Сущность и свойства инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и свойства инноваций



Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего следует научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения — цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этою строится классификация инноваций.

 

В промышленности различаются два типа технологических инноваций — продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые. либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) служат микропроцессоры и, кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.

Технологически усовершенствованный продукт (инкрементальная продуктовая инновация) - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новыхили значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлны с использованием обычных производственных методов.

Не относятся к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:

• эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.);

• незначительные технические или внешние изменения в продукте, ославляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

• расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

В отраслях сферы услуг услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией.

Не являются технологическими инновациями изменения:

•. организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;

внедрение стандартов качества, например 18О 9000.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

1. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

2. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

• инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

• инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и

др-);

• инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

• радикальные (базовые);.

• улучшающие;

• модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте системных исследований разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

• технологические;

• производственные;

• экономические;

• торговые;

• социальные;

• в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожий':

1) По распространенности:

• единичные;

• диффузные.

2) По месту в производственном цикле:

• сырьевые;

• обеспечивающие (связывающие);

• продуктовые.

3) По преемственности:

• замещающие;

• отменяющие;

• возвратные;

• открывающие;

• ретровведения.

4) По охвату ожидаемой доли рынка:

• локальные;

• системные;

• стратегические.

5) По инновационному потенциалу и степени новизны:

• радикальные;

• комбинаторные;

• совершенствующие.

Теории больших циклов Н.Д. Кондратьева

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано известным российским ученым Н.Д. Кондратьевым в 1920-х годах [44 ].

Н.Д. Кондратьев — автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических колебаний: сезонные (продолжительность меньше года), короткие (продолжительность 3—3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7— 11 лет), большие циклы (48—55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели цикла», некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры.

Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьев обработал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам — Англии, Франции, Германии, США; исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности. Динамика производства угля и чугуна учитывалась Н.Д. Кондратьевым по индексам общемирового производства.

Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48—55 лет. Анализ был проведен по данным, охватывавшим период в 140 лет.

По оценке Н.Д. Кондратьева, периоды больших циклов с конца XVIII в. оказались следующие:

1. Повышательная волна: с конка 80-х — начала 90-х гг. до 1810-1817 гг.

2. Понижательная волна: с 1810—1817 гг. до 1844—1851 гг.

1. Повышательная волна: с 1844—1851 гг. до 1870—1875 гг.

2. Понижательная волна: с 1870—1875 гг. до 1890—1896 гг.

1. Повышательная волна: с 1890—1896 гг. до 1914—1920 гг.

2. Вероятная понижательная волна: с 1914—1920 гг.

Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие длительные колебания экономической конъюнктуры. Он считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют технические открытия и изобретения). Главную роль он отводил научно-техническим новациям. В развитии первой повышательной волны (кон. XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (сер XIX в.) был обусловлен прежде всего строительством железных дорог развитием морского транспорта. Третья повышательная волна IX - нач. XX в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств.

Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование.

Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются о времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, мастерами. Таким образом, в его исследованиях впервые просматриваются основы гак называемого кластерного подхода. Рекомендации Н.Д. Кондратьева могу быть использованы при выработке инновационной стратегии.

 

 

Основные признаки проекта

Основными признаками проекта являются: 1) новизна; 2) изменения как основное содержание проекта; 3) неповторимость; 4) конкретная цель, ограниченная во времени; 5) временная ограниченность продолжительности проекта; 6) ограниченность требуемых ресурсов; 7) бюджет, относящийся к проекту; 8) комп­лексность решения проблемы; 9) выделение сферы проекта в сфере взаимодействия организации и рынка. В качестве примеров приведем такие проекты, как строительство микрорайона с созда­нием необходимой инфраструктуры, оптимизация энергопотреб­ления области, создание и обеспечение выпуска нового автомобиля, модернизация предприятия, реорганизация коммунального хозяйства города, внедрение на предприятии международной сис­темы управления качеством ISO 9000.

Основные виды организаций,

Управление маркетингом

Сущность и свойства инноваций

Понятие «инновация» вошло в научную терминологию в нача­ле XX в. и первоначально означало проникновение некоторых эле­ментов одной культуры в другую (обычаев, способов жизнедеятельности, в том числе производства). В настоящее время в раз­личных дисциплинах, затрагивающих инновационные проблемы, в это понятие вкладывается различное содержание. Например, социология подчеркивает аспект духовного творчества и рассмат­ривает инновацию в контексте научной и умственной деятельно­сти. Инновация это и мотивация трудовой деятельности, и спо­собы поведения, качественно отличающиеся от имевшихся ранее. Теоретическое системное определение представляет инновацию как активное или пассивное изменение данной системы в отно­шении к внешней среде1.

Термин «инновация* как экономическую категорию ввел в научный оборот Й. Шумпетер. В работе «Теория экономического развития» (1911) он впервые рассмотрел вопросы «новых комби­наций», изменений в развитии и дал полное описание инноваци­онного процесса2. Термин «инновация» Шумпетер стал использо­вать в 30-е годы XX в., понимая при этом под инновацией изменение с целью внедрения и использования новых видов по­требительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Соглас­но Шумпетеру, инновация является главным источником прибы­ли: «прибыль, по существу, является результатом выполнения новых комбинаций», «без развития нет прибыли, без прибыли нет развития»3.

К настоящему времени термин «инновация» прочно устоялся в экономической науке. Однако разные авторы предлагают различ­ные варианты его толкования в зависимости от того, какое свой­ство данного явления они считают основным, понимают ли они инновацию как процесс или как результат деятельности либо и то и другое.

В литературе наиболее распространены два подхода к опреде­лению сущности инновации: в одном случае инновация представ­ляется как результат творческого процесса в виде новой, про­грессивной продукции (техники), технологии, метода и т. д.; в другом как процесс введения новых, эффективных изделий, эле­ментов, подходов, принципов вместо действующих Методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которая разработала «Руководство Фраскати» («Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок»). Этот документ получил такое название в связи с тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 1963 г

Положения «Руководства Фраскати» периодически уточняются, что обусловлено изменениями в стратегии научно-технической политики на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Последняя редакция «Руководства Фраскати» принята в 1993 г. В ней содержатся основные понятия, относящиеся к научным исследованиям и разработкам; их состав и границы; методика измерения численности персонала, занятого исследованиями и разработками, и др.

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло в 1992 г. Она получила название «Руководство Осло».

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Из сказанного следует, что инновацию — результат — нужно рассматривать (еразрывно с инновационным процессом. Инновации присущи в равной мере все три

свойства:

1) научно-техническая новизна;

2) производственная применимость;

3) коммерческая реализуемость.

Свойствами НВ являются: относительные преимущества по сравнению с традиционными решениями; совместимость со сложившейся практикой и технологической структурой; сложность; накопленный опыт внедрения и др.

Научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации — конечный результат. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью его практического применения, а научно-технические инновации (НТИ) - это материализация новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента: «материализацию» инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и «коммерциализацию», превращающую их в источник дохода.

На практике понятия «новшество», «новация», «нововведение» нередко
отождествляются, хотя между ними есть и некоторые различия. ч

Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Следовательно, научно-технические инновации должны:

• обладать новизной;

• удовлетворять рыночному спросу;

• приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП).

Классификация инноваций

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего следует научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения — цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в продукты материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этою строится классификация инноваций.

 

В промышленности различаются два типа технологических инноваций — продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации охватывают внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт (радикальная продуктовая инновация) продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав используемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование принципиально новые. либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании существующих технологий в новом их применении (в том числе на использовании результатов исследований и разработок). Примером инноваций радикального типа (принципиально новых) служат микропроцессоры и, кассетные видеомагнитофоны. Первый портативный кассетный плеер, сочетавший в себе существенные принципы построения магнитофонов и миниатюрных ушных громкоговорителей, являлся инновацией второго типа. В обоих случаях ни одно готовое изделие не выпускалось ранее.

Технологически усовершенствованный продукт (инкрементальная продуктовая инновация) - это существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики которого были заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов и материалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (для комплексной продукции).

Процессные инновации включают разработку и внедрение технологически новыхили значительно усовершенствованных производственных методов, включая методы передачи продуктов. Инновации такого рода основаны на использовании нового производственного оборудования, новых методов организации производственного процесса или их совокупности, а также на использовании результатов исследований и разработок. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства, но иногда предназначаются также и для производства и поставки технологически новых или усовершенствованных продуктов, которые не могут быть произведены либо поставлны с использованием обычных производственных методов.

Не относятся к технологическим инновациям в промышленности следующие изменения:

• эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.);

• незначительные технические или внешние изменения в продукте, ославляющие неизменным его конструктивное исполнение, не оказывающие достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость того или иного изделия, а также входящих в него материалов и компонентов;

• расширение номенклатуры продукции за счет ввода в производство не выпускавшихся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известных на рынке сбыта видов продукции (возможно, непрофильной) с целью обеспечения сиюминутного спроса и доходов предприятия.

В отраслях сферы услуг услуга считается технологической инновацией, когда ее характеристики или способы использования либо принципиально новые, либо значительно (качественно) усовершенствованы в технологическом отношении. Использование существенно усовершенствованных методов производства или передачи услуг также является технологической инновацией.

Не являются технологическими инновациями изменения:

•. организационные и управленческие изменения, включая переход на передовые методы управления, внедрение существенно измененных организационных структур, реализацию новых или значительно измененных направлений в экономической стратегии предприятия;

внедрение стандартов качества, например 18О 9000.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

1. По типу новизны для рынка инновации делятся на новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

2. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

• инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

• инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и

др-);

• инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

• радикальные (базовые);.

• улучшающие;

• модификационные (частные).

В Научно-исследовательском институте системных исследований разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

• технологические;

• производственные;

• экономические;

• торговые;

• социальные;

• в области управления.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожий':

1) По распространенности:

• единичные;

• диффузные.

2) По месту в производственном цикле:

• сырьевые;

• обеспечивающие (связывающие);

• продуктовые.

3) По преемственности:

• замещающие;

• отменяющие;

• возвратные;

• открывающие;

• ретровведения.

4) По охвату ожидаемой доли рынка:

• локальные;

• системные;

• стратегические.

5) По инновационному потенциалу и степени новизны:

• радикальные;

• комбинаторные;

• совершенствующие.

Теории больших циклов Н.Д. Кондратьева

Оригинальное инновационное наблюдение было сделано известным российским ученым Н.Д. Кондратьевым в 1920-х годах [44 ].

Н.Д. Кондратьев — автор теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических колебаний: сезонные (продолжительность меньше года), короткие (продолжительность 3—3,5 года), торгово-промышленные (средние) циклы (7— 11 лет), большие циклы (48—55 лет). Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели цикла», некоторые эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры.

Для обоснования больших циклов Н.Д. Кондратьев обработал обширный фактический материал. Были проанализированы статистические данные по четырем ведущим капиталистическим странам — Англии, Франции, Германии, США; исследована динамика цен, процента на капитал, заработной платы, объема внешней торговли, а также производства основных видов продукции промышленности. Динамика производства угля и чугуна учитывалась Н.Д. Кондратьевым по индексам общемирового производства.

Проведенные исследования выявили наличие циклических волн продолжительностью 48—55 лет. Анализ был проведен по данным, охватывавшим период в 140 лет.

По оценке Н.Д. Кондратьева, периоды больших циклов с конца XVIII в. оказались следующие:

1. Повышательная волна: с конка 80-х — начала 90-х гг. до 1810-1817 гг.

2. Понижательная волна: с 1810—1817 гг. до 1844—1851 гг.

1. Повышательная волна: с 1844—1851 гг. до 1870—1875 гг.

2. Понижательная волна: с 1870—1875 гг. до 1890—1896 гг.

1. Повышательная волна: с 1890—1896 гг. до 1914—1920 гг.

2. Вероятная понижательная волна: с 1914—1920 гг.

Н.Д. Кондратьев выявил эмпирические закономерности, сопровождающие длительные колебания экономической конъюнктуры. Он считал, что перед началом и в начале повышательной волны каждого большого цикла происходят глубокие изменения в экономической жизни общества, которые выражаются в значительных изменениях техники (чему предшествуют технические открытия и изобретения). Главную роль он отводил научно-техническим новациям. В развитии первой повышательной волны (кон. XVIII в.) решающую роль сыграли изобретения и сдвиги в текстильной промышленности и производстве чугуна. Рост в период второй волны (сер XIX в.) был обусловлен прежде всего строительством железных дорог развитием морского транспорта. Третья повышательная волна IX - нач. XX в.) была связана с изобретениями в сфере электроники и массовым внедрением электричества, радио и других новшеств.

Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижательной на повышательную тенденцию, вызывая волнообразование.

Н.Д. Кондратьев показал, что нововведения распределяются о времени неравномерно, появляясь группами, или, говоря современным языком, мастерами. Таким образом, в его исследованиях впервые просматриваются основы гак называемого кластерного подхода. Рекомендации Н.Д. Кондратьева могу быть использованы при выработке инновационной стратегии.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1185; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.105 с.)