Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
International Humanitarian LawСтр 1 из 20Следующая ⇒
INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW AN INTRODUCTION SEPARATE PRINT FROM HANS HAUG, HUMANITY FOR ALL THE INTERNATIONAL RED CROSS AND RED CRESCENT MOVEMENT HENRY DUNANT INSTITUTE HAUPT © Перевод на русский язык МККК Москва 1995. СОДЕРЖАНИЕ I. Право и война. Предварительные замечания о прошлом и настоящем международного гуманитарного права............... 1 А. Гуманитарное право и запрет на применение силы..............8 Б. Краткий обзор истории гуманитарного права............ В. Правовая защита жертв войны........................,ч 1ІГ Г. Правовые ограничения на средства и методы ведения войны............................... 15 Д. Источники современного гуманитарного права......... 18 Е. Основные нормы гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов.................... 22 2. Международное гуманитарное право: общие вопросы....... 24 А. Понятие и содержание международного гуманитарного права................................................ 24 Б. Источники международного гуманитарного права....... 26 В. Некоторые определения............................... 26 Г. Международные и немеждународные вооруженные конфликты........................................... 30 Д. Понятие «вооруженный конфликт».................... 31 Е. Еще два понятия: «комбатант» и «лицо, находящееся под защитой»......................................... 33 Ж. Нейтралитет в войне.................................. 35 3. Истинное назначение Женевского права, или Права Красного Креста,— предоставление покровительства беззащитным во время войны........................................... 36 А. Общая обязанность обеспечить гуманное обращение.... 37 Б. Раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение..................................... 40 В. Военнопленные...................................... 50 Ґ. Гражданские лица..................................... 55 а) Иностранцы на территории стороны, находящейся в конфликте....................................... 58 б) Лица, проживающие на оккупированной территории. 59 в) Обращение с интернированными................... 63 г) Помощь гражданскому населению. Особые меры..... 63 д) Pro memoria (для памяти — лат.)..................... 68 4. Ограничения на ведение войны — международные правила, относящиеся к ведению военных операций (Гаагское право). 68 А. Ограничения общего характера на ведение войны....... 69 Б. Понятие «комбатант»................................. 73 В. Ограничения на выбор методов и средств ведения войны. 77 а) Запрещенные методы ведения боя................... 78 б) Запрещенные виды оружия......................... 80
в) Ядерное оружие.................................... 82 F.N Защита гражданского населения и гражданских объектов. 84 а) Военные объекты.................................. 86 б) Гражданское население............................ 86 в) Гражданские объекты.............................. 88 5. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера........................... 91 А. Обзор истории вопроса и содержания права немеждународных вооруженных конфликтов........... 92 Б. Некоторые частные положения........................ 96 а) Условия применимости............................. 96 б) Экскурс в международное гуманитарное право, применимое во время национально-освободительных войн................................................ 99 (в) Правила, относящиеся к защите жертв войны....... 100 г) Ограничения на ведение военных действий......... 102 д) Выполнение права и контроль над его применением. 104 е) Гражданская война с вмешательством третьих сторон 105 ж) Беспорядки и напряженность...................... 106 В. Статья 3 и- Протокол II как кодификация основных прав человека в ситуациях гражданской войны.............. 107 6. Соблюдение международного гуманитарного права. Вопросы контроля и пресечения нарушений............... 108 А. Обязанности в мирное время......................... 111 Б. Обязанности во время войны......................... 113 В. Нарушения международного гуманитарного права...... 116 а) Уголовное преследование национальными судебными органами......................................... 116 б) Международная ответственность государств........ 119 в) Репрессалии...................................... 121 Г. Коллективная ответственность за соблюдение гуманитарного права................................. 122 Приложение 1. Основные договоры международного гуманитарного права................................. 124 2. Сборники документов................................ 125 МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО* 1. Право и война. Предварительные замечания о прошлом и настоящем международного гуманитарного права Международное гуманитарное право является ветвью международного права. Этоправо регулирует отношения между членами международного сообщества, а именно государствами. Международное право имеет наднациональный характер, и его основные положения обязательны для выполнения всеми странами.
Международное гуманитарное право, которое называется Актуальна ли сегодня, в конце XX века, и правомерна ли постановка такой задачи? Война — это проявление первобытного, грубого насилия. Когда государства не могут или не хотят решать разногласия или споры за столом мирных переговоров, в ход пускается оружие. Война неизбежно приводит к безмерным страданиям и тяжелым Автор — Ханс-Петер Гассер, доктор права, советник по правовым вопросам МККК. 1 См. Преамбулу Устава Организации Объединенных Наций. материальным потерям. Как зафиксировано в решении Нюрнбергского трибунала по делу о главных военных преступниках второй мировой войны, война есть зло по определению. Сегодня ни у кого не могло бы возникнуть желания попытаться оправдать войну как таковую. Тем не менее, государства воюют между собой, а люди, потерявшие надежду найти справедливость, поднимаются с оружием в руках против правительств. И никто не осудит, например, войну, которую небольшое государство ведет, пытаясь отразить посягательства на свою независимость (то есть агрессивную войну), или народ, восставший против тирании. Право и война... Может ли право — мирным путем, без гибели людей и материальных потерь — помочь в урегулировании конфликтов между государствами, конфликтов, неизбежных при любых установленных людьми порядках? Другими словами, способно ли право предотвратить войну? И еще один часто возникающий вопрос: в случае, если войну не удалось предотвратить, должно ли право заниматься ею и ее последствиями, придавая войне, как считают некоторые, ореол респектабельности? Какая польза от права на полях сражения или в тюремных застенках? И прав ли был Цицерон, сказавший, что законы безмолвствуют во время войны? Чтобы в дальнейшем не было неясностей, мы ответим на некоторые из этих вопросов2 и только после этого рассмотрим существующую систему международного гуманитарного права. Ж. Нейтралитет в войне Когда государство объявляет о своем нейтралитете, это значит, что оно не участвует в конфликте между другими государствами. Положения права нейтралитета относятся к особым правам и обязанностям, характеризующим отношения между воюющим государством и нейтральным государством46. Сегодня говорят также о «государствах, не принимающих участия в конфликте», они не отвечают всем условиям «нейтралитета» и не претендуют на этот статус. Однако для целей международного гуманитарного права данное различие несущественно. В данной работе мы не рассматриваем значение статуса нейтральности во время конфликта в плане международных правовых отношений. Достаточно будет сказать, что нейтральные государства упоминаются в договорах гуманитарного права в связи с гуманитарной помощью в широком смысле. Например, раненые военнопленные могут быть госпитализированы в нейтральном государстве47. Дети, эвакуированные из зоны военных действий без родителей, могут быть приняты в нейтральной стране48.
46 См. Rudolf L. Bindschedler. Neutrality, Concept and General Rules,— Bernhardt (ed.). Encyclopedia of Public International Law, vol. 4,1982, pp. 9—14, а также все еще актуальные сегодня две Гаагские конвенции 1907 года: Конвенция (V) о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и Конвенция (X11I) о правах и обязанностях нейтральных держав в случае морской войны. 47 III Конвенция, статья 109, абзац 2. 48 IV Конвенция, статья 24; Дополнительный протокол I, статья 78. В Конвенциях нейтральные государства упоминаются также в связи с эвакуацией или репатриацией лиц, находящихся под защитой49. Нейтральным сторонам разрешается также проводить операции со своих территорий по оказанию помощи нуждающемуся населению50. Операции такого рода не рассматриваются как нарушение нейтралитета. И наконец, все нейтральные государства или другие государства, не являющиеся сторонами в конфликте, могут осуществлять функции держав-покровительниц, играя тем самым важнейшую роль в соблюдении гуманитарного права во время вооруженного конфликта51. 3. Истинное назначение Женевского права, или Права Красного Креста,— предоставление покровительства беззащитным во время войны Статья 6 Женевской конвенции 1864 года гласит: «Раненых и больных комбатантов, к какому бы государству они ни принадлежали, следует подбирать и оказывать им помощь». В одном этом предложении точно сформулирована суть Женевского права, известного также под названием Права Красного Креста. Однако с 1864 года это право было весьма существенно расширено и в настоящее время включает в себя защиту плененных комбатантов, а также жертв войны среди гражданского населения. Оно, таким образом, стало более сложным, но не из-за любви правоведов к запутанным и сложным законам, а потому, что многие из поставленных вопросов требуют взвешенного учета всех интересов и точного формулирования тонких различий. Обзор норм международного гуманитарного права, обеспечивающих покровительство беззащитным во время международных вооруженных конфликтов, приведен ниже. (Ситуации вооруженных конфликтов немеждународного характера рассмотрены в разделе 5 данной работы.) Под «беззащитными» мы понимаем лиц, которые, являясь гражданами воюющих стран, или прекратили борьбу в связи с ранениями, или потерпели кораблекрушение, или добровольно сложили оружие; это определение
4'-* III Конвенция, статьи 109 и 111; IV Конвенция, статья 132, абзац 2. 50 IV Конвенция, статья 23; Дополнительный протокол I, статья 70. 5' См. раздел 6 данной работы. также распространяется на пленных из числа военнослужащих и гражданских лиц и, наконец, на гражданских лиц, находящихся во власти стороны противника, и особенно под его военной оккупацией. Соответствующие правила содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года, дополненных в ряде аспектов Протоколом I 1977 года. Поэтому все пять международных договоров нужно рассматривать вместе. Рассматриваемое здесь договорное право в большой степени отражает принципы и нормы, которые признаются государствами также в качестве обычного права. В области международного гуманитарного права нормы обычного права имеют, как правило, обязательную силу. Это, однако, не означает, что писаное договорное право не имеет никакого значения. Напротив, только благодаря кодификации неписаные принципы становятся четкими, определенными и понятными в полном их объеме и поэтому могут быть применимы в реальных ситуациях. Однако в то же самое время важные принципы, относящиеся к предоставлению во время войны покровительства беззащитным и содержащиеся в гуманитарном праве, имеют приоритетное значение и не подлежат изменениям со стороны государств, то есть действуют в соответствии с писаным правом независимо от желаний государств. В. Военнопленные ВIII Женевской конвенции — об обращении с военнопленными подробно рассмотрено положение лиц, попавших в плен во время войны. Суть этой Конвенции можно коротко выразить фразой: «С военнопленными следует всегда обращаться гуманно»81. Военнопленными являются лица из состава вооруженных сил одной из участвующих в конфликте сторон, попавшие во власть неприятеля во время международного вооруженного конфликта. Во время плена военнопленные сохраняют свой правовой статус военнослужащих, что внешне выражается в том, что им разрешено носить свою форменную одежду, что они продолжают подчиняться своим офицерам, которые сами являются военнопленными, а также в том (о чем будет подробно сказано ниже), что по прекращении военных действий их следует незамедлительно репатриировать. Более того, здесь прямо указано, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, так как именно государство, являясь участником Женевских конвенций, несет ответственность за выполнение своих международных обязательств82. Содержание в плену ни в каком отношении не является формой наказания. Кроме личного состава вооруженных сил, в III Конвенции перечислен ряд других категорий лиц, имеющих такой же статус. Во-первых, это участники движений сопротивления, принадлежащих к стороне, находящейся в конфликте, которые отвечают следующим четырем условиям: имеют во главе лицо, ответствен-
81 III Конвенция, статья 13. Там же, статья 12. ное за своих подчиненных; имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак (если у них нет собственной форменной одежды); открыто носят оружие; соблюдают законы и обычаи войны83. Движения сопротивления должны выполнять все эти четыре условия для того, чтобы их участники имели право на статус военнопленных. Ряд лиц, получивших разрешение следовать за вооруженными силами, но не входящих в их состав, имеют право на такое же обращение, как военнопленные (например, члены экипажей судов и самолетов из числа гражданских лиц, военные корреспонденты, за исключение тех журналистов, с которыми следует обращаться как с гражданскими лицами в соответствии с нормами Протокола I)84. И наконец, лица из числа местного населения, которые добровольно берутся за оружие для оказания сопротивления приближающимся войскам противника (levee en masse), должны пользоваться таким же обращением, как и военнопленные85. Взятые в плен лица из числа медицинского персонала наделяются особым статусом: они либо должны осуществлять уход за военнопленными стороны, к которой они принадлежат, либо их должны возвратить этой стороне86. Любые сомнения в отношении статуса взятого в плен лица должны разрешаться компетентным судом87. Военнопленные сохраняют свой правовой статус с момента пленения до репатриации. Никакие меры удерживающих их властей или их собственные действия не могут привести к утрате ими этого статуса во время плена. Лица, находящиеся под защитой, ни в коем случае не могут отказываться от прав, которые им обеспечивают Женевские конвенции88. Эта защита от их собственных, возможно, легкомысленных, поступков, которые во время войны могут иметь серьезные последствия, исключительно важна. III Конвенция — «Конвенция о военнопленных» — подробно регламентирует обращение с военнопленными (статьи 21 — 108). Полное представление об этом можно составить, изучив Конвен- 8^ III Конвенция, статья 4.А(2). 84 Там же, статьи 4.А(4) и (5). Там же, статья 4.А(6). I Конвенция, статьи 30 и 31; III Конвенция, статья 33. III Конвенция, статья 5, абзац 2. Там же, статья 7.
цию и специальную литературу. Здесь мы ограничимся несколькими краткими замечаниями. — Попав в плен, военнопленный обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер. Ни при каких обстоятельствах его нельзя принуждать давать какие-либо иные сведения89. В соответствии с III Конвенцией пытки или другое жестокое обращение рассматриваются как военные преступления90. — Каждый военнопленный с момента взятия его в плен должен иметь возможность заполнить карточку-извещение о взятии в плен91, которая затем пересылается через Центральное агентство по розыску МККК в официальное Справочное бюро его страны92. В задачу последнего входит информирование семей военнопленных. Таким путем можно быстро восстановить связи с домом и семьей. — В возможно более короткий срок военнопленных следует вывезти из опасной зоны и перевести в безопасное место, условия размещения в котором «должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену Державы, расположенные в той же местности»93. Этим условиям, например, не соответствуют гражданские тюрьмы "или суда. — По мере возможности при определении условий содержания должны учитываться привычки и обычаи военнопленных94. — Военнопленные с хорошим состоянием здоровья могут привлекаться к работе95, но они могут использоваться на опасных работах только в добровольном порядке. Специально указано, что удаление мин является опасной работой96. Хотя использование военнопленных, имеющих соответствующую подготовку, на разминировании, особенное если они лично знают расположение мин, может представляться целесообразным, делать это разрешается только с их добровольного согласия. 89 III Конвенция, статья 17. 90 Там же, статья 130; Протокол I, статья 85.5. 91 Там же, статья 70 и Приложение IV. 92 Там же, статья 122. 9^ Там же, статья 25. 94 Там же. 95 Там же, статьи 49—57. 96 Там же, статья 52, абзац 3. — Военнопленным должна быть разрешена переписка с родственниками (письма и карточки обычно пересылаются через Центральное агентство по розыску МККК)97. Им также разрешается получать помощь в виде индивидуальных посылок. — Военнопленные подчиняются законам держащей в плену державы, и особенно уставам и приказам, действующим в вооруженных силах99. В соответствии с законом в случае противоправных действий по отношению к ним могут быть применены судебные или дисциплинарные меры. Держащая в плену держава имеет также право предавать военнопленных суду за действия, совершенные ими до взятия в плен (например, по обвинению в военных преступлениях, совершенных на оккупированной территории или в бою). — Тем не менее преданные суду военнопленные имеют право на надлежащее судопроизводство, а в случае осуждения не теряют статуса военнопленных. Однако их репатриация может быть отложена до окончания срока отбытия наказания. — Репрессалии по отношению к военнопленным запрещены при всех без исключений обстоятельствах100. Очень важную группу положений III Конвенции составляют правила, относящиеся к репатриации военнопленных101. Здесь выделены три категории лиц: — Тяжелобольные и тяжелораненые незамедлительно подлежат непосредственной репатриации как только позволит их состояние102. Это гуманный акт по отношению к комбатантам, которые уже никогда не будут принимать участия в военных действиях. Решение о репатриации принимают смешанные медицинские комиссии103. Делегаты МККК обладают необходимым опытом для осуществления такой репатриации в любое время. — Все остальные военнопленные должны быть освобождены и репатриированы «тотчас же по прекращении военных дейст
T14TJV4 1иП
— Не дожидаясь окончания войны, стороны в конфликте по гуманным соображениям должны стараться репатриировать военнопленных, и по возможности на взаимной основе, то есть путем обмена пленными. МККК всячески способствует достижению подобных договоренностей. В качестве нейтрального посредника он, как уже было сказано, всегда готов осуществлять репатриацию и обмен военнопленными. Следует напомнить, что военнопленные не могут, как правило, отказываться от репатриации. Статья 118 не предусматривает никаких исключений для возвращения военнопленных на родину; более того, в соответствии с ней все военнопленные репатриируются в обязательном порядке. Это положение породило осложнения уже во время войны в Корее, когда многие северокорейские военнопленные не хотели возвращаться домой105. Однако насильственная репатриация может противоречить правам человека или правам беженцев, особенно если возвратившиеся домой военнопленные могут подвергнуться преследованиям. Это может случиться, в частности, если на родине за время плена произойдет смена политического режима. При таких обстоятельствах, с одной стороны, нужно в каждом конкретном случае принять решение, приемлемое с точки зрения гуманности, а с другой — не нарушить обязательства участвующих в конфликте сторон о репатриации всех военнопленных по окончании военных действий в соответствии со статьей 118. Если разрешить каждому из военнопленных самостоятельно решать, возвращаться или не возвращаться домой, держащая их в плену держава может тотчас же заявить о своем праве самостоятельно принимать решения по вопросам их репатриации. Она может оказать давление на военнопленных и принудить их остаться. Поэтому в задачу делегатов МККК входит объективное определение воли каждого военнопленного. МККК участвует в репатриации военнопленных только тогда, когда его делегаты действительно имеют возможность убедиться в том, что каждый военнопленный свободен в принятии решений. Неоправданная задержка репатриации военнопленных является серьезным нарушением Протокола I106. В заключение обзора гуманитарного права, относящегося к 105 Christiane Shield-Delessert. Release and Repatriation of Prisoners of War at the End of Active Hostilities. Zurich, 1977, p. 157 ff. 106 Протокол I, статья 85.4(6) военнопленным, мы хотим обратить внимание читателя на обычай, который красноречиво говорит об ореоле рыцарства, окружающем воинскую службу — обычай освобождения под честное слово107. В соответствии с ним вместо интернирования военнопленные могут быть освобождены держащей их в плену державой и отправлены домой, если они дадут торжественное обещание не принимать больше участия в боях против государства, взявшего их в плен. Г. Гражданские лица Величайшим достижением Дипломатической конференции 1949 года явилось принятие IV Конвенции о защите гражданского населения во время войны, которая провозглашает, что лица, попавшие в руки противника, находятся под защитой международного права. Дополнительный протокол I содержит положения, делающие эту защиту более полной. Если мы взглянем на историю войн, то увидим, что больше всего от последствий военных действий страдает гражданское население, а с начала XX века это положение лишь усугубилось. Однако право войны исходит из очень простой предпосылки, что военные действия могут вестись исключительно между вооруженными силами конфликтующих сторон. Поэтому война не должна касаться гражданского населения. Военные действия против гражданского населения не являются и никогда не являлись допустимым методом достижения победы. Гражданское население не должно принимать участия в боях и при всех обстоятельствах должно пользоваться уважением. Это требование исходит из неписаных законов человечности и требований общественного сознания, как это очень точно сформулировано в «Оговорке Мартенса». Однако в реальной обстановке современных войн гражданское население подвергается множеству опасностей. Для целей международного гуманитарного права следует выделить две категории опасностей, требующих различных защитных мер: — опасность, вызываемая самими военными действиями, и — угроза, нависшая над беззащитными людьми, находящимися во власти противника. 107 III Конвенция, статья 21, абзац 3.
Гражданскими лицами являются все те лица, которые не входят в состав вооруженных сил108. В этом качестве они находятся под защитой международного гуманитарного права. Следовательно, являясь «некомбатантами», гражданские лица не имеют права принимать участие в военных действиях. Нарушившие этот запрет должны иметь в виду, что они лишаются защиты и что против них будет применена сила. При этом они сохраняют статус гражданских лиц, в частности не становятся комбатантами. Национальное законодательство обычно сурово карает насильственные действия «незаконных формирований». Иногда даже факт наличия оружия является наказуемым правонарушением. Международное гуманитарное право не выступает против этих строгих национальных законов. Запрет на применение силы не распространяется, как было ранее указано, на участников движений сопротивления по смыслу статьи 4.А(2) III Конвенции, а также на лиц, которые при приближении неприятеля стихийно берутся за оружие (levee en masse). IV Конвенция запрещает использовать гражданское население в качестве прикрытия от нападения неприятеля на определенные районы или установки, имеющие обычно военное значение109. Запрещены также коллективные наказания гражданских лиц», меры запугивания и террора населения110, ограбление, взятие заложников и репрессалии в отношении гражданского населения1". Для защиты всего гражданского населения или особо уязвимых лиц (раненых и больных, инвалидов и стариков, детей и т. д.) с согласия обеих сторон могут создаваться безопасные зоны, либо во время конфликта (например, в форме «открытого города»), либо еще в мирное время (демилитаризованные зоны)112. Такие зоны запрещается подвергать военному нападению; с другой стороны, их нельзя оборонять от приближающегося противника. Единственное назначение этих зон заключается в обеспечении выживания укрывающегося в них населения. Мы уже говорили о том, что запрещено нападать на больницы и чинить препятствия работе лиц, входящих в состав медицин- 108 Протокол I, статья 50. 109 jy Конвенция, статья 28, усиленная статьей 51(7) Протокола I. 1'° Там же, статья 33, абзац 1. ''' Там же, статья 33, абзацы 2 и 3; статья 34. '12 Там же, статьи 14 и 15; Протокол I, статьи 59 и 60. ских служб113. Если эти лица продолжают выполнять первоначально возложенные на них обязанности, их нельзя переводить на другую работу. Это же относится и к санитарному транспорту. Сторонам в конфликте предлагается проявлять особую заботу о детях до 15 лет, осиротевших или разлученных со своими семьями. Необходимо всячески способствовать проведению розыска их родственников. Правовой статус и защита гражданских лиц, находящихся во власти противника, подробно и основательно регламентированы IV Конвенцией, так как участники Дипломатической конференции 1949 года еще слишком хорошо помнили о преступлениях, совершенных во время второй мировой войны против гражданского населения в оккупированной Европе и на Дальнем Востоке. Поэтому задача Дополнительного протокола I сводилась в данном случае лишь к заполнению ряда пробелов и исправлению некоторых неудовлетворительных положений Конвенции. Например, в нем четко указано, что беженцы и апатриды (лица без гражданства), находящиеся на территории стороны в конфликте, пользуются такой же защитой, как и граждане страны их происхождения114, а также, что особые усилия следует прилагать для воссоединения семей115. Кроме подробной статьи о защите женщин116, Протокол I содержит новые важные положения, касающиеся обращения с детьми117. Этими положениями предусматривается, что дети имеют право на соответствующие их возрасту заботу и помощь. В частности, запрещено призывать в вооруженные силы детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, кроме того, они не должны принимать непосредственного участия в военных действиях. Если же тем не менее они принимают участие в военных действиях — что фактически происходит слишком часто — и попадают при этом в плен, то они имеют право на особое обращение, соответствующее их возрасту. Смертный приговор в отношении молодых людей, не достигших восемнадцатилетнего возраста во время совершения правонарушения, не приводится в исполнение. Далее Протоколом I пересмотрены условия, при которых до- 113 См. раздел З.Б данной работы; IV Конвенция, статьи 16—22 и 24—26. 114 Протокол I, статья 73. 115 Там же, статья 74. 1 '^ Там же, статья 76. 117 Там же, статья 77.
пускается эвакуация детей из опасных районов"8, и предусмотрен целый ряд проверок для предотвращения незаконной эвакуации детей из своей страны. Эти правила имеют целью прежде всего предотвратить незаконное усыновление или удочерение детей. Новые положения должным образом увеличивают эффективность защиты, на которую дети имеют право даже во время войны. В Протоколе I рассмотрено также положение журналистов, выполняющих опасные профессиональные задания. В статье 79 прямо говорится, что журналисты, «находящиеся в опасных профессиональных командировках», то есть работающие на театре военных действий, рассматриваются во всех отношениях как гражданские лица. Поэтому они должны пользоваться такой же защитой, какой обычно пользуются гражданские лица, не претендуя, однако, на какие-либо особые права. Журналисты должны подчиняться ограничениям, установленным для гражданских лиц, и в особенности не принимать участия в военных действиях. Рискуя же сверх меры, они должны быть готовы к последствиям. Кроме этих общеприменимых положений, IV Конвенция содержит также специальные правила для трех типичных ситуаций, в которых гражданское население нуждается в защите от противника. Коротко рассмотрим важнейшие из этих правил. а) Иностранцы на территории стороны, находящейся в конфликте В момент начала войны между двумя государствами граждане одного из них могут по ряду причин находиться на территории другого. В результате они неожиданно оказываются во власти государства противника без дипломатической или консульской защиты, так как обычно с началом войны перестают действовать международные правила, регулирующие отношения между государствами в мирное время. IV Конвенция регулирует положение таких лиц, которые ранее часто не пользовались никакой правовой защитой. Обычно первые жертвы вооруженных конфликтов, они теперь стали «покровительствуемыми лицами»"9. По Женевскому праву держава, во '18 Протокол I, статья 78. 119 IV Конвенция, статьи 35—46. власти которой они находятся, должна разрешить гражданам страны противника уехать, но только если их возвращение в свою страну не противоречит интересам удерживающей державы. С лицами, добровольно или вынужденно оставшимися во власти государства противника, следует обращаться согласно законодательству мирного времени об иностранцах (законам об иностранцах). Естественно, власти должны гарантировать им минимальную защиту, предусмотренную соглашениями о правах человека. Этим лицам должна быть предоставлена возможность найти оплачиваемую работу, получать посылки с помощью, пользоваться медицинским обслуживанием и т. д. Однако задерживающая держава имеет право принимать необходимые меры контроля (например, требовать регулярно отмечаться в полиции) или по настоятельным соображениям безопасности осуществлять принудительное поселение в определенном месте или интернирование120. Лица, которых это коснулось, имеют право на пересмотр такого решения судом или административным органом. Естественно, покровительствуемые лица могут быть в любое время отправлены на родину, а по окончании военных действий должны быть репатриированы в обязательном порядке. Держава, во власти которой они находятся, может передать их третьей стране, но только при условии, что она является участницей ГУ Конвенции и если она гарантирует, что лица, о которых идет речь, не будут преследоваться за их политические или религиозные убеждения. б) Лица, проживающие на оккупированной территории «Территория признается занятою, если она действительно находится во власти неприятельской армии. Занятие распространяется лишь на те области, где эта власть установлена и в состоянии проявлять свою деятельность». Это классическое определение военной оккупации содержится в статье 42 Гаагского положения о законах и обычаях сухопутных войн 1907 года. Статья 42 сегодня является частью обычного права. Поскольку ГУ Женевская конвенция 1949 года не содержит никакого иного определения, то современное право, относящееся к защите лиц, проживающих на оккупированной территории, основывается на этой традицион- 120 IV Конвенция, статья 42.
ной концепции военной оккупации. При этом не имеет значения, осуществлена оккупация с применением или без применения силы. Население оккупированных территорий пользуется покровительством всех статей IV Конвенции, относящихся к гражданскому населению в целом, Гаагского положения 1907 года, а также покровительством положений раздела ІУ Женевской конвенции, посвященного оккупированным территориям121. Основная правовая норма определена статьей 47IV Конвенции, в соответствии с которой права проживающих на оккупированной территории лиц полностью защищаются международным правом. Их правовое положение не может быть изменено ни односторонним актом оккупирующей державы, ни аннексией — местное население пользуется и будет пользоваться защитой. Лица, проживающие на оккупированной территории, не могут отказываться от своего статуса или прав в соответствии с IV Конвенцией. Это правило введено с целью предотвратить злоупотребления или попытки принуждения к отказу. Задачей законодательства о военной оккупации является сохранение на оккупированной территории ранее существовавшего положения — status quo ante. Военная оккупация рассматривается как временное обстоятельство. Поэтому продолжает действовать национальное законодательство, и оккупирующая держава не может упразднить его. Местные власти, включая суды, должны иметь возможность продолжать свою деятельность. Все это, однако, не всегда осуществимо, особенно при продолжительной оккупации и современных темпах экономических и социальных изменений. Действующее сегодня право лишь частично учитывает это сравнительно новое явление. Особые проблемы, возникающие придлительной оккупации, требуют таких решений, которые полнее отвечали бы интересам живущих на оккупированных территориях лиц. Оккупирующая держава не может ни под каким предлогом игнорировать основные права покровительствуемых лиц. Например, запрещено высылать, индивидуально или коллективно, проживающих на оккупированной территории лиц на неоккупированную часть их страны или депортировать их на территорию оккупирующей державы. В пределах оккупированной территории находящиеся под защитой лица могут быть эвакуированы в 121 IV Конвенция, статьи 47—78.
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.095 с.) |