В. Ограничения на выбор методов и средств ведения войны 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Ограничения на выбор методов и средств ведения войны



В статье 35 Протокола I, подтверждающей упомянутый ранее принцип права вооруженных конфликтов, говорится:

«В случае любого вооруженного конфликта право сторон, на­ходящихся в конфликте, выбирать методы или средства веде­ния войны не является неограниченным».

Это основное правило дополнено следующим положением:

«Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и мето­ды ведения военных действий, способные причинить излиш­ние повреждения или излишние страдания».

Статья 35 добавляет — в качестве общего ограничения на ве­дение войны — новое запрещение:

«Запрещается применять методы или средства ведения воен­ных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде». Эти три запрещения сформулированы в общем виде и сами по

152 НІ Конвенция, статья 85; Протокол I, статья 44(2).

153 Протокол I, статья 44(4).


 

 

 


себе не могут служить комбатантам в качестве обязательных ди­ректив относительно того, что они могут и чего не должны делать. Более конкретные указания можно получить из этих источников двумя путями. Во-первых, в самих договорах содержится ряд кон­кретных и четко сформулированных запретов, часть которых мы рассмотрим более подробно. Во-вторых, из вышеупомянутых ос­новных правил можно вывести общее дополнительное правило, а именно — принцип соразмерности, который при отсутствии специальной нормы позволяет выработать конкретную директиву. Согласно принципу соразмерности применение силы и разру­шительные последствия такого применения должны быть сораз­мерны поставленным целям и ожидаемому военному преимуще­ству. Не нужно палить из пушек по воробьям. Следует избегать любых излишних, то есть не вызываемых необходимостью дости­жения законной, и только законной, военной цели, людских по­терь и разрушения материальных ценностей. Этот принцип со­размерности, как он изложен в праве войны, ни в коем случае не является каким-то неизвестным элементом, но общим принци­пом права, которым должны руководствоваться государства в любом своем действии. Такое требование всегда оправдано и с военной точки зрения, так как в нем выражено стремление кон­центрировать ресурсы. Разрушительный потенциал следует реа­лизовывать только тогда, когда это необходимо с военной точки зрения, и только в той степени, в которой этого нельзя избежать. Бомбежка мирной деревни, не имеющей военного значения, пред­ставляется ктомуже и неоправданной тратой материальных средств и боеприпасов.

а) Запрещенные методы ведения боя

Говоря об ограничениях, традиционно устанавливаемых правом войны, следует прежде всего вспомнить о рыцарстве, которое требовало уважения к противнику как к человеку со стороны сражающихся воинов. Поскольку признавалось, что по ту сторо­ну находятся такие же люди, не применялись особо жестокие виды оружия и методы нападения и, таким образом, не причиня­лись чрезмерные страдания. Поскольку причинение излишних страданий никогда не помогает добиться намеченной цели, то рыцарский дух не противоречит любым соображениям военного характера. Рыцарское поведение вполне совместимо с требова­ниями войны.


Прежде всего к запрещенным методам ведения войны отно­сится вероломство. Вероломство определяется как «действия, на­правленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоста­вить такую защиту согласно нормам международного права, при­меняемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия»154. Примерами вероломства могут служить напа­дения под прикрытием белого флага или симулирование выхода из строя с целью уничтожения противника, когда тот попытается оказать помощь. С другой стороны, такие обычные военные хит­рости, как маскировка, ложные операции и дезинформация, рас­считанные на введение противника в заблуждение, естественно, не запрещены.

Протокол I содержит специальное правило, запрещающее ис­пользовать во время военных действий признанные отличитель­ные эмблемы не по назначению, особенно красный крест и крас­ный полумесяц155 Использование эмблем не по назначению предосудительно не только тем, что может иметь неблагоприят­ные последствия для конкретного солдата противника, но и тем, что такие действия вообще подрывают доверие к эмблеме. Суще­ствует опасность, что после этого эмблема не будет уважаться и при ее законном использовании. По этой причине вероломное использование отличительной эмблемы может рассматриваться при определенных обстоятельствах как серьезное нарушение Про­токола I, то есть как военное преступление156. Этими же положе­ниями запрещено злоупотреблять эмблемой ООН, вероломное использование которой также наказуемо.

Запрещается также при всех обстоятельствах «отдавать приказ не оставлять никого в живых» или вести военные действия на такой основе (никого не щадить)151. Запрещается подвергать на­падению вышедших из строя лиц, их необходимо щадить, как об этом прямо сказано в разделе Протокола I, посвященном мето­дам и средствам ведения войны158. Уничтожение солдата, кото­рый явно сложил оружие,— это убийство. Равным образом Про­токол I запрещает подвергать нападению членов экипажа, кото-

154 Протокол I, статья 37.

155 Там же, статья 38.

156 Там же, статья 85.3(0-

157 Там же, статья 40.

158 Там же, статья 41.


 

 

 


рые покидают на парашютах терпящий бедствие самолет, так как они не могут защитить себя в этой ситуации159. Это не относится к спускающимся на парашютах воздушно-десантным войскам: на них можно нападать, когда они находятся в воздухе.

Все эти запреты говорят о том, что некоторые действия явля­ются настолько неприемлемыми, что их нельзя применять про­тив солдат противника (воевать против которых, естественно, разрешается). Кроме того, как было показано в разделе, посвя­щенном Женевскому праву, военнослужащим запрещается на­падать на лиц, находящихся под защитой, например, на граждан­ских лиц или пленных, а также на находящиеся под защитой объекты (например, больницы).

б) Запрещенные виды оружия

Право войны запрещает также ряд видов оружия и типов боепри­пасов или накладывает ограничения на их применение. Напри­мер, Протоколом I запрещается нападение с применением ору­жия и боеприпасов неизбирательного действия160. Это значит, что запрещены оружие и боеприпасы, которые вследствие того, что их невозможно точно направить на военный объект, поража­ют одновременно военные объекты и гражданских лиц или граж­данские объекты (например, ракета, которую невозможно точно навести).

В любом случае запрещено применять оружие или снаряды, «способные причинить излишние повреждения или излишние страдания»161. Это запрещение часто неправильно понимают или даже считают его весьма циничным, говоря, что все страдания излишни. Это, конечно, верно, как верно и то, что сама война жестока. Но правило предусматривает нечто иное. Оно запреща­ет использование оружия и боеприпасов, которые наносят ущерб, не являющийся необходимым для достижения поставленной воен­ной цели, то есть излишний. Так как задача может быть выполне­на другими — менее жестокими — методами, такой ущерб несо­размерен целям. Именно в этом смысле Санкт-Петербургская декларация (1868 года) запретила использовать взрывчатые или зажигательные боеприпасы, а первая Гаагская мирная конферен-

'-^ Протокол I, статья 42.

160 Там же, статья 51(4).

161 Там же, статья 35(2).


ция (1899 года) объявила вне закона применение пуль «дум-дум», ядов и отравленного оружия.

Вторая Гаагская мирная конференция приняла в 1907 году ограничения, относящиеся к морской войне, в частности к уста­новке мин162. Эти ограничения запрещают применять свободно плавающие мины, которые не самоликвидируются в течение одного часа в случае потери управляемости. Такое же запрещение относится и к сорвавшимся со своих минрепов якорным минам. Торпеды, не попавшие в цель, также должны обезвреживаться.

Только значительно позже, после принятия Дипломатичес­кой конференцией 1974—1977 годов Протокола I, удалось дого­вориться о запрещении крайне жестоких видов обычных воору­жений. К Конвенции от 10 октября 1980 года о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, кото­рые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имею­щими неизбирательное действие, прилагаются три Протокола, ох­ватывающие следующие типы оружия и боеприпасов: необнару­живаемые осколки, мины и мины-ловушки, зажигательное ору­жие. Только использование снарядов, оставляющих необнару­живаемые в теле человека осколки, было запрещено полностью, а применение двух других видов вооружений стало более строго регулироваться и ограничиваться. Кроме этого, Конвенция 1980 года предусматривает возможность добавления к ней новых Про­токолов, содержащих другие запрещения или ограничения.

В этом контексте уместно упомянуть статью 36 Протокола I, озаглавленную «Новые виды оружия», которая обязывает догова­ривающиеся стороны при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны определять, не противоречит ли — и обес­печить, чтобы не противоречило — их применение международ­ному гуманитарному праву. Это, по сути, требование оценки про­ектов новых систем вооружений с гуманитарной точки зрения.

Особенно серьезные вопросы в этом отношении вызывает ору­жие массового поражения. Запрет на применение отравляющих газов, как он изложен в Женевском протоколе 1925 года, имеет очень широкую сферу действия. Хорошо известно, какие неимо­верные страдания вызвали отравляющие газы во время первой ми­ровой войны. Поэтому государства, входившие тогда в Лигу Наций,

162 VIII Гаагская конвенцня о постановке подводных, автоматически взрыва­ющихся от соприкосновения мин.


 

 

 


торжественно провозгласили в Протоколе 1925 года, что исполь­зование отравляющих газов запрещается. Это запрещение не было нарушено во время второй мировой войны и превратилось в норму обычного права. Однако превалирует мнение, что это запрещение относится к применению отравляющих газов пер­вым; государства считают, что в ответ на газовую атаку они вправе применить отравляющие газы. В Протоколе 1925 года говорится только о применении отравляющих газов на полях сражений, и потребовались значительные усилия для того, чтобы также запре­тить или по крайней мере ограничить разработку, производство, распространение и накопление таких веществ. Эта задача была выполнена подписанием Договора о химическом оружии 1993 года163 Однако применение отравляющих газов во время войны остается под запретом международного обычного права.

Женевским протоколом 1925 года запрещалось также приме­нять бактериологическое оружие. Впоследствии эти материалы, в отличие от отравляющих газов, удалось полностью запретить. Конвенция от 10 апреля 1972 года о запрещении разработки, произ­водства и накопления запасов бактериологического (биологическо­го) и токсинного оружия и об их уничтожении представляет собой всеобъемлющее и эффективное запрещение этого бесчеловечно­го оружия и содержит положения, предусматривающие меры контроля за выполнением этого запрещения.

в) Ядерное оружие

Теперь мы переходим к основному виду оружия массового унич­тожения — ядерному оружию и коротко рассмотрим некоторые связанные с ним правовые вопросы.

Неоспоримым фактом является то, что на сегодня нет специ­ального запрещения на производство, накопление и применение ядерного оружия. Однако имеется ряд договоров, регулирующих некоторые аспекты деятельности, связанной с ядерным оружи­ем164


Часто возникает вопрос, не являются ли такие нормы между­народного права, как, например, запрещение наиболее жестоких видов оружия или запрещение нападений неизбирательного ха­рактера, по сути, запретом на ядерное оружие как таковое или по меньшей мере на его использование165. Делались попытки отве­тить на этот вопрос, но ни сторонники, ни противники теории полного запрета не могут в поддержку своих аргументов привести чье-либо авторитетное мнение.

Начавшаяся в 1974 году работа Дипломатической конферен­ции над проектами двух Протоколов проходила на фоне этих дискуссий. Хотя в Протоколе I (а именно он интересует нас здесь) и не упомянуто ядерное оружие как таковое, но, к примеру, ста­тьи 51 и 35 представляют собой правовой запрет на неизбиратель­ное нападение и на оружие, причиняющие излишние страдания. В этом контексте важно упомянуть заявления трех западных ядер­ных держав о том, что вихнамеренияне входит вести переговоры о ядерном оружии на Дипломатической конференции, посвя­щенной развитию международного гуманитарного права. Эти за­явления, по поводу которых не последовало возражений со сто­роны представителей Советского Союза, были сделаны в связи с комментариями МККК к проектам Протоколов166. При подпи­сании Протокола I Франция, Великобритания и США четко сфор­мулировали свое понимание сферы применения Дополнитель­ного протокола I по отношению к ядерным вооружениям, издав прилагаемые к нему разъяснения. И вновь от Советского Союза не проследовало никаких комментариев. Ряд государств167 со­проводили ратификацию Протокола I разъяснениями своего по­нимания данного вопроса, что также не вызвало никаких возра­жений.

История создания Протокола I дает основания полагать, что Дипломатическая конференция не хотела даже касаться право­вых вопросов, относящихся к возможности применения ядерно-


163 См. сноску 18.

164 См..например, Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 года или запрещение на размещение такого оружия в космическом про­странстве, содержащееся в Договоре по исследованию и использованию косми­ческого пространства от 27 января 1967 года, а также Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия от 11 февраля 1971 года.


16^ Из обширной литературы по этому вопросу можно указать, например, на Judge Nagendra Singh/Edward Me Whinney. Nuclear Weapons and Contemporary Inter­national Law, 2nded. Dordrecht/Boston/London, 1989.

166 См. документ МККК «Commentary on the Additional Protocols», Protocol I, para. 1838—1861; другая точка зрения представлена в Horst Fischer. Der Einsatz von NuklearwafTen nach Art. 51 des I. Zusatzprotokolles zu den Genfer Konventionen von 1949. Berlin, 1985.

167 Бельгия, Канада, Федеративная Республика Германии, Италия, Нидер­ланды и Испания.


 

 

 


го оружия. Другими словами, Протокол I не внес изменений в правовую ситуацию по этому вопросу. Это, однако, совершенно не означает, что применение ядерного оружия не ограничено нормами международного права. Не вызывает сомнения и никем не оспаривается тот факт, что продолжает действовать общее международное право, то есть наряду с международным договор­ным правом (Женевскими конвенциями) действуют и принципы обычного права. Заявления, сделанные представителями трех за­падных ядерных держав на Дипломатической конференции, не­двусмысленно подтвердили, что использование такого оружия подчиняется общим нормам международного гуманитарного права, ограничивающим использование оружия. К таким нор­мам относятся запрещение нападать на гражданское население кг к таковое, запрет на нападения неизбирательного характера и использование оружия неизбирательного действия, требование соразмерности, а также запрещение оружия, причиняющего из­лишние страдания. Отсутствие комментариев со стороны Совет­ского Союза и Китая не следует рассматривать как возражение против такой интерпретации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.168.28 (0.016 с.)