Эпистемология прогнозирования инноваций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпистемология прогнозирования инноваций



3.1. Сущность и содержание эпистемологии

 

Эпистемология прогнозирования инноваций – это теория познания прогнозирования нововведений и НТП.

В теории познания обычно выделяют два принципиально противоположных подхода к динамике НТП:

- Онтологический;

- Телеологический.

Сущность онтологического подхода в динамике инновационного и НТП заключается в том, что инновации следует рассматривать как проявление саморазвивающегося динамического процесса. Иными словами, однажды начавшись на определенном этапе цивилизации, НТП продолжается и сегодня.

Сущность телеологического подхода в динамике инновационного и научно-технического прогресса заключается в том, что инновации следует рассматривать как результат объективного процесса, определяемого соответствующей потребностью общества.

В рыночной экономике со свойственной ей свободной конкуренцией на рынке инновации и НТП всегда будут отражать экономические взаимоотношения между покупателями и продавцами.

В связи с тем, что на рынке имеется большое количество покупателей и их потребности меняются медленно, можно прогнозировать пути инноваций и НТП, учитывая, что наука и техника развиваются под влиянием своих внутренних законов развития, исходя из своих собственных возможностей, также существует рынок одного покупателя, т.е. унитарный рынок, составляющий одно целое. При унитарном рынке можно точно определить цель инновации, ее задачи и какие изменения необходимы для выполнения этих задач.

Телеологический прогноз дает указание на возможность какого-либо события в некоторый момент времени в будущем. Такие указания обычно можно получить путем анализа системы прогнозов относительно будущего данной инновации. Наиболее надежным является экстраполяция темпов появления инноваций при данном уровне финансирования или спроса.

 

3.2. Мотивация инноваций

 

Мотивация представляет собой совокупность потребностей и их мотивов, определяющих активную деятельность в определенном направлении. Мотивация инноваций – совокупность потребностей и мотивов, побуждающих менеджера к активной деятельности в направлении инновационного процесса НТП и продажи инновации или, наоборот, путем ее покупки и использования в производственном процессе.

В инновационном менеджменте мотивация рассматривается как набор методов по направлению действия побудительных сил для достижения поставленной цели. Мотивацию инноваций можно рассматривать в двух аспектах: мотивация создания и продажи инноваций (рис. 9) и мотивация покупки инноваций (рис. 10).

 

Цель создания и продажи финансовых инноваций – получение денег сегодня
Факторы
Продажа инноваций
Поведение покупателей
удовлетворение мотивы

       
   
 

 

 


Изменения в системе налогообло-жения
Изменения в регулятив-ном процессе
Совершенство-вание техноло-гии операций
Усиление конкуренции
стремление

       
 
Желание удовлетворить потребности покупателей  
 
   
Достижения на международном финансовом рынке

 


Рис. 9. Процесс мотивации создания и продажи инноваций

 

 
 
Цель покупки инноваций – получение денег в будущем


Факторы
Желание усовершенство-вать свою технологию  
удовлетворение мотивы

           
 
 
   
   
 

 

 


стремление

 

               
   
Изменения в системе налогообло-жения
 
Изменения в регулятив-ном произ-водствен-ном процессе
 
Достижения на международном рынке
 
 
 
 

 

 


Рис. 10. Процесс мотивации покупки инноваций

 

Любая мотивация состоит из четырех элементов: цель, мотивы, факторы, стремление к достижению цели.

Целью мотивации создания и продажи инновации является получение предприятием денег от продажи новой продукции немедленно для того, чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, повысить свою конкурентоспособность.

Основными мотивами создания и продажи инноваций обычно являются:

- повышение конкурентоспособности своей новой продукции;

- повышение своего имиджа на рынке;

- захват новых рынков;

- увеличение величины денежного потока;

- снижение ресурсоемкости продукции.

Конкурентоспособность продукции определяется совокупностью свойств, представляющих интерес для покупателей, т.е. свойств, позволяющих продукции обеспечивать удовлетворение потребностей этих покупателей в условиях конкретного рынка.

Конкурентоспособность новой продукции обусловливается:

- соответствием качества продукции сложившимся или предполагаемым требованиям;

- более низкой ценой при одинаковом уровне качества;

- наличием быстрого и надежного послепродажного сервиса;

- соответствием продукции международным и национальным стандартам, обеспечива-ющим ее совместимость, унификацию и взаимозаменяемость;

- рекламой.

Мотивы создания и продажи инноваций обусловлены целым рядом факторов. Основными факторами являются:

- усиление конкуренции;

- изменения в регулятивном производственном процессе;

- совершенствование технологий операций;

- изменения в системе налогообложения;

- достижения на международном финансовом рынке.

При продаже инноваций продавец исходит из желания удовлетворить потребности покупателя и из его поведения на рынке.

Целью мотивации покупки инноваций является получение предприятием денежных средств в будущем за счет реализации им новых продуктов или технологий, купленных сегодня.

Основными мотивами покупки инноваций являются повышение конкуренто-способности и имиджа предприятия, а также получение в перспективе дохода на капитал, вложенный сегодня.

Мотивы покупки инноваций обусловлены рядом факторов как объективных, так и субъективных. К субъективным относятся факторы, отражающие интересы конкретного покупателя, планы и программы его инвестиционной и финансовой деятельности, профессионализм менеджеров и др. Основными объективными факторами являются:

- изменения в регулятивном производственном процессе;

- изменения в системе налогообложения;

- достижения на международном рынке.

 

3.3. Жизненный цикл инновации

 

Жизненный цикл инновации – определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и (или) продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Концепция жизненного цикла инновации имеет важное значение при планировании производства инноваций и при организации инновационного процесса.

Планирование инновации можно осуществить на протяжении всего жизненного цикла инновации.

Указанная концепция позволяет всю деятельность по планированию инновации разделить на ряд элементов:

- исследование рынка;

- исследование рынка данной инновации по конкретному сектору рынка;

- исследование самой инновации и продолжительности ее жизни;

- разработка инновации (производство инновации);

- политика цен;

- планирование рекламной компании;

- мероприятия по продвижению инновации;

- организация сбыта инновации;

- диффузия инновации.

Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают прежде всего общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. У каждой инновации можно определить «стержневую», т.е. базовую, основу жизненного цикла с четко выраженными стадиями.

Как правило, жизненный цикл новой продукции состоит из семи стадий:

- разработка новой продукции;

- выход на рынок;

- развитие рынка;

- стабилизация рынка;

- уменьшение рынка;

- подъем рынка;

- падение рынка.

Наиболее важной является первая стадия – стадия разработки новой продукции. Вероятность дальнейшего успеха реализации новой продукции, ее доходность, объем денежной выручки от ее продажи закладываются уже на этой стадии, т.е. задолго до того, как продукция поступит на рынок. На этой стадии производитель новой продукции организует инновационный процесс, т.е. проводит определенную работу по поиску идеи, технико-экономическому обоснованию и созданию новой продукции. На этой стадии происходит вложение капитала, возврат которого вместе с доходом будет происходить в последующих стадиях.

Стадия выхода на рынок показывает период внедрения новой продукции в хозяйственную деятельность покупателей. Продукция начинает приносить производителю деньги через некоторое время после появления продукции на рынке. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции, от эффективности работы пунктов по продаже новой продукции. Именно на этой стадии производитель располагает шансами получить наибольшие преимущества за счет высокой конкурентоспособности своей продукции, которая связана прежде всего с отсутствием конкурентов, с проведением рекламных и других операций.

Стадия развития связана с ростом объема продаж продукции на рынке. Продолжительность данной стадии показывает время, в течение которого новая продукция активно продается и рынок достигает определенный предел насыщения этой продукцией.

Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данной продукцией. Объем продаж ее достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка – это стадия, на которой происходит спад сбыта продукции. Объем продаж ее начинает уменьшаться. Однако на данной стадии еще существует спрос на данную продукцию и, следовательно, все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукции.

Стадия подъема рынка является логическим завершением предыдущей стадии. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время. Эта стадия связана с уже четко наметившейся тенденцией к снижению спроса на данную продукцию.

Стадия подъема рынка переходит в стадию падения рынка, на которой происходит резкое снижение объема продажи продукции, т.е. падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукции или полное прекращение продажи продукции из-за ее ненужности покупателям.

 

Контрольные (тестовые) вопросы

Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да – нет.

 

1. Эпистемология прогнозирования инноваций – это теория познания прогнозирования нововведения и НТП.

2. Сущность онтологического подхода в динамике инновационного и НТП заключается в том, что инновации следует рассматривать как результат объективного процесса, определяемого соответствующей потребностью общества.

3. Сущность телеологического подхода в динамике инновационного и НТП заключается в том, что инновации следует рассматривать как проявление саморазвивающегося динамического процесса.

4. Мотивация представляет собой совокупность потребностей и их мотивов, определяющих активную деятельность в определенном направлении.

5. В инновационном менеджменте мотивация рассматривается как набор методов по направлению действия побудительных сил для достижения поставленной цели.

6. Мотивацию инноваций можно рассматривать в двух аспектах: мотивация создания и продажи инноваций и мотивация покупки инноваций.

7. Целью мотивации создания и продажи инноваций является получение предприятием денег от продажи новой продукции немедленно для того, чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, повысить свою конкурентоспособность.

8. Конкурентоспособность продукции определяется совокупностью свойств, представляющих интерес для покупателей, т.е. свойств, позволяющих продукции обеспечивать удовлетворение потребностей этих покупателей в условиях конкретного рынка.

9. Конкурентоспособность новой продукции обусловливается:

- соответствием качества продукции предполагаемым требованиям;

- более низкой ценой при одинаковом уровне качества;

- наличием быстрого и надежного послепродажного сервиса.

10. При продаже инноваций продавец исходит из желания удовлетворить потребности покупателя и из его поведения на рынке.

11. Целью мотивации покупки инноваций является получение предприятием денежных средств в настоящем за счет реализации им новой продукции.

12. Основными мотивами покупки инноваций являются повышение конкурентоспособности и имиджа предприятия.

13. Мотивы покупки инноваций не обусловлены рядом факторов.

14. К субъективным относятся факторы: изменения в регулятивном производ-ственном процессе, изменения в системе налогообложения, достижения на международном рынке.

15. Жизненным цикл инновации – это определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит производителю и (или) продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

16. Планирование инновации нельзя осуществить на протяжении всего жизненного цикла инновации.

17. Жизненные циклы инновации различают по видам.

18. У каждой инновации можно определить «стержневую», т.е. базовую, основу жизненного цикла с четко выделенными стадиями.

19. Жизненный цикл новой продукции не состоит из семи стадий.

20. На стадии разработки новой продукции происходит вложение капитала, возврат которого вместе с доходом будет происходить в последующих стадиях.

21. Стадия выхода на рынок не показывает период внедрения новой продукции в хозяйственную деятельность покупателей.

22. Стадия развития связана с ростом объема продаж продукции на рынке.

23. Стадия стабилизации рынка означает, что рынок уже насыщен данной продукцией.

24. Стадия уменьшения рынка – это стадия, на которой происходит спад сбыта продукции.

25. Стадия подъема рынка – логическое завершение стадии уменьшения рынка.

26. Стадия подъема рынка продолжается довольно длительное время.

27. На стадии падения рынка происходит резкое снижение объема продажи продукции, т.е. падение его до нуля.

28. На этой стадии происходит неполная реализация продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.047 с.)