Анализ конкретных дел (воспитательных мероприятий). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ конкретных дел (воспитательных мероприятий).



3а) Коллективный анализ с детьми.

Проводится после дела вместе с детьми в форме группового обсуждения или письменно. Чаще всего в групповом обсуждении (в кругу) используется ставшая уже классической следующая схема анализа дела:

- Что было положительного?

- Что не получилось?

- Что нужно изменить в следующий раз?

3б) Самоанализ проведенного мероприятия педагога по схеме. Возможные пункты:

- класс, форма дела, тема;

- педагогическое обоснование данной формы и темы;

- цели и задачи проведенной работы;

- как была организована подготовка дела вместе с детьми;

- методы и приемы на которые Вы опирались, их результативность;

- эмоциональная насыщенность дела, интерес детей и их активность на каждом этапе;

- Ваша педагогическая позиция, стиль общения и взаимодействия с детьми;

- с какими организационными, методическими, психологическими трудностями столкнулись при проведении, что бы Вы изменили;

- методика и результаты коллективного анализа дела со школьниками.

4. Анализ конкретных (проблемных, конфликтных) ситуаций.

Решение такой ситуации есть педагогическая задача, стоящая перед учителем. Конфликты могут быть: между учителем и учащимся, учителем и классом, отдельными учащимися, учеником и классом, учеником и родителями, учителем и родителями и т.д.

4а) Индивидуальный анализ учителя, с целью решения педагогических задач – выбор средств педагогического воздействия и взаимодействия, организация и корректировка воспитательной деятельности.

В различных условиях они могут требовать немедленного решения или носит долговременный характер.

Исходный этап решения педагогической задачи - анализ педагогической ситуации связан с необходимостью проанализировать педагогическую ситуацию самим учителем, определить стоящую перед ним педагогическую задачу и осуществить проектирование возможных способов ее решения. Затем педагог может или решить задачу сам, осуществив необходимое педагогическое воздействие и взаимодействие, или помочь учащимся самим разрешить возникшую конфликтную ситуацию.

Последовательность анализа:

- Диагностика – выявление и оценка проявившихся качеств в личности или группе, т.е. поступка ученика (ов).

- Выявление внутренних условий, лежащих в основе данных проявлений (возможные мотивы, взаимоотношения в коллективе, отношения между учителем и учениками и т.д.).

- Наметить перспективу развития данной ситуации, без вмешательства педагога.

- Сформировать выводы о состоянии объекта выявления.

- Определить стоящую перед педагогом задачу.

4б) Групповое обсуждение с целью разрешения проблемной, конфликтной ситуации. Используется форма группового решения проблем (пункт 3.3).

ЧАСТЬ 2. ОСНОВЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И

ПЛАНИРОВАНИЯ.

Коллективное целеполагание.

Коллективное целеполагание представляется как совместное выявление и постановка группой значимых для ее жизнедеятельности и развития целей и задач. Видение перспектив в групповом взаимодействии значительно повышает творческий потенциал группы, способствует развитию коллектива и создает условия для самореализации и саморазвития каждого ее члена.

Этап целеполагания представлен в схеме 1 как шаг второй, и он тесно связан с этапом коллективного анализа, вытекает из него. В той же тесной взаимосвязи он находится с этапом коллективного планирования, является основой для эффективного планирования в группе. Этап коллективного целеполагания часто проводят вместе с коллективным анализом или коллективным планированием. Если он объединен с КА, то проводится на заключительном этапе как обобщенный анализ всех представленных мнений с целью четкого прояснения наиболее важных, значимых позиций. Заканчивается выделением целей (прояснить, изменить, наметить дальнейшее развитие, выполнить и т.д.) и конкретных задач как этапов или структурных элементов для ее достижения.

КЦ напрямую выходит на процесс мотивации. Если цель поставлена верно, понятна каждому, является значимой для всех членов коллектива, то она мотивирует деятельность всех участников и коллектива в целом (как единого организма). Чем актуальнее, четче и привлекательнее цель, тем успешнее пройдет этап планирования, подготовки и реализации, тем старательней и интенсивней школьники будут стремиться к ее достижению.

Любая деятельность начинается с осмысления того, что уже сделано, с анализа сложившейся ситуации в коллективе, определения уровня его развития: отношения ребят друг к другу и коллективу в целом, к деятельности, к общественным ценностям и т.д.

Следующий шаг – определение перспективных педагогических задач на новый период работы с коллективом.

Далее необходимо продумать, как «перевести» воспитательные задачи в задачи самого коллектива, то есть подвести самих учащихся к осознанию существующих проблем и определению задач, стоящих перед коллективом. Для этого необходимо создать в классе (школе) обстановку, помогающую от анализа реального состояния дел прийти к созданию идеала, нормы коллективной жизни.

Коллективное целеполагание осуществляется, во-первых, как этап совместной жизнедеятельности коллектива, во-вторых, как этап подготовки конкретного дела. Во втором случае он проявляется как решение о проведении дела. Традиционно используются социальные критерии при выборе дела, в личностно-ориентированной деятельности важен выбор дел значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять о себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?»

Целеполагание можно провести в форме беседы (группового обсуждения) или письменно (анкеты, опросник, сочинения и т.д. См. пункт 3.2.).

В процессе КЦ школьники вместе с педагогом выявляют основные проблемы класса или одно из направлений (наиболее значимое для всех) в развитии класса, или конкретное дело интересное всем. Важно, в начале, чтобы педагог создал проблемную ситуацию, в которой школьникам открылся бы факт стоящей перед ними задачи и ее актуальности (через коллективный анализ, через интригующую новую информацию, способ ее подачи - неожиданный рассказ или притчу и т.д.). Включенными должны быть все школьники, учтены интересы каждого. Возможно, что целью класса будет помощь одному конкретному ученику, но всем важно осознать ценность такого дела и принять его для себя. Идеальная ситуация, когда шаг второй прошел успешно и каждый из школьников осознал коллективные цели, почувствовал их значимость и взял на себя ответственность за их выполнение.

Цели одного и того же дела для детей и для педагога различны. Учитель должен видеть глубже, в целом оценивать воспитательное значение отдельного дела, встроить его в ряд воспитательных задач, стоящих перед ним, постараться увидеть ценность дела не только для коллектива, но и для личностного роста отдельного школьника.

2.2. Коллективное планирование.

Коллективный анализ и коллективное целеполагание актуализируют проблемы коллектива и проявляют стоящие перед ним задачи, а коллективное планирование является заключительным этапом и выводит группу на определение конкретных действий (коллективных дел, индивидуальных поручений. самостоятельной работы и т.д.), которые позволили бы решить возникшую проблемную ситуацию или реализовать намеченную коллективную цель.

Коллективное планирование – совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определенный период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.

Педагогу важно быть на шаг впереди, стимулировать и направлять процесс коллективного планирования, проявлять его значимость именно на данном этапе жизни коллектива. Вместе с тем, он должен учитывать личность школьника, помочь каждому осознать себя в коллективной деятельности (Как я могу помочь коллективу? Как я могу себя в нем реализовать? и т.д.), включить каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, интересов. склонностей, способностей и возможностей. Для этого, на этапе КП наряду с сохранением общей идеи, нужно подчеркнуть интересные авторские предложения, спланировать работу творческих групп и определить индивидуальные поручения с учетом интересов и стремлений отдельных участников.

Чтобы школьникам создать условия для проявления своих идей и предложений, предоставьте им право выбора: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект дела или свой альтернативный. На этапе КП можно совмещать групповую, индивидуальную и коллективную формы работы. Постарайтесь не упустить любую инициативу, идущую от детей (особенно пассивных), дайте им возможность побывать в различных позициях и ролях (аналитик, критик, секретарь, творческий мыслитель, рационализатор, мечтатель, и т.д.). Поддерживайте альтернативные «бредовые идеи», так как они могут проявиться в очень интересных элементах дела и «оживить» его.

Каким должен быть первый шаг коллективного планирования? В установочной «стартовой беседе» педагог увлекает ребят перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть методы и приемы:

· Увлечение радостной перспективой - это те важные и личностно значимые события, которые ждут человека в ближайшее время. Этим средством возбуждается и укрепляется радостное ожидание того, что будет, что можно сделать хорошо для других и себя. Приемы: «Давайте помечтаем», «Давайте попробуем», «Представим себе, что …».

· Увлечение добрым делом. Этим средством пробуждается чувство радости от возможного доброго дела, своей необходимости другим людям.

· Увлечение творчеством. Приемы: «Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными», «Все дела творчески - иначе зачем?»

· Увлечение борьбой с трудностями. Этим методом инициируется стремление к преодолению трудностей, проверке своих сил, испытанию, формированию силы воли и выносливости. Потребность в экстремальных ситуациях, риске, возможности испытать себя особенно актуальна для подросткового возраста.

· Увлечение красивым, гармоничным и прекрасным в природе, в искусстве, в мире, в человеке.

· Увлечение необычным, таинственным, загадочным: «Почему?» «Что за этим скрывается?» «Кто разгадает тайну» «Самое таинственное на свете..»

· Увлечение смешным, веселым.

 

Таким образом, «стартовая беседа» строится как увлечение перспективой полезных дел, как поиск наилучшего решения жизненно-практических задач, для чего ребятам предлагаются различные варианты дел для примера и на выбор. Педагогу заранее необходимо продумать перечень дел с кратким описанием их, особенно, если планирование проводится впервые или коллектив достаточно «рыхлый».

Идет обсуждение вопросов, которые помогают детям в планировании, побуждают их творческую мысль:

- Что сделаем? (Какие коллективные творческие дела?).

- Для кого? Варианты: для своего коллектива, для отдельного члена коллектива, для школы, для другого класса, для своих родных, для малышей, для окружающих людей, для родного края и т.д.

- Когда сделаем?

- Кто участвует?

- С кем лучше провести это дело?

- Как организовать подготовку?

- Кому доверить руководство делом (совет коллектива, совет дела, творческая группа, инициативная группа)?

При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами, отвечают на все вопросы. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный.

Планирование жизни коллектива может быть сжатое – сразу на общем сборе-старте, или развернутое – с предварительной беседой классного руководителя, с проведением письменного опроса, с дополнительным этапом коллективного анализа и целеполагания, с разведкой интересных и полезных дел и другими приемами коллективной организаторской деятельности, которые можно использовать учителю для того, чтобы разбудить мысль детей, их инициативу. План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идеи дел исходят от самих ребят и каждый член коллектива становится активным участником планирования.

Приемы организации коллективного планирования.

1. Творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану класса, школы. Защита проектов, предложенных микрогруппами.

2. «Анкета мнений и предложений». Ребятам могут быть предложены такие вопросы: Назови лучшие дела класса (школы) за прошлый год, что тебе в них понравилось, в чем принимал активное участие? Самые неудачные дела, в чем причина неудач? Твои предложения к плану на новую четверть (год), что сделать, что узнать нового, кого пригласить? За какое дело возьмешься в качестве организатора?

3. Спецвыпуски классных, школьных газет. Например: «Мое предложение!», «Каким быть нашему классу?», «Предлагают творческие группы!», «Что делать?» и т.д.

4. Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по интересам. Пусть коллекционеры придумают свои дела, художники –свои, туристы - свои, спортсмены – свои. Из таких предложений и сложатся общие дела класса, отряда, группы.

5. Защита дела. Группы ребят, отдельные участники готовят свой нестандартный проект главного дела года и защищают его при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.

6. Час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задать любые вопросы на любые интересующие их темы. Самые интересные и сложные из них могут стать темой диспута, беседы, вечера.

7. Копилка интересных предложений («банк идей»). В классе вывешивается ящик по типу почтового или конверт для предложений и вопросов.

8. Разведка интересных и полезных дел. «Разведка» потому, что группе детей дается коллективное задание что-то найти. узнать, разведать. Задание группам определяет классный руководитель или совет класса (дела).

В связи с тем, что коллективное целеполагание и планирование тесно взаимосвязаны, конкретные формы проведения часто включают в себя оба этих этапа и поэтому описаны вместе в части 3.

Разделение форм проводится: во-первых, как планирование жизнедеятельности коллектива на большой срок – 3.4, во-вторых, целеполагание и планирование отдельного дела – 3.5. В разделе 3.2. даны наиболее общие формы коллективной работы, которые могут быть использованы на всех этапах коллективного взаимодействия.

 

ЧАСТЬ 3. ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО АНАЛИЗА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.173 (0.033 с.)