Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Инновационный процесс и его формы
Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ). Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простои внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Расширенный ИП проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.
Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии. Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие. Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений. В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество, которые стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций. Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль. Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Инновационный менеджмент- область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека. Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Инновационный менеджмент — совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о методах создания наукоемких инноваций и их эффективности. Инновационный менеджмент — это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение высоких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерческой деятельности. Цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукци
Инновационный менеджмент включает следующие основные функции: 1) планирование (стратегическое, текущее и оперативное); 2) организацию; 3) мотивирование. 4) контроль; Конкретное содержание этих функции различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, конкретная организация. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает: - разработку планов и программ инновационной деятельности; - наблюдение за разработкой новой продукции и технологией ее внедрения; - рассмотрение программ создания новой продукции и технологии - проведение единой инновационной политики (координация деятельности производственных подразделениях в этой области); - обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности; - обеспечение квалифицированным персоналом; - создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем от идеи до серийною производства продукции. К функциям государственных органов в инновационной сфере В. А. Васин и Л. Э. Миндели [25] относят следующие: аккумулирование средств на научные исследования и инновации; координацию инновационной деятельности; стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; кадровое обеспечение инновационной деятельности; формирование научно-инновационной инфраструктуры; институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора; обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; повышение общественного статуса инновационной деятельности; региональное регулирование инновационных процессов; регулирование международных аспектов инновационных процессов. К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности Л. М. Гохберг относит следующие [25]: прямое финансирование; предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд; создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами; снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков и т. п. Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики, по мнению Ю. В. Яковца, являются следующие: содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления, ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада; сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;
содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства. В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений. Созданы специализированные государственные органы — Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсное в распределении бюджетных средств.
Правовое регулирование инновационных процессов. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности: • Закон «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г. № 53-53-1); • Патентный закон Российской Федерации (от 23 сентября 1992 г. №3518-1); • Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (от 23 сентября 1992 г. № 35.26-1); • Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» (1992); • Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992 г. №35-20-1); • «Закон о науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ); • Федеральный закон об информации, информатизации изащите информации (1992). На региональном уровне принимаются ряд законов и целевых программ: • Закон «О науке, научно-технической деятельности в Брянской области» 2006 год; • Закон «Об инновационной деятельности в Брянской области» май 2007 г. • Областная целевая программа «Развитие научной деятельности в Брянской области» (2008-2010) ноябрь 2007 г. Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Этот документ: установил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики; определил место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике и правовой статус научного работника; закрепил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки; отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества. В Гражданском кодексе Российской Федерации определен способы охраны служебной и коммерческой тайны (ст. 139). Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Онивключаются в состав нематериальных активов. Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства. Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента. Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями. Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве) Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера. В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляются Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, содержащей сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, сведения об объеме и сроках охраны.
Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования. В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отмечаются: выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества; финансирование кадровых обменов; подключение к мировым системам научно-технической информации; включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм; оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества; поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса; государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей; зарубежное патентование за государственный счет; закупка зарубежной научно-технической литературы; привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов и другие инструменты. В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных обществ. Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям. Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать реализации невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономразвития РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям. Не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов. В целях государственного содействия реализации международных прикладных проектов при Миннауки создан Российский дом международного научно-технического сотрудничества. В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма актуально участие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям. С этой целью разработан список технологий и товаров, экспорт которых подлежит контролю. Вывоз лицензируется МВС РФ и Комитетом по военно-технической политике на основаии заключений Федеральной службы по валютному и экспортному контролю. Государственные стратегия и тактика в области международной научно-технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и регионам мира, что позволяет увеличить суммарную эффективность международных связей. Наряду с укреплением научно-технических контактов с ведущими государствами Запада России в ближайшей перспективе предстоит активизировать взаимодействие с новыми индустриальными странами, развивающимися государствами, а также восстановить связи с Восточной Европой, СНГ и ближним зарубежьем. Доступ к мировым инновационным ресурсам, а также рынкам инновационной продукции значительно облегчается активным участием страны в работе международных организаций инновационного профиля, таких как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГАТЭ и многие другие [25].
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 2192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.042 с.) |