Б. Обязанности во время войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Обязанности во время войны



Во время вооруженного конфликта положения международного гуманитарного права должны соблюдаться во всей их полноте и с самого начала военных действий. Оно применимо к воюющим сторонам, независимо от того, была ли война объявлена и при­знается ли состояние войны. Так как гуманитарное право специ­ально создано для ситуаций вооруженных конфликтов, его, вполне естественно, не постигает участь тех договоров и соглаше­ний, которые полностью или частично прекращают свое дейст­вие с началом войны. Другими словами, состояние войны не может служить причиной для несоблюдения существующих пра­вовых обязательств (что может быть допущено, например, в от­ношении значительной части прав человека в период чрезвычай­ного положения). Это справедливо как для права, применяемого во время международных вооруженных конфликтов, так и для права, применяемого во время конфликтов немеждународного характера. Кроме того, ни одна из участвующих в конфликте стброн не может отказаться от своих обязательств путем денон­сации Конвенций по гуманитарному праву, поскольку денонса­ция не вступает в силу до окончания войны217.

С самого начала войны первой обязанностью стороны, участ­вующей в конфликте, является назначение Державы-покрови­тельницы218. Держава-покровительница — это государство (ней­тральное), не принимающее участия в конфликте, которому одна из находящихся в конфликте сторон поручает (с согласия другой стороны) защищать ее интересы в гуманитарной сфере во время конфликта; выполняя это поручение, она также способствует соблюдению международного гуманитарного права219. Женев­ские конвенции и Дополнительный протокол I возлагают на Дер­жаву-покровительницу ряд функций гуманитарного характера, важнейшими из которых является посещение лагерей для воен­нопленных220 и интернированных221, а также работа в интересах

217 I Конвенция, статья 63; II Конвенция, статья 62; III Конвенция, статья 142; IV Конвенция, статья 158; Протокол I, статья 99; Протокол II, статья 25.

218 I-III Конвенции, статья 8; IV Конвенция, статья 9.

219 См. Gerlinde Raub. Protecting Power.— Bemhardt(eA.). Encyclopedia of Public International Law, vol. 9,1986, pp. 314—320.

220 HI Конвенция, статья 126.

221 IV Конвенция, статья 143.


 

 

 


гражданских лиц, находящихся во власти противника (особенно на оккупированных территориях)222.

Представителям Державы-покровительницы должна предо­ставляться возможность посещать все места, где могут находить­ся покровительствуемые лица, чтобы они могли сами составить впечатление о том, как на практике соблюдается Женевское право. Независимо от права проводить такие посещения, предоставлен­ного Державе-покровительнице, МККК также имеет право по­сещать места заключения и интернирования223.

Однако годы, прошедшие после окончания второй мировой войны, показали, что находящиеся в конфликте стороны не склон­ны больше назначать Держав-покровительниц, как того требует международное право224. Основное возражение против этой сис­темы кроется в опасении, что назначение Державы-покровитель­ницы может привести к неприемлемым правовым последствиям (как, например, к признанию противной стороны или междуна­родного характера конфликта). Это опасение безосновательно. Институт Держав-покровительниц был привнесен в систему меж­дународного гуманитарного права для того, чтобы способство­вать выполнению обязательств по международному гуманитарно­му праву. Поэтому назначение Державы-покровительницы не долж­но вести к ненужному вмешательству.

Институт Держав-покровительниц имеет давнюю историю. Сегодня правила, относящиеся к назначению этих держав и к их обязанностям во время войны, входят в Женевские конвенции225. Дополнительный протокол I формулирует правила процедуры для назначения Держав-покровительниц226. Согласно этим пра­вилам МККК предлагает свои услуги сторонам, находящимся в конфликте, и настоятельно просит их назначить Держав-покро­вительниц по обоюдному согласию. Если же не удается назначить Держав-покровительниц в соответствии с принятой процедурой, то каждая сторона в одностороннем порядке наделяет третье го­сударство функциями Державы-покровительницы227 Если и это


не удастся осуществить, то гуманитарная организация, «как, на­пример, Международный Комитет Красного Креста» берет на себя гуманитарные функции Державы-покровительницы.

После 1945 года во время различных конфликтов именно МККК всегда сам решительно брался за эту работу, и при этом его никто и никогда не назначал субститутом Державы-покровительницы. В отличие от Державы-покровительницы МККК никогда не вы­ступает от лица одной из принимающих участие в конфликте сторон (перед которой он в противном случае должен был бы отчитываться) — Комитет всегда действует от своего собственно­го имени. От сообщества государств МККК, по существу, полу­чил полномочия на деятельность по обеспечению соблюдения гуманитарных обязательств, предусматриваемых положениями международного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Этот мандат вытекает из международного права, то есть из Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. Кроме того, делегаты МККК имеют право посещать все места, где находятся пользующиеся покровительством лица229. В любом случае Комитет имеет широкие права на инициативы гу­манитарного характера230.

Державы-покровительницы могли бы сыграть очень важную роль в претворении в жизнь международного гуманитарного права во время конфликтов. Можно лишь сожалеть, что эта система сегодня не работает. Как часто бывает в подобных ситуациях, практикой был создан субститут для содействия выполнению международного гуманитарного права. Таким субститутом явля­ется деятельность МККК.

Разумеется, в случае войны стороны, находящиеся в конфлик­те, обязаны принять в пределах своих территорий все необходи­мые меры, которые вместе с подготовительными мероприятия­ми, осуществленными в мирное время, позволили бы им выпол­нить свои обязанности231. Это особенно относится к личному


222 IV Конвенция, статья 143.

223 III Конвенция, статья 126 (4); IV Конвенция, статья 143 (5).

224 См. Frartfois Bugnion. Le droit humanitaire applicable aux conflits armes inter-nationaux. Le probleme du contrdle,— Annales d'etudes internationales. Geneva, 1977, pp. 29-61.

225 См. сноску 218.

226 Протокол I, статья 5.

227 I-III Конвенции, статья 10, абзац 2; IV Конвенция, статья 11, абзац 2.


228 1-III Конвенции, статья 10, абзац 3; IV Конвенция, статья 11, абзац 3; Протокол I, статья 5, пункт 4.

229 См. сноску 223.

230 I-III Конвенции, статья 9; IV Конвенция, статья 10; об обязанностях МККК в случае конфликта см. также Протокол I, статью 81.

231 В статье 80(2) Протокола I говорится: «Высокие Договаривающиеся Сто­роны и стороны, находящиеся в конфликте, отдают приказы и распоряжения с целью обеспечения соблюдения Конвенций и настоящего Протокола и осущест­вляют контроль за их выполнением».


 

 

 


составу вооруженных сил, который призван применять свои зна­ния и опыт, полученные во время подготовки. Еще раз подчерк­нем, что уважение гуманитарных норм является составной час­тью воинской дисциплины.

Каковы же последствия нарушений международного гумани­тарного права? Что следует предпринять для пресечения таких нарушений и для предотвращения дальнейших противоправных действий?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.005 с.)