может быть выполнено, не должны мешать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

может быть выполнено, не должны мешать



Тем, кто считает это возможным.»

К.Прутков

Цель - спланировать жизнь класса на ближайшее будущее. Можно использовать при возникновении проблемной (конфликтной) ситуации в классе как способ ее разрешения.

Процесс.

1.Определите цели, которые стоят перед классом (можно через форму «Проект»). Цель должна быть реальной и осуществимой, значимой для всех членов коллектива. Дайте возможность школьникам выбрать, будут ли они работать индивидуально, в парах или в микрогруппах.

Раздайте приложение «Первый шаг».

2.Инструкция школьникам:

· Используя цель как отправную точку, обозначьте дату, к которой она должна быть достигнута.

· Работая в хронологическом порядке, распишите все небольшие шаги, которые должны быть выполнены в течении этого периода времени.

· Определите что из этого вы сделаете в течение 48 часов (этой недели). Систематизируйте информацию так, как вам будет удобно.

· Определите, что для вас будет служить подтверждением того, что цель достигнута.

3.Представитель группы передает решение группы на экспертизу в другую группу по методу вертушки. Эксперты уточняют позиции, критикуют и дополняют проект.

4.Группы в прежнем составе вносят уточнения и дополнения, учитывая мнения экспертов.

5.Группы представляют свой вариант на общее обсуждение. В общем круге все участники анализируют проделанную работу, отмечая какой вклад они могут внести для достижения коллективной цели, о возможных трудностях и препятствиях для себя лично по ее достижению.

6.После этого записывается общий вариант, учитывающий возможности и трудности каждого, что может быть отмечено в шагах по достижению цели в 48 часов (в течение одной недели). Дается какое-то символическое обещание, что класс будет стремиться к цели (ставим крестики на ладошке, раздаем символические фигурки или лозунги). Каждый пишет себе индивидуальное задание-обязательство на 48 часов.

Подумайте, как поощрять и поддерживать у ребят это стремление к достижению цели. Можно использовать переходный символ-игрушку тому, кто сделал значительный вклад; отмечать на карте продвижение к цели и пр.

Приложение.

1. Первый важный шаг_________________________________________________.

2. Дата, к которой должно быть выполнено ------------------------------------------------------

3. Конкретные задачи, шаги дата завершения

________________________________ ___________________

________________________________ ___________________

4. Задача осуществимая в течение 48 часов _______________________________

___________________________________________________________________

5. Что будет считаться подтверждением, что цель достигнута _________________

___________________________________________________________________

 

СЦЕНАРИЙ «Сбора старта»

Цель: спланировать работу класса на 1 полугодие (отряда на смену).

Подготовительный этап:

· подготовить пресс-группу и все необходимое для ее работы (бумага, фломастеры, листы, кисти, ручки, ножницы и т. д.);

· подготовить место проведения сбора (поставить стулья в круг, музыкальное оформление);

· оформление сбора.

Процесс- ХОД СБОРА

1. Ведущий сбора: — Добрый день, девчонки и мальчишки! Добрый день, уважаемые гости! Мы с вами собрались на первый сбор года. Сегодня нам предстоит составить свою программу действий на 1 полугодие. Мы предлагаем вопросы для обсуждения:

а) Планируем! Действуем! Живем!

б) Кто поведет за собой (мы выбираем, нас выбирают).

— У кого будут дополнительные предложения, изменения? Кто за то, чтобы вопросы сбора утвердить? (Голосование).

— У нас в гостях... (представление гостей). Выработать решение сбора нам помогут ребята из пресс-центра (представление пресс-центра).

— У нас сегодня пройдет очень серьезный разговор. Мы должны много успеть, поэтому предлагаю принять правила сбора, которые были выработаны с творческой группы при подготовке к сбору:

1. У нас закон един: слушают все, говорит один.

2. Словом не сори - дело говори.

3. Правило свободного микрофона.

4. Время дорого, а на сборе оно дорого втройне, поэто­му: мысль толково объясняй, а других не повторяй.

5. Критикуя - предлагай.

6. Правило аплодисментов: если громче аплодируете, вы поддерживаете.

— Сегодня мы свой сбор проведем необычно, в форме аукциона интересных и полезных дел. Сейчас класс разобьется на группы с помощью жетонов (листья клена: желтый, красный, зеленый). Происходит разбивка на микрогруппы.

Представителям групп выдаются задания.

Задание: 1. Продумать и написать направление деятельности вашего класса. Например:

— забота о городе и горожанах;

— дискуссионный клуб, в котором можно обсудить со сверстниками все волнующие нас вопросы о жизни, о мире и о себе

— как помочь каждому в классе проявить себя,

— увлечение творчеством, необычным, таинственным;

— поддержка здоровья у всех членов класса;

— знакомство с историей страны, города, твоей семьи (родословной).

— поиск интересных людей, мест в городе, в стране, на планете и т.д.

На выполнение задания дается 3 минуты.

— Просьба каждой группе зачитать свои предложения. А теперь укрепите их на дерево жизни нашего отряда - к вершине нашего дерева жизни. Я предлагаю еще раз внимательно посмотреть и подумать: сможем ли мы в первое полугодие работать по всем предложенным направлениям? Проводится oт6op идей.

Задания группам;

1)Придумать наиболее интересные и полезные дела по тем направлениям, которые вы предложили.

2)Придумать рекламу предложенных дел на аукцион.

Время подготовка 10 минут.

— Итак, начинаем аукцион интересных и полезных дел.

— Послушайте правила проведения аукциона. «Товаром» будет дело, предложенное вами, наивысшей стоимости. Каждая группа рекламирует и оценивает свой «товар» и называет сумму в золотых (символическая валюта), а остальные покупают «товар». За предложенную цену или называют свою. Денежная единица — «золотой». Ведущий аукциона следит за тем, чтобы «товар» был продан, а если он не покупается, то его передают в банк идей. Группа, которая успешно продала свой «товар», прикрепляет листок с названием дела слева или справа на дерево жизни отряда.

— Теперь подведем итоги аукциона. Вы все успешно поработали и одновременно придумали и купили дела, которые мы будем проводить в первом полугодии. Предлагаю из них отобрать 4-5 реально-выполнимые в 1 и 2 четвертях, а остальные дела оставить в «копилке идей». Их можно предложить в план работы школы или оставить на второе полугодие.

— План составлен, теперь я предлагаю воспользоваться правилом аплодисментов (все хлопают). Нам необходимо решить по каждому предложенному делу: кто проведет, где проведет, для кого, когда, с кем будем проводить? Идет обсуждение.

— Второй вопрос, который нам предстоит обсудить; кто поведет за собой? (Мы выбираем, нас выбирают), и распределение поручений. Прием — очередность: чередование творческих поручений;

— выборы полномочного лица (президента класса) открытым и закрытым голосованием;

— назначение актива класса по личному желанию и предложениям ребят;

— конкурс представителей и выбор актива класса.

В совет класса могут войти: президент, вице-президент, главный редактор печатного издания, министр культуры, министр просвещения, министр спорта, министр общешкольных дел. Руководить работой класса может не только специально выбранный актив, но и, например, совет из представителей микрогрупп класса (5 человек), который все вопросы решает коллегиально. Дежурный командир - поручение временное (им может быть каждый член класса на определенный срок). Через определенное время (1 четверть, полгода) идет смена поручений.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ.

Каждой микрогруппе в течение 3 минут придумать поздравления совету класса.

— Все вопросы сбора мы обсудили, сейчас я предлагаю слово пресс-центру.

— Пресс-центр дает информацию о результатах сбора, подводит итоги.

 

ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КОНКРЕТНОГО ДЕЛА.

«Идея»

Цель. Проводится для коллективного составления плана дела.

Процесс.

Совет дела или организатор заранее готовит карточки с вопросами (см. приложение).

1.Класс делится на микрогруппы. Каждая микрогруппа выбирает свою карточку, свой вопрос. Время работы 5-10 минут

2.Группы выносят свои предложения на коллективное обсуждение, остальные группы дополняют и уточняют идеи группы. В каждой группе параллельно ведется запись всех наиболее понравившихся идей.

3.Объявляется конкурс на лучший проект дела на основе прозвучавших идей. Время работы в группах по созданию проекта 10-15 минут.

4.Защита проектов дела, выбор формы, учитывающей в той или иной мере все предложения, создание творческих групп по подготовке того или иного аспекта дела. Распределение индивидуальных поручений

 

Приложение. Примерные карточки для микрогрупп.

Впереди 8 марта! Где и с кем мы будем встречать праздник, в какой обстановке? Впереди 8 марта! Какие конкурсы проведем и награды придумаем?
Впереди 8 марта! Какие песни будем петь и стихи читать, может быть, нужна инсценировка? Впереди 8 марта! Кого нужно обязательно поздравить и как?
Впереди 8 марта! Какой будет танцевальная программа: танцы. Игры, розыгрыши. шутки и пр.? Впереди 8 марта! Что бы придумать такое, чтобы у всех этот день остался в памяти?

 

«Ассоциативный ряд»

Цель. Провести коллективное планирование дела с учетом интересов каждого.

Процесс.

Может быть выбрана любая проблема, любое направление деятельности класса (экология, здоровье, Новый год, именины и т.д.). Для того, чтобы точнее передать суть методики – ее содержание иллюстрируется примерами такой деятельности на основе решения проблемы «как сделать класс дружным?».

 

1 этап. Настрой на коллективную работу.

-Мы поставили задачу (на этапе коллективного целеполагания), чтобы наш класс был дружным. Назовите, какие у вас ассоциации вызывает слово «дружба». Школьники по кругу называют ассоциации.

-А теперь через ассоциации попробуем все вместе придумать дело, которое помогло бы нам такими стать.

2 этап. Индивидуальная работа.

Инструкция:

· Напишите ассоциации, связанные с обшей темой (в нашем случае –дружба), которые выражали бы предмет, событие и место (учреждение). Ассоциации могут быть очень отвлеченными. Чем они интереснее, тем интереснее будет в дальнейшем работать. Ассоциации должны быть независимыми друг от друга.

Пример: предмет – человек, событие – встреча, место (учреждение)– гора.

· На каждую вашу ассоциацию дайте пять новых ассоциаций, не связанных между собой.

Пример: Человек – индивидуальность, гордый, добрый, звезда, дорога;

Встреча – навек, неожиданная, улыбка, песня, руки;

Гора – трудно. высоко, ликование, препятствия, цель, вершина.

· Из появившихся слов, соединяя их между собой, нужно составить предложение, сформулировать мысль. Постарайтесь не использовать других слов.

Пример: Человек и дорога. Его ведет цель – вершина – звезда. Но вот, неожиданная встреча и если вместе, рука в руке, с улыбкой через препятствия к вершине, с песней – то встреча навек.

 

3 этап. В общем кругу ребята зачитывают свои ассоциации и мысли. Важно настроить их слушать друг друга, и пусть каждый старается увидеть какие-то интересные дела за услышанными фразами. Пусть прочитает каждый, поддержите стеснительных и робких.

После этого школьники и педагог высказываются, какие идеи были наиболее интересными. Могут быть очень близкие ассоциации и идеи. Выделяются 4-5 лидеров – звезд с наиболее яркими идеями, остальные по желанию присоединяются к звезде – становятся ее лучиками. Таким образом формируются микрогруппы.

4 этап. Микрогруппы, используя идеи всех ее участников, придумывают дело, его краткий план – проект.

Например, исходя из предложенной идеи, это могут быть: а)полоса препятствий в сменных парах, достаточно трудная, но обязательно с улыбкой; б) Парад звезд, где через психологические упражнения и игры ребята лучше узнают друг друга, открывают в себе и в других новое (неожиданная встреча), находят общее, каждый рисует свою вершину (цель) и говорит о ней в кругу. Может определиться, кто и как поможет друг другу. Обязательно должна быть создана доверительная и теплая обстановка через улыбки и общие песни, окончание должно быть эмоционально теплым.

 

5 этап. Защита планов–проектов на общем круге, отбор 1-2 дел или объединение всех проектов в одно дело. Создание совета дела и творческих групп по его подготовке, распределение индивидуальных поручений. Важно не упустить ни одной интересной идеи.

6 этап Коллективный анализ проведенной работы.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Кэнфилд Дж., Сикконе Ф. 101 совет о том, как повысить самооценку и чувство ответственности у школьников. – М.:УРСС, 1997.

2. Методические рекомендации по организации коллективного планирования деятельности школьников/Сост.О.Н.Сущик. Авторы: Н.Н.Никитина, Н.А.Сидорова, О.Н.Сущик. – Магадан, 1991.

3. Педагогический анализ. Эффективность образовательно-оздоровительного процесса. Методическое пособие для руководителей педагогических коллективов. – ВДЦ «Орленок», 1997.

4. С.Д. Поляков В поисках педагогических инноваций. – М. 1993.

5. Шустова И.Ю., Мамонова Л.А. Групповые дискуссии. Методические рекомендации для студентов педагогических вузов. – Ульяновск, 2000.

6. Директор школы. -№2.- 1993. – С.31-35.

7. Директор школы. - №5.- 1994. – С.41-42.

 

СОДЕРЖАНИЕ     ВВЕДЕНИЕ   Страницы  
Часть 1. Основы коллективного анализа.  
Часть 2. Основы коллективного целеполагания и планирования  
2.1. Коллективное целеполагание  
2.2 Коллективное планирование  
Часть 3 Технологии коллективного анализа, целеполагания и планирования.    
3.1. Общие характеристики всех форм коллективного взаимодействия.    
3.2. Формы, используемые для любого группового обсуждения  
3.2.1. Обсуждение по микрогруппам.  
3.2.2. Групповое обсуждение по кругу.  
3.2.3. Письменные методы, анкетирование.  
3.2.4. «Мозговой штурм», или «мозговая атака».  
3.2.5. Деловые игры.  
3.3. Формы коллективного анализа.  
3.4 Формы коллективного целеполагания и планирования деятельности класса (школы)    
3.5. Формы коллективного планирования конкретного дела  
ЛИТЕРАТУРА  
СОДЕРЖАНИЕ  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.045 с.)