Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Г. Защита гражданского населения и гражданских объектов
Безусловно, одним из величайших достижений Дипломатической конференции 1974—1977 годов явилось усиление положения, согласно которому воюющие стороны должны проводить различие между военными объектами, с одной стороны, и гражданским населением и гражданскими объектами — с другой. Вот как об этом сказано в статье 48 Протокола I: «Для обеспечения уважения и защиты гражданского населения и гражданских объектов стороны, находящиеся в конфликте, должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов». Прежде чем перейти к рассмотрению отдельных запретов, обратимся еще раз к двум видам защиты, которую обеспечивает j гражданскому населению международное гуманитарное право. ! Гражданское население, находящееся во власти противника, с одной стороны, должно быть защищено от злоупотреблений влас- тью, а с другой — необходимо щадить гражданское население при проведении военных операций. Возникающие здесь проблемы совершенно различны. Если в первом случае речь идет о защите прав человека от злоупотреблений властью в специфических условиях войны, то во втором случае право устанавливает ограничения, которые необходимо соблюдать при планировании и проведении военных операций. До XX века война обычно означала противоборство двух армий, стремившихся решить спор на поле сражения. Соответственно, военные операции в основном касались только противостоящих армий и ограничивались районами, находящимися на осадном положении. Разрушения ограничивались радиусом действия имевшегося тогда оружия, то есть стрелкового оружия и артиллерии. Понятие «поля сражения» содержит в себе географическое ограничение. Окрестные жители обычно могли покинуть данную местность (а иногда и наблюдать за ходом боя с окружающих холмов). Опасность для них исходила скорее от солдатских грабежей, разбоя и поджогов, нежели от пушечных ядер, то есть от самих военных операций. Поэтому настоящие лишения для гражданского населения начинались в случае вторжения иностранной армии. Появление самолетов круто изменило характер военных действий, и гражданское население теперь подвергается, очень серьезной опасности. Ракеты дальнего действия усугубили эту ситуацию. Бомбовые и ракетные атаки на стратегические цели причиняют разрушения далеко за линией фронта, в самом сердце страны, где они поражают города и села, автомобильные и железные дороги, возделанные поля, а в первую очередь — население, не принимающее участия в боях. Несмотря на то, что началось все это по меньшей мере с первой мировой войны, только в 1977 году в Протоколе I принципы, относящиеся к защите гражданского населения, впервые провозглашенные в Гаагском положении о сухопутной войне и содержащиеся в обычном праве, обрели конкретную форму, отвечающую сегодняшним потребностям.
Обязанность проводить различие между находящимися под защитой гражданским населением и гражданскими объектами, с одной стороны, и объектами, на которые можно нападать, а при необходимости и разрушать, с другой, обусловливает настоятельную потребность четко понимать, что следует относить к военным объектам.
а) Военные объекты Что такое военный объект, то есть объект, на который разрешается нападать? После принятия Протокола I на этот вопрос можно дать четкий ответ. Во-первых, разрешается сражаться с лицами, входящими в состав вооруженных сил противника (за исключение медицинского и духовного персонала). Во-вторых, (законными) военными объектами считаются объекты, «которые в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективный вклад в военные действия и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых при существующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество»168 Это общая формулировка определе--ния, в которой (в отличие от первой) не перечисляются конкретные установки или объекты, которые могли бы представлять особый военный интерес. Протокол I определяет гражданских лиц как лиц, не входящих < всостав вооруженных сил169 Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не относятся к военным объектам170 б) Гражданское население
Вышесказанное является основой для других запрещений, устанавливаемых Протоколом I под рубрикой «Гражданское население — Общая защита от последствий военных действий». Коротко рассмотрим их. Согласно статье 51 ни гражданское население как таковое, ни отдельные гражданские лица не могут быть объектом нападений. Далее в статье говориться: «Запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население». Таким образом, запрещены не только действия, направленные на то, чтобы посеять страх и ужас среди гражданского населения, но также и угрозы таких действий. Запрещены также отдельные террористические акты; этот запрет, как было уже сказано, распространяется также на нетрадиционные (партизанские) войны. 168 Протокол I, статья 52(2). 169 Там же, статья 50(1). Там же, статья 52(1). Итак, статья 51, являющаяся ключевой в Протоколе I, запрещает нападения неизбирательного характера, то есть такие, которые не направлены против конкретных военных объектов (например, бомбометание по площади), при которых применяются методы или средства ведения военных действий, которые не могут быть ограничены конкретными военными объектами («слепые» виды вооружений, как, например, плохо управляемые ракеты или беспорядочно разбрасываемые мины) или при которых применяются другие методы и средства, не позволяющие соблюдать нормы международного гуманитарного права171. Это запрещение относится к самой сути современной войны; оно на всех стадиях подготовки и проведения военных операций налагает на них четкие ограничения. Статья 51 содержит руководящий принцип, изложенный в форме обязательной дляТзыполнения нормы, который относится к ситуации, очень часто встречающейся во время проведения военных операций. Речь идет о следующем: что делать, если планируемое нападение на (законный) военный объект, вероятнее всего, приведет к жертвам среди гражданских лиц (находящихся под защитой) или к разрушению расположенных поблизости гражданских объектов (жилья, школ, больниц и т. д.)? Согласно статье 51 следует отказаться оттакого нападения, если оно, «как можно ожидать, попутно повлечет за собой потери жизни среди гражданского населения, ранение гражданских лиц и ущерб гражданским объектам или то и другое вместе, которые были бы чрезмерны по отношению к конкретному и непосредственному военному преимуществу, которое предполагается таким образом получить»172. Как применить это правило на практике? Естественно, право войны учитывает, что в процессе (законных) военных операций современной войны будут жертвы среди мирного населения и ущерб, наносимый гражданскому имуществу. Однако такие потери должны быть разумно соразмерны ожидаемому военному преимуществу. В случае, если операция происходит в регионе, в котором вероятно нахождение гражданских лиц или гражданских объектов (что происходит практически всегда в современной войне), то военачальники должны всегда оценивать соразмерность предполагаемого ущерба гражданскому населению и ожидаемого военного преимущества. 171 Протокол 1, статья 51(4). 172 Там же, статья 51.5(Ь).
Эта задача отнюдь не из простых. Главное требование здесь — знание командиром местности, на которой проводится операция. Поэтому он обязан собрать информацию о расположении военных объектов и о близлежащей территории с гражданским населением, о чем четко сказано в другой статье — «Меры предосторожности при нападении»173. Если имеется вероятность больших потерь среди гражданского населения, нападение должно быть отменено или отложено. Никто не требует, чтобы командир сделал невозможное — решение он может принять только на основе имеющейся к данному моменту информации, а не информации, которая может появиться позже. Однако в конечном счете очень высокие требования предъявляются к командирам, так как в реальности войны им приходится отвечать на практический вопрос: какие разрушения допустимы, а какие — недопустимы в гражданских районах вокруг военных объектов. Тем не менее ответить на этот вопрос надо, так как речь идет о выживании гражданского населения в условиях современной войны с ее огромным потенциалом разрушения.
В статье 51, которую, в силу ее практической важности, мы рассматриваем довольно подробно, говорится также о том, что гражданские лица пользуются защитой только до тех пор, пока они не принимают участия в военных действиях174. С другой стороны, гражданское население не может использоваться для защиты военных объектов от нападения противника или для прикрытия военных операций175 И наконец, этой статьей запрещается нападение на гражданское население или отдельных гражданских лиц в порядке репрессалий в) Гражданские объекты С тем чтобы по мере возможности оградить людей от последствий войны, Протокол I запрещает нападать на целый ряд гражданских объектов177. Как было указано ранее, гражданские объекты вообще нельзя подвергать нападению, причем под определение 173 Протокол I, статья 57. 174 Там же, статья 51(3). 175 Там же, статья 51(7). 176 Там же, статья 51(6); см. в данной работе раздел 6.В.в. 177 Там же, статья 52. «гражданские» подпадают все те объекты, которые не являются военными. В сомнительных случаях «объект, который обычно предназначен для гражданских целей, например место отправления культа, жилой дом или другие жилые постройки или школа», считается гражданским и на него, следовательно, нельзя нападать, если и до тех пор, пока командир не убедится в противном. Все запрещения, относящиеся к нападению, действительны также и для репрессалий. В статье 53 со ссылкой на Гаагскую конвенцию от 14мая 1954года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта содержится запрет на нападения, направленные против «исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов».
Статьей 54 защищаются все «объекты, необходимые для выживания гражданского населения». Ктаким объектам относятся, например, запасы продовольствия, скот, сооружения для снабжения питьевой водой. Естественно, такие объекты находятся под защитой, только если они используются гражданским населением, а не вооруженными силами. Имеется здесь и такое категорическое положение: «Запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны». Один из общих принципов международного гуманитарного права требует бережного отношения к природной среде во время вооруженного конфликта. Статья 55 придает этому принципу конкретную форму: «При ведении военных действий проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба»178. Поскольку любые военные действия ранят природу, то запрет налагается только на серьезный ущерб. Наконец, статья 56 запрещает нападать на «установки и сооружения, содержащие опасные силы», в частности на плотины, дамбы и атомные электростанции. Этот налагаемый Протоколом I запрет объясняется тем, что разрушение таких объектов неминуемо будет иметь катастрофические последствия для гражданского населения. Следовательно, атомные электростанции, плотины и дамбы нельзя считать военными объектами, если их повреждение может нанести «ущерб здоровью или выживанию населения». 178 См. также статью 35(3) Протокола I.
Как сказано выше, при подготовке военных операций надлежит принять ряд мер предосторожности. При нападениях необходимо в первую очередь собрать всю информацию, касающуюся возможного присутствия гражданских лиц (находящихся под защитой) или наличия гражданских объектов179. В случае обороны необходимо позаботиться о том, чтобы в районе потенциальных военных объектов не было гражданского населения180. Другими словами, обороняющаяся сторона должна позаботиться о том, чтобы ее гражданское население и объекты не пострадали от военных операций противной стороны. В этих положениях содержится упоминание о возможности предоставления особой защиты некоторым географическим зонам. Зоны, о которых идет речь, это санитарные зоны и местности и безопасные зоны181, необороняемые местности182 (более известные под названием «открытые города»), а также (постоянно) демилитаризованные зоны183. Во всех вышеуказанных случаях эти зоны не подлежат ни обороне, ни нападению. С согласия сторон в конфликте такие зоны могут быть переданы под управление представителей Державы-покровительницы или МККК. Читатель, конечно, обратил внимание на то, что, перечисляя ограничения, налагаемые на ведение военных действий, мы постоянно ссылаемся на Протокол I, то есть на один из договоров Женевского права. Гаагское право стало действительно правом войны именно благодаря Протоколу I. Таким образом, налицо слияние в Дополнительном протоколе I Гаагского права и Женевского права. Сегодня различие этих отраслей права, в названии которых нашли свое отражение имена городов, где они были разработаны, городов, которые внесли огромный вклад в развитие международного гуманитарного права, представляет для нас чисто академический интерес.
В настоящее время Протокол I обязателен для выполнения большинством, но не всеми государствами. Возникает вопрос: в каких пределах действие права, рассмотренного нами в этом разделе, распространяется на другие государства? Это не простой вопрос. Отвечая на него, напомним, что все изложенные здесь положения исходят из общего принципа, согласно которому во время войны всегда следует проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими и военными объектами. Этот очень общий принцип применим во всех обстоятельствах и ко всем государствам. В обычном — неписаном — праве, которое также имеет обязательную силу для всех государств, можно найти ряд конкретных указаний. Однако содержание этих норм обычного права должно в каждом конкретном случае определяться в сопоставлении с формулировкой соответствующего правила в Протоколе I184. Не углубляясь в детали, можно заключить, что положения Протокола I, относящиеся к защите гражданского населения от последствий военных действий, не являются чем-то абсолютно новым. Иными словами, по своей сути они имеют обязательную силу в качестве норм обычного права даже для государств, не связанных договором, формулировки которого тем не менее очень важны для определения точного смысла этих правил. 5. Особенности права вооруженных конфликтов немеждународного характера Война есть война, обреченно говорит человек, воочию увидев ее результаты — смерть и отчаяние, безысходность и ненависть, руины городов и сел, разрушенную экономику и т. п. Тот, кто изучает международное гуманитарное право, должен признать, что существуют два набора норм, относящихся к явлению, именуемому войной: право международных вооруженных конфликтов, подробно кодифицированное, с четко обозначенными положениями и средствами международного контроля, и право конфликтов немеждународного характера, состоящее из небольшого числа правил, сформулированных в общем виде, и не имеющее установленной законом системы международного контроля. -•---• В этом разделе мы рассмотрим главным образом немеждународные вооруженные конфликты, которые обычно именуют гражданскими войнами. В завершение обзора права, относящегося к 179 Протокол I, статья 57. 180 Там же, статья 58. 181 I Конвенция, статья 23; IV Конвенция, статья 14. 182 Протокол I, статья 59. '8-* Там же, статья 60. 184 По вопросу отношений между Женевскими конвенциями и обычным правом см. Мегоп (сноска 32), и особенно Marco Sassoli. Die Bedeutung einer Kodi-fikation ffir das allgemeine Volkerrecht, rnit besonderer Betrachtung der Regeln zum Schutze derZivilbevolkerung vorden Auswirkungen von Feindseligkeiten. Basel/Frankfurt, 1990.
немеждународным конфликтам, мы коснемся двух ситуаций, имеющих сходный характер, а именно — интернационализированных гражданских войн, а также не подпадающих под юрисдикцию международного гуманитарного права внутренних беспорядков и напряженности. А в самом конце мы совершим экскурс в область права, применяемого в периоды национально-освободительных войн.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.02 с.) |