Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение
Статьи, относящиеся к указанным лицам, содержатся в (первой) Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующей армии, во (второй) Женевской конвенции об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, в (четвертой) Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны, раздел II (Положения общего характера о защите населения от некоторых последствий войны) и в Дополнительном протоколе I 1977 года, часть II (Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение). В соответствии с Женевскими конвенциями разные правила применяются в зависимости оттого, является ли раненый, больной или потерпевший кораблекрушение лицом из состава вооруженных сил или гражданским лицом. Протокол I покончил с таким разграничением и ввел единое законодательство для обеих категорий лиц, в значительной степени упростив практическое применение этих положений54. Теперь есть просто понятие «больной» или «раненый», независимо от того, является ли данный человек военнослужащим или гражданским лицом, и есть одно понятие «медицинское формирование», будь то военного или гражданского ведомства. Поэтому гражданские раненые могут лечиться в военных госпиталях, а комбатанты — в гражданских медицинских учреждениях. Защита распространяется на человека или учреждение и не связывается с их военным или гражданским статусом. Статья 10 «Защита и уход» Протокола I гласит: «1. Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. 2. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских». В этой статье немногими словами сказано многое. Она обязывает воюющие стороны предпринимать следующие действия в отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение: — относиться с уважением: с беззащитными людьми следует обращаться так, как того требует их состояние, и всегда гуманно; — защищать: они должны быть защищены от несправедливости и опасностей, то есть от последствий военных действий, а также от возможных посягательств на неприкосновенность их
54 П ротокол 1, статья 8
личности. Для обеспечения такой защиты следует принимать соответствующие меры; — предоставлять медицинскую помощь и уход: этим лицам надлежит оказывать медицинскую помощь, их нельзя оставлять на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника (общий запрет на дискриминацию). Нет, однако, необходимости обращаться с ними лучше, чем это фактически возможно' за ранеными и больными стороны противника не нужно ухаживать лучше, чем за своими собственными комбатантами в такой же ситуации. Все это относится к праву раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, как гражданских, так и военнослужащих, на уход и медицинскую помощь. А как выжить на полях сражений тем, кто стремится оказать такую помощь? Если вновь обратиться к истории и вспомнить короткую Конвенцию 1864 года, то мы увидим, что ее статья 1 провозглашает нейтральный статус полевых госпиталей, а в статье 2 говорится, что персонал, в том числе «интендантский состав, медицинские, административные и транспортные службы, а также священнослужители должны пользоваться преимуществами такого же нейтралитета при исполнении служебных обязанностей». И сегодня этот принцип остается в силе, однако в современном Женевском праве говорится не о нейтралитете медицинских служб, а просто констатируется, что они обладают особым правовым статусом, связанным с общим обязательством защиты. В соответствии с тремя упомянутыми Конвенциями и Дополнительным протоколом I медицинские формирования, медицинский персонал и са-нитарно-транспортные средства пользуются такой защитой. Медицинские формирования находятся под защитой55. Их нельзя использовать не по назначению, и они не могут быть объектом нападения. К медицинским формированиям относятся стационарные и подвижные госпитали, полевые госпитали или другие учреждения, созданные для медицинских целей, как, например, фармацевтические склады. Гражданские медицинские формирования, особенно больницы, должны быть уполномочены в качестве таковых компетентными властями соответствующего государства.
Сторона противника обязана в любое время уважать медицинские формирования, то есть на них нельзя нападать и нельзя I Конвенция, статьи 19—23; Протокол I, статьи 8(е) и 12—14. препятствовать их работе. Защита прекращается только в том случае, если такие формирования используются «помимо их гуманитарных функций» с целью нанесения ущерба противнику. Естественно, защита не прекращается, если медицинское формирование приняло раненых комбатантов вместе с их оружием и боеприпасами. В частности, наличие вооруженной охраны не лишает больницу ее права на защиту56, так как медицинскому персоналу не только разрешено, но и необходимо защищать находящихся на его попечении раненых и больных от насилия, а также предотвращать грабежи (например, складов лекарств), что может потребовать применения оружия в полицейских целях. Такое применение оружия разрешено. Однако медицинские формирования нельзя оборонять от захвата вооруженными силами противника. Напротив, они должны быть переданы наступающему противнику в хорошем состоянии. В этом смысле полевой госпиталь нейтрален. Попав в руки стороны противника, медицинские формирования должны, как правило, иметь возможность продолжать функционировать. Для того чтобы медицинские формирования могли действительно пользоваться защитой даже во время сражений, их не следует располагать вблизи военных объектов. На море функцию сухопутных госпиталей выполняют госпитальные суда57. Они находятся под покровительством II Женевской конвенции при условии, что они обозначены как таковые и их характеристики сообщены сторонам, находящимся в конфликте. Медицинский персонал, как военный, так и гражданский, включая лиц, предназначенных для розыска и/или подбирания раненых, должен пользоваться уважением и защитой58. На него нельзя нападать, и ему в случае попадания во власть противника, вообще говоря, должна быть предоставлена возможность продолжать исполнять свои функции. Предпочтительно, чтобы задержанный медицинский персонал использовался для ухода за военнопленными59. Персонал, не требующийся для исполнения таких функций, подлежит репатриации. 5() I Конвенция, статья 22; Протокол I, статья 13. 57 II Конвенция, статьи 22—35. 58 I Конвенция, статьи 24—32; II Конвенция, статьи 36 и 37; Протокол I, статьи 8(с)и 15. 59 I Конвенция, статья 28. Впервые в истории международного гуманитарного права в Дополнительном протоколе I содержатся подробные положения, касающиеся характера медицинских обязанностей: «Ни при каких обстоятельствах ни одно лицо не может быть подвергнуто наказанию за выполнение им медицинских функций, совместимых с медицинской этикой, независимо от того, в интересах какого лица выполняются эти функции»60. Ни один врач не может быть принужден к совершению действий в нарушение норм медицинской этики или к предоставлению информации о лицах, находящихся на его попечении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством стороны, к которой он принадлежит. Военный и гражданский духовный персонал пользуется такой же защитой61. Его статус аналогичен статусу медицинского персонала.
И наконец, к военному медицинскому персоналу приравнивается «личный состав национальных Обществ Красного Креста и других добровольных обществ помощи, надлежащим образом признанных и уполномоченных своим правительством», при условии, что они подчиняются военным законам и распоряжениям62. Дополнительный протокол I расширяет сферу деятельности национальных обществ во время войны, прямо разрешая им по их собственной инициативе оказывать помощь населению на захваченной или оккупированной территории. Стороны, находящиеся в конфликте, могут обращаться к этим обществам с просьбой подбирать раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, и ухаживать за ними. «Никто не может подвергаться гонениям, преследованию, осуждению или наказанию за такие гуманные действия»63. Нельзя не вспомнить в связи с этим, как повели себя женщины Ломбардии после битвы при Сольферино. Со словами «Siamo tutti fratelli» («Мы все братья!» — итал.) они помогали раненым и умирающим, утешали их. Традиция альтруистической добровольной помощи друзьям и недругам на поле битвы со стороны жителей окрестных деревень продолжает жить и в современных войнах. Она нашла отражение в I Женевской конвенции 1949 года и была закреплена Протоколом I 1977 года. В соответствии с этими до- кументами гражданскому населению разрешено оказывать помощь на полях сражений, то есть подбирать раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, и ухаживать за ними, не подвергаясь за это наказанию. Ни один человек, принимающий участие в таких гуманных действиях по своей собственной инициативе или по просьбе стороны, находящейся в конфликте, не должен быть подвергнут осуждению или наказанию; милосердие должно всегда уважаться. Вместе с тем очевидно, что гражданское население не должно причинять никакого вреда раненым, больным или лицам, потерпевшим кораблекрушение, которые принадлежат к стороне противника64. Отсюда мы перейдем к другой серьезной гуманитарной проблеме — проблеме «пропавших без вести». Все понимают, насколько важно получать известия от близких родственников и друзей, особенно во времена невзгод. Однако лишь тот, кто сам испытал это, понимает, что значит во время войны не иметь никаких известей о родственнике, даже извещения о его смерти. Поэтому статья 32 Дополнительного протокола I устанавливает право «семей знать о судьбе своих родственников» во время вооруженного конфликта. На практике это означает, что как только позволят обстоятельства, каждая сторона обязана разыскивать раненых и умерших. Особой обязанностью каждой из находящихся в конфликте сторон является розыск лиц, о которых сообщается как о пропавших без вести65. С началом войны стороны должны немедленно организовать Справочные бюро для сбора информации о лицах, находящихся под защитой.
Запросы о розыске от одной стороны к другой и соответствующие ответы обычно передаются через Центральное агентство по розыску МККК66, которое обеспечивает и хранение всей информации. В связи с этим необходимо также отметить, что останки военнослужащих и гражданских лиц противной стороны должны пользоваться уважением, а места погребения содержаться в порядке и обозначаться. Как только позволят обстоятельства, семьям погибших должен быть предоставлен доступ к могилам их родствен-
А"? НИКОВ fio Протокол I, статья 16. 61 I Конвенция, статья 24; Протокол I, статья 8(d). I Конвенция, статья 26. Протокол I, статья 17. 64 Протокол I, статья 17. 65 Там же, статья 33. 6() См. Gradimir Djurovic. The Central Tracing Agency of the International Committee of the Red Cross. Geneva, 1986. 67 Протокол I, статья 34. Другой раздел главы, посвященной защите раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, имеет дело с правилами, относящимися к санитарно-транспортным средствам68. Гражданские и военные транспортные средства, применяемые для перевозки раненых и больных, пользуются всеобъемлющей защитой. Это же относится к транспортировке медицинского персонала и перевозке медицинских грузов. На применяемые в этих целях транспортные средства запрещается нападать; они никогда не могут использоваться в иных целях, кроме как для санитарных перевозок. Опыт показывает, что вероятность использования са-нитарно-транспортных средств не по назначению велика (например, использование машин скорой помощи для перевозки комбатантов, вооружения и боеприпасов). Последствия таких нарушений обычно очень тяжелы, так как потерянное однажды доверие к противнику восстанавливается с трудом. На море для перевозки раненых и больных и спасения потерпевших кораблекрушение могут быть использованы суда всех типов при условии, что такие суда соответствующим образом обозначены69. Использование санитарных летательных аппаратов ставит очень сложные проблемы, принимая во внимание тот факт, что на высоких скоростях уже невозможно невооруженным глазом опознать летательный аппарат в качестве санитарного; поэтому находящийся цод защитой санитарный летательный аппарат невозможно отличить от аппарата, выполняющего боевое задание. Считая, что эти трудности непреодолимы, в текстах Конвенций 1949 года предусмотрели защиту только тех санитарных летательных аппаратов, полетные планы которых согласованы сторонами70. В реальных условиях войны это значило бы, что санитарный летательный аппарат мог совершать полет только по свою сторону фронта, поскольку в разгар сражения враждующим сторонам трудно договориться быстро.
Исходя из опыта использования санитарной авиации в различных конфликтах после второй мировой войны (особенно санитарных вертолетов во время войны во Вьетнаме), Дипломатическая конференция 1974—1977 годов разработала всеобъемлющую систему зашиты воздушных перевозок раненых и больных. 6S I Конвенция, статья 35; Протокол I, статьи 8(g) и (h) и 21. 69 II Конвенция, статья 38; Протокол I, статьи 22 и 23. 70 I Конвенция, статьи 36 и 37; II Конвенция, статьи 39 и 40.' Теперь в статье 24 Дополнительного протокола I говорится, что санитарные летательные аппараты пользуются уважением и защитой. Степень защиты зависит от того, находится ли санитарный летательный аппарат (обычно это вертолет) в воздушном пространстве над своей территорией71, над «зоной соприкосновения» (где происходят военные действия)72 или над районом, контролируемым противной стороной73. Объясняется это позитивное изменение отношения к санитарной авиации главным образом появлением новых технических средств, позволяющих мгновенно идентифицировать находящийся в полете летательный аппарат (вспышки синего света, радиосигнал, система вторичного радиолокационного опознавания)74. Теперь мы подошли к теме, заслуживающей более подробного рассмотрения: об обозначении лиц и объектов, находящихся под защитой, при помощи защитного знака, эмблемы. Еще до подписания Женевской конвенции 1864 года возник вопрос весьма практического свойства: каким образом во время сражения различить то, на что нельзя нападать, например нейтральный объект, который ни одна из сторон не должна вовлекать в конфликт? Ответ на этот вопрос должны были дать представители государств на Конференции 1864 года, поскольку новая Конвенция предусматривала нейтральный статус полевых госпиталей. По аналогии с давней военной традицией возникла идея флага, который бы вывешивался около защищаемого объекта так, чтобы его было хорошо видно, а покровительствуемые лица — в то время только военный медицинский и духовный персонал — должны были носить нарукавные повязки. Поэтому в параграфе 3 статьи 7 Конвенции 1864 года сказано: «На флаге и нарукавной повязке изображается красный крест на белом фоне». Именно таким образом появился на свет защитный знак красного креста на белом фоне. В Конвенции 1929 года было отмечено, что эмблема красного креста была образована путем обратного расположения цветов флага Швейцарии75. После пересмотра Конвенций в 1949 году красный крест на белом фоне используется для обозначения всех 71 Протокол I, статья 25. 72 Там же, статья 26. 73 Там же, статья 27. 74 Приложение 1 «Правила, касающиеся опознавания» к Протоколу I. 75 Конвенция от 27 июля 1929 года, статья 19.
лиц, зданий, транспортных средств и т. д., которые находятся под защитой по международному праву, независимо от их военного или гражданского характера. Он явился первым защитным знаком, благодаря которому участники сражений могли опознать объект или лицо, пользующиеся защитой, с тем, чтобы не открывать огонь или принять другие меры по уважению и защите людей, находящихся под покровительством Красного Креста. Эффективность такой защиты зависит от того, насколько каждая из участвующих в конфликте сторон уверена в том, что сторона противника правильно использует эмблему. Поэтому использование этой эмблемы следует жестко регламентировать не только международным правом76, но и внутренним законодательством стран77 и строго следить за соблюдением принятых в этом отношении норм. Ответственность за это несут участники Конвенций, а в случае конфликта — в первую очередь воюющие стороны. Неправильное пользование эмблемой запрещено. Намеренное использование защитного знака с целью введения противника в заблуждение (например, военное продвижение под прикрытием красного креста или транспортировка вооружения в машинах скорой помощи с эмблемами или в аналогичном транспорт-ном средстве) является вероломством и при определенных обстоятельствах должно рассматриваться как военное преступление. Такое нарушение носит очень серьезный характер, поскольку злоупотребление знаком разрушает веру в его защитную силу и может привести к утрате его защитного значения даже для тех сооружений, транспортных средств и лиц, которые отмечены им на законных основаниях. Жизнь показывает, насколько трудно бывает восстановить утраченное доверие, особенно в условиях боевых действий, когда царят подозрительность, ненависть и презрение. Вскоре после того, как в 1864 году в качестве защитной эмблемы был принят красный крест, Турция решила использовать вместо него красный полумесяц на белом фоне, объяснив это тем, что красный крест оскорбляет религиозные чувства мусульман. При пересмотре Женевской конвенции в 1929 году эта эмб- 76 I Конвенция, статьи 38—44, 53 и 54; Приложение I к Протоколу I, статьи Зи4. 77 Посредством законов о защите эмблемы. 78 Протокол I, статья 85.3(f). лема, наряду с эмблемой красного льва и солнца, предпочтение которой отдала Персия (и которая в настоящее время уже не используется), была принята Женевским правом. Можно лишь сожалеть об отходе от принципа единства эмблемы, поскольку это может привести к недоразумениям. Еще обиднее то, что сама причина такого отхода придает эмблеме красного креста религиозный смысл, которого у нее не было и никогда не должно быть. Сегодня и красный крест, и красный полумесяц используются с одинаковым правом государствами и национальными обществами всех государств, подписавших Женевские конвенции. Израиль использует для обозначения лиц и объектов, защищаемых Женевскими конвенциями, красный щит Давида, не признанный международным правом. Похоже, однако, что эта эмблема уважается в различных конфликтах на Ближнем Востоке. Национальное общество Израиля называется Обществом красной звезды Давида. Поскольку это общество не приняло ни одной из эмблем, предусмотренных I Женевской конвенцией, Движение красного креста его признать не может. Дипломатическая конференция 1974—1977 годов уделила особое внимание обозначению и опознаванию медицинских формирований и транспортных средств и, как указано выше, основываясь на современных технологиях, нашла новые решения79. Например, санитарные летательные аппараты должны теперь опознаваться благодаря световым сигналам синего цвета. Был введен порядок опознавания при помощи радиосигнала, а также вторичное радиолокационное опознавание. Госпитальные суда, например, должны использовать специальные опознавательные радиосигналы. И наконец, в заключение необходимо сказать, что национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца могут пользоваться эмблемами красного креста и красного полумесяца для обозначения своей собственной деятельности при условии, что она соответствует Основополагающим принципам Красного Креста80. При исполнении своих обязанностей во время войны они могут, так же как и военные медицинские службы, использовать эмблему в виде больших, хорошо видимых на значительном расстоянии знаков. В мирное же время эмблема может использоваться только для обозначения принадлежности объекта 79 Приложение I к Протоколу I. 80 I Конвенция, статья 44.
или лица к организации Красного Креста; по смыслу Женевских конвенций в этом случае она не имеет защитной функции. Делегатам МККК при исполнении ими своих обязанностей разрешается без ограничений носить эмблему красного креста на белом фоне. На этой защитной эмблеме имеется надпись: «Comite international de la Croix-Rouge». Представители Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца также имеют право использовать защитный знак при исполнении своих обязанностей. В. Военнопленные ВIII Женевской конвенции — об обращении с военнопленными подробно рассмотрено положение лиц, попавших в плен во время войны. Суть этой Конвенции можно коротко выразить фразой: «С военнопленными следует всегда обращаться гуманно»81. Военнопленными являются лица из состава вооруженных сил одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта. Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих, что внешне выражается в том, что им разрешено носить свою форменную одежду, что они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными, а также в том (о чем будет подробно сказано ниже), что по прекращении военных действий их следует незамедлительно репатриировать. Более того, здесь прямо указано, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, так как именно государство, являясь участником Женевских конвенций, несет ответственность за выполнение своих международных обязательств82. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания. Кроме личного состава вооруженных сил, в III Конвенции перечислен ряд других категорий лиц, имеющих такой же статус. Во-первых, это участники движений сопротивления, принадлежащих к стороне, находящейся в конфликте, которые отвечают следующим четырем условиям: имеют во главе лицо, ответствен- 81 III Конвенция, статья 13. Там же, статья 12. ное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак (если у них нет собственной форменной одежды); открыто носят оружие; соблюдают законы и обычаи войны83. Движения сопротивления должны выполнять все эти четыре условия для того, чтобы их участники имели право на статус военнопленных. Ряд лиц, получивших разрешение следовать за вооруженными силами, но не входящих в их состав, имеют право на такое же обращение, как военнопленные (например, члены экипажей судов и самолетов из числа гражданских лиц, военные корреспонденты, за исключение тех журналистов, с которыми следует обращаться как с гражданскими лицами в соответствии с нормами Протокола I)84. И наконец, лица из числа местного населения, которые добровольно берутся за оружие для оказания сопротивления приближающимся войскам противника (levee en masse), должны пользоваться таким же обращением, как и военнопленные85. Взятые в плен лица из числа медицинского персонала наделяются особым статусом: они либо должны осуществлять уход за военнопленными стороны, к которой они принадлежат, либо их должны возвратить этой стороне86. Любые сомнения в отношении статуса взятого в плен лица должны разрешаться компетентным судом87. Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения до репатриации. Никакие меры удерживающих их властей или их собственные действия не могут привести к утрате ими этого статуса во время плена. Лица, находящиеся под защитой, ни в коем случае не могут отказываться от прав, которые им обеспечивают Женевские конвенции88. Эта защита от их собственных, возможно, легкомысленных, поступков, которые во время войны могут иметь серьезные последствия, исключительно важна. III Конвенция — «Конвенция о военнопленных» — подробно регламентирует обращение с военнопленными (статьи 21 — 108). Полное представление об этом можно составить, изучив Конвен- 8^ III Конвенция, статья 4.А(2). 84 Там же, статьи 4.А(4) и (5). Там же, статья 4.А(6). I Конвенция, статьи 30 и 31; III Конвенция, статья 33. III Конвенция, статья 5, абзац 2. Там же, статья 7.
цию и специальную литературу. Здесь мы ограничимся несколькими краткими замечаниями. — Попав в плен, военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо иные сведения89. В соответствии с III Конвенцией пытки или другое жестокое обращение рассматриваются как военные преступления90. — Каждый военнопленный с момента взятия его в плен должен иметь возможность заполнить карточку-извещение о взятии в плен91, которая затем пересылается через Центральное агентство по розыску МККК в официальное Справочное бюро его страны92. В задачу последнего входит информирование семей военнопленных. Таким путем можно быстро восстановить связи с домом и семьей. — В возможно более короткий срок военнопленных следует вывезти из опасной зоны и перевести в безопасное место, условия размещения в котором «должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену Державы, расположенные в той же местности»93. Этим условиям, например, не соответствуют гражданские тюрьмы "или суда. — По мере возможности при определении условий содержания должны учитываться привычки и обычаи военнопленных94. — Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе95, но они могут использоваться на опасных работах только в добровольном порядке. Специально указано, что удаление мин является опасной работой96. Хотя использование военнопленных, имеющих соответствующую подготовку, на разминировании, особенное если они лично знают расположение мин, может представляться целесообразным, делать это разрешается только с их добровольного согласия. 89 III Конвенция, статья 17. 90 Там же, статья 130; Протокол I, статья 85.5. 91 Там же, статья 70 и Приложение IV. 92 Там же, статья 122. 9^ Там же, статья 25. 94 Там же. 95 Там же, статьи 49—57. 96 Там же, статья 52, абзац 3. — Военнопленным должна быть разрешена переписка с родственниками (письма и карточки обычно пересылаются через Центральное агентство по розыску МККК)97. Им также разрешается получать помощь в виде индивидуальных посылок. — Военнопленные подчиняются законам держащей в плену державы, и особенно уставам и приказам, действующим в вооруженных силах99. В соответствии с законом в случае противоправных действий по отношению к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры. Держащая в плену держава имеет также право предавать военнопленных суду за действия, совершенные ими до взятия в плен (например, по обвинению в военных преступлениях, совершенных на оккупированной территории или в бою). — Тем не менее преданные суду военнопленные имеют право на надлежащее судопроизводство, а в случае осуждения не теряют статуса военнопленных. Однако их репатриация может быть отложена до окончания срока отбытия наказания. — Репрессалии по отношению к военнопленным запрещены при всех без исключений обстоятельствах100. Очень важную группу положений III Конвенции составляют правила, относящиеся к репатриации военнопленных101. Здесь выделены три категории лиц: — Тяжелобольные и тяжелораненые незамедлительно подлежат непосредственной репатриации как только позволит их состояние102. Это гуманный акт по отношению к комбатантам, которые уже никогда не будут принимать участия в военных действиях. Решение о репатриации принимают смешанные медицинские комиссии103. Делегаты МККК обладают необходимым опытом для осуществления такой репатриации в любое время. — Все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы «тотчас же по прекращении военных дейст
T14TJV4 1иП
— Не дожидаясь окончания войны, стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными. МККК всячески способствует достижению подобных договоренностей. В качестве нейтрального посредника он, как уже было сказано, всегда готов осуществлять репатриацию и обмен военнопленными. Следует напомнить, что военнопленные не могут, как правило, отказываться от репатриации. Статья 118 не предусматривает никаких исключений для возвращения военнопленных на родину; более того, в соответствии с ней все военнопленные репатриируются в обязательном порядке. Это положение породило осложнения уже во время войны в Корее, когда многие северокорейские военнопленные не хотели возвращаться домой105. Однако насильственная репатриация может противоречить правам человека или правам беженцев, особенно если возвратившиеся домой военнопленные могут подвергнуться преследованиям. Это может случиться, в частности, если на родине за время плена произойдет смена политического режима. При таких обстоятельствах, с одной стороны, нужно в каждом конкретном случае принять решение, приемлемое с точки зрения гуманности, а с другой — не нарушить обязательства участвующих в конфликте сторон о репатриации всех военнопленных по окончании военных действий в соответствии со статьей 118. Если разрешить каждому из военнопленных самостоятельно решать, возвращаться или не возвращаться домой, держащая их в плену держава может тотчас же заявить о своем праве самостоятельно принимать решения по вопросам их репатриации. Она может оказать давление на военнопленных и принудить их остаться. Поэтому в задачу делегатов МККК входит объективное определение воли каждого военнопленного. МККК участвует в репатриации военнопленных только тогда, когда его делегаты действительно имеют возможность убедиться в том, что каждый военнопленный свободен в принятии решений. Неоправданная задержка репатриации военнопленных является серьезным нарушением Протокола I106. В заключение обзора гуманитарного права, относящегося к 105 Christiane Shield-Delessert. Release and Repatriation of Prisoners of War at the End of Active Hostilities. Zurich, 1977, p. 157 ff. 106 Протокол I, статья 85.4(6) военнопленным, мы хотим обратить внимание читателя на обычай, который красноречиво говорит об ореоле рыцарства, окружающем воинскую службу — обычай освобождения под честное слово107. В соответствии с ним вместо интернирования военнопленные могут быть освобождены держащей их в плену державой и отправлены домой, если они дадут торжественное обещание не принимать больше участия в боях против государства, взявшего их в плен. Г. Гражданские лица Величайшим достижением Дипломатической конференции 1949 года явилось принятие IV Конвенции о защите гражданского населения во время войны, которая провозглашает, что лица, попавшие в руки противника, находятся под защитой международного права. Дополнительный протокол I содержит положения, делающие эту защиту более полной. Если мы взглянем на историю войн, то увидим, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а с начала XX века это положение лишь усугубилось. Однако право войны исходит из очень простой предпосылки, что военные действия могут вестись исключительно между вооруженными силами конфликтующих сторон. Поэтому война не должна касаться гражданского населения. Военные действия против гражданского населения не являются и никогда не являлись допустимым методом достижения победы. Гражданское население не должно принимать участия в боях и при всех обстоятельствах должно пользоваться уважением. Это требование исходит из неписаных законов человечности и требований общественного сознания, как это очень точно сформулировано в «Оговорке Мартенса». Однако в реальной обстановке современных войн гражданское население подвергается множеству опасностей. Для целей международного гуманитарного права следует выделить две категории опасностей, требующих различных защитных мер: — опасность, вызываемая самими военными действиями, и — угроза, нависшая над беззащитными людьми, находящимися во власти противника. 107 III Конвенция, статья 21, абзац 3.
Гражданскими лицами являются все те лица, которые не входят в состав вооруженных сил108. В этом качестве они находятся под защитой международного гуманитарного права. Следовательно, являясь «некомбатантами», гражданские лица не имеют права принимать участие в военных действиях. Нарушившие этот запрет должны иметь в виду, что они лишаются защиты и что против них будет применена сила. При этом они сохраняют статус гражданских лиц, в частности не становятся комбатантами. Национальное законодательство обычно сурово карает насильственные действия «незаконных формирований». Иногда даже факт наличия оружия является наказуемым правонарушением. Международное гуманитарное право не выступает против этих строгих национальных законов. Запрет на применение силы не распространяется, как было ранее указано, на участников движений сопротивления по смыслу статьи 4.А(2) III Конвенции, а также на лиц, которые при приближении неприятеля стихийно берутся за оружие (levee en masse). IV Конвенция запрещает использовать гражданское население в качестве прикрытия от нападения неприятеля на определенные районы или установки, имеющие обычно военное значение109. Запрещены также коллективные наказания гражданских лиц», меры запугивания и террора населения110, ограбление, взятие заложников и репрессалии в отношении гражданского населения1". Для защиты всего гражданского населения или особо уязвимых лиц (раненых и больных, инвалидов и стариков, детей и т. д.) с согласия обеих сторон могут создаваться безопасные зоны, либо во время конфликта (например, в форме «открытого города»), либо еще в мирное время (демилитаризованные зоны)112. Такие зоны запрещается подвергать военному нападению; с другой стороны, их нельзя оборонять от приближающегося противника. Единственное назначение этих зон заключается в обеспечении выживания укрывающегося в них населения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.31.131 (0.087 с.) |