Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. Обзор истории вопроса и содержания права немеждународных вооруженных конфликтов
Начнем с определения: вооруженным конфликтом немеждународного характера называется вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами — с другой. Лица, входящие в состав таких групп — назовем ли мы их повстанцами, мятежниками, революционерами, сепаратистами, борцами за свободу, террористами или каким-либо другим именем,— сражаются с целью захвата власти, или за достижение большей автономии в пределах государства, или за отделение и создание собственного государства. Причины возникновения подобных конфликтов разнообразны, однако часто нарушение мира в стране является следствием несоблюдения прав меньшинств или других прав человека со стороны диктаторских режимов. Другим случаем может быть полный распад правительственной власти в стране, в результате которого различные группировки начинают между собой борьбу за власть. В этом контексте обычно говорят о силовой'конфронтации внутри государства, которая тем не менее может быть отражением международных конфликтов и напряженности. Международное внимание к событиям, происходящим в пределах государства, очень быстро сталкивается с сильным противодействием, вытекающим из убеждения правительства, что внутренние проблемы должны решаться без вмешательства извне. Вопрос стоит о значении суверенитета государства в международном сообществе. Основной атрибут суверенитета заключается в праве соответствующего правительства по своему усмотрению решать внутренние проблемы. Поэтому утверждение, что международное гуманитарное право следует распространить на ситуации противостояния внутри страны, представляется на первый взгляд весьма смелым. Здесь нужны очень веские доводы. Что побудило государства согласиться на такое посягательство на их полномочия? Как обосновать создание международных правил для гражданских войн? Во-первых, государства безусловно осознали, что необузданное насилие и смертоносное оружие причиняют во время гражданских войн такие же страдания и разрушения, как и во время войн между государствами. Страшный пример гражданской войны в Испании вызвал появление в международном гуманитарном праве первого положения, специально предназначенного для вооруженных конфликтов немеждународного характера — общей для Женевских конвенций 1949 года статьи 3.
Во-вторых, после второй мировой войны колоссальное разви За государством, конечно, остается право применять силу для восстановления на своей территории закона и порядка. В международном праве нет ограничений суверенитета государства по отношению к внутренним конфликтам, аналогичных содержащемуся в Уставе ООН запрещению прибегать к силе для решения международных споров. Оно лишь ограничивает методы, которыми можно восстанавливать закон и порядок. Это значит, что право государства выбирать средства и методы теперь не является неограниченным. Вот на этом фоне и возникли следующие нормы международного гуманитарного права. — Общая статья 3 четырех Женевских конвенций от 12 августа 1949 года. Эта заслуженно часто цитируемая статья 3, являю-
щаяся важнейшим результатом «прорыва» 1949 года, представляет собой перечень правил, которые, как было заявлено Международным судом в его решении от 27 июня 1986 года по поводу спора между Никарагуа и США185, являются выражением основных принципов гуманности. Поэтому статья 3 имеет обязательный характер не только в качестве нормы международного договорного права, но и как выражение общих (неписаных) принципов права. Это безусловно обязательный закон: jus cogens. В то же время нормативное содержание статьи 3 ограниченно: в ней содержится лишь несколько правил, относящихся к защите людей от непосредственных последствий военных действий.
— Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949года, принятый 8 июня 1977 года. Этот короткий, состоящий из 28 статей документ, развивающий сжатые положения статьи 3, расширяет гуманитарную защиту во время гражданских войн. Однако статья 3 остается применимой во всей полноте для участников Женевских конвенций и носит обязательный характер, в особенности для государств, не ратифицировавших Протокол II. Впервые в истории права, от-4юсящегося к внутренним конфликтам, Протокол II кодифицирует запрет нападать на гражданское население и применять силу, против отдельных гражданских лиц. Сегодня, по прошествии 15 лет после принятия его Дипломатической конференцией, Протокол II ратифицирован большинством государств186, что является большим достижением, учитывая то, как он принимался. Во время Дипломатической конференции 1974— 1977 годов подвергшийся тщательному обсуждению проект Протокола, разработанный Комитетом, был отвергнут на последнем пленарном заседании как неприемлемый. В течение последующих нескольких дней он был существенно изменен и представлял собой сокращенный и более слабый по содержанию текст187, который и был принят на основе консенсуса. Забота государств о своем суверенитете явно одержала верх над гуманитарными соображениями, и многие были разочарова- ** International Court of Justice. Case concerning Military and paramilitary activities in and against Nicaragua. Judgment of 27 June 1986 (merits), para. 218. 186 109 государств на 31 декабря 1992 года. IS7 R. АЫ-Saab, pp. 13І ff. (см. сноску 42). ны утратой ряда качеств проекта Протокола. Тем не менее существенным достоинством утвержденного текста является то, что он устоял в ожесточенных политических схватках и после горячих дискуссий был наконец принят даже теми государствами, которые вначале отвергали его. Протокол II потерял в нормативном содержании, но выиграл в том, что касается его приемлемости для стран «третьего мира», где особенно велика вероятность кризисов. — Обычное право. Наряду с довольно скромным по объему (писаным) международным договорным правом существуют неписаные правила обычного права, приобретающее особое значение для ограничения насилия во внутренних конфликтах. Как было указано выше, все содержание статьи 3 сегодня нужно рассматривать как часть обычного права. Кроме этого, ряд норм гуманитарного права можно выделить для областей, не охватываемых статьей 3 и лишь частично охватываемых конкретными положениями Протокола II. В первую очередь сюда относятся принципы, которые ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий. Однако, как чаще всего бывает с нормами обычного права, нелегко документально обосновать применение этих принципов, так как здесь надо учитывать и тщательно изучать действия участвующих в конфликте сторон188 — Специальные соглашения между находящимися в конфликте сторонами. Статья 3 Женевских конвенций призывает участвующие в гражданской войне стороны заключать специальные соглашения о том, чтобы полностью или частично применять в гражданской войне положения, применимые для международных конфликтов. Примером такого соглашения может быть четко выраженное или подразумеваемое согласие с тем, что с лицами, участвующими в военных действиях, будут обращаться согласно положениям III Конвенции. ___ В завершение отметим, что право вооруженных конфликтов
немеждународного характера имеет одну примечательную осо- 188 См. Hans-Peter Gasser. Armed Conflict within the Territory of a State: Some Reflections on the State of the Law Relative to the Conduct of Military Operations in Non-International Armed Conflicts.— Im Dienste an der Gemeinschaft (Festschrift Dietrich Schindler). Basel, 1989, s. 225—240. См. также The Declaration on the Rules of International Humanitarian Law Governing the Conduct of Non-International Armed Conflicts, опубликованную Международным институтом гуманитарного права (Сан-Ремо).— International Review of the Red Cross, 1990, pp. 404—408.
бенность, заключающуюся в том, что для его соблюдения оно должно быть принято обеими сторонами" то есть правительством и повстанцами. Однако международное право имеет обязательную силу только для его субъектов, которыми являются главным образом государства. Поэтому повстанцы, вообще говоря, могут иметь правовой статус с правами и обязанностями согласно международному праву, но только в том случае, если они признаны таковыми, что не имело места уже в течение многих лет. Однако не подлежит сомнению как с теоретической, так и с практической точек зрения, что международное гуманитарное право налагает обязательства на повстанцев189. Это позволяет избегать постановки вопроса — политически очень взрывоопасного — о признании повстанцев. Поэтому в общей статье 3 четко сказано, что применение ее положений не затрагивает юридического статуса находящихся в конфликте сторон.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.008 с.) |