеку». Первый следует долгу и закону, а второй думает о собственном наилучшем устройстве и получении выгоды. Первый требователен к себе, а второй — к людям. Цзюнь-цзы живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними, а «низкий человек» бездумно следует за другими, но не живет с ними в согласии. Благородный муж «в доброте не расточителен; принуждая к труду, не вызывает гнева; в желаниях не алчен; в величии не горд, вызывая почтение, не жесток».18 Он является моральным примером для простого народа. Во многом благодаря учению Конфуция о «благородном муже» в Китае впоследствии сложилось особое, имеющее большие привилегии сословие грамотных людей (шэньши), сдававших для достижения своего положения весьма сложные экзамены; только они могли занимать государственные посты. Правда, не без влияния Конфуция образованность стала пониматься в Китае прежде всего как знание иероглифов, умение читать и уважительно комментировать древние тексты, а также писать трактаты на далекие от практической жизни темы. В этой связи следует также отметить, что Конфуций считал природу непознаваемой. Поэтому, хотя правящая элита и имела достаточно высокий уровень образования, полученного по конфуцианским канонам, все же это мало способствовало развитию китайского общества, а скорее вело к консервации сложившихся в нем социальных отношений. У Конфуция было множество последователей, развивавших и по-своему интерпретировавших его учение. Например, Мэн Цзы (371-289 гг. до н.э.) считал, что от природы человек наделен благом, Сюпь Цзы (III в. до н.э.), напротив, выдвигал тезис о дурной природе человека. Конфуцианство оставалось государственной идеологией Китая вплоть до XX века, а сейчас оно вновь приобретает все большую популярность. Как и даосизм, конфуцианство существенно повлияло на формирование и многих самостоятельных философских школ. IV-III вв. до н.э. были периодом расцвета древнекитайской философии, ее «золотым веком». Количество различных направлений исчислялось десятками, современники даже говорили о соперничестве «ста школ». Кратко охарактеризуем только два учения. Одной из известных социально-философских концепций Древнего Китая является ле-гизм. Главными его представителями были Шэиъ Бухай (400 — 337 гг. до н.э.), министр в одном из государств Шан Ян (IV в. до н.э.) и Хапъ Фэй (умер в 233 г. до н.э.). Легисты («законники») считали, что исправить дурную природу человека можно не воспитанием, а законами. Именно законы мудрого правителя заставляют людей меняться, если они знают, что их в зависимости от поведения ждет награда или наказание. Утверждалось, что «доброта и человеколюбие — мать проступков», а истинная добродетель «ведет свое происхождение от наказания».19 Шан Ян считал, что наводить порядок следует до того, как вспыхнут беспорядки, и для этого необходимо выполнить ряд условий. Во-первых, нужно иметь в государстве много наказаний и мало наград. Во-вторых, следует карать жестоко, внушая трепет. В-третьих, правитель должен жестоко карать за мелкие преступления, тогда большим просто неоткуда будет взяться. В-четвертых, надо разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством. Хань Фэй выступил против других школ, особенно против конфуцианства, как воспевающих прошлое и отвергающих современность. Оппоненты обвинялись в том, что они якобы «культурой подрывают законы», сбивают людей с толку и сеют смуту своими «глупыми, лживыми, запутанными и противоречивыми» рекомендациями20. Поэтому, утверждал Хань Фэй, в государстве необходимо ввести единомыслие, естественно, в соответствии с идеями легизма. Подобный вывод имел некоторый политический смысл, как и другие практические рекомендации легистов. Однако он совсем не служил философскому осмыслению мира, как и развитию культуры в целом. Поэтому легизм оказался своеобразной «сухой ветвью» на древе философского познания. К тому же учение легистов было окончательно скомпрометировано во время краткого (15 лет) правления императора Цинь Шихуана. Провозглашая приверженность идеям Хань Фэя, он казнил сотни тысяч людей, в том числе многих мудрецов. Были также изъяты и уничтожены практически все имевшиеся в то время сочинения философов и книги стихов, литературные произведения и исторические издания, что нанесло огромный ущерб культуре. Л
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.123 (0.023 с.) |