Инновационный процесс и его формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инновационный процесс и его формы



Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия - распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Учет этих моментов будет способствовать созданию гибких систем организации и управления экономикой.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Различают три логические формы инновационного процесса: простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный.

Простои внутриорганизационный ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы.

При простом межорганизационном ИП новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя.

Расширенный ИП проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действуют как минимум два хозяйствующих субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество — технологический процесс, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйствующем субъекте.

Один из важных факторов распространения любой инновации состоит в ее взаимодействии с соответствующим социально-экономическим окружением, существенным элементом которого являются конкурирующие технологии.

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество, которые стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.


Инновационный менеджмент- область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека.

Инновационный менеджмент - одно из направлений страте­гического управления, осуществляемого на высшем уровне ор­ганизации.

Инновационный менеджмент — совокупность систематизированных знаний по теории инноватики и современному менеджменту о ме­тодах создания наукоемких инноваций и их эффективности.

Инновационный менеджмент — это особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение высо­ких экономических, социальных и экологических результатов путем использования инноваций в производственно-коммерчес­кой деятельности.

Цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования ИП на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукци

Инновационный менеджмент включает следующие основные функции:

1) планирование (стратегическое, текущее и оперативное);

2) организацию;

3) мотивирование.

4) контроль;

Конкретное содержание этих функции различается в зависимости от уровня менеджмента: государство, регион, конкрет­ная организация.

Осуществление инновационного менеджмента в целом пред­полагает:

- разработку планов и программ инновационной деятель­ности;

- наблюдение за разработкой новой продукции и техно­логией ее внедрения;

- рассмотрение программ создания новой продукции и технологии

- проведение единой инновационной политики (коорди­нация деятельности производственных подразделениях в этой области);

- обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

- обеспечение квалифицированным персоналом;

- создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем от идеи до серий­ною производства продукции.

К функциям государственных органов в инновационной сфере В. А. Васин и Л. Э. Миндели [25] относят следующие:

аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

координацию инновационной деятельности;

стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

кадровое обеспечение инновационной деятельности;

формирование научно-инновационной инфраструктуры;

институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

повышение общественного статуса инновационной деятельности;

региональное регулирование инновационных процессов;

регулирование международных аспектов инновационных процессов.

К формам государственной поддержки научной и инновационной деятельности Л. М. Гохберг относит следующие [25]:

прямое финансирование;

предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики, по мнению Ю. В. Яковца, являются следующие:

содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления,

ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

В России уже введен ряд льгот по инновационной деятельности малых предприятий (МП). В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи МП, действует упрощенный порядок налогообложения. МП разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений.

Созданы специализированные государственные органы — Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур МП. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции МП, осваивающих новые технологии.

Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсное в распределении бюджетных средств.

Правовое регулирование инновационных процессов.

В России законодательная охрана интеллектуальной собст­венности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:

• Закон «Об авторском праве и смежных правах» (от 9 июля 1993 г. № 53-53-1);

• Патентный закон Российской Федерации (от 23 сентября 1992 г. №3518-1);

• Закон «О правовой охране топологий интегральных мик­росхем» (от 23 сентября 1992 г. № 35.26-1);

• Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз дан­ных» (1992);

• Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наиме­нованиях мест происхождения товаров» (от 23 сентября 1992 г. №35-20-1);

• «Закон о науке и государственной научно-технической политике» (от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ);

• Федеральный закон об информации, информатизации изащите информации (1992).

На региональном уровне принимаются ряд законов и целевых программ:

• Закон «О науке, научно-технической деятельности в Брянской области» 2006 год;

• Закон «Об инновационной деятельности в Брянской области» май 2007 г.

• Областная целевая программа «Развитие научной деятельности в Брянской области» (2008-2010) ноябрь 2007 г.

Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Этот документ:

установил стратегию, принципы и порядок формирования государственной научно-технической политики;

определил место научной и научно-технической деятельности в государстве, обществе, экономике и правовой статус научного работника;

закрепил виды научных организаций, множественность источников финансирования отрасли, принципы управления научной деятельностью, основные формы воздействия органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях в сфере науки;

отразил правовые основы регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества.

В Гражданском кодексе Российской Федерации определен способы охраны служебной и коммерческой тайны (ст. 139).

Объекты интеллектуальной собственности могут использо­ваться предприятиями и организациями, приносить доход. Онивключаются в состав нематериальных активов.

Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.

Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.

Патентная форма защиты изобретений обеспечивает право­вую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю техни­ческой документацией, новейшими технологиями.

Различают национальные и региональные патенты (напри­мер, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве)

Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера.

В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляются Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, содержащей сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, сведения об объеме и сроках охраны.

Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

В перечне инструментов государственного регулирования международного научно-технического сотрудничества отмечаются:

выбор и рационализация приоритетных направлений сотрудничества;

финансирование кадровых обменов;

подключение к мировым системам научно-технической информации;

включение в мировое технологическое пространство путем введения в стране международных стандартов и норм;

оказание юридических, посреднических, консультационных и других услуг участникам сотрудничества;

поддержка международных контактов малого и среднего инновационного бизнеса;

государственное стимулирование зарубежных инвестиций в инновационную сферу и аналогичных вложений отечественных инвесторов за границей;

зарубежное патентование за государственный счет;

закупка зарубежной научно-технической литературы;

привлечение зарубежных экспертов к оценке масштабных программ и проектов и другие инструменты.

В России в настоящее время происходит формирование законодательных и организационных предпосылок государственного регулирования сотрудничества. Действуют законы «О защите инвестиций», «О таможенном тарифе», «О соглашениях о разделе продукции» и др. Введен ряд льгот по уплате налога на прибыль для предприятий с иностранным участием. Предусмотрено освобождение от таможенных пошлин товаров, ввозимых в Россию в качестве оказания безвозмездного технического содействия по линии государств, правительств, международных организаций, а также ввозимых периодических печатных изданий, книжной продукции, связанных с образованием, наукой и культурой. Не облагаются налогом на прибыль и подоходным налогом гранты, полученные организациями и физическими лицами от иностранных благотворительных обществ.

Первостепенное значение для активизации российского участия в мировых научно-технических связях имеет подключение страны к деятельности Всемирной торговой организации, конвенциям об охране прав на объекты интеллектуальной собственности и другим международным соглашениям.

Правительством РФ принята Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику. Одна из ее целей — привлечение иностранных инвестиций, обеспечивающих освоение передовых научно-технических достижений. Вложения зарубежных партнеров должны способствовать реализации невостребованного научно-технического потенциала, особенно на конверсионных предприятиях, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок, развитию импортозамещающих производств, созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства. При этом предусматривается расширение практики проведения международных инвестиционных конкурсов (тендеров). При Минэкономразвития РФ создан Российский центр содействия иностранным инвестициям. Не менее значимыми для включения России в международное разделение труда на инновационной базе являются разрабатываемые в настоящее время Федеральные программы развития экспорта и расширения научно-технического содействия зарубежным странам в сооружении и эксплуатации промышленных объектов. В целях государственного содействия реализации международных прикладных проектов при Миннауки создан Российский дом международного научно-технического сотрудничества.

В систему государственного регулирования входит также экспортный контроль, направленный на предотвращение утечки из РФ инновационных разработок, в первую очередь технологий двойного назначения, в страны, где их использование может нанести ущерб безопасности экспортера и мирового сообщества. Для России весьма актуально участие в многосторонних системах экспортного контроля, прежде всего подключение к Васенаарским соглашениям. С этой целью разработан список технологий и товаров, экспорт которых подлежит контролю. Вывоз лицензируется МВС РФ и Комитетом по военно-технической политике на основаии заключений Федеральной службы по валютному и экспортному контролю.

Государственные стратегия и тактика в области международной научно-технической кооперации должны быть дифференцированы по странам и регионам мира, что позволяет увеличить суммарную эффективность международных связей.

Наряду с укреплением научно-технических контактов с ведущими государствами Запада России в ближайшей перспективе предстоит активизировать взаимодействие с новыми индустриальными странами, развивающимися государствами, а также восстановить связи с Восточной Европой, СНГ и ближним зарубежьем.

Доступ к мировым инновационным ресурсам, а также рынкам инновационной продукции значительно облегчается активным участием страны в работе международных организаций инновационного профиля, таких как ЮНЕСКО, ОЭСР, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГАТЭ и многие другие [25].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 2192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.042 с.)