Методика анализа значимых событий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика анализа значимых событий.



Цель. Подготовка и проведение анализа итогов четверти, года и др. Позволяет проанализировать и оценить установки школьников, отношения к сверстникам и к коллективной деятельности, успехи и затруднения каждого.

Процесс. Методика предполагает составление каждым участником отчета о наиболее значимом событии за четверть (неделю, год, и т.д.)

ИНСТРУКЦИЯ. Заканчивается еще одна четверть. Вспомните наиболее значимое для Вас событие этого периода. Используйте нижеприведенный бланк, опишите это событие. Если потребуется больше места, используйте оборотную сторону бланка.

 

Дата события
Описание события:  
Мысли во время события и после него:  
Чувства во время события и после него:  
Деятельность и отдельные действия,которые запомнились:  
Кто и как повлиял на Восприятие этого события:  
Выводы, к которым я пришел:  

Возможен и такой вариант.

ИНСТРУКЦИЯ. Вспомните и кратко опишите два значимых для Вас события, одно из которых было связано с переживанием успеха, а другое с переживанием неуспеха.

Описание позитивного События:  
Описание негативного События:        

После индивидуальной работы проходит обсуждение своих записей по правилам работы в круге.

Групповое решение проблемы

Цель. Групповой анализ проблемы (возможного конфликта или необходимость группового выбора) и принятие определенного решения.

Процесс:

1.Установление фактов (через групповое интервью, сбор мнений участников). После установки проблемы, основная задача ведущего заключается в сборе данных, которые носят исключительно фактический и объективный характер. В этот период участники собрания воздерживаются от оценки собираемых фактов, а предлагают максимум информационных суждений по выбранной проблеме.

2.Оценка фактов (мнения участников по поводу установленных фактов, идей...). Участники имеют возможность говорить все, что они думают о собранных данных. На данном этапе факты оцениваются, анализируются, сравниваются, аргументируется их значимость. Важно дать возможность высказаться каждому.

3.Поиски решения, подготовленные сбором данных и их оценкой. На этом этапе от группы требуется максимальное воображение и творчество, нестандартные решения, развитие и взаимодополнение друг друга. Выдвигаются различные гипотезы и невероятные проекты. Здесь важно создать атмосферу взаимопомощи. которая помогла бы участникам поддерживать и развивать идеи друг друга, создавать коллективные проекты решений, находить пути объединения нескольких идей и т.д.

4.Стадия принятия решения. Предложенные решения группа сопоставляет с диагнозом, установленном во время второй стадии. Она отбрасывает одни из них, объединяет другие и приходит к решению (решениям), удовлетворяющему всех участников.

В таком собрании принимают участие до 25-30 человек. Размещать участников лучше всего за столами, расположенными в форме треугольника. Ведущий пользуется доской.

 

Золотой фонд класса -1.

Цель. Помочь ребятам вспомнить счастливые моменты их жизни, что должно послужить фундаментом для достижения успеха в будущем.

Кроме того, оно подтолкнет школьников к взаимодействию друг с другом, просто поднимет им настроение.

Процесс.

1. Раздайте приложение «Золотой фонд».

2. Вместе с ребятами условно разделите жизнь класса на три части: начальная школа, средние классы, старшие классы.

3. В группах из 6-8 человек, школьники рисуют кинопленку, разделенную на кадры, на каждом из которых они изобразят ярчайшее событие жизни, успех, который они достигли, или просто счастливый момент.

Можно выполнить упражнение по другому: ребята заполняют одну часть в одной микрогруппе, вторую в другой, третью в третьей (По принципу вертушки, где в микрогруппах меняется состав участников. Новая микрогруппа имеет право дополнять кадры предыдущей группы.).

4. На заключительном этапе, в общем круге, каждая микрогруппа (при использовании вертушки сформировавшаяся за третьим столом) рассказывает о своей кинопленке и пытается проанализировать, почему именно эти события остались в памяти.

Продолжением работы может стать одна из форм коллективного целеполагания и планирования.

Золотой фонд (приложение).

Первая треть

                                                                     
         
                                                                     

 

Вторая треть

                                                                     
         
                                                                     

 

Третья треть

                                                                     
         
                                                                     

Церемония награждения. [1, с.280-281]

Цель. Секрет, который известен всем удачливым людям, заключается в том, что никто не может добиться успеха в одиночку. Мы всегда нуждаемся в поддержке и поощрении окружающих.Это упражнение поможет ребятам ценить своих одноклассников за полезные идеи, которые они вносят, их дружбу и поддержку.

Процесс.

1.Разбейте класс на микрогруппы.

2.Назовите каждой группе имена пяти человек из этого класса, которых нужно будет представить на церемонии награждения. Попросите школьников никому не говорить имена тех, кого они будут награждать. Пусть это станет сюрпризом.

3.Дайте группам следующее указание перед началом упражнения: «Подумайте, что вам нравится в этом человеке, чем вы восхищаетесь и что цените в нем. Отметьте все то, что отличает его от других».

4.Когда ребята составят список качеств, за которые необходимо наградить одноклассника, попросите их определить, в какой форме они будут это делать.

Например, может оказаться такой человек, который за веселый нрав и умение разрядить обстановку получит приз за лучшее чувство юмора, а тот, кто добр и весел готов помочь окружающим – за отзывчивость и т.д.

5.Члены группы должны подумать о том, чем они будут награждать одноклассника. Это может быть сертификат, предмет, рисуноук, стихотворение, сценка и т.д. Чтобы ученики ни выбрали, это должно быть нечто, что можно легко сделать или найти без излишних усилий. (Вы можете дать им время на обсуждение того, каким должен быть приз, а выполнение задумки оставить в качестве домашнего задания).

6.После того, как все закончат приготовление призов, ребята собираются на церемонию награждения, а вы можете быть его ведущим. Можно имитировать церемонию вручения «Оскара» (конверты). Проследите за тем, чтобы человек, вручающий награду, полностью объяснил, за что она присуждается, и тем самым давал возможность призеру осознать искренность признания его достоинств со стороны одноклассников.

7.Завершается упражнение обсуждением в круге, где участники высказывают свое отношение к наградам, к проведенной церемонии, отмечая ее ценность и дополняя мнения групп по отношению к тому или иному однокласснику.

 

Вечер «Я и мой класс»

Разработан и проведен студентами V курса факультета иностранных языков Кузьминой О.В., Галкиной О.Л. в 11«Б» классе ср. школы №11, дата 23.10.99

Школьный преподаватель: Мельникова Т.И. методист: Никитина Н.Н.

Цели: разрешение возникшей в коллективе проблемы, стимулирование общения между одноклассниками, знакомство с новым видом деятельности (диспут), расширение общего кругозора школьников.

Организация подготовки: данный вид работы требовал значительной предварительной подготовки. Необходимым этапом явилось проведение диагностики - теста на выявление уровня привлекательности коллектива и методики «Незаконченное предложение», проводимых на классных часах в течение 2 недель. Полученные данные были проанализированы, произведены необходимые подсчёты и выявлены различные аспекты проблемы.

Старшеклассники были заранее настроены на этот вид деятельности и отнеслись к работе ответственно. Кроме тестов, им было предложено выполнить ещё одно задание: так как организаторы подходили к волнующей класс теме через информацию о лицеях вообще, о Царскосельском лицее в частности и его влиянии на жизнь воспитанников, то они должны были разыскать соответствующие сведения и представить их своим одноклассникам. Требовалось точная, наиболее яркая и интересная информация. На всякий случай педагоги проделали аналогичную работу и впоследствии смогли добавить некоторые штрихи к сообщениям школьников. На предварительном этапе работы ребята написали гимн своего класса, исполненный непосредственно на вечере.

Для создания настроя использовались классные газеты, выпущенные самими ребятами в прошлые годы - с большим количеством фотографий, тёплых слов и т.д. Кроме того, был подготовлен плакат с текстом прощальной песни - гимна Царскосельского лицея и местом для текста гимна 11Б класса. Разговор вёлся в полумраке, ученики расположились по кругу, что очень важно в данной ситуации.

Содержание и методика проведения.

План:

1. Вступление: слова ведущего о причинах подобного мероприятия, повод (День Лицея, год Пушкина), целях.

2. Создание ситуации-образца (культурной нормы) с помощью сообщений учащихся: «Из истории появления лицеев». «Современные лицеи - какие они?». «Царскосельский лицей».

3. Исполнение гимна Царскосельского лицея.

4. Роль лицея в жизни его воспитанников – выступление ученика с отрывком из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября»

5. Диспут.

Примерные вопросы:

• Повлияло ли на вашу жизнь то, что вы оказались именно в этом классе? Каково его влияние на вас? Как вы его ощущаете?

• Создалось ли то самое братство, «прекрасный союз», о котором говорит Пушкин? Смогли бы вы собраться через несколько лет и процитировать эти строки, говоря о вашем классе? А все бы собрались или нет?

• Каким должен быть «идеальный» класс?

• Что для вас значат слова «дружный класс»? А ваш - дружный?

• Что конкретно можно сделать, чтобы класс стал дружнее?

• У большинства из вас - близкие друзья в классе. Не замыкаете ли вы понятие «наш класс» только на них? Или для вас это нечто большее, все 24 человека?

• Разные люди - разные мнения. По многим вопросам - не совпадают. Не мешает ли вам это, не приводит ли к непониманию, обидам, конфликтам?

• Если всё-таки разногласия возникают, как вы обычно предпочитаете поступить: отстаивать своё мнение до конца, даже рискуя испортить отношения с одноклассниками; отдадите предпочтение мнению большинства; пойдёте за наиболее авторитетными для вас людьми? А может быть, подобная ситуация для вас невозможна, так как именно ваше мнение имеет наибольший вес среди одноклассников? Способны ли вы пойти наперекор классу?

• Каждый день вы приходите в школу, в свой класс. Зачем? Получать информацию, знания или для вас важнее построить отношения с друзьями, эмоциональное общение?

• Так или иначе, зачем бы вы ни приходили сюда, для многих из вас класс – это:

1) мой второй дом, моя вторая семья, дружная семья;

2) самый дружный, лучший, несравнимый с другими в школе;

3) мои самые лучшие друзья:

4) мой класс - моя крепость, Олимп славы, дружбы, добра;

5) группа людей, учащихся и отдыхающих вместе;

6) люди, с которыми я учусь;

7) несколько почти не соприкасающихся друг с другом групп, а я в нём - личность, никем не понимаемая, я ничего не значу.

Выберите один из вариантов, дайте обоснование своему выбору.

Выводы: таким образом, всё не так уж радужно, как кажется на первый взгляд и есть повод для размышлений.

Заканчивая, можно сказать, что 11Б - это маленькое независимое государство - со своей территорией, своими границами, своими законами, и, как в каждом государстве у нас должны быть: президент - как вы думаете, кто из вас мог бы стать президентом, взять на себя такую ответственность и такую честь? - премьер-министр, министр финансов, министр развлечений...

И, конечно же, у нас должен быть свой гимн.

6. Исполнение гимна класса.

7. Итоги – в общем круге ребята проводят анализ встречи, делятся своими впечатлениями.

8. Для сохранения атмосферы дружбы и взаимопонимания используется прием «ниточки». Каждому нужно завязать друг другу узелки на специально приготовленной ниточке с пожеланиями или словами благодарности этому человеку за всё, что он для вас сделал и т.п.

 

 

3.4. ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССА (ШКОЛЫ)

Продуктивная игра. [4, с.31-32]

Итоговый педагогический совет можно провести в форме игры: проблемно-деловой, рефлексивно – ролевой или продуктивной.

Цель. Анализ результатов и построение проекта будущей деятельности..

Процесс.

1. Выступление ведущего, который уточняет тему, цели, объясняет правила и ход дальнейшей работы.

2. Групповая работа под условным названием «Негатив». В каждой группе участники игры отвечают на вопрос «Что вас не устраивает в… (продолжение вопроса соответствует теме игровой работы)?» Ответы на вопрос даются с позицией определенных участниками ролей. Члены группы либо последовательно проходят через все роли, либо каждая группа разбивается на ролевые микрогруппы. Режим групповой работы строится в соответствии с правилами «мозгового штурма». Все идеи фиксируются протоколистом.

3. Экспертный этап. Группы (или представители групп – эксперты) классифицируют названные «негативы», исходя из целей игры. Классификация «негатива» ведет к формулировке проблем. Эта работа может вестись и специально выделенной аналитической группой под руководством ведущего.

4. Второй этап групповой работы, где, отталкиваясь от осознанных проблем, участники вырабатывают цели и задачи на новый этап (четверть, полугодие, год и т.д.). Цели и задачи, рожденные в группах, приводятся к общеприемлемому виду на общем собрании.

5. Исходя из принятых целей группы, разрабатывают программы, которые оцениваются, дорабатываются и обобщаются экспертной группой.

Данную методику можно использовать в детском коллективе при обсуждении результатов достигнутых коллективом (результаты проведенного дела, жизнедеятельности за четверть, прошедший год и т.д.), проведении работы над ошибками и проектировании жизни коллектива на новом этапе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.178 (0.035 с.)