Как проводить мозговой штурм 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как проводить мозговой штурм



· Принимайте и уважайте все идеи. (Здесь нет правильных или неправильных, лучших или худших предложений).

· Подходите к решению проблемы творчески.

· Отталкивайтесь от идей других участников.

· Отложите оценку или осуждение на потом.

· Предлагайте как можно больше идей. (Чем больше, тем лучше).

Процесс выбора

· После мозгового штурма проясните непонятные идеи.

· Исключите повторения.

· Каждый имеет три голова и отдает их за наилучшие, по его мнению, три идеи. (Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая – два и третья – один. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть ваше решение).

Критерии успеха

· Если ранжирование не дает очевидного результата, а проблема серьезна, необходимо определить критерии, которые помогут найти наиболее удачное решение.

· Напишите список критериев и оставьте те, которые отвечают требованиям всех участников группы.

· Оцените уже имеющиеся идеи по этим критериям.

 

«Мозговая атака 66».

Все участники делятся на группы по шесть человек и в течение шести минут проводят прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей – ассоциаций. Эти вторичные идеи являются основой для решения содержательных проблем.

« Двойное кольцо Сократа»

Этот вариант более всего подходит коллективам, которые насчитывают 15 и более человек. Участники атаки делятся на две группы: в центре и вокруг. В центре стоят семь стульев, шесть из них занимают участники, а седьмой всегда свободен. Во внешнем круге, на периферии, существует запрет на разговоры – здесь можно только писать. Говорить и обсуждать тему могут только те, кто находится во внутреннем круге. Если у кого–то из внешнего круга возникает желание что-то высказать, он занимает свободный стул, и тогда кто-то из внутреннего круга должен уйти, освободив седьмой стул.

 

3.2.5. Деловые игры.

Цель. Деловая игра применяется для согласования и принятия определенных ценностей группы. Одинаково эффективно используется для организации аналитической групповой деятельности, и для организации в коллективе процессов целеполагания и планирования конкретного дела или программы деятельности на длительное время.

Игры позволяют:

· выстраивать аналитическую деятельность в коллективе;

· анализировать и находить выход из проблемной или конфликтной ситуации;

· осуществлять постановку основных целей и задач коллектива;

· определять приоритетные направления деятельности;

· планировать деятельность коллектива или конкретное дело в нем;

· разрабатывать и принимать организационные решения;

· диагностировать состояние коллектива;

· определять психологический климат в коллективе;

· осуществлять обучающую, развивающую и воспитывающую функцию;

· создавать условия для творческой деятельности всех участников;

· учить самостоятельности, ответственности и выработке собственной позиции;

· научить формулировать мысли;

· научить разрабатывать и выстраивать концепции;

· вживаться в разные ситуации и ролевые позиции;

· определять позицию, роль и место каждого в общей деятельности;

· формировать команду единомышленников;

Правила и ценности игры:

1. Идеально, когда все игроки заинтересованы в процессе и результатах игры.

2. Ведущий игры строго следит за соблюдением согласованных и принятых участниками игры правил.

3. Ведущий постоянно создает мотивацию, стимулирует участников, проблематизирует ситуацию.

4. Игре предшествует тщательная разработка сценария: определение последовательности шагов, форм взаимодействия, распределение ролей.

5. События в игре должны разворачиваться динамично.

6. В основу игры закладывается проблема, значимая для участников.

7. Игра начинается с активизирующих психологических процедур (знакомство, разминочная игра).

Рекомендуется продумать соответствующие стимулы и пригласить для участия в игре тех, кто достаточно заинтересован в том, чтобы изменить существующее положение. Участники делятся на микрогруппы по 6-8 человек.

Правила коллективной мыследеятельности:

- необходимо согласовать основные понятия, о которых пойдет речь в игре;

- принять и строго придерживаться временного регламента;

- нельзя мешать говорящему;

- всякая мысль имеет право на существование;

- после выступлений проводится процедура уточнения правильности понимания их смыслов;

- обсуждаются только идеи и никогда – люди;

- критиковать текст можно только после его уточнения;

- критика должна быть конструктивной, содержащей варианты решений, может быть жесткой, но форма должна быть уважительной;

- одновременно выдвигается и обсуждается только одна проблема;

- требования ведущего должны выполняться всеми участниками игры;

- прервать говорящего может только ведущий в соответствии с регламентом;

- всякое обсуждение в группе должно быть зафиксировано в виде тезисов или схем;

- запрещается повторение того, что сказано;

Представленные формы можно использовать при работе с детским коллективом и как формы работы для педагогического коллектива.

Деловая игра «Проблема»

Перед проведением игры дается объявление (газета, «тумба гласности», простое объявление), в котором излагаются цели игры, время и место ее проведения.

Цель. Организация коллективного анализа и целеполагания.

Процесс.

1.Презентация. Участники, разбившись на микрогруппы, готовят творческое представление группы, или один из участников представляет всю группу. Конкурсная комиссия выставляет оценки по пятибальной шкале за оригинальность, артистичность.

2.Разминка. Представители от каждой группы собираются за столом президиума, остальные участники придумывают для любого из них вопросы. Каждый вопрос и ответ фиксируется и оценивается комиссией. Лучшие вопросы и ответы награждаются.

3.Проблемы. Они могут касаться: оценки состояния коллектива на данном этапе; анализа прожитого года совместной деятельности и ее продуктивности; анализа конфликта в классе; проблемам целеполагания и планирования деятельности или конкретного дела и т.д.

Например: Проблемы нашего класса? Как мои личные проблемы связаны с проблемами класса? Какой должна быть жизнь в классе?

Каждая микрогруппа набрасывает свой список подпроблем, связанных с основной проблемой, и вносит его в общую копилку. Если коллектив уже работал в активных формах мыследеятельности, то за 20-30 минут работы может быть названо 30-60 проблем.

Все названные проблемы должны быть структурированы по блокам: материально-технические и финансовые, социальные, психологические, отношения и дисциплина, учеба, жизнедеятельность и т.д.

4. Решение. Блоки проблем прописываются на больших листах. В процессе обсуждения каждого блока в микрогруппе определяется значимость проблем по мере их убывания. Далее возможно движение двумя путями: Первый путь: составляется таблица делегирования – выясняется, от кого зависит решение каждой проблемы. Второй путь: каждый лист с соответствующим блоком проблем отдается одной из групп для выработки и согласования возможных вариантов решения проблем. Позиция группы защищается на общем заседании.

Для усиления эффекта к моменту проведения общего заседания из числа участников игры ведущий выбирает несколько «совершенно несговорчивых» участников, которые должны задавать на защите проектов наиболее острые вопросы, провоцируя докладчика и его микрогруппу находить аргументы в поддержку своей позиции.

5.Подведение итогов. Итогами игры должны стать: проблемно – ориентированный анализ, выраженный в схеме или таблице, углубленная рефлексия позиций участников, варианты решения проблемы.

 

Деловая игра «Вердикт». [3, с.31]

Цель. Проведение коллективных форм анализа, целеполаганияи планирования.

Процесс.

1. Формирование нескольких микрогрупп.

2. Выявление проблем (например с помощью игры «Проблема»).

3. Анализ проблемной ситуации. Рассмотрение предъявленных проблем разными способами:

- прописывание положительных и отрицательных последствий, вызываемых этой проблемой, в левую и правую сторону листа;

- выстраивание «дерева проблем», т.е. выделение подпроблем и их структурирование для предельно полного проникновения в глубину данной проблемы;

- определение всех возможных причин, породивших эту проблему;

- разыгрывание ролевой микроигры с целью определения того, как видят одну и ту же проблему люди с разными ролевыми позициями.

4.Обсуждение решений. 10-15 минут участники обсуждают возможные решения проблемы. Методом мозгового штурма, диалогической пары или поименного опроса участников микрогруппы

5.Принятие решения, единственно правильного с точки зрения группы.

6.Подготовка документа: приказа, аналитической записки, проекта, предложения и т.д.

7.Экспертиза. Подготовленный документ поступает на рассмотрение в следующую (например, по часовой стрелке) группу. Экспертное заключение составляется на основе изучения всех поступивших документов, в присутствии одного представителя авторской группы.

8.Заключительный этап работы. Все документы вместе с экспертным заключением поступают обратно в группу разработчиков для изучения и принятия к сведению.

9.Рефлексия деятельности. Проходит в каждой группе.

После игры совет дела (1-2 представителя от каждой группы) вместе с педагогом проводит оценку предложенных решений, определяет возможность их использования, разрабатывает программу деятельности и представляет ее на общее рассмотрение.

 

Ролевая игра «Проект».

В игре участвуют 6-7 микрогрупп, занимающие разные ролевые позиции: педагоги, администрация школы, дети, родители, представители городской власти, организаторы и т.д.

Цель. Организация коллективного анализа, проектирования, разработки реальных вариантов программ развития класса (школы), отработки рефлексивных умений.

Процесс.

1.Ведущий предлагает группам рассмотреть одну или несколько проблемных ситуаций из жизни коллектива, которые зафиксированы в виде видеофильма, интервью с детьми, родителями или педагогами, в газете, в письмах или театральных миниатюрах, и т.д. (или список вопросов).

2.Ставится задача: Все микрогруппы в соответствии со своей ролевой позицией разрабатывают программу деятельности в связи со сложившейся ситуацией, предварительно оценив и выяснив ее причины (или отвечая на вопросы).

После завершения своей работы все группы защищают перед участниками игры свою программу (проект). При этом каждая ролевая группа, каждый участник игры по желанию выставляют оценки за проект по заранее изложенным критериям. Участники групп должны постоянно помнить: ведущий отслеживает соблюдение ролевых позиций.

Оценки могут выставляться в баллах. Экспертная группа обрабатывает результаты и подводит итог.

 

Деловая игра «Вернисаж»

Цель. Анализ результатов деятельности, определение перспектив, планирование жизни коллектива.

Процесс.

1. Открытие вернисажа – оформление программ (проектов), представление схем, графиков, диаграмм по результатам деятельности, представление программ-проектов.

2. Выступление «авторов» – лидеров групп. Они высказывают основные идеи своего проекта или анализируют настоящую ситуацию, которая показывает актуальность данного проекта. Розыгрыш пригласительных билетов.

3. Работа «выставочных залов» - творческих площадок различной направленности, например:

- творческие дела в жизни класса;

- наша гражданская позиция, в чем она заключается;

- походы и поездки;

- интересные люди вокруг нас;

- обмен интересными находками, открытиями, перспективами;

- что такое здоровый образ жизни? и т.д.

Распределение участников игры по творческим площадкам, обмен информацией.

4. Подведение итогов работы «выставочных залов»: экспресс анкета проверки эффективности своей работы на площадке (оценка и самооценка участников).

5 баллов – узнал много интересного, полезного для работы и собственного роста;

4 балла – работать было интересно, но многое уже было знакомо и уже проводилось;

3 балла – работа была мало эффективной;

2 балла – работа не состоялась, время потрачено впустую.

5. Обмен мнениями между группами. Анализ наиболее ценных идей и предложений представленных на площадках, сравнение с прошлым опытом работы в коллективе.

6. Этап самоопределения коллектива. Построение плана жизнедеятельности коллектива на определенный временной промежуток. Формирование советов дела по подготовке и проведению определенных дел.

 

3.3. ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО АНАЛИЗА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.094 с.)