Б. Некоторые частные положения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Некоторые частные положения



Теперь, осветив в общем виде причины возникновения и истоки международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов немеждународного характера, перей­дем к рассмотрению некоторых частных положений.

а) Условия применимости

В статье 3 лишь косвенно обозначена сфера ее применения. Не­посредственно применимые критерии для определения наличия «вооруженного конфликта, не носящего международного харак­тера и возникающего на территории одной из Высоких Догова­ривающихся Сторон», должны определяться практикой государств и юридической литературой. Вопрос вопросов заключается втом, при каком уровне насилия конфликт перестает быть внутренней проблемой государства и перерастает в объект международного права.

В «Комментариях к Женевским конвенциям» под редакцией Пикте, в которых анализируются дискуссии на Дипломатичес-


кой конференции 1949 года, содержится ряд важных выводов190. Согласно им статья 3 применима, когда правительство и повстан­цы противостоят друг другу в боях с участием большого количе­ства людей и с применением оружия. Правительство, как прави­ло, использует в таких ситуациях армию по той причине, что не может контролировать ситуацию обычными полицейскими си­лами. Повстанцы ведут борьбу с существующим режимом путем проведения военных операций, что предполагает определенную степень организованности. Только в том случае, когда воюющие организованы и находятся под управлением лиц, ответственных за их действия, можно реально рассчитывать на то, что междуна­родные нормы будут уважаться и применяться. Протокол II со­держит разъяснение, что «случаи нарушения внутреннего поряд­ка и возникновения обстановки внутренней напряженности», «беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера» сами по себе не являются воору­женными конфликтами и поэтому не подпадают под действие международного гуманитарного права.

Статья 3 является очень гибким инструментом права, возмож­но, самым лучшим международным ответом на внутренние кон­фликты, которые политически всегда чрезвычайно взрывоопас­ны. Лишь слегка обозначенные условия ее применимости дают возможность в каждом конкретном случае потребовать соблюде­ния статьи 3, не давая точной правовой оценки фактической ситуации. Благодаря этому власти иногда бывают избавлены от необходимости признать шаткость своих позиций.

В отличие от того, что многие — в том числе и МККК — хотели бы видеть, Протокол II не просто повторяет статью 3 в отношении сферы его применения. Статья 1 Протокола требует, чтобы по­встанцы осуществляли «такой контроль над частью... террито­рии, который позволяет им осуществлять непрерывные и согла­сованные военные действия и применять настоящий Протокол». Контроль над территорией является дополнительным условием, поставленным Протоколом II. Гражданские войны в Испании и Нигерии, где повстанцы контролировали часть территории этих стран, являются примерами этой суженной (по сравнению со статьей 3 Конвенций 1949 года) области применения.

Следовательно, согласно действующему сегодня гуманитар-


В упомянутом в сноске 185 решении Международного суда в качестве само собой разумеющегося факта принято, что статья 3 налагает обязательства на «контрас».


190 Commentary Published under the General Editorship of Jean Pictet. Fourth Convention, Article 3, pp. 35—36.


 

 

 


ному праву есть два типа гражданских войн: немеждународные вооруженные конфликты высокой интенсивности, к которым применимы одновременно и общая статья 3, и Протокол II, и другие внутренние вооруженные столкновения, к которым при­менима лишь статья З191. Такое состояние права нельзя признать удовлетворительным. Это затрудняет правовую характеристику внутренних конфликтов и неизбежно ведет к осложнениям. Было бы предпочтительнее, если бы условия (суженные) применимос­ти в Протоколе II были ближе к условиям применимости в общей статье 3 — либо в практике государств, либо в односторонних декларациях Договаривающихся сторон при ратификации Про­токола II.

Если условия применимости статьи 3 или Протокола II соблю­дены, то право применимо ео ipso (этим самым — лат.), какие-либо другие требования не выдвигаются, в частности не требуется никаких заявлений участвующих в конфликте сторон. И отно­сится это не только в правительству, но и к повстанцам. Никто не запрещает повстанцам в любой форме выразить намерение со­блюдать нормы международного гуманитарного права. Такое за­явление может быть желательным в политическом плане, по­скольку указывает на признание правовых обязательств; но с пра­вовой^ точки зрения оно не обязательно, так как повстанцы и без него обязаны соблюдать международное гуманитарное право, применимое к данному конфликту.

С чисто исторической точки зрения интерес может представ­лять явление, когда государство, участвующее в конфликте, за­явило о признании повстанцев в качестве воюющей стороны, в результате чего гражданская война стала объектом права, приме­нимого в период международных вооруженных конфликтах192. Такое заявление последний раз было сделано в 1902 году во время англо-бурской войны. Во время гражданской войны в США при­знание Юга в качестве воюющей стороны только подразумева­лось. Если соблюдены условия, позволяющие считать конфликт настоящей гражданской войной, третьи страны могут официаль­но — посредством односторонних заявлений — признать по­встанцев, в результате чего их отношения с обеими участвующи­ми в конфликте сторонами начинают регулироваться правилами


нейтралитета. Никакие из этих форм признания сегодня не дей­ствуют, особенно потому, что нет такого правительства, которое захотело бы предпринять такой односторонний правовой шаг. А третьи страны избегают таким образом обвинений во вмешатель­стве во внутренние дела суверенных государств.

б) Экскурс в международное гуманитарное право,

применимое во время национально-освободительных войн193

Согласно традиционному международному праву, разногла­сия между народами, осуществляющими свое право на самооп­ределение путем борьбы за независимость, и соответствующей колониальной державой считались внутренним делом колони­альной державы. В случае, если борьба переходила в вооружен­ные столкновения, с уровнем насилия, характерным для войны, начинала действовать общая статья 3 Женевских конвенций. Од­нако с начала 1960-х годов под воздействием требований стран «третьего мира» и в соответствии с резолюциями ООН заявления народов о своих правах на самоопределение стали все чаще рас­сматриваться государствами как международные события.

Логическим завершением этого процесса для международно­го гуманитарного права было принятие Дополнительного прото­кола I от 8 июня 1977 года, где в пункте 4 статьи 1 сказано, что «вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу про­тив колониального господства и иностранной оккупации и про­тив расистских режимов в осуществление своего права на само­определение», подпадают под действие права, относящегося к международным вооруженным конфликтам. Как только освобо­дительное движение сделает соответствующее заявление194, на­чинают действовать все положения четырех Женевских конвен­ций и Дополнительного протокола I, при условии, конечно, что соответствующее государство является стороной, подписавшей Протокол.


191 Обзор различных типов конфликтов см. D. Schindler (см. сноску 41).

192 См. Elbe H. Riedel. Recognition of Belligerency.— Bernhardt(ed.). Encyclope­dia of Public International Law. 1982, vol.4, pp. 167—171.


193 Из обширной литературы по этому вопросу упомянем: Georges АЫ-Saab. Wars of National Liberation in the Geneva Conventions and Protocols.— RCADI, vol. 165 IV, 1979, pp. 353—446; Heather A. Wilson. International Law and the Use of Force by National im modernen humanitaren Volkerrecht. Frankfurt, 1988.

194 Протокол I, статья 96(3).


 

 

 


в) Правила, относящиеся к защите жертв войны

Основные правила перечислены в статье 3 Женевских конвен­ций. Они являются частью общего, признанного во всем мире международного права. Не внеся каких-либо существенных но­вовведений, Протокол II развил эти правила, конкретизировав их. Но его положения обязательны только для государств, подпи­савших Протокол II. Можно предположить, что в дальнейшем и другие государства во все большей степени станут использовать Протокол II в качестве руководства для оценки своих гуманитар­ных обязанностей во время гражданских войн. Более детальные положения Протокола позволяют, таким образом, разъяснить общие нормы статьи 3.

Перечень обязанностей в статье 3 начинается с общего пред­писания воюющим сторонам при всех обстоятельствах и без какой-либо дискриминации гуманно обращаться со всеми лица­ми, которые не принимают или перестали принимать участие в военных действиях. К лицам, о которых идет речь, относятся, в частности, раненые и больные, пленные и все лица, которые сложили оружие. В соответствии с этим общим обязательством, которое тесно связано с идеей уважения человеческого достоин­ства, статья 3 запрещает:

— посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обраще­ние и пытки и истязания;

— взятие заложников;

— посягательство на человеческое достоинство, в частности ос­корбительное и унижающее обращение;

— осуждение и применение наказания без предварительного су­дебного решения, вынесенного надлежащим образом учреж­денным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями. Протокол II развивает эти положения дальше, заимствуя идеи Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, являющего основным документом ООН, ко­дифицирующим права человека. Статья 4 Протокола II устанав­ливает основные гарантии, направленные на обеспечение гуман­ного обращения. Статья 6 подробно формулирует требования относительно надлежащим образом организованного судебного разбирательства. А статья 5 представляет собой настоящий ко­декс правил обращения с людьми, содержащимися в заключе-


нии, и здесь особенно наглядно проявляется влияние права прав

человека.

Говоря об обращении с заключенными, следует обратить вни­мание на существенную разницу между правовым режимом, при­меняемым во время гражданских войн, и правом международных вооруженных конфликтов. Ни статья 3, ни Протокол II не уста­навливают особого статуса для комбатантов или военнопленных, а ограничиваются лишь гарантиями гуманного обращения с любым человеком, сложившим оружие или прекратившим при­нимать участие в военных действиях по любой другой причине. С попавшими в плен повстанцами безусловно следует обращать­ся должным образом при любых обстоятельствах, но они не яв­ляются военнопленными, и ничто в международном праве не препятствует властям привлекать захваченных в плен мятежни­ков к ответственности по национальному уголовному законода­тельству.

Гуманитарное право устанавливает ряд правил относительно уголовных наказаний195. Оно запрещает выносить смертный приговор беременным женщинам, матерям, имеющих малолет­них детей, и молодым людям, не достигшим восемнадцатилетне­го возраста в момент совершения правонарушения196. В рамках этих судебных гарантий государство, преследующее в судебном порядке повстанцев, вправе обращаться с ними по всей строгости закона. Это отличие от правового режима, применяемого во время международных конфликтов, с его привилегированным статусом комбатантов и военнопленных, объясняется отказом государств рассматривать мятежников или повстанцев иначе как «обычных» нарушителей закона.

По инициативе МККК после второй мировой войны все боль­шее распространение получает практика, принимающая во вни­мание как особое положение повстанцев, так и точку зрения правительства. В соответствии с этим захваченные члены по­встанческих группировок имеют право на такое же обращение, как и военнопленные, при условии, что они выполняют правила, применяемые во время боя, то есть, в частности, носят оружие открыто и уважают принципы гуманитарного права. Решение их судьбы следует отложить до окончания войны, когда улягутся страсти. Если мятежников в случае их пленения ждет лагерь, а не

195 Четыре Конвенции, статья 3, пункт l.(l)(d); Протокол II, статья 6.

196 Протокол II, статья 6(4).


 

 

 


камеры строгого режима или виселицы, то это будет способство­вать достижению национального согласия.

И наконец, в статье 3 содержится характерное гуманитарное требование подбирать раненых и больных и оказывать им по­мощь. Эта сформулированная в общем виде обязанность также получила свое развитие в Протоколе II. Например, всегда поль­зуется защитой медицинский и духовный персонал197. Выпол­нять медицинские обязанности следует в соответствии с профес­сиональной этикой. Такая деятельность, по меньшей мере час­тично, пользуется защитой от уголовного преследования198. Еще одно новое правило требует уважения эмблем красного креста и красного полумесяца'""

г) Ограничения на ведение военных действий

Правила, к рассмотрению которых мы переходим, относятся к ведению боевых действий во время гражданских войн. Это пра­вила, налагающие ограничения на право участвующих в кон­фликте сторон выбирать методы и средства ведения военных дей­ствий200. В общей для четырех Женевских конвенций статье 3 по этому поводу ничего не сказано. Дипломатическая конференция 1949 года сделала первую робкую попытку вторгнутся в эту новую и сложную область, лишь сославшись на традиционную сферу действия Женевского права. В отличие от этого в Протоколе II сделан небольшой, но решительный шаг в направлении сдержи­вания военных действий через посредство международного дого­ворного права. Это, конечно, не явилось чем-то совершенно новым, так как некоторые основные принципы были заложены еще обычным правом. Три из этих принципов заслуживают того, чтобы их процитировать in extenso — дословно. Они содержатся в Резолюции ООН № 2444, принятой, как было сказано выше, без возражений в 1968 году. Так как эти принципы относятся ко всем общепризнанным типам конфликтов, то они составляют основу международного гуманитарного права в целом201. Содержание этих принципов может быть сведено к следующему:

197 Протокол II, статья 9.

198 Там же, статья 10.

199 Там же, статья 12.

200 См. Н.-Р. Gasser(сноска 188).

201 См. сноску 135.


— право выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным;

— запрещено нападать на гражданское население как таковое;

— следует всегда проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами. Согласно международному гумани­тарному праву оправданий тотальной войне нет. Хотя Протокол II обходит молчанием первый из этих принци­пов, нет сомнения, что он применим к гражданским войнам. Однако применимость конкретных правил, которые мы захотели бы на его основе получить, нужно доказывать. Рассмотрим при­мер: использование отравляющих газов запрещено также во время вооруженных конфликтов немеждународного характера. Доказательство: действие этих газов на людей столь ужасно, что их применение безусловно должно рассматриваться как метод ведения военных действий, причиняющий излишние поврежде­ния и излишние страдания; более того, при применении отрав­ляющих газов обязательно страдает и гражданское население, чем нарушаются и два других принципа.

В Протоколе II имеются заимствования из второго и третьего принципов, которые однозначно запрещают нападать на граж­данское население или на отдельных гражданских лиц202. Поль­зуются защитой все лица, не принимающие участия в военных действиях. Отсюда можно сделать вывод, что нападение на объ­екты, во всех других отношениях законное, является противоп­равным, если оно приводит к несоразмерным потерям среди мир­ного населения.

Особо следует отметить статью 18, в которой говорится о праве таких гуманитарных организаций, как национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, предлагать свою по­мощь, а также содержится призыв проводить операции по оказа­нию помощи гражданскому населению в случае, если оно испы­тывает чрезмерные лишения из-за нехватки продовольствия и медикаментов. Последнее приобретает особое значение в свете запрета на использование голода в качестве оружия против граж­данского населения203. Согласно гуманитарному праву операции по оказанию помощи гражданскому населению могут — если того требуют масштабы дефицита продовольствия — проводить­ся под международным контролем.

202 Протокол II, статья 13.

203 Там же, статья 14.


 

 

 


Протокол II запрещает без всяких исключений нападение на «установки и сооружения, содержащие опасные силы», как, на­пример, плотины, дамбы и атомные электростанции204. Он также обеспечивает защиту объектов культуры и мест отправления куль­та205. И наконец, в нем содержится запрещение принудительного перемещения гражданских лиц

д) Выполнение права и контроль над его применением

Самым существенным отличием права вооруженных конфлик­тов немеждународного характера от права международных воору­женных конфликтов является то, что на международном уровне, по существу, полностью отсутствуют организации и процедуры для обеспечения выполнения этого права сторонами, участвующими в конфликте. Это является верным показателем того, что граж­данские войны рассматриваются как внутренние события, угро­жающие национальному единству. По-видимому, в этих ситуа­циях суверенитет государств затрудняет принимать такие меры, как, например, международное наблюдение, которые рассматри-ваютря как вмешательство во внутренние дела и посягательство на полноту власти правительства во времена кризисов.

Второй абзац статьи 3 Женевских конвенций содержит одно простое положение: «Беспристрастная гуманитарная организа­ция, такая, как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в кон­фликте». В Протоколе II ничего к этому не добавлено и ничего не изменено. Это положение просто подтверждает право МККК по своей инициативе предлагать гуманитарную помощь во внутрен­нем конфликте. Другие гуманитарные организации могут посту­пать так же (хотя едва ли это встречалось на практике).

Повсеместно это понимается так, что правительства и повстан­цы должны по меньшей мере рассмотреть предложение услуг со стороны МККК, а уж принимать их или нет — это их дело. Прак­тика показывает, что в большинстве случаев такие предложения принимаются, поскольку очевидно, что гуманитарная помощь жертвам войны — в интересах участвующих в конфликте сторон.

204 Протокол II, статья 15.

205 Там же, статья 16.

206 Там же, статья 17.


Деятельность МККК не затрагивает правового статуса повстан­цев, а присутствие делегатов МККК не приводит к интернацио­нализации конфликта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.025 с.)