Часть 1. Основы коллективного анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Основы коллективного анализа.



ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ УЛЬЯНОВСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ им. И.Н. УЛЬЯНОВА

 

 

Никитина Н.Н.

Шустова И.Ю.

 

 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ.

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Ульяновск

ББК

Н –

Никитина Н.Н., Шустова И.Ю. Коллективный анализ и планирование деятельности школьников: Учебно-методическое пособие. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2002. – с.

В учебно-методическом пособии рассмотрены основы организации коллективной деятельности школьников, ее этапы и внутренние взаимосвязи, содержание этапов коллективного взаимодействия: анализа, целеполагания и планирования; предлагаются разнообразные практические методики, упражнения и педагогические приемы, позволяющих обеспечить эффективную совместную деятельность воспитателей и воспитанников.

Пособие адресовано слушателям курсов повышения квалификации ИПК ПРО: классным руководителям, заместителям директора школ по воспитательной работе, педагогам-психологам, студентам педагогических вузов.

 

 

Рецензенты: Поляков С.Д.     Пентехина Л.И. -   доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии УлГПУ им. И.Н. Ульянова.   директор средней школы № 21 г.Ульяновска.
   
     

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета института повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова.

 

ISBN

© Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова, 2002

© Никитина Н.Н., Шустова И.Ю., 2002

ВВЕДЕНИЕ.

Важнейшим условием творческого развития личности школьника, становления его как субъекта собственной жизни и деятельности является включение его в коллективную организаторскую деятельность. Теоретические основы, логика и формы данной деятельности разработаны И.П.Ивановым и его последователями: О.С.Газманом, В.Ф.Матвеевым, В.А.Караковским, С.А.Шмаковым, С.Д.Поляковым и другими исследователями. Методика коллективной организации деятельности развивалась и обогащалась на протяжении десятилетий в процессе совместного творчества нескольких поколений педагогов и детей и продолжает пополняться новыми находками. Поэтому сегодня иногда трудно определить, кто является автором той или иной идеи, метода, приема, формы ее организации.

Предлагаемые материалы включают в себя авторские разработки, авторские модификации известных методов и форм, результаты совместной творческой деятельности студентов и авторов пособия, а также отдельные разработки, представленные в рекомендуемой литературе. Авторы посчитали необходимым включить в пособие некоторые рекомендации по организации анализа и планирования деятельности самих педагогов, которые могут быть использованы при проведении педагогических советов школы, при составлении плана работы школы и других педагогических объединений. Специфика предлагаемых идей, методов и форм заключается в том, что они является инструментом организации совместной творческой деятельности в любом сообществе детей и взрослых. Но прежде всего представленные в пособии рекомендации необходимы организаторам внеклассной и внешкольной деятельности детского коллектива.

Организация интересной и личностно значимой творческой деятельности во многом зависит от того, как осуществляется ее начальный этап – планирование жизни детского коллектива на определенном отрезке или планирование отдельного общего дела. Такая деятельность позволяет учитывать интересы каждого школьника, помогает всем членам коллектива занять активную (субъектную) позицию в жизнедеятельности коллектива. Практика показывает, что основные затруднения в организации коллективной творческой деятельности возникают в том случае, когда:

· классный руководитель или педагогический коллектив школы самостоятельно осуществляют перспективное планирование жизнедеятельности коллектива, предоставляя учащимся творческий простор и инициативу в разработке уже намеченных конкретных дел. Хорошо, если удается увлечь детей предложенной им идеей, но чаще всего этого не происходит;

· в планировании участвует небольшая группа наиболее активных и инициативных ребят. В результате они же и являются основными исполнителями принятых решений. Интересы большинства не учитываются, и они не спешат включиться в предложенную им деятельность;

· исключается этап коллективного целеполагания на основе анализа существующих в коллективе проблем и определения стоящих перед ним задач. Таким образом, не обеспечивается целенаправленность и мотивация деятельности школьников: осознание ими смысла предстоящих дел, стремление к поиску наилучших путей и средств решения стоящих перед коллективом задач. В результате ученики или равнодушны к самому процессу планирования, или делают случайный выбор по аналогии с тем, что они видели, в чем участвовали.

Чтобы преодолеть данные затруднения, необходимо разобраться в логике коллективного планирования, а также овладеть различными приемами и способами его организации.

 

Рассмотрим следующую схему целостного осуществления целенаправленной коллективной деятельности, отражающей взаимосвязь коллективного анализа, целеполагания и планирования (схема №1).

 

Схема № 1. Взаимосвязь процессов, направляющих деятельность коллектива.

 

АНАЛИЗ 1. - ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ --- ПЛАНИРОВАНИЕ --- РЕАЛИЗАЦИЯ --- АНАЛИЗ 2.

постановка новых целей и задач.

 

Все представленные этапы могут характеризовать деятельность коллектива на достаточно продолжительном отрезке времени (четверть, год и т.д.) или отражать подготовку и проведение конкретного дела. Эти два направления постоянно присутствуют в дальнейшем повествовании и выделяются при описании каждого отдельного этапа.

 

Таблица № 1. Мы и я.

этап МЫ Я
К а о н л а л л е и к з т. 1. Какие мы?Видение коллектива в целом, общих ценностей, интересов, системы отношений, наличие микрогрупп и лидеров, видение направлений деятельности коллектива, перспектив его становления и развития. Какой я?. Более глубокое осознание себя при взгляде с новой стороны, при сравнении с другими, при узнавании мнений других о себе, видение перспектив личностного роста. Осознание себя причастным к жизни коллектива: как я себя в нем чувствую, принимаю ли его?
К ц о е л л л е е п к о т л и а в г н а о н е и е. Что мы хотим? Для чего и зачем? Какими мы хотим быть?Более четкое определение общих и совпадающих интересов, коллективных ценностей, норм и правил, законов жизни К, направлений роста К., построение перспективных линий К., определение дел, тем обсуждения, встреч, путешествий и т.д., интересных всем. Что я хочу? Как я могу реализовать себя в К., через что? Как я могу помочь К. в достижении намеченных целей? Соотнесение своих целей, интересов, способностей, возможностей с целями и задачами К., представление о путях самореализации и саморазвития в нем. Сравнение своих представлений о мире, о жизненных ценностях, о нормах и правилах поведения с к-ми. Определение для себя значимости данного К., роли и степени своего участия в жизнедеятельности К.
К п о л л. а н и р. Построение коллективного плана жизни или плана конкретного дела.Распределение ролей. поручений, создание творческих групп, решение организационных вопросов. Планирование своей деятельности, принятие на себя ответственности в коллективной деятельности, соотнесение деятельности в К. с традиционными учебными и домашними делами, другой деятельностью.
К р о е л. а л и з. Мы делаем! Чувство МЫ, единение в творческой деятельности, эмоциональное принятие и проживание совместной деятельности – интересно, весело, заразительно. Рост К., лучшее узнавание друг друга, развитие отношений. Я делаю!Процессы самореализации и самовыражения, самопознания и самоотношения, которые проявляются и конкретизируются в к-ой деятельности. Степень активности отражает интенсивность этих процессов
К а о н л. а л и з 2. Наш результат.Качество выполнения и удовлетворенность К.Д.: чего достигли, насколько реализована цель, что было хорошо или плохо, что нужно изменить и учитывать в дальнейшем, как изменился сам К. и отношения в нем. Главное! –постараться протянуть ниточку из прошлого в настоящее, а затем в ближайшее будущее. Мой результат. Реализованы ли личные цели и задумки, что новое узнал (о себе, о других, о мире…), что почувствовал, как проявил себя и насколько удовлетворен результатами (отрицательный это тоже результат), что на будущее нужно учесть, о чем нужно подумать, что хотел бы изменить и как это сделать.

 

Коллективный анализ 1. Представляет собой этап формирования коллективного образа «Мы» и параллельно осознания каждым себя частью коллектива, в процессе которого происходит первичная настройка на совместную жизнедеятельность – «Как здорово, что мы вместе! Кто мы? Какие мы?».

Коллективное целеполагание – направлено на создание, с одной стороны, коллективной мотивации, определение коллективных целей и ценностей, с другой стороны, на проявление субъектной позиции каждого, определение им для себя значимости данного коллектива и его деятельности, здесь важно создать условия для коллективного и личностного самоопределения – «Что хотим? Для чего? Зачем?».

Коллективное планирование как четкая организация будущего процесса деятельности – «Как будем действовать, жить? Где, когда, с кем, …?».

Реализация – сама деятельность.

Коллективный анализ 2. Представляет собой подведение итогов коллективной деятельности и индивидуального результата каждого – «Достигли или не достигли цели? Почему?». Любой результат хорош по своему и здесь также важно самоопределение каждого и коллектива в целом.

На всех этапах идет деятельность групповая и индивидуальная, происходит групповое и индивидуальное самоопределение (содержание этой деятельности отражено в таблице №1).

На каждом этапе педагогу важно направлять процессы коллективного и индивидуального самоопределения через различные формы группового обсуждения и индивидуальные задания школьникам. В таблице даны примерные вопросы, которые он может использовать в своей работе.

Самоанализ.

1а) Самооценка индивидуального состояния педагога.

Педагог должен учитывать собственные возможности, адекватно оценивать свой профессиональный уровень и рационально строить отношения с детьми и с коллегами. Такая работа поможет ему в самоорганизации, в более четкой постановке педагогических целей и объективной оценке своих результатов.

1б) Виды самоанализа.

Возможно использовать эту классификацию при анализе своей педагогической деятельности, и при организации процесса самоанализа у школьников.

1) Самоанализ внешних проявлений себя в социуме (анализ своих поступков и их последствий, самоанализ в процессе общения с другими людьми, принимаемых ролей и проблемных жизненных ситуаций), самоанализ внутреннего мира своей личности (отношение к себе, свои мысли, чувства, мотивы, внутриличностные конфликты).

2) В зависимости от уровня и степени осознанности: а) случайный самоанализ на спонтанном уровне от случая к случаю; б) внешний самоанализ - на внешнем социальном уровне (каким я кажусь другим); в) полуосознаваемый самоанализ (но потенциально стремление к самоанализу на внутриличностном уровне); г) самоанализ при высоком уровне осознаваемости - целостный самоанализ при взаимосвязи анализа себя на внешне-социальном уровне и внутриличностном уровне.

3) По функциональной направленности, можно выделить: а) самоанализ, направленный на самопознание; б) самоанализ, направленный на позитивное самоотношение; в) самоанализ, направленный на самоконтроль и саморегуляцию; что сочетается с классификацией видов самоанализа исходя из сфер самосознания.

4) По способам самопознания: а) идентификация себя с “групповым образом Мы” - типичного сверстника своего пола; б) самоанализ в процессе общения со значимыми другими; в) самоанализ путем идентификации с самим собой, с представлением о себе в прошлом и в настоящем и в будущем; г) самоанализ через идентификацию с продуктами и результатами собственной деятельности.

5) По формам самоотношения, - соизмерение уровня своих притязаний с достигнутыми результатами, сопоставление мнений окружающих о себе с собственными представлениями.

Анализ деятельности.

2а) Анализ деятельности отдельных учащихся классным руководителем.

Этот тип анализа осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрывать недостатки в этой работе и причины их возникновения. При этом педагог анализирует отдельные дела, их эффективность, изменение позиций и настроения детей, состояние межличностных отношений, выполнение норм и педагогических требований, активность и включенность детей в те или иные виды деятельности, их состояние здоровья, условия жизнеобеспечения и т.д.

Основная форма такого анализа – личные наблюдения педагога, а также обмен мнений с коллегами, беседы с детьми, проведение анкет и диагностических методик.

Результаты фиксируются педагогом в педагогический дневник, в индивидуальные карты личностного роста, при составлении психолого-педагогических характеристик, при анализ результатов деятельности за прошедший год.

Сюда относится психолого-педагогический анализ развития личности и коллектива при планировании индивидуальной работы с учащимися и воспитательной работы в классе.

2б) Коллективный анализ жизнедеятельности класса. Различные формы коллективного анализа подробно представлены в третьей части.

2в) Анализ результатов деятельности.

Он подчинен следующей взаимозависимости (схема 2).

 

 

цели задачи средства объект результат Схема 2. 1) Результат деятельности определяется теми целями, которые изначально закладывались в проекте; 2) Цели конкретизируются в задачах (опосредованных действиях, содержательных блоках); 3) Если задачи сформулированы, то определены средства их реализации (значимые части, содержательные моменты),

которые должны соответствовать поставленным задачам;

4) Если определены цели и задачи, но изменился объект воздействия (количественно-качественный состав класса), то цели и задачи должны быть откорректированы или заданы вновь;

5) Взаимодействие всех четырех параметров способствует достижению эффективного результата.

ПЛАНИРОВАНИЯ.

Коллективное целеполагание.

Коллективное целеполагание представляется как совместное выявление и постановка группой значимых для ее жизнедеятельности и развития целей и задач. Видение перспектив в групповом взаимодействии значительно повышает творческий потенциал группы, способствует развитию коллектива и создает условия для самореализации и саморазвития каждого ее члена.

Этап целеполагания представлен в схеме 1 как шаг второй, и он тесно связан с этапом коллективного анализа, вытекает из него. В той же тесной взаимосвязи он находится с этапом коллективного планирования, является основой для эффективного планирования в группе. Этап коллективного целеполагания часто проводят вместе с коллективным анализом или коллективным планированием. Если он объединен с КА, то проводится на заключительном этапе как обобщенный анализ всех представленных мнений с целью четкого прояснения наиболее важных, значимых позиций. Заканчивается выделением целей (прояснить, изменить, наметить дальнейшее развитие, выполнить и т.д.) и конкретных задач как этапов или структурных элементов для ее достижения.

КЦ напрямую выходит на процесс мотивации. Если цель поставлена верно, понятна каждому, является значимой для всех членов коллектива, то она мотивирует деятельность всех участников и коллектива в целом (как единого организма). Чем актуальнее, четче и привлекательнее цель, тем успешнее пройдет этап планирования, подготовки и реализации, тем старательней и интенсивней школьники будут стремиться к ее достижению.

Любая деятельность начинается с осмысления того, что уже сделано, с анализа сложившейся ситуации в коллективе, определения уровня его развития: отношения ребят друг к другу и коллективу в целом, к деятельности, к общественным ценностям и т.д.

Следующий шаг – определение перспективных педагогических задач на новый период работы с коллективом.

Далее необходимо продумать, как «перевести» воспитательные задачи в задачи самого коллектива, то есть подвести самих учащихся к осознанию существующих проблем и определению задач, стоящих перед коллективом. Для этого необходимо создать в классе (школе) обстановку, помогающую от анализа реального состояния дел прийти к созданию идеала, нормы коллективной жизни.

Коллективное целеполагание осуществляется, во-первых, как этап совместной жизнедеятельности коллектива, во-вторых, как этап подготовки конкретного дела. Во втором случае он проявляется как решение о проведении дела. Традиционно используются социальные критерии при выборе дела, в личностно-ориентированной деятельности важен выбор дел значимых для личностного развития каждого. Например, в виде обсуждения вопроса «Поможет ли это дело каждому из нас что-то понять о себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?»

Целеполагание можно провести в форме беседы (группового обсуждения) или письменно (анкеты, опросник, сочинения и т.д. См. пункт 3.2.).

В процессе КЦ школьники вместе с педагогом выявляют основные проблемы класса или одно из направлений (наиболее значимое для всех) в развитии класса, или конкретное дело интересное всем. Важно, в начале, чтобы педагог создал проблемную ситуацию, в которой школьникам открылся бы факт стоящей перед ними задачи и ее актуальности (через коллективный анализ, через интригующую новую информацию, способ ее подачи - неожиданный рассказ или притчу и т.д.). Включенными должны быть все школьники, учтены интересы каждого. Возможно, что целью класса будет помощь одному конкретному ученику, но всем важно осознать ценность такого дела и принять его для себя. Идеальная ситуация, когда шаг второй прошел успешно и каждый из школьников осознал коллективные цели, почувствовал их значимость и взял на себя ответственность за их выполнение.

Цели одного и того же дела для детей и для педагога различны. Учитель должен видеть глубже, в целом оценивать воспитательное значение отдельного дела, встроить его в ряд воспитательных задач, стоящих перед ним, постараться увидеть ценность дела не только для коллектива, но и для личностного роста отдельного школьника.

2.2. Коллективное планирование.

Коллективный анализ и коллективное целеполагание актуализируют проблемы коллектива и проявляют стоящие перед ним задачи, а коллективное планирование является заключительным этапом и выводит группу на определение конкретных действий (коллективных дел, индивидуальных поручений. самостоятельной работы и т.д.), которые позволили бы решить возникшую проблемную ситуацию или реализовать намеченную коллективную цель.

Коллективное планирование – совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определенный период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.

Педагогу важно быть на шаг впереди, стимулировать и направлять процесс коллективного планирования, проявлять его значимость именно на данном этапе жизни коллектива. Вместе с тем, он должен учитывать личность школьника, помочь каждому осознать себя в коллективной деятельности (Как я могу помочь коллективу? Как я могу себя в нем реализовать? и т.д.), включить каждого школьника с учетом индивидуальных особенностей, интересов. склонностей, способностей и возможностей. Для этого, на этапе КП наряду с сохранением общей идеи, нужно подчеркнуть интересные авторские предложения, спланировать работу творческих групп и определить индивидуальные поручения с учетом интересов и стремлений отдельных участников.

Чтобы школьникам создать условия для проявления своих идей и предложений, предоставьте им право выбора: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект дела или свой альтернативный. На этапе КП можно совмещать групповую, индивидуальную и коллективную формы работы. Постарайтесь не упустить любую инициативу, идущую от детей (особенно пассивных), дайте им возможность побывать в различных позициях и ролях (аналитик, критик, секретарь, творческий мыслитель, рационализатор, мечтатель, и т.д.). Поддерживайте альтернативные «бредовые идеи», так как они могут проявиться в очень интересных элементах дела и «оживить» его.

Каким должен быть первый шаг коллективного планирования? В установочной «стартовой беседе» педагог увлекает ребят перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть методы и приемы:

· Увлечение радостной перспективой - это те важные и личностно значимые события, которые ждут человека в ближайшее время. Этим средством возбуждается и укрепляется радостное ожидание того, что будет, что можно сделать хорошо для других и себя. Приемы: «Давайте помечтаем», «Давайте попробуем», «Представим себе, что …».

· Увлечение добрым делом. Этим средством пробуждается чувство радости от возможного доброго дела, своей необходимости другим людям.

· Увлечение творчеством. Приемы: «Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными», «Все дела творчески - иначе зачем?»

· Увлечение борьбой с трудностями. Этим методом инициируется стремление к преодолению трудностей, проверке своих сил, испытанию, формированию силы воли и выносливости. Потребность в экстремальных ситуациях, риске, возможности испытать себя особенно актуальна для подросткового возраста.

· Увлечение красивым, гармоничным и прекрасным в природе, в искусстве, в мире, в человеке.

· Увлечение необычным, таинственным, загадочным: «Почему?» «Что за этим скрывается?» «Кто разгадает тайну» «Самое таинственное на свете..»

· Увлечение смешным, веселым.

 

Таким образом, «стартовая беседа» строится как увлечение перспективой полезных дел, как поиск наилучшего решения жизненно-практических задач, для чего ребятам предлагаются различные варианты дел для примера и на выбор. Педагогу заранее необходимо продумать перечень дел с кратким описанием их, особенно, если планирование проводится впервые или коллектив достаточно «рыхлый».

Идет обсуждение вопросов, которые помогают детям в планировании, побуждают их творческую мысль:

- Что сделаем? (Какие коллективные творческие дела?).

- Для кого? Варианты: для своего коллектива, для отдельного члена коллектива, для школы, для другого класса, для своих родных, для малышей, для окружающих людей, для родного края и т.д.

- Когда сделаем?

- Кто участвует?

- С кем лучше провести это дело?

- Как организовать подготовку?

- Кому доверить руководство делом (совет коллектива, совет дела, творческая группа, инициативная группа)?

При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами, отвечают на все вопросы. Тон разговора – доброжелательный, заинтересованный.

Планирование жизни коллектива может быть сжатое – сразу на общем сборе-старте, или развернутое – с предварительной беседой классного руководителя, с проведением письменного опроса, с дополнительным этапом коллективного анализа и целеполагания, с разведкой интересных и полезных дел и другими приемами коллективной организаторской деятельности, которые можно использовать учителю для того, чтобы разбудить мысль детей, их инициативу. План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идеи дел исходят от самих ребят и каждый член коллектива становится активным участником планирования.

Приемы организации коллективного планирования.

1. Творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану класса, школы. Защита проектов, предложенных микрогруппами.

2. «Анкета мнений и предложений». Ребятам могут быть предложены такие вопросы: Назови лучшие дела класса (школы) за прошлый год, что тебе в них понравилось, в чем принимал активное участие? Самые неудачные дела, в чем причина неудач? Твои предложения к плану на новую четверть (год), что сделать, что узнать нового, кого пригласить? За какое дело возьмешься в качестве организатора?

3. Спецвыпуски классных, школьных газет. Например: «Мое предложение!», «Каким быть нашему классу?», «Предлагают творческие группы!», «Что делать?» и т.д.

4. Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по интересам. Пусть коллекционеры придумают свои дела, художники –свои, туристы - свои, спортсмены – свои. Из таких предложений и сложатся общие дела класса, отряда, группы.

5. Защита дела. Группы ребят, отдельные участники готовят свой нестандартный проект главного дела года и защищают его при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.

6. Час вопросов и ответов. Ребятам предлагается задать любые вопросы на любые интересующие их темы. Самые интересные и сложные из них могут стать темой диспута, беседы, вечера.

7. Копилка интересных предложений («банк идей»). В классе вывешивается ящик по типу почтового или конверт для предложений и вопросов.

8. Разведка интересных и полезных дел. «Разведка» потому, что группе детей дается коллективное задание что-то найти. узнать, разведать. Задание группам определяет классный руководитель или совет класса (дела).

В связи с тем, что коллективное целеполагание и планирование тесно взаимосвязаны, конкретные формы проведения часто включают в себя оба этих этапа и поэтому описаны вместе в части 3.

Разделение форм проводится: во-первых, как планирование жизнедеятельности коллектива на большой срок – 3.4, во-вторых, целеполагание и планирование отдельного дела – 3.5. В разделе 3.2. даны наиболее общие формы коллективной работы, которые могут быть использованы на всех этапах коллективного взаимодействия.

 

ЧАСТЬ 3. ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО АНАЛИЗА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ.

В нашем классе

хорошо: плохо:
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
и т.д. и т.д.

 

v Сочинение.

Первый вариант проводится по четко заданной теме и конкретному плану.

Второй вариант предполагает свободу выбора темы и стиля письменной работы, но в рамках анализа (целеполагания и планирования) деятельности коллектива на определенном отрезке времени (четверть, год, месяц …) или конкретного дела.

В качестве тем можно предложить высказывания известных людей, например:

«В мире не происходит ничего случайного» (Р.Бах);

«Самое ценное в жизни и в стихах то, что сорвалось» (М.Цветаева);

«Что труднее всего на свете видеть своими глазами? То, что лежит перед ними» (И.Гете);

«Каждый человек бесконечность. И нельзя утверждать, что одна бесконечность лучше – то великий грех» (Стругацкие).

Необходимо создать уютную, доверительную обстановку. Время должно быть ограничено – не более полутора часов.

 

3.2.4. «Мозговой штурм», или «мозговая атака».

Цель - ведение группового обсуждения для организации коллективной аналитической или проективной работы.

Процесс. Коллектив разбивается на две группы. Первая группа - «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует все возникшие идеи.

Вторая группа – «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности: проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.

Можно не чередовать функции групп. В этом случае они обе вначале работают как «генераторы», затем меняются листочками с предложениями и выступают в позиции аналитиков по отношению друг к другу.

Во время проведения мозговой атаки педагог выступает в роли «заказчика». Он кратко излагает суть проблемы (или стоящих перед группой задач) и правила проведения мозговой атаки. Строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений, предпочитается количество, а не качество идей.

Деловая игра «Проблема»

Перед проведением игры дается объявление (газета, «тумба гласности», простое объявление), в котором излагаются цели игры, время и место ее проведения.

Цель. Организация коллективного анализа и целеполагания.

Процесс.

1.Презентация. Участники, разбившись на микрогруппы, готовят творческое представление группы, или один из участников представляет всю группу. Конкурсная комиссия выставляет оценки по пятибальной шкале за оригинальность, артистичность.

2.Разминка. Представители от каждой группы собираются за столом президиума, остальные участники придумывают для любого из них вопросы. Каждый вопрос и ответ фиксируется и оценивается комиссией. Лучшие вопросы и ответы награждаются.

3.Проблемы. Они могут касаться: оценки состояния коллектива на данном этапе; анализа прожитого года совместной деятельности и ее продуктивности; анализа конфликта в классе; проблемам целеполагания и планирования деятельности или конкретного дела и т.д.

Например: Проблемы нашего класса? Как мои личные проблемы связаны с проблемами класса? Какой должна быть жизнь в классе?

Каждая микрогруппа набрасывает свой список подпроблем, связанных с основной проблемой, и вносит его в общую копилку. Если коллектив уже работал в активных формах мыследеятельности, то за 20-30 минут работы может быть названо 30-60 проблем.

Все названные проблемы должны быть структурированы по блокам: материально-технические и финансовые, социальные, психологические, отношения и дисциплина, учеба, жизнедеятельность и т.д.

4. Решение. Блоки проблем прописываются на больших листах. В процессе обсуждения каждого блока в микрогруппе определяется значимость проблем по мере их убывания. Далее возможно движение двумя путями: Первый путь: составляется таблица делегирования – выясняется, от кого зависит решение каждой проблемы. Второй путь: каждый лист с соответствующим блоком проблем отдается одной из групп для выработки и согласования возможных вариантов решения проблем. Позиция группы защищается на общем заседании.

Для усиления эффекта к моменту проведения общего заседания из числа участников игры ведущий выбирает несколько «совершенно несговорчивых» участников, которые должны задавать на защите проектов наиболее острые вопросы, провоцируя докладчика и его микрогруппу находить аргументы в поддержку своей позиции.

5.Подведение итогов. Итогами игры должны стать: проблемно – ориентированный анализ, выраженный в схеме или таблице, углубленная рефлексия позиций участников, варианты решения проблемы.

 

Деловая игра «Вердикт». [3, с.31]

Цель. Проведение коллективных форм анализа, целеполаганияи планирования.

Процесс.

1. Формирование нескольких микрогрупп.

2. Выявление проблем (например с помощью игры «Проблема»).

3. Анализ проблемной ситуации. Рассмотрение предъявленных проблем разными способами:

- прописывание положительных и отрицательных последствий, вызываемых этой проблемой, в левую и правую сторону листа;

- выстраивание «дерева проблем», т.е. выделение подпроблем и их структурирование для предельно полного проникновения в глубину данной проблемы;

- определение всех возможных причин, породивших эту проблему;

- разыгрывание ролевой микроигры с целью определения того, как видят одну и ту же проблему люди с разными ролевыми позициями.

4.Обсуждение решений. 10-15 минут участники обсуждают возможные решения проблемы. Методом мозгового штурма, диалогической пары или поименного опроса участников микрогруппы

5.Принятие решения, единственно правильного с точки зрения группы.

6.Подготовка документа: приказа, аналитической записки, проекта, предложения и т.д.

7.Экспертиза. Подготовленный документ поступает на рассмотрение в следующую (например, по часовой стрелке) группу. Экспертное заключение составляется на основе изучения всех поступивших документов, в присутствии одного представителя авторской группы.

8.Заключительный этап работы. Все документы вместе с экспертным заключением поступают обратно в группу разработчиков для изучения и принятия к сведению.

9.Рефлексия деятельности. Проходит в каждой группе.

После игры совет дела (1-2 представителя от каждой группы) вместе с педагогом проводит оценку предложенных решений, определяет возможность их использования, разрабатывает программу деятельности и представляет ее на общее рассмотрение.

 

Ролевая игра «Проект».

В игре участвуют 6-7 микрогрупп, занимающие разные ролевые позиции: педагоги, администрация школы, дети, родители, представители городской власти, организаторы и т.д.

Цель. Организация коллективного анализа, проектирования, разработки реальных вариантов программ развития класса (школы), отработки рефлексивных умений.

Процесс.

1.Ведущий предлагает группам рассмотреть одну или несколько проблемных ситуаций из жизни коллектива, которые зафиксированы в виде видеофильма, интервью с детьми, родителями или педагогами, в газете, в письмах или театральных миниатюрах, и т.д. (или список вопросов).

2.Ставится задача: Все микрогруппы в соответствии со своей ролевой позицией разрабатывают программу деятельности в связи со сложившейся ситуацией, предварительно оценив и выяснив ее причины (или отвечая на вопросы).

После завершения своей работы все группы защищают перед участниками игры свою программу (проект). При этом каждая ролевая группа, каждый участник игры по желанию выставляют оценки за проект по заранее изложенным критериям. Участники групп должны постоянно помнить: ведущий отслеживает соблюдение ролевых позиций.

Оценки могут выставляться в баллах. Экспертная группа обрабатывает результаты и подводит итог.

 

Деловая игра «Вернисаж»

Цель. Анализ результатов деятельности, определение перспектив, планирование жизни коллектива.

Процесс.

1. Открытие вернисажа – оформление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.142 с.)