Формы и методы, используемые в любом групповом обсуждении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы и методы, используемые в любом групповом обсуждении



3.2.1. Обсуждение по микрогруппам.

Обсуждение проводится по микрогруппам (3-6 человек) с дальнейшим представлением мнения группы на всех.

Цель. Организация работы в классе для решения стоящих перед ним задач коллективного анализа, целеполагания или планирования.

Разбивка класса на небольшие группы позволит достичь большего взаимодействия между участниками. В противном случае, педагог или несколько наиболее уверенных в себе участников могут оказывать давление на остальных. Разговор в малой группе позволяет участникам более откровенно поделиться своими мыслями в атмосфере безопасности и поддержки. Деление всех на пары или группы от трех до шести человек позволяет увеличить время, в течение которого каждый получит возможность поделиться идеями и мнением, выслушать другие точки зрения.

Процесс. Выберите размер групп, в зависимости от целей занятия и отведенного на него времени.

Любой размер групп имеет свои преимущества. В паре каждому предоставляется возможность говорить. Если участвуют три человека, то существует большее разнообразие мнений, но может оказаться, что двое в данной группе будут доминировать над третьим. Этой ситуации можно избежать, если предложить каждый раз одному из участников наблюдать за разговором и давать обратную связь, а затем меняться ролями.

Группам из четырех человек присуща большая гибкость. так как они могут быть образованы путем слияния двух пар. Можно сначала в течении 1-2 заданий работать в парах, а затем обсудить их в группе из четырех участников. Таким образом, каждый уже будет знаком с позицией одного участника, прежде чем начать разговор с большим количеством человек.

Группа из 5-6 участников увеличивает возможность обмена опытом и обеспечивает более высокий творческий потенциал в построении проектов или решении проблем.

Методы разделения на группы.

Существует несколько способов формирования групп. Некоторые из них более традиционны, другие позволяют разнообразить их и вносят элемент импровизации. Ниже приведены примерные указания, которые можно дать.

§ Пожалуйста, оглядите комнату и найдите себе партнера (пару противоположного пола), с кем бы вам хотелось работать в течении следующих десяти минут.

§ Выберите себе в партнеры того, с кем вы еще не работали вместе.

§ Найдите себе пару. Отлично. Теперь найдите себе другую пару и объединитесь в группу из четырех человек. Как только вы это сделаете, сядьте, пожалуйста, чтобы те, кто еще не сформировал группу могли лучше видеть свободные пары.

§ Рассчитайтесь пожалуйста до трех (шести, …): 1,2,3… 1,2,3… Хорошо. Теперь 1-е номера идите сюда, 2-е в центр, 3-и сюда.

А вот несколько забавных способов создания групп:

Найдите себе партнера (или разбейтесь на группы по три, четыре, пять или шесть человек), ориентируясь на следующие характеристики:

· примерно такого же роста, как и вы;

· носит одежду такого же цвета, как и вы;

· родился в том же месяце, что и вы;

· вы бы скорее всего не выбрали его;

· у него большой палец такой же длины как у вас;

· он любит то же что и вы;

· выкиньте пальцы на одной руке и теперь найдите четырех человек, показывающих такое же количество, что и вы;

· посчитайте количество букв в вашем имени, определите четное это число или нет, найдите партнера (группу) у которого также четное (нечетное) количество букв;

· Закройте глаза и мысленно подкиньте монетку. Если получится орел - найдите партнера выше себя, решка – ниже себя;

· Вы носите ремень. Найдите еще двух человек, которые как и вы носят (не носят) ремень; и т.д.

Иногда требуется разнообразить состав участников групп, для этого существует следующий способ: попросите участников рассчитаться от одного до пяти и разойтись по группам (первые, вторые, и т.д.). Затем скажите, чтобы 1-е номера перешли в другую группу. После этого пусть тоже проделают вторые номера и т.д.

Еще один способ: попросите человека с самыми светлыми волосами (самым ранним днем рождения, с самым веселым характером и т.д.) присоединиться к другой группе. Эти небольшие преобразования помогут сохранить бодрый настрой аудитории.

 

3.2.2. Групповое обсуждение по кругу.

Групповое обсуждение по кругу позволяет каждому высказать свое мнение по общему для всех вопросу или алгоритму.

Цель. Организовать эффективное общение в группе для решения стоящих перед коллективом задач.

Круг, когда все открыто сидят лицом друг к другу, позволяет создать нужную доброжелательную атмосферу для общего обсуждения, настроить школьников на открытое общение друг с другом, уравнивает их позиции и роли (в том числе взрослого), дает возможность всем поделиться своими мыслями и чувствами в атмосфере безопасности и поддержки. В этой ситуации педагог направляет в каждом развитие его субъектной позиции и стимулирует процесс самоопределения участников.

Ø Школьники учатся делиться своими мыслями и проблемами, а не подавлять их в себе.

Ø Учатся слушать других.

Ø Застенчивые и обычно тихие ученики имеют возможность высказаться и быть услышанными наравне со всеми, у них появляется опыт проявления себя в классе.

Ø Школьники сравнивают свое мнение с точкой зрения сверстников, это помогает им в формировании собственной позиции.

Ø В атмосфере открытого общения происходит становление и развитие коллектива, участники лучше узнают друг друга, появляется чувство взаимопонимания и близости (схожие представления, чувства, близкие проблемы и т.д.), формируется «чувство МЫ».

Педагог, проводя разговор в кругу, глубже знакомиться со своими учениками, лучше узнает их индивидуальные особенности, скрытые страхи и желания. Это позволяет ему найти индивидуальный подход к каждому для оказания педагогической помощи и поддержки.

Упражнение оптимально проводить в группах от 6 до 16 человек, при большем количестве участников сложно организовывать работу и поддерживать нужную атмосферу. Сам круг должен быть максимально ровным, никто не должен оказаться за кругом или слегка вытесненным из него. Круг позволяет всем участникам видеть друг друга, наблюдать реакцию друг друга.

Процесс.

1. Рассадите участников в круг. Обозначьте в кругу говорящий предмет (маленькую игрушку, небольшой мяч, фломастер и т.п.). Говорить может только тот, кто его держит, а все остальные должны слушать молча. Этот предмет как бы гарантирует говорящему, что его выслушают, некоторым он придает уверенность и успокаивает.

2. Познакомьте ребят с правилами упражнения:

· Только тот, кто держит «говорящий» предмет, может говорить. Все остальные молчат и проявляют максимальное внимание и поддержку говорящему.

· После того как вы закончили свою речь, передайте предмет человеку слева. «Говорящий» предмет нельзя бросать.

· Вы можете пропустить ход. Никто не обязан высказываться. В этом случае, получив предмет, просто скажите «я пропускаю» и передайте его налево.

· Расскажите о том, что вы думаете. Старайтесь не повторяться. Сконцентрируйтесь на своих мыслях и чувствах.

· Не прерывайте говорящего. Только слушайте! Мы не будем критиковать и выражать свое личное отношение к сказанному.

· «Закрытая зона» - если в круге говорится о личном, то это не выносится на обсуждение вне его.

· «Летучее облако» – атмосферу безопасности и доброжелательности, которая создается в кругу, легко разрушить (ядовитым смехом, неосторожным или критическим замечанием и т.п.), поэтому важно научиться слушать другого, контролировать себя, ставить себя на место говорящего.

Правила можно выписать на отдельном листе или на доске, чтобы ученики могли при необходимости обращаться к ним.

3.Ответьте на вопросы по процедуре обсуждения. Обратите внимание учащихся на то, что вначале может показаться сложным слушать друг друга не перебивая. Проявлять поддержку и внимание к говорящему – большое искусство, и каждый может научиться этому. Если позволяет время, перед началом работы, обсудите с ребятами в кругу: при каких условиях человек может открыто высказывать свое мнение; что мы чувствуем, когда во время разговора нас перебивают или переводят разговор на другую тему; и т.д. Из такого разговора, можно совместно с ребятами вывести правила работы в кругу.

4.Необходимо убедиться, что ребятам понятен ход упражнения и они согласны со всеми правилами. Если кто-нибудь из учеников не хочет следовать им, придумайте для него индивидуальное занятие. Помните, что желание не участвовать абсолютно приемлемо.

5.Чаще всего разговор в кругу используется как элемент коллективной деятельности, один из ее этапов. Оптимальное время разговора 20-30 минут.

Одна из форм коллективного анализа, которая проводится в кругу, носит традиционное название - «Огонек». Проводится в атмосфере взаимоуважения и взаимного доверия друг к другу, когда ребята могут открыто высказывать свое мнение о прожитом дне, о проведенном деле, об итогах года, или о сложившемся в классе конфликте и его причинах.

Ребят нужно рассадить в круг. Настроить их на открытый разговор, показать его значимость. Могут быть использованы внешние атрибуты для создания нужной обстановки (свечи, талисман класса, тихая музыка, и т.п.). Предоставить возможность высказаться каждому (время можно регламентировать). Высказывания не должны касаться личности участников и должны быть максимально объективными.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.213 (0.014 с.)