Письменные методы, анкетирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Письменные методы, анкетирование.



Цель. Опросить большое количество респондентов, чтобы получить целостное представление по интересующему вопросу. Использовать данные анкет для более содержательного и предметного обсуждения целей и планов в коллективе на ближайшее будущее или при планировании конкретного дела. Можно использовать анкету для изучения основных мотивов и интересов школьников при постановке педагогических целей и задач.

Существует большое количество видов анкет.

v Самый распространенный - индивидуальные анкеты в форме прямых вопросов. Например для коллективного анализа - «Что понравилось, что не понравилось при проведении и подготовке дела?». Для коллективного целеполагания – «Каким я вижу наш класс через год?», «Что я ценю в людях?», «С какими людьми мне интересно?», «Чем ты интересуешься? и т.п. Для коллективного планирования – «Что хотел бы посетить?», «В каких делах класса хотел бы участвовать, где мог бы выступить в роли организатора?», «Как лучше встретить с классом Новый год?» и т.д.

v Анкеты – газеты. Пример: «Забор мнений», «Молния», «Тумба гласности», «Стена Цоя».

При такой форме вывешивается большой лист или ящик, с определенным вопросом (Что такое наш класс? Как сделать жизнь в классе интересной всем? и т.д.). Там же должно быть определено время на которое вывешивается этот лист (от 2 дней до недели). Хорошо если есть какой-то задорный или интригующий призыв, объясняющий цель данной акции (Жить надо интересно, а иначе зачем! Правду в глаза! Ваши ответы дадут начало великим событиям! Мы проложим дороги, не следы на песке! и т. п.). В любое, удобное для школьников время они пишут в них свои суждения индивидуально или группами. На основе мнений ребят проводится коллективный анализ представленных мнений и, при необходимости, коллективное планирование.

v Другой вид анкет – оценивание представленного утверждения в баллах.

Пример: «Анализ удовлетворенности подростков жизнью в детском коллективе». Проводится индивидуально, а затем выносится на коллективный анализ.

Школьникам предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4- совершенно согласен, 3- согласен, 2- трудно сказать, 1- не согласен, 0- совершенно не согласен.

 

1. Я жду наступления нового дня в классе с радостью

2. В школе у меня обычно хорошее настроение

3. В нашем классе хороший коллектив

4. К ученикам класса можно обратиться за советом и помощью

5. У меня хорошие отношения с классным руководителем

6. В классе я всегда могу свободно высказывать свое мнение

7. Я считаю, что в школе и в классе созданы условия для развития моих интересов и способностей

8. У меня есть любимые дела в жизни класса

9. Я считаю, что школа по настоящему готовит меня к самостоятельной жизни

10. Мне интересно придумывать и проводить новые дела с классом

Показателем удовлетворенности подростков (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов подростков на общее количество ответов:

общая сумма баллов

У = общее количество ответов

Для анализа педагога. Если У>3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если же 2<У<3 или У<2, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности подростками жизнью в коллективе.

v Методика «Недописанный тезис». Предполагает, что школьникам предлагается начало фразы, окончание которой они дописывают самостоятельно.

Например:

- Сегодня я …

- Я узнал…, я почувствовал…, я сделал…

- Хороший класс это - …

- Если бы я был классным руководителем, то непременно…

- Самое главное в жизни нашего класса, это…

- Больше всего меня радует (огорчает)…

- Больше всего мне хочется, чтобы в классе…

- Самые интересные дела - это…

Данная методика имеет ряд преимуществ по сравнению с анкетированием. Она рассчитана на получение первой, самой естественной реакции, позволяет затронуть аспекты и ситуации, которые в форме вопроса звучат надуманно или вызывают протест. Время на ответ дается ограниченное с учетом возраста (от 15 секунд до 1 минуты).

v Методика опроса (очень разнообразный по содержанию и самый простой по организации метод). Школьники (педагоги) получают задание – написать, что, по их мнению, в классе (школе) хорошо и что плохо, (что радует и что огорчает, или что они хотели бы осуществить и чего избежать) и т.п. Это дает возможность свободно выразить свое отношение к тому, что объективно существует в жизни коллектива, больше всего ценится (приветствуется) или осуждается. Субъективные оценки существенно помогают проанализировать и спланировать жизнедеятельность коллектива.

Выглядит это так:

В нашем классе

хорошо: плохо:
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
и т.д. и т.д.

 

v Сочинение.

Первый вариант проводится по четко заданной теме и конкретному плану.

Второй вариант предполагает свободу выбора темы и стиля письменной работы, но в рамках анализа (целеполагания и планирования) деятельности коллектива на определенном отрезке времени (четверть, год, месяц …) или конкретного дела.

В качестве тем можно предложить высказывания известных людей, например:

«В мире не происходит ничего случайного» (Р.Бах);

«Самое ценное в жизни и в стихах то, что сорвалось» (М.Цветаева);

«Что труднее всего на свете видеть своими глазами? То, что лежит перед ними» (И.Гете);

«Каждый человек бесконечность. И нельзя утверждать, что одна бесконечность лучше – то великий грех» (Стругацкие).

Необходимо создать уютную, доверительную обстановку. Время должно быть ограничено – не более полутора часов.

 

3.2.4. «Мозговой штурм», или «мозговая атака».

Цель - ведение группового обсуждения для организации коллективной аналитической или проективной работы.

Процесс. Коллектив разбивается на две группы. Первая группа - «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом они не имеют права обсуждать эти варианты, отметая или соглашаясь с ними. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует все возникшие идеи.

Вторая группа – «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Выбранные предложения группируются и объявляются.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности: проведя первый круг мозговой атаки, группы меняются своими функциями и проводят второй круг.

Можно не чередовать функции групп. В этом случае они обе вначале работают как «генераторы», затем меняются листочками с предложениями и выступают в позиции аналитиков по отношению друг к другу.

Во время проведения мозговой атаки педагог выступает в роли «заказчика». Он кратко излагает суть проблемы (или стоящих перед группой задач) и правила проведения мозговой атаки. Строжайше запрещается всякая критика любых мнений и предложений, предпочитается количество, а не качество идей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.008 с.)