Г. Защита гражданского населения и гражданских объектов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г. Защита гражданского населения и гражданских объектов



Безусловно, одним из величайших достижений Дипломатичес­кой конференции 1974—1977 годов явилось усиление положе­ния, согласно которому воюющие стороны должны проводить различие между военными объектами, с одной стороны, и граж­данским населением и гражданскими объектами — с другой. Вот как об этом сказано в статье 48 Протокола I:

«Для обеспечения уважения и защиты гражданского населе­ния и гражданских объектов стороны, находящиеся в кон­фликте, должны всегда проводить различие между граждан­ским населением и комбатантами, а также между граждански­ми объектами и военными объектами и соответственно на­правлять свои действия только против военных объектов».

Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных запретов, об­ратимся еще раз к двум видам защиты, которую обеспечивает j гражданскому населению международное гуманитарное право. ! Гражданское население, находящееся во власти противника, с одной стороны, должно быть защищено от злоупотреблений влас-


тью, а с другой — необходимо щадить гражданское население при проведении военных операций. Возникающие здесь проблемы совершенно различны. Если в первом случае речь идет о защите прав человека от злоупотреблений властью в специфических ус­ловиях войны, то во втором случае право устанавливает ограни­чения, которые необходимо соблюдать при планировании и про­ведении военных операций.

До XX века война обычно означала противоборство двух армий, стремившихся решить спор на поле сражения. Соответственно, военные операции в основном касались только противостоящих армий и ограничивались районами, находящимися на осадном положении. Разрушения ограничивались радиусом действия имевшегося тогда оружия, то есть стрелкового оружия и артил­лерии. Понятие «поля сражения» содержит в себе географичес­кое ограничение. Окрестные жители обычно могли покинуть данную местность (а иногда и наблюдать за ходом боя с окру­жающих холмов). Опасность для них исходила скорее от сол­датских грабежей, разбоя и поджогов, нежели от пушечных ядер, то есть от самих военных операций. Поэтому настоящие лишения для гражданского населения начинались в случае втор­жения иностранной армии.

Появление самолетов круто изменило характер военных дей­ствий, и гражданское население теперь подвергается, очень се­рьезной опасности. Ракеты дальнего действия усугубили эту си­туацию. Бомбовые и ракетные атаки на стратегические цели при­чиняют разрушения далеко за линией фронта, в самом сердце страны, где они поражают города и села, автомобильные и желез­ные дороги, возделанные поля, а в первую очередь — население, не принимающее участия в боях. Несмотря на то, что началось все это по меньшей мере с первой мировой войны, только в 1977 году в Протоколе I принципы, относящиеся к защите граждан­ского населения, впервые провозглашенные в Гаагском положе­нии о сухопутной войне и содержащиеся в обычном праве, обре­ли конкретную форму, отвечающую сегодняшним потребнос­тям.

Обязанность проводить различие между находящимися под защитой гражданским населением и гражданскими объектами, с одной стороны, и объектами, на которые можно нападать, а при необходимости и разрушать, с другой, обусловливает настоятель­ную потребность четко понимать, что следует относить к воен­ным объектам.


 

 

 


а) Военные объекты

Что такое военный объект, то есть объект, на который разрешается нападать? После принятия Протокола I на этот вопрос можно дать четкий ответ. Во-первых, разрешается сражаться с лицами, входящими в состав вооруженных сил противника (за исключе­ние медицинского и духовного персонала). Во-вторых, (закон­ными) военными объектами считаются объекты, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество»168 Это общая формулировка определе--ния, в которой (в отличие от первой) не перечисляются конкрет­ные установки или объекты, которые могли бы представлять осо­бый военный интерес.

Протокол I определяет гражданских лиц как лиц, не входящих < всостав вооруженных сил169 Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не относятся к военным объектам170

б) Гражданское население

Вышесказанное является основой для других запрещений, уста­навливаемых Протоколом I под рубрикой «Гражданское населе­ние — Общая защита от последствий военных действий». Корот­ко рассмотрим их.

Согласно статье 51 ни гражданское население как таковое, ни отдельные гражданские лица не могут быть объектом нападений. Далее в статье говориться: «Запрещаются акты насилия или угро­зы насилия, имеющие основной целью терроризировать граж­данское население». Таким образом, запрещены не только дейст­вия, направленные на то, чтобы посеять страх и ужас среди граж­данского населения, но также и угрозы таких действий. Запреще­ны также отдельные террористические акты; этот запрет, как было уже сказано, распространяется также на нетрадиционные (партизанские) войны.

168 Протокол I, статья 52(2).

 

169 Там же, статья 50(1).

Там же, статья 52(1).


Итак, статья 51, являющаяся ключевой в Протоколе I, запре­щает нападения неизбирательного характера, то есть такие, кото­рые не направлены против конкретных военных объектов (на­пример, бомбометание по площади), при которых применяются методы или средства ведения военных действий, которые не могут быть ограничены конкретными военными объектами («слепые» виды вооружений, как, например, плохо управляемые ракеты или беспорядочно разбрасываемые мины) или при которых при­меняются другие методы и средства, не позволяющие соблюдать нормы международного гуманитарного права171. Это запрещение относится к самой сути современной войны; оно на всех стадиях подготовки и проведения военных операций налагает на них чет­кие ограничения.

Статья 51 содержит руководящий принцип, изложенный в форме обязательной дляТзыполнения нормы, который относится к ситуации, очень часто встречающейся во время проведения военных операций. Речь идет о следующем: что делать, если пла­нируемое нападение на (законный) военный объект, вероятнее всего, приведет к жертвам среди гражданских лиц (находящихся под защитой) или к разрушению расположенных поблизости граж­данских объектов (жилья, школ, больниц и т. д.)? Согласно ста­тье 51 следует отказаться оттакого нападения, если оно, «как можно ожидать, попутно повлечет за собой потери жизни среди граж­данского населения, ранение гражданских лиц и ущерб граждан­ским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмер­ны по отношению к конкретному и непосредственному военно­му преимуществу, которое предполагается таким образом полу­чить»172.

Как применить это правило на практике? Естественно, право войны учитывает, что в процессе (закон­ных) военных операций современной войны будут жертвы среди мирного населения и ущерб, наносимый гражданскому имуще­ству. Однако такие потери должны быть разумно соразмерны ожидаемому военному преимуществу. В случае, если операция происходит в регионе, в котором вероятно нахождение граждан­ских лиц или гражданских объектов (что происходит практичес­ки всегда в современной войне), то военачальники должны всег­да оценивать соразмерность предполагаемого ущерба граждан­скому населению и ожидаемого военного преимущества.

171 Протокол 1, статья 51(4).

172 Там же, статья 51.5(Ь).


 

 

 


Эта задача отнюдь не из простых. Главное требование здесь — знание командиром местности, на которой проводится опера­ция. Поэтому он обязан собрать информацию о расположении военных объектов и о близлежащей территории с гражданским населением, о чем четко сказано в другой статье — «Меры предо­сторожности при нападении»173. Если имеется вероятность боль­ших потерь среди гражданского населения, нападение должно быть отменено или отложено. Никто не требует, чтобы командир сделал невозможное — решение он может принять только на основе имеющейся к данному моменту информации, а не инфор­мации, которая может появиться позже. Однако в конечном счете очень высокие требования предъявляются к командирам, так как в реальности войны им приходится отвечать на практи­ческий вопрос: какие разрушения допустимы, а какие — недопус­тимы в гражданских районах вокруг военных объектов. Тем не менее ответить на этот вопрос надо, так как речь идет о выжива­нии гражданского населения в условиях современной войны с ее огромным потенциалом разрушения.

В статье 51, которую, в силу ее практической важности, мы рассматриваем довольно подробно, говорится также о том, что гражданские лица пользуются защитой только до тех пор, пока они не принимают участия в военных действиях174. С другой сто­роны, гражданское население не может использоваться для за­щиты военных объектов от нападения противника или для при­крытия военных операций175 И наконец, этой статьей запреща­ется нападение на гражданское население или отдельных граж­данских лиц в порядке репрессалий

в) Гражданские объекты

С тем чтобы по мере возможности оградить людей от последствий войны, Протокол I запрещает нападать на целый ряд граждан­ских объектов177. Как было указано ранее, гражданские объекты вообще нельзя подвергать нападению, причем под определение

173 Протокол I, статья 57.

174 Там же, статья 51(3).

175 Там же, статья 51(7).

176 Там же, статья 51(6); см. в данной работе раздел 6.В.в.

177 Там же, статья 52.


«гражданские» подпадают все те объекты, которые не являются военными. В сомнительных случаях «объект, который обычно предназначен для гражданских целей, например место отправле­ния культа, жилой дом или другие жилые постройки или школа», считается гражданским и на него, следовательно, нельзя напа­дать, если и до тех пор, пока командир не убедится в противном. Все запрещения, относящиеся к нападению, действительны также и для репрессалий.

В статье 53 со ссылкой на Гаагскую конвенцию от 14мая 1954года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта содержится запрет на нападения, направленные против «истори­ческих памятников, произведений искусства или мест отправле­ния культа, которые составляют культурное или духовное насле­дие народов».

Статьей 54 защищаются все «объекты, необходимые для вы­живания гражданского населения». Ктаким объектам относятся, например, запасы продовольствия, скот, сооружения для снаб­жения питьевой водой. Естественно, такие объекты находятся под защитой, только если они используются гражданским насе­лением, а не вооруженными силами. Имеется здесь и такое кате­горическое положение: «Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны».

Один из общих принципов международного гуманитарного права требует бережного отношения к природной среде во время вооруженного конфликта. Статья 55 придает этому принципу конкретную форму: «При ведении военных действий проявляет­ся забота о защите природной среды от обширного, долговремен­ного и серьезного ущерба»178. Поскольку любые военные дейст­вия ранят природу, то запрет налагается только на серьезный

ущерб.

Наконец, статья 56 запрещает нападать на «установки и соору­жения, содержащие опасные силы», в частности на плотины, дамбы и атомные электростанции. Этот налагаемый Протоколом I запрет объясняется тем, что разрушение таких объектов неми­нуемо будет иметь катастрофические последствия для граждан­ского населения. Следовательно, атомные электростанции, пло­тины и дамбы нельзя считать военными объектами, если их по­вреждение может нанести «ущерб здоровью или выживанию на­селения».

178 См. также статью 35(3) Протокола I.


 

 


Как сказано выше, при подготовке военных операций надле­жит принять ряд мер предосторожности. При нападениях необ­ходимо в первую очередь собрать всю информацию, касающуюся возможного присутствия гражданских лиц (находящихся под за­щитой) или наличия гражданских объектов179. В случае обороны необходимо позаботиться о том, чтобы в районе потенциальных военных объектов не было гражданского населения180. Другими словами, обороняющаяся сторона должна позаботиться о том, чтобы ее гражданское население и объекты не пострадали от воен­ных операций противной стороны.

В этих положениях содержится упоминание о возможности предоставления особой защиты некоторым географическим зонам. Зоны, о которых идет речь, это санитарные зоны и местности и безопасные зоны181, необороняемые местности182 (более извест­ные под названием «открытые города»), а также (постоянно) де­милитаризованные зоны183. Во всех вышеуказанных случаях эти зоны не подлежат ни обороне, ни нападению. С согласия сторон в конфликте такие зоны могут быть переданы под управление представителей Державы-покровительницы или МККК.

Читатель, конечно, обратил внимание на то, что, перечисляя ограничения, налагаемые на ведение военных действий, мы по­стоянно ссылаемся на Протокол I, то есть на один из договоров Женевского права. Гаагское право стало действительно правом войны именно благодаря Протоколу I. Таким образом, налицо слияние в Дополнительном протоколе I Гаагского права и Же­невского права. Сегодня различие этих отраслей права, в назва­нии которых нашли свое отражение имена городов, где они были разработаны, городов, которые внесли огромный вклад в разви­тие международного гуманитарного права, представляет для нас чисто академический интерес.

В настоящее время Протокол I обязателен для выполнения большинством, но не всеми государствами. Возникает вопрос: в каких пределах действие права, рассмотренного нами в этом раз­деле, распространяется на другие государства? Это не простой вопрос. Отвечая на него, напомним, что все изложенные здесь


положения исходят из общего принципа, согласно которому во время войны всегда следует проводить различие между граждан­ским населением и комбатантами, а также между гражданскими и военными объектами. Этот очень общий принцип применим во всех обстоятельствах и ко всем государствам. В обычном — непи­саном — праве, которое также имеет обязательную силу для всех государств, можно найти ряд конкретных указаний. Однако со­держание этих норм обычного права должно в каждом конкрет­ном случае определяться в сопоставлении с формулировкой со­ответствующего правила в Протоколе I184.

Не углубляясь в детали, можно заключить, что положения Протокола I, относящиеся к защите гражданского населения от последствий военных действий, не являются чем-то абсолютно новым. Иными словами, по своей сути они имеют обязательную силу в качестве норм обычного права даже для государств, не связанных договором, формулировки которого тем не менее очень важны для определения точного смысла этих правил.

5. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера

Война есть война, обреченно говорит человек, воочию увидев ее результаты — смерть и отчаяние, безысходность и ненависть, руины городов и сел, разрушенную экономику и т. п. Тот, кто изучает международное гуманитарное право, должен признать, что существуют два набора норм, относящихся к явлению, име­нуемому войной: право международных вооруженных конфлик­тов, подробно кодифицированное, с четко обозначенными поло­жениями и средствами международного контроля, и право кон­фликтов немеждународного характера, состоящее из небольшого числа правил, сформулированных в общем виде, и не имеющее установленной законом системы международного контроля. -•---• В этом разделе мы рассмотрим главным образом немеждуна­родные вооруженные конфликты, которые обычно именуют граж­данскими войнами. В завершение обзора права, относящегося к


179 Протокол I, статья 57.

180 Там же, статья 58.

181 I Конвенция, статья 23; IV Конвенция, статья 14.

182 Протокол I, статья 59. '8-* Там же, статья 60.


184 По вопросу отношений между Женевскими конвенциями и обычным правом см. Мегоп (сноска 32), и особенно Marco Sassoli. Die Bedeutung einer Kodi-fikation ffir das allgemeine Volkerrecht, rnit besonderer Betrachtung der Regeln zum Schutze derZivilbevolkerung vorden Auswirkungen von Feindseligkeiten. Basel/Frank­furt, 1990.


 

 

 


немеждународным конфликтам, мы коснемся двух ситуаций, имеющих сходный характер, а именно — интернационализиро­ванных гражданских войн, а также не подпадающих под юрис­дикцию международного гуманитарного права внутренних бес­порядков и напряженности. А в самом конце мы совершим экс­курс в область права, применяемого в периоды национально-ос­вободительных войн.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.02 с.)