Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Некоторые частные положения
Теперь, осветив в общем виде причины возникновения и истоки международного гуманитарного права, применяемого во время вооруженных конфликтов немеждународного характера, перейдем к рассмотрению некоторых частных положений. а) Условия применимости В статье 3 лишь косвенно обозначена сфера ее применения. Непосредственно применимые критерии для определения наличия «вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон», должны определяться практикой государств и юридической литературой. Вопрос вопросов заключается втом, при каком уровне насилия конфликт перестает быть внутренней проблемой государства и перерастает в объект международного права. В «Комментариях к Женевским конвенциям» под редакцией Пикте, в которых анализируются дискуссии на Дипломатичес- кой конференции 1949 года, содержится ряд важных выводов190. Согласно им статья 3 применима, когда правительство и повстанцы противостоят друг другу в боях с участием большого количества людей и с применением оружия. Правительство, как правило, использует в таких ситуациях армию по той причине, что не может контролировать ситуацию обычными полицейскими силами. Повстанцы ведут борьбу с существующим режимом путем проведения военных операций, что предполагает определенную степень организованности. Только в том случае, когда воюющие организованы и находятся под управлением лиц, ответственных за их действия, можно реально рассчитывать на то, что международные нормы будут уважаться и применяться. Протокол II содержит разъяснение, что «случаи нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности», «беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера» сами по себе не являются вооруженными конфликтами и поэтому не подпадают под действие международного гуманитарного права. Статья 3 является очень гибким инструментом права, возможно, самым лучшим международным ответом на внутренние конфликты, которые политически всегда чрезвычайно взрывоопасны. Лишь слегка обозначенные условия ее применимости дают возможность в каждом конкретном случае потребовать соблюдения статьи 3, не давая точной правовой оценки фактической ситуации. Благодаря этому власти иногда бывают избавлены от необходимости признать шаткость своих позиций.
В отличие от того, что многие — в том числе и МККК — хотели бы видеть, Протокол II не просто повторяет статью 3 в отношении сферы его применения. Статья 1 Протокола требует, чтобы повстанцы осуществляли «такой контроль над частью... территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять настоящий Протокол». Контроль над территорией является дополнительным условием, поставленным Протоколом II. Гражданские войны в Испании и Нигерии, где повстанцы контролировали часть территории этих стран, являются примерами этой суженной (по сравнению со статьей 3 Конвенций 1949 года) области применения. Следовательно, согласно действующему сегодня гуманитар- В упомянутом в сноске 185 решении Международного суда в качестве само собой разумеющегося факта принято, что статья 3 налагает обязательства на «контрас». 190 Commentary Published under the General Editorship of Jean Pictet. Fourth Convention, Article 3, pp. 35—36.
ному праву есть два типа гражданских войн: немеждународные вооруженные конфликты высокой интенсивности, к которым применимы одновременно и общая статья 3, и Протокол II, и другие внутренние вооруженные столкновения, к которым применима лишь статья З191. Такое состояние права нельзя признать удовлетворительным. Это затрудняет правовую характеристику внутренних конфликтов и неизбежно ведет к осложнениям. Было бы предпочтительнее, если бы условия (суженные) применимости в Протоколе II были ближе к условиям применимости в общей статье 3 — либо в практике государств, либо в односторонних декларациях Договаривающихся сторон при ратификации Протокола II. Если условия применимости статьи 3 или Протокола II соблюдены, то право применимо ео ipso (этим самым — лат.), какие-либо другие требования не выдвигаются, в частности не требуется никаких заявлений участвующих в конфликте сторон. И относится это не только в правительству, но и к повстанцам. Никто не запрещает повстанцам в любой форме выразить намерение соблюдать нормы международного гуманитарного права. Такое заявление может быть желательным в политическом плане, поскольку указывает на признание правовых обязательств; но с правовой^ точки зрения оно не обязательно, так как повстанцы и без него обязаны соблюдать международное гуманитарное право, применимое к данному конфликту.
С чисто исторической точки зрения интерес может представлять явление, когда государство, участвующее в конфликте, заявило о признании повстанцев в качестве воюющей стороны, в результате чего гражданская война стала объектом права, применимого в период международных вооруженных конфликтах192. Такое заявление последний раз было сделано в 1902 году во время англо-бурской войны. Во время гражданской войны в США признание Юга в качестве воюющей стороны только подразумевалось. Если соблюдены условия, позволяющие считать конфликт настоящей гражданской войной, третьи страны могут официально — посредством односторонних заявлений — признать повстанцев, в результате чего их отношения с обеими участвующими в конфликте сторонами начинают регулироваться правилами нейтралитета. Никакие из этих форм признания сегодня не действуют, особенно потому, что нет такого правительства, которое захотело бы предпринять такой односторонний правовой шаг. А третьи страны избегают таким образом обвинений во вмешательстве во внутренние дела суверенных государств. б) Экскурс в международное гуманитарное право, применимое во время национально-освободительных войн193 Согласно традиционному международному праву, разногласия между народами, осуществляющими свое право на самоопределение путем борьбы за независимость, и соответствующей колониальной державой считались внутренним делом колониальной державы. В случае, если борьба переходила в вооруженные столкновения, с уровнем насилия, характерным для войны, начинала действовать общая статья 3 Женевских конвенций. Однако с начала 1960-х годов под воздействием требований стран «третьего мира» и в соответствии с резолюциями ООН заявления народов о своих правах на самоопределение стали все чаще рассматриваться государствами как международные события. Логическим завершением этого процесса для международного гуманитарного права было принятие Дополнительного протокола I от 8 июня 1977 года, где в пункте 4 статьи 1 сказано, что «вооруженные конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение», подпадают под действие права, относящегося к международным вооруженным конфликтам. Как только освободительное движение сделает соответствующее заявление194, начинают действовать все положения четырех Женевских конвенций и Дополнительного протокола I, при условии, конечно, что соответствующее государство является стороной, подписавшей Протокол. 191 Обзор различных типов конфликтов см. D. Schindler (см. сноску 41). 192 См. Elbe H. Riedel. Recognition of Belligerency.— Bernhardt(ed.). Encyclopedia of Public International Law. 1982, vol.4, pp. 167—171. 193 Из обширной литературы по этому вопросу упомянем: Georges АЫ-Saab. Wars of National Liberation in the Geneva Conventions and Protocols.— RCADI, vol. 165 IV, 1979, pp. 353—446; Heather A. Wilson. International Law and the Use of Force by National im modernen humanitaren Volkerrecht. Frankfurt, 1988.
194 Протокол I, статья 96(3).
в) Правила, относящиеся к защите жертв войны Основные правила перечислены в статье 3 Женевских конвенций. Они являются частью общего, признанного во всем мире международного права. Не внеся каких-либо существенных нововведений, Протокол II развил эти правила, конкретизировав их. Но его положения обязательны только для государств, подписавших Протокол II. Можно предположить, что в дальнейшем и другие государства во все большей степени станут использовать Протокол II в качестве руководства для оценки своих гуманитарных обязанностей во время гражданских войн. Более детальные положения Протокола позволяют, таким образом, разъяснить общие нормы статьи 3. Перечень обязанностей в статье 3 начинается с общего предписания воюющим сторонам при всех обстоятельствах и без какой-либо дискриминации гуманно обращаться со всеми лицами, которые не принимают или перестали принимать участие в военных действиях. К лицам, о которых идет речь, относятся, в частности, раненые и больные, пленные и все лица, которые сложили оружие. В соответствии с этим общим обязательством, которое тесно связано с идеей уважения человеческого достоинства, статья 3 запрещает: — посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение и пытки и истязания; — взятие заложников; — посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; — осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями. Протокол II развивает эти положения дальше, заимствуя идеи Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года, являющего основным документом ООН, кодифицирующим права человека. Статья 4 Протокола II устанавливает основные гарантии, направленные на обеспечение гуманного обращения. Статья 6 подробно формулирует требования относительно надлежащим образом организованного судебного разбирательства. А статья 5 представляет собой настоящий кодекс правил обращения с людьми, содержащимися в заключе- нии, и здесь особенно наглядно проявляется влияние права прав
человека. Говоря об обращении с заключенными, следует обратить внимание на существенную разницу между правовым режимом, применяемым во время гражданских войн, и правом международных вооруженных конфликтов. Ни статья 3, ни Протокол II не устанавливают особого статуса для комбатантов или военнопленных, а ограничиваются лишь гарантиями гуманного обращения с любым человеком, сложившим оружие или прекратившим принимать участие в военных действиях по любой другой причине. С попавшими в плен повстанцами безусловно следует обращаться должным образом при любых обстоятельствах, но они не являются военнопленными, и ничто в международном праве не препятствует властям привлекать захваченных в плен мятежников к ответственности по национальному уголовному законодательству. Гуманитарное право устанавливает ряд правил относительно уголовных наказаний195. Оно запрещает выносить смертный приговор беременным женщинам, матерям, имеющих малолетних детей, и молодым людям, не достигшим восемнадцатилетнего возраста в момент совершения правонарушения196. В рамках этих судебных гарантий государство, преследующее в судебном порядке повстанцев, вправе обращаться с ними по всей строгости закона. Это отличие от правового режима, применяемого во время международных конфликтов, с его привилегированным статусом комбатантов и военнопленных, объясняется отказом государств рассматривать мятежников или повстанцев иначе как «обычных» нарушителей закона. По инициативе МККК после второй мировой войны все большее распространение получает практика, принимающая во внимание как особое положение повстанцев, так и точку зрения правительства. В соответствии с этим захваченные члены повстанческих группировок имеют право на такое же обращение, как и военнопленные, при условии, что они выполняют правила, применяемые во время боя, то есть, в частности, носят оружие открыто и уважают принципы гуманитарного права. Решение их судьбы следует отложить до окончания войны, когда улягутся страсти. Если мятежников в случае их пленения ждет лагерь, а не 195 Четыре Конвенции, статья 3, пункт l.(l)(d); Протокол II, статья 6. 196 Протокол II, статья 6(4).
камеры строгого режима или виселицы, то это будет способствовать достижению национального согласия. И наконец, в статье 3 содержится характерное гуманитарное требование подбирать раненых и больных и оказывать им помощь. Эта сформулированная в общем виде обязанность также получила свое развитие в Протоколе II. Например, всегда пользуется защитой медицинский и духовный персонал197. Выполнять медицинские обязанности следует в соответствии с профессиональной этикой. Такая деятельность, по меньшей мере частично, пользуется защитой от уголовного преследования198. Еще одно новое правило требует уважения эмблем красного креста и красного полумесяца'"" г) Ограничения на ведение военных действий
Правила, к рассмотрению которых мы переходим, относятся к ведению боевых действий во время гражданских войн. Это правила, налагающие ограничения на право участвующих в конфликте сторон выбирать методы и средства ведения военных действий200. В общей для четырех Женевских конвенций статье 3 по этому поводу ничего не сказано. Дипломатическая конференция 1949 года сделала первую робкую попытку вторгнутся в эту новую и сложную область, лишь сославшись на традиционную сферу действия Женевского права. В отличие от этого в Протоколе II сделан небольшой, но решительный шаг в направлении сдерживания военных действий через посредство международного договорного права. Это, конечно, не явилось чем-то совершенно новым, так как некоторые основные принципы были заложены еще обычным правом. Три из этих принципов заслуживают того, чтобы их процитировать in extenso — дословно. Они содержатся в Резолюции ООН № 2444, принятой, как было сказано выше, без возражений в 1968 году. Так как эти принципы относятся ко всем общепризнанным типам конфликтов, то они составляют основу международного гуманитарного права в целом201. Содержание этих принципов может быть сведено к следующему: 197 Протокол II, статья 9. 198 Там же, статья 10. 199 Там же, статья 12. 200 См. Н.-Р. Gasser(сноска 188). 201 См. сноску 135. — право выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным; — запрещено нападать на гражданское население как таковое; — следует всегда проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами. Согласно международному гуманитарному праву оправданий тотальной войне нет. Хотя Протокол II обходит молчанием первый из этих принципов, нет сомнения, что он применим к гражданским войнам. Однако применимость конкретных правил, которые мы захотели бы на его основе получить, нужно доказывать. Рассмотрим пример: использование отравляющих газов запрещено также во время вооруженных конфликтов немеждународного характера. Доказательство: действие этих газов на людей столь ужасно, что их применение безусловно должно рассматриваться как метод ведения военных действий, причиняющий излишние повреждения и излишние страдания; более того, при применении отравляющих газов обязательно страдает и гражданское население, чем нарушаются и два других принципа. В Протоколе II имеются заимствования из второго и третьего принципов, которые однозначно запрещают нападать на гражданское население или на отдельных гражданских лиц202. Пользуются защитой все лица, не принимающие участия в военных действиях. Отсюда можно сделать вывод, что нападение на объекты, во всех других отношениях законное, является противоправным, если оно приводит к несоразмерным потерям среди мирного населения. Особо следует отметить статью 18, в которой говорится о праве таких гуманитарных организаций, как национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, предлагать свою помощь, а также содержится призыв проводить операции по оказанию помощи гражданскому населению в случае, если оно испытывает чрезмерные лишения из-за нехватки продовольствия и медикаментов. Последнее приобретает особое значение в свете запрета на использование голода в качестве оружия против гражданского населения203. Согласно гуманитарному праву операции по оказанию помощи гражданскому населению могут — если того требуют масштабы дефицита продовольствия — проводиться под международным контролем. 202 Протокол II, статья 13. 203 Там же, статья 14.
Протокол II запрещает без всяких исключений нападение на «установки и сооружения, содержащие опасные силы», как, например, плотины, дамбы и атомные электростанции204. Он также обеспечивает защиту объектов культуры и мест отправления культа205. И наконец, в нем содержится запрещение принудительного перемещения гражданских лиц д) Выполнение права и контроль над его применением Самым существенным отличием права вооруженных конфликтов немеждународного характера от права международных вооруженных конфликтов является то, что на международном уровне, по существу, полностью отсутствуют организации и процедуры для обеспечения выполнения этого права сторонами, участвующими в конфликте. Это является верным показателем того, что гражданские войны рассматриваются как внутренние события, угрожающие национальному единству. По-видимому, в этих ситуациях суверенитет государств затрудняет принимать такие меры, как, например, международное наблюдение, которые рассматри-ваютря как вмешательство во внутренние дела и посягательство на полноту власти правительства во времена кризисов. Второй абзац статьи 3 Женевских конвенций содержит одно простое положение: «Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный Комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте». В Протоколе II ничего к этому не добавлено и ничего не изменено. Это положение просто подтверждает право МККК по своей инициативе предлагать гуманитарную помощь во внутреннем конфликте. Другие гуманитарные организации могут поступать так же (хотя едва ли это встречалось на практике). Повсеместно это понимается так, что правительства и повстанцы должны по меньшей мере рассмотреть предложение услуг со стороны МККК, а уж принимать их или нет — это их дело. Практика показывает, что в большинстве случаев такие предложения принимаются, поскольку очевидно, что гуманитарная помощь жертвам войны — в интересах участвующих в конфликте сторон. 204 Протокол II, статья 15. 205 Там же, статья 16. 206 Там же, статья 17. Деятельность МККК не затрагивает правового статуса повстанцев, а присутствие делегатов МККК не приводит к интернационализации конфликта.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.025 с.) |