Инновационная политика предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационная политика предприятий



 

Эффективным инструментом устойчивого развития предприятия в условиях рынка являются инновации. В практике экономического анализа и исследований используют ряд терминов, которые дают представление об инноватике, инновациях и инновационном процессе.

Инноватика – это область науки, которая изучает различные теории нововведений – формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновации (нововведения) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, государства) – это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера – область деятельности производителей потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Основными критериями классификации инноваций являются:

1. По значимости и уровню экономического эффекта:

· Базисные (первичные, радикальные) – это нововведения, создающие основу для появления новых отраслей промышленности и образования новых рынков;

· Улучшающие инновации возникают в процессе «доводки» новых товаров и технологий, их максимального приспособления к требованиям рынка;

· Псевдоинновации – это те инновации, которые реализуются в мини-измерениях, скорее ассоциирующихся с совершенствованием, модификацией, нежели с техническим процессом.

2. По направленности воздействия на процесс производства:

· Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного использования больших ЭАМ к массовому применению персональных компьютеров);

· Рационализирующие инновации близки к видоизменениям;

· Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций.

3. По глубине вносимых изменений:

· Инновации нулевого порядка – регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

· Инновации первого порядка – изменение количественных свойств системы;

· Инновации второго порядка – перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

· Инновации третьего порядка – адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

· Инновации четвертого порядка – новый вариант, простейшее качественное изменение, выходящее за рамки просты адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются, т.е. происходит некоторое улучшение их полезных свойств;

· Инновации пятого порядка – новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структура концепции сохраняется;

· Инновации шестого порядка – новый вид качественного изменения первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

· Инновации седьмого порядка – новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип.

4. По отношению к разработке:

· Инновации, реализованные силами данного предприятия;

· Инновации, реализованные внешними силами.

5. По масштабам распространения:

· Инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт;

· Инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства.

6. По месту и роли в процессе производства:

· Основные инновации – они создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, а также составляют базис крупных технологических систем;

· Дополняющие инновации – они расширяют рынок в соответствующих областях или развивают имеющиеся базисные технологии.

7. По характеру удовлетворяемых потребностей:

· Инновации, ориентированные на существующие потребности;

· Инновации, ориентированные на создание новых потребностей.

8. По степени новизны:

· Инновации, основанные на новых открытиях;

· Инновации, созданные на основе нового способа, примененного к новым открытиям.

9. По времени выхода на рынок:

· Инновации – лидеры;

· Инновации – последователи.

10. По причинам возникновения:

· Реактивные инновации – эти инновации, обеспечивающие выживание фирмы. Они являются реакцией на нововведения, осуществленные конкурентом, т.е. реактивные инновации производятся вслед за конкурентами с целью ведения целенаправленной борьбы на рынке;

· Стратегические инновации – это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

11. По предмету и сфере приложения инноваций предполагается их деление на:

· Продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы);

· Рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовывать продукт на новых рынках);

· Инновации – процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы).

Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.

Различают классическую и инновационную модели предпринимательства.

Классическая модель – это предпринимательство традиционное, рутинное, репродуктивное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности.

Инновационная модель – предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

В зависимости от преобладающего типа инноваций предприятия могут быть разбиты на определенные классы.

1. Инноваторы – лидеры и инноваторы – последователи.

Инноваторы – лидеры – это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями. Они работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас «экономической прочности», который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними удельных издержек производства.

Инноваторы – последователи рискуют меньше, так как их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.

2. Предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий.

3. Предприятия – инноваторы, создающие новые потребности (например, создание таких товаров как радиоприемник, магнитофон, телефон, телевизор и др.), и предприятия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей (например, инновации по реализации новых поколений товаров).

4. Предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к предыдущим открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.

5. Предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения в одной отрасли, и предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства или АПК.

6. Предприятия, реализующие инновации-продукты, и предприятия, реализующие инновации-процессы.

7. Предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, ориентирующиеся на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.183.14 (0.01 с.)