Производственная мощность и загрузка оборудования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственная мощность и загрузка оборудования



 

Объем основных производственных фондов и степень их использования определяют величину производственной мощности предприятия.

Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции за единицу времени в натуральном выражении в установленном планом ассортименте, при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда, обеспечения высокого качества продукции. Производственная мощность характеризует работу основных фондов предприятия в таких условиях, при которых можно полностью использовать потенциальные возможности, заложенные в средствах труда.

Если на предприятии выпускается одно изделие, то производственная мощность измеряется в штуках, если несколько – то в денежном объеме или других единицах измерения, приемлемых для предприятия. Производственная мощность отрасли промышленности по производству определенной продукции равняется суммарной мощности входящих в нее предприятий по производству этой продукции. Суммируются производственные мощности всех предприятий независимо от установленных режимов работы.

Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих производственных цехов, участков или агрегатов, т.е. мощности ведущих производств. Ведущими считаются цех, участок, агрегат, которые выполняют основные и наиболее массовые операции по изготовлению продукции, и в которых сосредоточена преобладающая часть оборудования.

Основными элементами, определяющими величину производственной мощности предприятия, являются:

1. Состав оборудования и его количество по видам;

2. Технико-экономические показатели использования машин и оборудования;

3. Фонд времени работы оборудования;

4. Производственная площадь предприятия (основных цехов);

5. Намечаемый ассортимент продукции, непосредственно влияющий на трудоемкость продукции при данном составе оборудования.

Существуют следующие фонды времени:

· Календарный фонд времени – это полное число дней в году;

· Номинальный фонд времени – это календарный фонд времени за вычетом нерабочих дней, смен, часов;

 

Фном = Драб * Ксм * Тсм,

 

где Фном – номинальный фонд времени;

Драб – количество рабочих дней;

Ксм – количество смен;

Тсм – длительность смены.

· Эффективный (полезный) фонд времени. Он определяется как номинальный фонд времени, с учетом сменности работ и оборудования, минус плановые потери на ремонт и дополнительные перерывы в работе.

 

Фэф = Фном * (1 – р/100),

где Фэф – эффективный фонд времени;

р – процент простоя оборудования.

Производственная мощность ведущего производства (участка) определяется по формуле:

 

N = (Фэфs * qs ) / tis,

 

где qs – количество единиц оборудования определенной группы в данном производстве;

Фэфs – эффективный фонд времени работы единицы оборудования определенной группы (в часах);

tis – трудоемкость изготовления детали определенного наименования на определенной группе оборудования;

i – вид детали;

s – вид оборудования.

При определении состава оборудования учитывается все оборудование по видам, установленное на начало года, а также то, которое должно быть введено в эксплуатацию в плановом году. В расчет мощности не включается резервное оборудование, а также оборудование, находящееся во вспомогательных цехах (ремонтных, инструментальных) и в ведении технических служб предприятия. Возможная производительность оборудования, закладываемая в расчет производственной мощности, определяется на основе прогрессивных норм использования каждого вида этого оборудования. При этом следует учесть, что при расчете величины мощности не принимаются во внимание простои оборудования, которые могут быть вызваны недостатками рабочей силы, сырья, топлива, электроэнергии или организационными неполадками, а также потери времени, связанные с ликвидацией брака продукции.

Производственная мощность предприятия не является постоянной величиной. По мере использования новой техники, внедрения прогрессивной технологии, материалов, развития специализации и кооперирования, совершенствования структуры производства, повышения квалификации работающих, улучшения организации производства и труда производственные мощности изменяются. Поэтому они подлежат периодическому пересмотру.

Применяется несколько понятий, характеризующих производственные мощности:

1. Входная (входящая) производственная мощность – мощность на начало года показывающая, какими производственными возможностями располагает предприятие в начале планового периода;

2. Выходящая (выходная) производственная мощность – это мощность на конец года, определяемая суммированием входящей и вводимой мощностей за вычетом выбывающей.

 

N˝ = N΄ + Nв – Nу,

 

где N˝ - выходящая производственная мощность;

N΄ - входная производственная мощность;

Nв – вводимая производственная мощность;

Nу – выбывающая производственная мощность.

3. Проектная производственная мощность – это мощность, предусмотренная проектом строительства, реконструкции и расширения предприятия.

В целях увязки планируемых объемов производства продукции с необходимыми производственными мощностями на предприятиях разрабатываются балансы производственных мощностей по производству или переработке продукции.

 


Расчет загрузки оборудования

Когда известна производственная программа на определенный плановый период (месяц), то в первую очередь производят расчеты по определению необходимого количества оборудования. Расчет ведется в разрезе групп оборудования.

 

qрасчs = Тплs / Фэфs,

 

где qрасчs – расчетное количество оборудования;

Тплs – плановая трудоемкость производственной программы на определенной группе оборудования.

 

n

Тплs = (100 / Kвыпs) * ∑Ni * tis,

i=1

 

где Квыпs – процент выполнения норм на определенной группе оборудования (берется как средняя величина за прошедшие периоды);

n – количество наименований деталей, требующих обработки на оборудовании определенной группы;

tis – трудоемкость (время) изготовления деталей определенного наименования на определенной группе оборудования;

Ni – производственная программа.

Часто при расчетах необходимого количества оборудования (qрасчs) получается не целое число. Чтобы точно определить количество оборудования необходимо qрасчs округлить до ближайшего большего целого числа и обозначить - qпринs.

Затем рассчитывается коэффициент загрузки оборудования:


Кзагр = (qрасчs / qпринs) * 100,

 

где Кзагр – коэффициент загрузки оборудования.

Эти расчеты проводятся ежемесячно по каждой группе оборудования.

 

Производительность труда

 

Эффективное использование трудовых ресурсов на предприятии выражается в изменении производительности труда, результирующего показателя работы предприятия, в котором отражаются как положительные стороны работы, так и все ее недостатки.

Производительность труда, характеризуя эффективность затрат труда в материальном производстве, определяется количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции.

Уровень производительности труда характеризуется следующими показателями:

1. Выработка продукции в единицу времени.

 

b = ВП / ТР,

 

где b - выработка продукции в единицу времени;

ВП – валовая продукция (объем произведенной продукции);

ТР – затраты труда на производство продукции.

Выработка продукции – наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда.

2. Трудоемкость изготовления продукции.

 

t = 1 / b,


где t – трудоемкость изготовления продукции.

Трудоемкость продукции выражает затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

В зависимости от состава включаемых трудовых затрат различают:

1. Технологическую трудоемкость, включающую все затраты основных рабочих;

2. Трудоемкость обслуживания производства, включающую затраты труда вспомогательных рабочих;

3. Производственную трудоемкость – это затраты труда всех рабочих, как основных, так и вспомогательных;

4. Трудоемкость управления производством, включающую затраты труда инженерно-технического персонала (ИТР), служащих, обслуживающего персонала и охраны;

5. Полную трудоемкость, представляющую собой затраты труда всех категорий промышленно-производственного персонала.

Производительность труда рассчитывается по следующим формулам:

1. На уровне народного хозяйства определяется производительность общественного труда.

 

ПРо = НД / Чпр,

 

где ПРо – производительность общественного труда;

НД – национальный доход;

Чпр – число занятых в материальном производстве человек.

2. На уровне отраслей, предприятий, цехов, определяется локальная производительность труда.

 

ПРл = Qпр / Ч΄п,

 

где ПРл – локальная производительность труда;

Qпр – объем произведенной продукции;

Ч΄п – численность промышленно-производственного персонала.

3. Индивидуальная производительность на каждое рабочее место.

 

ПРи = N / Чраб,

 

где ПРи – индивидуальная производительность труда;

N – количество продукции за расчетный период;

Чраб – численность рабочих.

Классификация резервов производительности труда:

1. Повышение технического уровня производства:

· Механизация и автоматизация производства;

· Внедрение новых видов оборудования;

· Внедрение новых технологических процессов;

· Улучшение конструктивных свойств изделий;

· Повышение качества сырья и использование новых конструктивных материалов.

2. Улучшение организации производства и труда:

· Повышение норм и зон обслуживания;

· Уменьшение числа рабочих, не выполняющих нормы;

· Упрощение структуры управления;

· Механизация учетных и вычислительных работ;

· Изменение рабочего периода;

· Повышение уровня специализации производства.

3. Структурные изменения в производстве:

· Изменение удельных весов отдельных видов продукции;

· Изменение трудоемкости производственной программы;

· Изменение доли покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий;

· Изменение удельного веса новой продукции.

 

Персонал предприятия

 

Хорошо подобранный трудовой коллектив – одна из основных задач предпринимателя. Это должна быть команда единомышленников и партнеров, способных осознавать, понимать и реализовывать замыслы руководства предприятия. Только она служит залогом успеха предпринимательской деятельности, выражения и процветания предприятия.

Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия.

Организация труда и управления коллективом предприятия включает:

· Найм сотрудников в условиях неполной занятости;

· Расстановка работников в соответствии со сложившейся системой производства;

· Распределение среди них обязанностей;

· Подготовка и переподготовка кадров;

· Стимулирование труда;

· Совершенствование организации труда;

· Забота о работниках, оказавшихся излишними на данном предприятии по самым разным причинам.

Найм сотрудников в условиях рыночной экономики предполагает поддержание постоянных связей с учебными заведениями, использование при приеме на работу системы заявок и рекомендаций, проведение экзаменов и собеседований, оценку рекомендаций и отзывов, установление испытательного срока. Основными источниками пополнения кадров на предприятии являются все виды учебных заведений, предприятия с аналогичными профессиями, биржи труда.

При подборе кадров большое значение имеет трудовой договор или контракт. Это непосредственное соглашение предпринимателем (работодателем) и человеком, поступающим на работу (наемным работником). В трудовом договоре оговариваются: трудовая функция, место работы, должностные обязанности, квалификация, специальность, название должности, размер заработной платы, время начала работы и др. По срокам трудовые договора различаются – не более трех лет, на время выполнения определенной работы, на неопределенный срок.

По характеру отношения к производственному процессу все работающие на предприятии делятся на две категории:

1. Промышленно-производственный персонал;

2. Персонал непромышленных организаций.

К персоналу непромышленных организаций относятся работники подведомственных непромышленных хозяйств и организаций. К промышленно-производственному персоналу относятся работники непосредственно связанные с производством и его обслуживанием.

Промышленно-производственный персонал делится на две категории:

1. Рабочие – это работники, участвующие в производственном процессе или обслуживающие его. В зависимости от отношения к производственному процессу рабочие делятся на следующие группы:

· Основные рабочие – к ним относятся рабочие, занятые в цехах основного производства, в основном технологическом процессе.

· Вспомогательные рабочие – это рабочие, обслуживающие основные производственные процессы: рабочие основных производственных цехов, занятые ремонтом, наладкой и обслуживанием оборудования; выдачей инструмента; контролем; транспортировкой, а также рабочие вспомогательных и обслуживающих цехов.

2. Служащие подразделяются:

· Руководители – начальники различных уровней;

· Специалисты – они осуществляют функции по обеспечению производства (конструктора, инженеры, бухгалтера и т.д.);

· Другие служащие – это работники служб снабжения, канцелярии, курьеры, делопроизводители и т.д.

Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий, которые в свою очередь представлены группами профессий. Внутри специальности работников можно подразделить по уровню квалификации.

Профессия – это совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли производства.

Специальность – это вид деятельности в пределах данной профессии, которая имеет специфические особенности и требует от работников специальных навыков и знаний.

Квалификация – это совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности. По уровню квалификации рабочих можно подразделить: на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных.

Структура кадров предприятия, цеха, участка характеризуется соотношением различных категорий работников в их общей численности.

Различают следующие составы работников:

1. Явочный состав – это работники, фактически присутствующие на рабочих местах;

2. Списочный состав – это все работники, числящиеся на предприятии. Сюда включают наемных работников, работающих по договору (контракту) один и более дней, а также собственников организации, получающих в ней заработную плату.

Среднесписочный состав определяется путем суммирования списочного состава работников за все календарные дни периода, включая выходные и праздничные дни, и деления полученной суммы на полное календарное число дней периода. Работников, принятых в организацию по внешнему совместительству, в списочной численности не учитывают.

Расчет необходимой численности рабочих по категориям зависит от форм оплаты труда.

Численность основных рабочих на сдельной оплате, рассчитывается исходя их трудоемкости производственной программы по следующей формуле:

 

n

Чор = (∑(Ni * ti)) / (Фэфраб * Квып),

i=1

 

где Чор – численность основных рабочих на сдельной оплате;

Ni - плановый объем продукции;

ti – трудоемкость определенной детали в нормо-часах;

Фэфраб – годовой фонд рабочего времени одного рабочего;

Квып - планируемый коэффициент выполнения норм;

n – число разновидностей деталей.

Численность работников на повременной оплате труда рассчитывается по следующим формулам:

1. По нормам обслуживания:

 

Чвр = (q * Ксм * Ксп) / Но,

 

где Чвр – численность работников на повременной оплате труда;

q – число единиц оборудования;

Ксм – число смен;

Ксп – коэффициент приведения явочной к списочной численности (отношений календарного времени к полезному);

Но – норма обслуживания.

2. По рабочим местам:

 

Чвр = μ * Ксм * Ксп,

 

где μ – число рабочих мест.

Численность служащих рассчитывается с учетом типовой структуры штатов, сложившейся в данной отрасли, размеров предприятия, специализации и кооперирования (например, конструкторов в зависимости от опытно-конструкторских работ).

 

Планирование и прогнозирование деятельности предприятия

 

Эффективная деятельность предприятий в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, т.е. от прогнозирования. В этих условиях формирование предприятиями производственных программ должно осуществляться на основе прямых договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней. Таким образом, эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной экономики становится возможной только при условии разработки планов развития, производственных программ, прогнозов социально-экономического развития предприятия.

Планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим требованиям:

1. Гибкость – предусматривает постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

2. Непрерывность – предполагает скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);

3. Коммуникативность - это координация и интеграция усилий. Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

4. Участие – предполагает важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;

5. Адекватность – это отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;

6. Комплексность – это взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

7. Многовариантность – позволяет выбирать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;

8. Итеративность – предусматривает неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обуславливает творческий характер самого процесса планирования.

На уровне предприятий разработка плана осуществляется в расчете на собственные ресурсы, которые могут быть заработаны трудовыми коллективами.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Стратегическое планирование – видение предприятия в будущем, его роли в экономике и общественно-экономическом устройстве страны, а также основных путей и средств достижения этого нового состояния.

На базе стратегического планирования осуществляется долгосрочное планирование на ближайшие 3-5 лет. В нем установки, сделанные в стратегическом планировании, как бы получают свое экономическое обоснование и уточнение с учетом тенденций развития хозяйственной ситуации на ближайшие 3-5 лет.

На основе этих планов производится краткосрочное планирование. Его конкретным выражением являются планы развития от 1 до 3 лет. Их особенность состоит в том, что показатели ближайшего года корректируются ежеквартально, а второго и третьего годов – каждые полгода или ежегодно.

В силу динамичности процессов, происходящих в деятельности предприятия и страны, необходимо осуществлять текущее планирование. Его результатом являются краткосрочные планы (как правило, на год) с учетом и текущих тенденций спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам.

План развития предприятия включает следующие основные разделы:

1. План производства промышленной продукции (производственная программа);

2. План развития науки и техники;

3. План повышения экономической эффективности производства;

4. План капитальных вложений и капитального строительства;

5. План материально-технического обеспечения;

6. План по труду и кадрам;

7. План по издержкам производства и реализации продукции;

8. Финансовый план;

9. План социального развития коллективов предприятия;

10. План мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Рассмотрим подробнее каждый раздел плана.

Первый раздел плана является центральным. В нем устанавливаются задания (производственная программа) по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражениях, предусматривается дальнейшее повышение качества продукции. Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается ее всесторонним обоснованием, прежде всего, по трем направлениям:

1. Наличием производственных мощностей, необходимых для обеспечения предусмотренного объема производства, выполнения всех производственных процессов, технологических операций;

2. Наличием материальных ресурсов, полностью отвечающих потребностям производства, или договоров с надежными поставщиками – предприятиями или посредническими организациями;

3. Наличием квалифицированных специалистов всех уровней, а при необходимости - договоров со сторонними организациями по выполнению отдельных работ и услуг.

Для определения объема продукции в стоимостном выражении используются показатели реализованной, товарной и валовой продукции.

Реализованная продукция – это продукция, отгруженная потребителю и оплаченная им.

Товары отгруженные – это продукция, отпущенная потребителю, но не оплаченная им (т.к. товары находятся в пути или отданы на реализацию).

Товарная продукция – это законченная производством и сданная на склад готовая продукция. Товарная продукция предназначена для реализации, но часть ее всегда находится на складе готовой продукции.

Реализованная продукция рассчитывается по следующей формуле:

 

РП = ТП + (ТОн – ТОк) + (ГПн – ГПк),

 

где ТОн – товары, отгруженные на начало планируемого периода в руб.;

ТОк - товары, отгруженные на конец планируемого периода в руб.;

ГПн – готовая продукция, оставшаяся на складе готовой продукции на начало периода в руб.;

ГПк - готовая продукция, оставшаяся на складе готовой продукции на конец периода в руб.

Величина реализации может быть равна, больше или меньше товарной продукции в зависимости от изменения остатков в отгрузке и на складе.

Валовая продукция – это вся продукция, произведенная предприятием за определенный период времени, независимо от степени ее готовности.

 

ВП = ТП + (Нк – Нн),

 

где Нк – остаток незавершенного производства на конец планируемого периода в руб.;

Нн - остаток незавершенного производства на начало планируемого периода в руб.

Валовая и товарная продукция оцениваются в плане производства по оптовым ценам, а незавершенное производство – по себестоимости. Переход от себестоимости к оценке незавершенного производства в оптовых ценах производится по коэффициенту перевода.

 

Кпер = ТПоц / ТПсеб,

 

где Кпер – коэффициент перевода,

ТПоц – товарная продукция в оптовых ценах,

ТПсеб – товарная продукция по себестоимости.

Валовая продукция с учетом коэффициента перевода рассчитывается по следующей формуле:

 

ВПоц = ТПоц + (Нк – Нн) * Кпер


Главное назначение второго раздела плана – ускорение научно-технического прогресса, поэтому он включает мероприятия по научно-исследовательским работам, освоению производства новых видов продукции, внедрению прогрессивных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов. Показатели плана развития науки и техники: продукция, осваиваемая производством впервые в стране; относительное уменьшение численности работников; рост производительности труда; снижение себестоимости товарной продукции в планируемом периоде за счет мероприятий, повышающих технический уровень производства и др.

В третьем разделе даются как обобщающие показатели экономической эффективности производства, так и показатели повышения эффективности использования живого труда, основных фондов, оборотных средств, капитальных вложений, материальных ресурсов (темпы роста производства товарной, валовой продукции, темпы роста производительности труда, оборачиваемость оборотных средств и т.д.).

В четвертой главе предусматривается строительство новых, расширение и реконструкцию действующих предприятий, строительство и расширение крупных цехов и объектов на действующих предприятиях, техническое перевооружение действующего производства.

Пятый раздел представляет собой систему материальных расчетов, отражающих производство и потребление важнейших видов промышленной продукции, планов их реализации.

Главная задача шестого раздела – предусмотреть систематическое повышение производительности труда как основного условия увеличения объема производства и повышения его эффективности.

Седьмая глава является обобщающей. В ней находят отражение результаты предыдущих глав. При разработке этой главы ставится задача всемерного повышения эффективности производства, наиболее рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В восьмом разделе устанавливаются важнейшие финансовые показатели: расчет потребности в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости, взаимодействие предприятия с государственным бюджетом, создание и использование основных производственных фондов, задание по прибыли.

В девятой главе предусматриваются мероприятия по решению наиболее актуальных для коллективов предприятий, объединений, отдельных регионов задач социального развития, улучшений условий труда, отдыха и быта.

В последний раздел плана развития предприятия включают следующие направления:

· Охрана и рациональное использование водных ресурсов;

· Охрана воздушного бассейна;

· Охрана и рациональное использование земель;

· Охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.

 

Бизнес-план предприятия

 

Бизнес – план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем. Этот план необходим для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес – план необходим для представления тем, у кого предприятие собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество. Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования, поэтому охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием (таблица 3).

 

Таблица 3 . Примеры задач бизнес-планирования.

Сотрудники предприятия Внешний менеджмент Инвесторы и партнеры
Информирование служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка предприятия Определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов
Координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана Выявление потенциальных возможностей предприятия, анализ сильных и слабых сторон деятельности Выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес-плана
Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана Формирование инвестиционных целей на планируемый период Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности
Обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка Выработка стратегии и тактики конкуренции  
  Оценка финансовых, трудовых, материальных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия  

 

При подготовке бизнес – плана следует обратить внимание на следующие условия:

1. Бизнес – план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес - план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользователя;

2. Бизнес – план должен быть разделен на главы (разделы). Он должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, графики, схемы, диаграммы;

3. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. При возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. Т.е. ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане;

4. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей. Следует нумеровать каждый экземпляр и при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует предоставлять ему краткий обзор или сводку данных. Если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно предоставить ему детальный план.

Независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:

1. Заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитал, интерес которого – реализация проекта и получение дохода;

2. Инвестора, интерес которого – возврат вложенных средств и получение дивидендов;

3. Потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;

4. Органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых – удовлетворение общественных потребностей.

Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий следующие разделы:

1. Цели и задачи предпринимательской сделки;

2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана;

3. Характеристика продуктов, товара, услуг, предоставляемых потребителю;

4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж;

5. План (программа) действий и организационные меры;

6. Ресурсное обеспечение сделки;

7. Эффективность сделки.

 

Цели и задачи предпринимательской сделки (проекта)

 

Главная цель предпринимательства – получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует, прежде всего, разобраться, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект способен принести желаемую прибыль.

Наряду с главной, определяющей целью, составители бизнес-плана должны отразить другие цели и задачи:

1. Социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг; оздоровление экологической обстановки; улучшение психологического климата в стране; создание новых духовных и культурных целей; развитие научно-технического и творческого потенциала; расширение деловых контактов; международных связей;

2. Повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, духовный);

3. Специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.;

4. Особые задачи предпринимательства – в частности, благотворительность, проявляющаяся в отчислении части, а иногда и всей остаточной прибыли в пользу других предпринимателей, благотворительных организаций, фондов, бюджета. Такие действия ориентированы обычно на достижение известности, получение льгот.

 

Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана

 

Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он должен быть наиболее четким, лаконичным и убедительным, так как ознакомление с ним должно дать относительно полное представление о содержании всего бизнес-плана. Поскольку этот раздел основной, он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.

В сводном разделе бизнес-плана необходимо представить:

1. Генеральная цель проекта (сделки);

2. Краткая характеристика предпринимательского продукта;

3. Пути и способы достижения поставленных целей;

4. Сроки осуществления проекта (сделки);

5. Затраты, связанные с его реализацией;

6. Ожидаемая эффективность и результативность;

7. Область использования результатов.

В этом разделе приводятся следующие показатели:

1. Общие сводные показатели: объемы производства и реализации продукции; выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность;

2. Специальные показатели: качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.015 с.)