International Humanitarian Law 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

International Humanitarian Law



INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW

AN INTRODUCTION

SEPARATE PRINT FROM

HANS HAUG, HUMANITY FOR ALL

THE INTERNATIONAL RED CROSS AND RED CRESCENT MOVEMENT

HENRY DUNANT INSTITUTE

HAUPT

© Перевод на русский язык МККК Москва 1995.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Право и война. Предварительные замечания о прошлом

и настоящем международного гуманитарного права............... 1

А. Гуманитарное право и запрет на применение силы..............8

Б. Краткий обзор истории гуманитарного права............

В. Правовая защита жертв войны........................,ч 1ІГ

Г. Правовые ограничения на средства

и методы ведения войны............................... 15

Д. Источники современного гуманитарного права......... 18

Е. Основные нормы гуманитарного права, применяемого

в период вооруженных конфликтов.................... 22

2. Международное гуманитарное право: общие вопросы....... 24

А. Понятие и содержание международного гуманитарного права................................................ 24

Б. Источники международного гуманитарного права....... 26

В. Некоторые определения............................... 26

Г. Международные и немеждународные вооруженные

конфликты........................................... 30

Д. Понятие «вооруженный конфликт».................... 31

Е. Еще два понятия: «комбатант» и «лицо, находящееся

под защитой»......................................... 33

Ж. Нейтралитет в войне.................................. 35

3. Истинное назначение Женевского права, или Права Красного Креста,— предоставление покровительства беззащитным во время войны........................................... 36

А. Общая обязанность обеспечить гуманное обращение.... 37

Б. Раненые, больные и лица, потерпевшие

кораблекрушение..................................... 40


В. Военнопленные...................................... 50

Ґ. Гражданские лица..................................... 55

а) Иностранцы на территории стороны, находящейся

в конфликте....................................... 58

б) Лица, проживающие на оккупированной территории. 59

в) Обращение с интернированными................... 63

г) Помощь гражданскому населению. Особые меры..... 63

д) Pro memoria (для памяти — лат.)..................... 68

4. Ограничения на ведение войны — международные правила, относящиеся к ведению военных операций (Гаагское право). 68

А. Ограничения общего характера на ведение войны....... 69

Б. Понятие «комбатант»................................. 73

В. Ограничения на выбор методов и средств ведения войны. 77

а) Запрещенные методы ведения боя................... 78

б) Запрещенные виды оружия......................... 80

в) Ядерное оружие.................................... 82

F.N Защита гражданского населения и гражданских объектов. 84

а) Военные объекты.................................. 86

б) Гражданское население............................ 86

в) Гражданские объекты.............................. 88

5. Особенности права вооруженных конфликтов

немеждународного характера........................... 91

А. Обзор истории вопроса и содержания права

немеждународных вооруженных конфликтов........... 92

Б. Некоторые частные положения........................ 96

а) Условия применимости............................. 96

б) Экскурс в международное гуманитарное право,

применимое во время национально-освободительных войн................................................ 99

(в) Правила, относящиеся к защите жертв войны....... 100

г) Ограничения на ведение военных действий......... 102

д) Выполнение права и контроль над его применением. 104 е) Гражданская война с вмешательством третьих сторон 105 ж) Беспорядки и напряженность...................... 106

В. Статья 3 и- Протокол II как кодификация основных прав человека в ситуациях гражданской войны.............. 107


6. Соблюдение международного гуманитарного права.

Вопросы контроля и пресечения нарушений............... 108

А. Обязанности в мирное время......................... 111

Б. Обязанности во время войны......................... 113

В. Нарушения международного гуманитарного права...... 116

а) Уголовное преследование национальными судебными органами......................................... 116

б) Международная ответственность государств........ 119

в) Репрессалии...................................... 121

Г. Коллективная ответственность за соблюдение

гуманитарного права................................. 122

Приложение

1. Основные договоры международного

гуманитарного права................................. 124

2. Сборники документов................................ 125


МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО*

1. Право и война. Предварительные замечания о прошлом и настоящем международного гуманитарного права

Международное гуманитарное право является ветвью международного права. Этоправо регулирует отношения между членами международного сообщества, а именно государствами. Международное право имеет наднациональный характер, и его основные положения обязательны для выполнения всеми странами.
Его цели — сохранение мира, защита людей на основе справедливости и содействие социальному прогрессу в условиях свобо­ды1.

Международное гуманитарное право, которое называется
также правом вооруженных конфликтов, а ранее было известно
под названием право войны — является особым разделом права,
действующим в условиях вооруженных конфликтов, то есть в
условиях войны. Международное гуманитарное право стремится
смягчить последствия войны, во-первых, ограничивая выбор
средств и методов ведения военных действий и, во-вторых, обязывая воюющие стороны щадить лиц, не принимающих или
переставших принимать участие в военных действиях.

Актуальна ли сегодня, в конце XX века, и правомерна ли постановка такой задачи?

Война — это проявление первобытного, грубого насилия. Когда государства не могут или не хотят решать разногласия или споры за столом мирных переговоров, в ход пускается оружие. Война неизбежно приводит к безмерным страданиям и тяжелым

Автор — Ханс-Петер Гассер, доктор права, советник по правовым вопросам МККК.

1 См. Преамбулу Устава Организации Объединенных Наций.


материальным потерям. Как зафиксировано в решении Нюрнбергского трибунала по делу о главных военных преступниках второй мировой войны, война есть зло по определению. Сегодня ни у кого не могло бы возникнуть желания попытаться оправдать войну как таковую.

Тем не менее, государства воюют между собой, а люди, потерявшие надежду найти справедливость, поднимаются с оружием в руках против правительств. И никто не осудит, например, войну, которую небольшое государство ведет, пытаясь отразить посягательства на свою независимость (то есть агрессивную войну), или народ, восставший против тирании.

Право и война... Может ли право — мирным путем, без гибели людей и материальных потерь — помочь в урегулировании конфликтов между государствами, конфликтов, неизбежных при любых установленных людьми порядках? Другими словами, способно ли право предотвратить войну? И еще один часто возникающий вопрос: в случае, если войну не удалось предотвратить, должно ли право заниматься ею и ее последствиями, придавая войне, как считают некоторые, ореол респектабельности? Какая польза от права на полях сражения или в тюремных застенках? И прав ли был Цицерон, сказавший, что законы безмолвствуют во время войны?

Чтобы в дальнейшем не было неясностей, мы ответим на некоторые из этих вопросов2 и только после этого рассмотрим существующую систему международного гуманитарного права.

Ж. Нейтралитет в войне

Когда государство объявляет о своем нейтралитете, это значит, что оно не участвует в конфликте между другими государствами. Положения права нейтралитета относятся к особым правам и обязанностям, характеризующим отношения между воюющим государством и нейтральным государством46. Сегодня говорят также о «государствах, не принимающих участия в конфликте», они не отвечают всем условиям «нейтралитета» и не претендуют на этот статус. Однако для целей международного гуманитарного права данное различие несущественно.

В данной работе мы не рассматриваем значение статуса ней­тральности во время конфликта в плане международных право­вых отношений. Достаточно будет сказать, что нейтральные го­сударства упоминаются в договорах гуманитарного права в связи с гуманитарной помощью в широком смысле. Например, ране­ные военнопленные могут быть госпитализированы в нейтраль­ном государстве47. Дети, эвакуированные из зоны военных дей­ствий без родителей, могут быть приняты в нейтральной стране48.

46 См. Rudolf L. Bindschedler. Neutrality, Concept and General Rules,— Bernhardt (ed.). Encyclopedia of Public International Law, vol. 4,1982, pp. 9—14, а также все еще актуальные сегодня две Гаагские конвенции 1907 года: Конвенция (V) о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и Конвенция (X11I) о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны.

47 III Конвенция, статья 109, абзац 2.

48 IV Конвенция, статья 24; Дополнительный протокол I, статья 78.


В Конвенциях нейтральные государства упоминаются также в связи с эвакуацией или репатриацией лиц, находящихся под за­щитой49. Нейтральным сторонам разрешается также проводить операции со своих территорий по оказанию помощи нуждающе­муся населению50. Операции такого рода не рассматриваются как нарушение нейтралитета.

И наконец, все нейтральные государства или другие государ­ства, не являющиеся сторонами в конфликте, могут осущест­влять функции держав-покровительниц, играя тем самым важ­нейшую роль в соблюдении гуманитарного права во время воору­женного конфликта51.

3. Истинное назначение Женевского права,

или Права Красного Креста,— предоставление покровительства беззащитным во время войны

Статья 6 Женевской конвенции 1864 года гласит: «Раненых и больных комбатантов, к какому бы государству они ни принадле­жали, следует подбирать и оказывать им помощь». В одном этом предложении точно сформулирована суть Женевского права, из­вестного также под названием Права Красного Креста. Однако с 1864 года это право было весьма существенно расширено и в настоящее время включает в себя защиту плененных комбатан­тов, а также жертв войны среди гражданского населения. Оно, таким образом, стало более сложным, но не из-за любви право­ведов к запутанным и сложным законам, а потому, что многие из поставленных вопросов требуют взвешенного учета всех интере­сов и точного формулирования тонких различий.

Обзор норм международного гуманитарного права, обеспечи­вающих покровительство беззащитным во время международ­ных вооруженных конфликтов, приведен ниже. (Ситуации во­оруженных конфликтов немеждународного характера рассмот­рены в разделе 5 данной работы.) Под «беззащитными» мы пони­маем лиц, которые, являясь гражданами воюющих стран, или прекратили борьбу в связи с ранениями, или потерпели корабле­крушение, или добровольно сложили оружие; это определение

4'-* III Конвенция, статьи 109 и 111; IV Конвенция, статья 132, абзац 2.

50 IV Конвенция, статья 23; Дополнительный протокол I, статья 70.

5' См. раздел 6 данной работы.


также распространяется на пленных из числа военнослужащих и гражданских лиц и, наконец, на гражданских лиц, находящихся во власти стороны противника, и особенно под его военной ок­купацией.

Соответствующие правила содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года, дополненных в ряде аспектов Протоко­лом I 1977 года. Поэтому все пять международных договоров нужно рассматривать вместе.

Рассматриваемое здесь договорное право в большой степени отражает принципы и нормы, которые признаются государства­ми также в качестве обычного права. В области международного гуманитарного права нормы обычного права имеют, как правило, обязательную силу. Это, однако, не означает, что писаное дого­ворное право не имеет никакого значения. Напротив, только благодаря кодификации неписаные принципы становятся чет­кими, определенными и понятными в полном их объеме и поэ­тому могут быть применимы в реальных ситуациях. Однако в то же самое время важные принципы, относящиеся к предоставле­нию во время войны покровительства беззащитным и содержа­щиеся в гуманитарном праве, имеют приоритетное значение и не подлежат изменениям со стороны государств, то есть действуют в соответствии с писаным правом независимо от желаний госу­дарств.

В. Военнопленные

ВIII Женевской конвенции — об обращении с военнопленными подробно рассмотрено положение лиц, попавших в плен во время войны. Суть этой Конвенции можно коротко выразить фразой: «С военнопленными следует всегда обращаться гуманно»81. Воен­нопленными являются лица из состава вооруженных сил одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть непри­ятеля во время международного вооруженного конфликта. Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус воен­нослужащих, что внешне выражается в том, что им разрешено носить свою форменную одежду, что они продолжают подчи­няться своим офицерам, которые сами являются военнопленны­ми, а также в том (о чем будет подробно сказано ниже), что по прекращении военных действий их следует незамедлительно ре­патриировать. Более того, здесь прямо указано, что военноплен­ные находятся во власти неприятельского государства, а не от­дельных лиц или воинских частей, так как именно государство, являясь участником Женевских конвенций, несет ответствен­ность за выполнение своих международных обязательств82. Со­держание в плену ни в каком отношении не является формой наказания.

Кроме личного состава вооруженных сил, в III Конвенции перечислен ряд других категорий лиц, имеющих такой же статус. Во-первых, это участники движений сопротивления, принадле­жащих к стороне, находящейся в конфликте, которые отвечают следующим четырем условиям: имеют во главе лицо, ответствен-

 

81 III Конвенция, статья 13.

Там же, статья 12.


ное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак (если у них нет собствен­ной форменной одежды); открыто носят оружие; соблюдают за­коны и обычаи войны83. Движения сопротивления должны вы­полнять все эти четыре условия для того, чтобы их участники имели право на статус военнопленных.

Ряд лиц, получивших разрешение следовать за вооруженными силами, но не входящих в их состав, имеют право на такое же обращение, как военнопленные (например, члены экипажей судов и самолетов из числа гражданских лиц, военные корреспонден­ты, за исключение тех журналистов, с которыми следует обра­щаться как с гражданскими лицами в соответствии с нормами Протокола I)84. И наконец, лица из числа местного населения, которые добровольно берутся за оружие для оказания сопротив­ления приближающимся войскам противника (levee en masse), должны пользоваться таким же обращением, как и военноплен­ные85. Взятые в плен лица из числа медицинского персонала наде­ляются особым статусом: они либо должны осуществлять уход за военнопленными стороны, к которой они принадлежат, либо их должны возвратить этой стороне86. Любые сомнения в отноше­нии статуса взятого в плен лица должны разрешаться компетент­ным судом87.

Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения до репатриации. Никакие меры удерживающих их влас­тей или их собственные действия не могут привести к утрате ими этого статуса во время плена. Лица, находящиеся под защитой, ни в коем случае не могут отказываться от прав, которые им обеспечивают Женевские конвенции88. Эта защита от их соб­ственных, возможно, легкомысленных, поступков, которые во время войны могут иметь серьезные последствия, исключитель­но важна.

III Конвенция — «Конвенция о военнопленных» — подробно регламентирует обращение с военнопленными (статьи 21 — 108). Полное представление об этом можно составить, изучив Конвен-

 

8^ III Конвенция, статья 4.А(2). 84 Там же, статьи 4.А(4) и (5).

Там же, статья 4.А(6).

I Конвенция, статьи 30 и 31; III Конвенция, статья 33.

III Конвенция, статья 5, абзац 2.

Там же, статья 7.


 

 

 


цию и специальную литературу. Здесь мы ограничимся несколь­кими краткими замечаниями.

— Попав в плен, военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо иные сведения89. В соответствии с III Конвенцией пытки или другое жестокое обращение рассматриваются как воен­ные преступления90.

— Каждый военнопленный с момента взятия его в плен должен иметь возможность заполнить карточку-извещение о взятии в плен91, которая затем пересылается через Центральное агент­ство по розыску МККК в официальное Справочное бюро его страны92. В задачу последнего входит информирование семей военнопленных. Таким путем можно быстро восстановить свя­зи с домом и семьей.

— В возможно более короткий срок военнопленных следует вы­везти из опасной зоны и перевести в безопасное место, усло­вия размещения в котором «должны быть не менее благопри­ятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену Державы, расположенные в той же местности»93. Этим условиям, например, не соответствуют гражданские тюрьмы "или суда.

— По мере возможности при определении условий содержания должны учитываться привычки и обычаи военнопленных94.

— Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут при­влекаться к работе95, но они могут использоваться на опасных работах только в добровольном порядке. Специально указано, что удаление мин является опасной работой96. Хотя использо­вание военнопленных, имеющих соответствующую подготов­ку, на разминировании, особенное если они лично знают рас­положение мин, может представляться целесообразным, де­лать это разрешается только с их добровольного согласия.

89 III Конвенция, статья 17.

90 Там же, статья 130; Протокол I, статья 85.5.

91 Там же, статья 70 и Приложение IV.

92 Там же, статья 122.

9^ Там же, статья 25.

94 Там же.

95 Там же, статьи 49—57.

96 Там же, статья 52, абзац 3.


— Военнопленным должна быть разрешена переписка с родст­венниками (письма и карточки обычно пересылаются через Центральное агентство по розыску МККК)97. Им также разре­шается получать помощь в виде индивидуальных посылок.

— Военнопленные подчиняются законам держащей в плену дер­жавы, и особенно уставам и приказам, действующим в воору­женных силах99. В соответствии с законом в случае противоп­равных действий по отношению к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры. Держащая в плену дер­жава имеет также право предавать военнопленных суду за дей­ствия, совершенные ими до взятия в плен (например, по об­винению в военных преступлениях, совершенных на оккупи­рованной территории или в бою).

— Тем не менее преданные суду военнопленные имеют право на надлежащее судопроизводство, а в случае осуждения не теря­ют статуса военнопленных. Однако их репатриация может быть отложена до окончания срока отбытия наказания.

— Репрессалии по отношению к военнопленным запрещены при

всех без исключений обстоятельствах100.

Очень важную группу положений III Конвенции составляют правила, относящиеся к репатриации военнопленных101. Здесь выделены три категории лиц:

— Тяжелобольные и тяжелораненые незамедлительно подлежат непосредственной репатриации как только позволит их состо­яние102. Это гуманный акт по отношению к комбатантам, ко­торые уже никогда не будут принимать участия в военных действиях. Решение о репатриации принимают смешанные медицинские комиссии103. Делегаты МККК обладают необхо­димым опытом для осуществления такой репатриации в любое

время.

— Все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы «тотчас же по прекращении военных дейст

ВИИ»
97 III Конвенция, статья 71. 98 Там же, статья 72. 99 Там же, статьи 82-108. 100 Там же, статья 13, абзац 3. 101 Там же, статьи 109—119. 102 Там же, статья 109. 103 Там же, статья 112. 104 Там же, статья 118.

T14TJV4 1иП


 

 

 


— Не дожидаясь окончания войны, стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными. МККК всячески способствует достижению подобных договоренностей. В качестве ней­трального посредника он, как уже было сказано, всегда готов осуществлять репатриацию и обмен военнопленными. Следует напомнить, что военнопленные не могут, как прави­ло, отказываться от репатриации. Статья 118 не предусматривает никаких исключений для возвращения военнопленных на роди­ну; более того, в соответствии с ней все военнопленные репат­риируются в обязательном порядке. Это положение породило осложнения уже во время войны в Корее, когда многие североко­рейские военнопленные не хотели возвращаться домой105. Одна­ко насильственная репатриация может противоречить правам че­ловека или правам беженцев, особенно если возвратившиеся домой военнопленные могут подвергнуться преследованиям. Это может случиться, в частности, если на родине за время плена произойдет смена политического режима. При таких обстоятель­ствах, с одной стороны, нужно в каждом конкретном случае при­нять решение, приемлемое с точки зрения гуманности, а с другой

— не нарушить обязательства участвующих в конфликте сторон о репатриации всех военнопленных по окончании военных дей­ствий в соответствии со статьей 118. Если разрешить каждому из военнопленных самостоятельно решать, возвращаться или не возвращаться домой, держащая их в плену держава может тотчас же заявить о своем праве самостоятельно принимать решения по вопросам их репатриации. Она может оказать давление на воен­нопленных и принудить их остаться. Поэтому в задачу делегатов МККК входит объективное определение воли каждого военноп­ленного. МККК участвует в репатриации военнопленных только тогда, когда его делегаты действительно имеют возможность убе­диться в том, что каждый военнопленный свободен в принятии решений.

Неоправданная задержка репатриации военнопленных явля­ется серьезным нарушением Протокола I106.

В заключение обзора гуманитарного права, относящегося к

105 Christiane Shield-Delessert. Release and Repatriation of Prisoners of War at the End of Active Hostilities. Zurich, 1977, p. 157 ff.

106 Протокол I, статья 85.4(6)


военнопленным, мы хотим обратить внимание читателя на обы­чай, который красноречиво говорит об ореоле рыцарства, окру­жающем воинскую службу — обычай освобождения под честное слово107. В соответствии с ним вместо интернирования военноп­ленные могут быть освобождены держащей их в плену державой и отправлены домой, если они дадут торжественное обещание не принимать больше участия в боях против государства, взявшего их в плен.

Г. Гражданские лица

Величайшим достижением Дипломатической конференции 1949 года явилось принятие IV Конвенции о защите гражданского насе­ления во время войны, которая провозглашает, что лица, попавшие в руки противника, находятся под защитой международного права. Дополнительный протокол I содержит положения, делаю­щие эту защиту более полной.

Если мы взглянем на историю войн, то увидим, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а с начала XX века это положение лишь усугубилось. Однако право войны исходит из очень простой предпосылки, что военные действия могут вестись исключительно между воору­женными силами конфликтующих сторон. Поэтому война не должна касаться гражданского населения. Военные действия против гражданского населения не являются и никогда не явля­лись допустимым методом достижения победы. Гражданское на­селение не должно принимать участия в боях и при всех обстоя­тельствах должно пользоваться уважением. Это требование исхо­дит из неписаных законов человечности и требований общест­венного сознания, как это очень точно сформулировано в «Оговорке Мартенса».

Однако в реальной обстановке современных войн граждан­ское население подвергается множеству опасностей. Для целей международного гуманитарного права следует выделить две категории опасностей, требующих различных защитных мер:

— опасность, вызываемая самими военными действиями, и

— угроза, нависшая над беззащитными людьми, находящими­ся во власти противника.

107 III Конвенция, статья 21, абзац 3.


 

 

 


Гражданскими лицами являются все те лица, которые не вхо­дят в состав вооруженных сил108. В этом качестве они находятся под защитой международного гуманитарного права. Следова­тельно, являясь «некомбатантами», гражданские лица не имеют права принимать участие в военных действиях. Нарушившие этот запрет должны иметь в виду, что они лишаются защиты и что против них будет применена сила. При этом они сохраняют ста­тус гражданских лиц, в частности не становятся комбатантами. Национальное законодательство обычно сурово карает насиль­ственные действия «незаконных формирований». Иногда даже факт наличия оружия является наказуемым правонарушением. Международное гуманитарное право не выступает против этих строгих национальных законов. Запрет на применение силы не распространяется, как было ранее указано, на участников движе­ний сопротивления по смыслу статьи 4.А(2) III Конвенции, а также на лиц, которые при приближении неприятеля стихийно берутся за оружие (levee en masse).

IV Конвенция запрещает использовать гражданское населе­ние в качестве прикрытия от нападения неприятеля на опреде­ленные районы или установки, имеющие обычно военное значе­ние109. Запрещены также коллективные наказания гражданских лиц», меры запугивания и террора населения110, ограбление, взя­тие заложников и репрессалии в отношении гражданского насе­ления1".

Для защиты всего гражданского населения или особо уязви­мых лиц (раненых и больных, инвалидов и стариков, детей и т. д.) с согласия обеих сторон могут создаваться безопасные зоны, либо во время конфликта (например, в форме «открытого города»), либо еще в мирное время (демилитаризованные зоны)112. Такие зоны запрещается подвергать военному нападению; с другой сто­роны, их нельзя оборонять от приближающегося противника. Единственное назначение этих зон заключается в обеспечении выживания укрывающегося в них населения.

Мы уже говорили о том, что запрещено нападать на больницы и чинить препятствия работе лиц, входящих в состав медицин-

108 Протокол I, статья 50.

109 jy Конвенция, статья 28, усиленная статьей 51(7) Протокола I.

1'° Там же, статья 33, абзац 1.

''' Там же, статья 33, абзацы 2 и 3; статья 34.

'12 Там же, статьи 14 и 15; Протокол I, статьи 59 и 60.


ских служб113. Если эти лица продолжают выполнять первона­чально возложенные на них обязанности, их нельзя переводить на другую работу. Это же относится и к санитарному транспорту. Сторонам в конфликте предлагается проявлять особую заботу о детях до 15 лет, осиротевших или разлученных со своими семья­ми. Необходимо всячески способствовать проведению розыска их родственников.

Правовой статус и защита гражданских лиц, находящихся во власти противника, подробно и основательно регламентированы IV Конвенцией, так как участники Дипломатической конферен­ции 1949 года еще слишком хорошо помнили о преступлениях, совершенных во время второй мировой войны против граждан­ского населения в оккупированной Европе и на Дальнем Восто­ке. Поэтому задача Дополнительного протокола I сводилась в данном случае лишь к заполнению ряда пробелов и исправлению некоторых неудовлетворительных положений Конвенции. На­пример, в нем четко указано, что беженцы и апатриды (лица без гражданства), находящиеся на территории стороны в конфликте, пользуются такой же защитой, как и граждане страны их проис­хождения114, а также, что особые усилия следует прилагать для воссоединения семей115.

Кроме подробной статьи о защите женщин116, Протокол I со­держит новые важные положения, касающиеся обращения с деть­ми117. Этими положениями предусматривается, что дети имеют право на соответствующие их возрасту заботу и помощь. В част­ности, запрещено призывать в вооруженные силы детей, не до­стигших пятнадцатилетнего возраста, кроме того, они не должны принимать непосредственного участия в военных действиях. Если же тем не менее они принимают участие в военных действиях — что фактически происходит слишком часто — и попадают при этом в плен, то они имеют право на особое обращение, соответ­ствующее их возрасту. Смертный приговор в отношении моло­дых людей, не достигших восемнадцатилетнего возраста во время совершения правонарушения, не приводится в исполнение. Далее Протоколом I пересмотрены условия, при которых до-

113 См. раздел З.Б данной работы; IV Конвенция, статьи 16—22 и 24—26.

114 Протокол I, статья 73.

115 Там же, статья 74. 1 '^ Там же, статья 76. 117 Там же, статья 77.


 

 

 


пускается эвакуация детей из опасных районов"8, и предусмот­рен целый ряд проверок для предотвращения незаконной эвакуа­ции детей из своей страны. Эти правила имеют целью прежде всего предотвратить незаконное усыновление или удочерение детей. Новые положения должным образом увеличивают эффек­тивность защиты, на которую дети имеют право даже во время войны.

В Протоколе I рассмотрено также положение журналистов, выполняющих опасные профессиональные задания. В статье 79 прямо говорится, что журналисты, «находящиеся в опасных про­фессиональных командировках», то есть работающие на театре военных действий, рассматриваются во всех отношениях как граж­данские лица. Поэтому они должны пользоваться такой же защи­той, какой обычно пользуются гражданские лица, не претендуя, однако, на какие-либо особые права. Журналисты должны под­чиняться ограничениям, установленным для гражданских лиц, и в особенности не принимать участия в военных действиях. Рис­куя же сверх меры, они должны быть готовы к последствиям.

Кроме этих общеприменимых положений, IV Конвенция со­держит также специальные правила для трех типичных ситуаций, в которых гражданское население нуждается в защите от против­ника. Коротко рассмотрим важнейшие из этих правил.

а) Иностранцы на территории стороны, находящейся в конфликте

В момент начала войны между двумя государствами граждане одного из них могут по ряду причин находиться на территории другого. В результате они неожиданно оказываются во власти государства противника без дипломатической или консульской защиты, так как обычно с началом войны перестают действовать международные правила, регулирующие отношения между госу­дарствами в мирное время.

IV Конвенция регулирует положение таких лиц, которые ранее часто не пользовались никакой правовой защитой. Обычно пер­вые жертвы вооруженных конфликтов, они теперь стали «покро­вительствуемыми лицами»"9. По Женевскому праву держава, во

'18 Протокол I, статья 78.

119 IV Конвенция, статьи 35—46.


власти которой они находятся, должна разрешить гражданам страны противника уехать, но только если их возвращение в свою страну не противоречит интересам удерживающей державы. С лицами, добровольно или вынужденно оставшимися во власти государства противника, следует обращаться согласно законода­тельству мирного времени об иностранцах (законам об иностран­цах). Естественно, власти должны гарантировать им минималь­ную защиту, предусмотренную соглашениями о правах человека. Этим лицам должна быть предоставлена возможность найти оп­лачиваемую работу, получать посылки с помощью, пользоваться медицинским обслуживанием и т. д.

Однако задерживающая держава имеет право принимать не­обходимые меры контроля (например, требовать регулярно отме­чаться в полиции) или по настоятельным соображениям безопас­ности осуществлять принудительное поселение в определенном месте или интернирование120. Лица, которых это коснулось, имеют право на пересмотр такого решения судом или админи­стративным органом. Естественно, покровительствуемые лица могут быть в любое время отправлены на родину, а по окончании военных действий должны быть репатриированы в обязательном порядке. Держава, во власти которой они находятся, может пере­дать их третьей стране, но только при условии, что она является участницей ГУ Конвенции и если она гарантирует, что лица, о которых идет речь, не будут преследоваться за их политические или религиозные убеждения.

б) Лица, проживающие на оккупированной территории

«Территория признается занятою, если она действительно нахо­дится во власти неприятельской армии. Занятие распространяет­ся лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность». Это классическое определение военной оккупации содержится в статье 42 Гаагского положения о законах и обычаях сухопутных войн 1907 года. Статья 42 сегодня является частью обычного права. Поскольку ГУ Женевская кон­венция 1949 года не содержит никакого иного определения, то современное право, относящееся к защите лиц, проживающих на оккупированной территории, основывается на этой традицион-

120 IV Конвенция, статья 42.


 

 

 


ной концепции военной оккупации. При этом не имеет значе­ния, осуществлена оккупация с применением или без примене­ния силы.

Население оккупированных территорий пользуется покрови­тельством всех статей IV Конвенции, относящихся к гражданско­му населению в целом, Гаагского положения 1907 года, а также покровительством положений раздела ІУ Женевской конвенции, посвященного оккупированным территориям121. Основная пра­вовая норма определена статьей 47IV Конвенции, в соответствии с которой права проживающих на оккупированной территории лиц полностью защищаются международным правом. Их право­вое положение не может быть изменено ни односторонним актом оккупирующей державы, ни аннексией — местное население пользуется и будет пользоваться защитой. Лица, проживающие на оккупированной территории, не могут отказываться от своего статуса или прав в соответствии с IV Конвенцией. Это правило введено с целью предотвратить злоупотребления или попытки принуждения к отказу.

Задачей законодательства о военной оккупации является со­хранение на оккупированной территории ранее существовавше­го положения — status quo ante. Военная оккупация рассматрива­ется как временное обстоятельство. Поэтому продолжает дейст­вовать национальное законодательство, и оккупирующая держа­ва не может упразднить его. Местные власти, включая суды, долж­ны иметь возможность продолжать свою деятельность. Все это, однако, не всегда осуществимо, особенно при продолжительной оккупации и современных темпах экономических и социальных изменений. Действующее сегодня право лишь частично учитыва­ет это сравнительно новое явление. Особые проблемы, возни­кающие придлительной оккупации, требуют таких решений, ко­торые полнее отвечали бы интересам живущих на оккупирован­ных территориях лиц.

Оккупирующая держава не может ни под каким предлогом игнорировать основные права покровительствуемых лиц. Напри­мер, запрещено высылать, индивидуально или коллективно, про­живающих на оккупированной территории лиц на неоккупиро­ванную часть их страны или депортировать их на территорию оккупирующей державы. В пределах оккупированной террито­рии находящиеся под защитой лица могут быть эвакуированы в

121 IV Конвенция, статьи 47—78.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.095 с.)