Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Обязанности во время войны
Во время вооруженного конфликта положения международного гуманитарного права должны соблюдаться во всей их полноте и с самого начала военных действий. Оно применимо к воюющим сторонам, независимо от того, была ли война объявлена и признается ли состояние войны. Так как гуманитарное право специально создано для ситуаций вооруженных конфликтов, его, вполне естественно, не постигает участь тех договоров и соглашений, которые полностью или частично прекращают свое действие с началом войны. Другими словами, состояние войны не может служить причиной для несоблюдения существующих правовых обязательств (что может быть допущено, например, в отношении значительной части прав человека в период чрезвычайного положения). Это справедливо как для права, применяемого во время международных вооруженных конфликтов, так и для права, применяемого во время конфликтов немеждународного характера. Кроме того, ни одна из участвующих в конфликте стброн не может отказаться от своих обязательств путем денонсации Конвенций по гуманитарному праву, поскольку денонсация не вступает в силу до окончания войны217. С самого начала войны первой обязанностью стороны, участвующей в конфликте, является назначение Державы-покровительницы218. Держава-покровительница — это государство (нейтральное), не принимающее участия в конфликте, которому одна из находящихся в конфликте сторон поручает (с согласия другой стороны) защищать ее интересы в гуманитарной сфере во время конфликта; выполняя это поручение, она также способствует соблюдению международного гуманитарного права219. Женевские конвенции и Дополнительный протокол I возлагают на Державу-покровительницу ряд функций гуманитарного характера, важнейшими из которых является посещение лагерей для военнопленных220 и интернированных221, а также работа в интересах 217 I Конвенция, статья 63; II Конвенция, статья 62; III Конвенция, статья 142; IV Конвенция, статья 158; Протокол I, статья 99; Протокол II, статья 25. 218 I-III Конвенции, статья 8; IV Конвенция, статья 9. 219 См. Gerlinde Raub. Protecting Power.— Bemhardt(eA.). Encyclopedia of Public International Law, vol. 9,1986, pp. 314—320. 220 HI Конвенция, статья 126. 221 IV Конвенция, статья 143.
гражданских лиц, находящихся во власти противника (особенно на оккупированных территориях)222.
Представителям Державы-покровительницы должна предоставляться возможность посещать все места, где могут находиться покровительствуемые лица, чтобы они могли сами составить впечатление о том, как на практике соблюдается Женевское право. Независимо от права проводить такие посещения, предоставленного Державе-покровительнице, МККК также имеет право посещать места заключения и интернирования223. Однако годы, прошедшие после окончания второй мировой войны, показали, что находящиеся в конфликте стороны не склонны больше назначать Держав-покровительниц, как того требует международное право224. Основное возражение против этой системы кроется в опасении, что назначение Державы-покровительницы может привести к неприемлемым правовым последствиям (как, например, к признанию противной стороны или международного характера конфликта). Это опасение безосновательно. Институт Держав-покровительниц был привнесен в систему международного гуманитарного права для того, чтобы способствовать выполнению обязательств по международному гуманитарному праву. Поэтому назначение Державы-покровительницы не должно вести к ненужному вмешательству. Институт Держав-покровительниц имеет давнюю историю. Сегодня правила, относящиеся к назначению этих держав и к их обязанностям во время войны, входят в Женевские конвенции225. Дополнительный протокол I формулирует правила процедуры для назначения Держав-покровительниц226. Согласно этим правилам МККК предлагает свои услуги сторонам, находящимся в конфликте, и настоятельно просит их назначить Держав-покровительниц по обоюдному согласию. Если же не удается назначить Держав-покровительниц в соответствии с принятой процедурой, то каждая сторона в одностороннем порядке наделяет третье государство функциями Державы-покровительницы227 Если и это не удастся осуществить, то гуманитарная организация, «как, например, Международный Комитет Красного Креста» берет на себя гуманитарные функции Державы-покровительницы. После 1945 года во время различных конфликтов именно МККК всегда сам решительно брался за эту работу, и при этом его никто и никогда не назначал субститутом Державы-покровительницы. В отличие от Державы-покровительницы МККК никогда не выступает от лица одной из принимающих участие в конфликте сторон (перед которой он в противном случае должен был бы отчитываться) — Комитет всегда действует от своего собственного имени. От сообщества государств МККК, по существу, получил полномочия на деятельность по обеспечению соблюдения гуманитарных обязательств, предусматриваемых положениями международного права, применяемого во время вооруженных конфликтов. Этот мандат вытекает из международного права, то есть из Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним. Кроме того, делегаты МККК имеют право посещать все места, где находятся пользующиеся покровительством лица229. В любом случае Комитет имеет широкие права на инициативы гуманитарного характера230.
Державы-покровительницы могли бы сыграть очень важную роль в претворении в жизнь международного гуманитарного права во время конфликтов. Можно лишь сожалеть, что эта система сегодня не работает. Как часто бывает в подобных ситуациях, практикой был создан субститут для содействия выполнению международного гуманитарного права. Таким субститутом является деятельность МККК. Разумеется, в случае войны стороны, находящиеся в конфликте, обязаны принять в пределах своих территорий все необходимые меры, которые вместе с подготовительными мероприятиями, осуществленными в мирное время, позволили бы им выполнить свои обязанности231. Это особенно относится к личному 222 IV Конвенция, статья 143. 223 III Конвенция, статья 126 (4); IV Конвенция, статья 143 (5). 224 См. Frartfois Bugnion. Le droit humanitaire applicable aux conflits armes inter-nationaux. Le probleme du contrdle,— Annales d'etudes internationales. Geneva, 1977, pp. 29-61. 225 См. сноску 218. 226 Протокол I, статья 5. 227 I-III Конвенции, статья 10, абзац 2; IV Конвенция, статья 11, абзац 2. 228 1-III Конвенции, статья 10, абзац 3; IV Конвенция, статья 11, абзац 3; Протокол I, статья 5, пункт 4. 229 См. сноску 223. 230 I-III Конвенции, статья 9; IV Конвенция, статья 10; об обязанностях МККК в случае конфликта см. также Протокол I, статью 81. 231 В статье 80(2) Протокола I говорится: «Высокие Договаривающиеся Стороны и стороны, находящиеся в конфликте, отдают приказы и распоряжения с целью обеспечения соблюдения Конвенций и настоящего Протокола и осуществляют контроль за их выполнением».
составу вооруженных сил, который призван применять свои знания и опыт, полученные во время подготовки. Еще раз подчеркнем, что уважение гуманитарных норм является составной частью воинской дисциплины. Каковы же последствия нарушений международного гуманитарного права? Что следует предпринять для пресечения таких нарушений и для предотвращения дальнейших противоправных действий?
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.005 с.) |