Методика коллективного выбора проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика коллективного выбора проблемы.



Цель. Выбрать одну, самую значимую для всего коллектива проблему.

Процесс.

1. Каждый участник получает и заполняет самостоятельно анкету:

 

 

Параметры оценки Проб-лема 1 Проб-лема 2 Проб-лема 3 Проб-лема …
Влияние на ситуацию: в какой степени коллектив может контролировать ситуацию, влиять на ее решение (слабое / сильное) от 1 до 4 баллов.        
Важность: насколько проблема важна и неотложна (малая / большая) от 1 до 4 баллов.        
Сложность: насколько трудно решить эту проблему, сможет ли коллектив преодолеть все трудности (большая / малая) от 1 до 4 баллов.        
Время: сколько потребуется времени на решение этой проблемы (много/мало) от 1 до 4.        
Эффективность: как повлияет на жизнедеятельность коллектива решение этой проблемы (малая/ большая) от 1 до 4 баллов.        
Средства: сколько надо затратить сил и средств для решения этой проблемы (много/мало) от1–4.        
Общее колличество баллов по проблеме:        

 

В пустых клетках вертикальных столбцов необходимо оценить каждую из проблем, поставив балл от 1 до 4 по каждому параметру.

2.После того как каждый заполнит анкету самостоятельно, начинается работа в группах, чтобы согласовать мнения всех членов группы и представить согласованный результат. Затем все групповые анкеты собираются и обобщаются. Таблица результатов может выглядеть так:

  Проблема 1. Проблема 2. Проблема 3. Проблема …
Группа 1.        
Группа 2.        
Группа 3.        
Группа 4.        
Сумма балов:        

Проблема, получившая наибольшее количество баллов и становится приоритетной.

 

 

Аукцион интересных и полезных дел.

Цель: организовать коллективное планирование работы на определенный период жизни коллектива. Привлечь к составлению плана всех учащихся, научить работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Подготовительный этап:

· Подготовить оформление: нарисовать ствол дерева и вырезать листья двух форм: дуба, клена (листья по количеству микрогрупп);

· Распределить участников по микрогруппам (по желанию не более 5-7 человек);

· Приготовить листочки бумаги размером в полтетрадного листа, числом по количеству микрогрупп;

· Дать информацию о деле - устную, письменную (реклама, настенная афиша);

· Подготовить помещение перед делом (изменить обстановку, посадить в круг или по периметру, по микрогруппам), продумать музыку, свет и пр. для создания эмоционального настроя.

Процесс.

1. Вступительное слово организатора или специального ведущего о целях и задачах дела.

2. Планирование задач.

Каждой группе выдается листочек бумаги в форме дуба, куда записываются проблемы, задачи, которые стоят перед коллективом. Время выполнения 3 минуты. Листочки прикрепляются на вершину ствола.

3.Каждая группа планирует 5 дел, наиболее интересных и полезных, позволяющих решить задачи. Определяем время выполнения (10 минут). Даем листочек бумаги на каждое дело размером с полтетрадного листа.

4. Создается 2 банка (левый и правый), в который входят по одному представителю от каждой группы. (группа выбирает 2-х представителей, которые расходятся по банкам). Банкам выдаются листья клена по количеству групп+1 (для своего дела).

5.Каждая группа комментирует и предлагает свои дела. Банк выбирает из предложений каждой группы по одному делу, пишет его на листе, организатор прикрепляет этот лист клена к дереву. Дела правого банка — на правую сторону дерева, дела левого — на левую сторону. Затем одно дело предлагает сам банк, учитывая, чего не хватает для выполнения задачи.

Если листочки клена и дуба цветные, то задачи и названия дел записываются на цветной стороне. Ствол можно нарисовать на доске, листочки прикреплять скотчем.

6. Далее голосованием проводится выбор дел. Количество дел заранее обговаривается, 3-4 с учетом срока и времени планирования. Организатор рекламирует каждое дело, отбираются реально выполнимые. Оставшиеся дела переходят в копилку идей.

7. Создаются Советы дела для каждого из отобранных дел. Совет дела формируется по желанию или группы выдвигают по 1-2 представителя для организации подготовки и проведения дела.

 

Игра-эстафета «КОЛЛЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ».

Следует еще один раз напомнить, что коллективное планирование — не подготовка к делу, а само дело. Поэтому необходимы подготовительный этап, собственно планирование (выяснение интересов и потребностей детей, их озабоченности окружающим, учет интересов и потребностей старших), коллективный анализ проведенного планирования.

Цель: организация коллективного планирования определенного этапа жизни коллектива.

Подготовительный этап:

1) Игра-эстафета может быть проведена как экспромтное дело, так и включать на подготовительном этапе «Разведку Интересных Дел (РИД)». Она включает в себя: - поиск интересных людей,

- поиск интересных мест (музеи, театры, парки и т.д.), которые учащиеся могли бы посетить,

- поиск тем, проблем, которые они могли бы обсудить,

- поиск людей, организаций, кому они могли бы помочь (в школе, в микрорайоне школы).

2) Подготовка оборудования: 4 карточки (образцы прилагаются), маркеры или фломастеры, конверт с жетонами разного цвета для разбивки на микрогруппы по цветовой гамме или 4 открытки, разрезанные на части по количеству человек в микрогруппе.

Процесс.

1ЭТАП: Создание у школьников мотивации к деятельности: определение совместно с детьми целей и задач предстоящего дела. Разбивка на микрогруппы. Определение последовательности действий и времени на выполнение каждого задания. Поскольку обсуждение в микрогруппе каждого вопроса и совместная выработка решения проводится в режиме «мозгового штурма», необходимо ограничить время для того, чтобы стимулировать активную творческую деятельность детей.

Вводим закон общения: правая, вверх поднятая рука обозначает внимание, тишину, прошу слова.

2 ЭТАП: Каждая микрогруппа получает карточку, читает стихотворный призыв, настраивающий на работу, вопрос, на который после обсуждения в группе необходимо ответить и записать ответ в одно из «окон» карточки, обозначив в нем маркером цветовой символ своей микрогруппы. Ответ может быть один, а может быть записано предложение каждого члена микрогруппы. После ответа каждой микрогруппой на предложенный вопрос карточки передаются из одной в другую по принципу эстафеты, пока полностью заполненная карточка не вернется вновь к микрогруппе, которая начинала работу с ней.

Количество карточек, окон в ней, а следовательно и количество вопросов соответствуют количеству групп.

На карточках могут предлагаться следующие вопросы:

1. Какими мы хотим быть?

2. Какие праздники мы проведем?

3. С кем мы хотим встретиться?

4. Что можно посетить?

5. Что полезного сделаем?

6. Что прочитаем вместе?

7. Какие темы можно обсудить на дискуссии в классе?

8. Какие дела в классе можно и нужно провести?

9. Что предложим в план работы школы?

Классный руководитель, организующий планирование, может работать в одной из групп (и через нее вносить свои предложения по всем вопросам).

3 ЭТАП: группы получают заполненную всеми участниками игры карточку, читают все предложения, обобщают и систематизируют их в 3-5 конкретных предложений. Затем каждая группа выбирает спикера и поочередно выносят свои предложения на суд всех. Ведущий предлагает оценить все предложенное, внести дополнения. Затем выбирается совет дела по планированию, задача которого - сверстать план работы на планируемый период, выбрать реальные дела, мероприятия и предложить их членам коллектива для проведения. Эта работа проводится советом дела после завершения коллективного планирования.

4 ЭТАП: Коллективный анализ проведенного дела: участники высказывают свое отношение к проведенному делу, отмечая его плюсы и минусы.

Ведущий благодарит всех за работу и предлагает остаться СД по планированию для завершения дела.

 

Образцы карточек предлагаемых микрогруппам.

Идея пришла? Кричите ура! Интересной, насыщенной будет игра. Так дайте идее всех нас поразить, Ведь жизнь нам поможет она изменить!!!
Ответьте, пожалуйста на вопрос: КАКИЕ ТЕМЫ ВЫ ХОТЕЛИ БЫ ОБСУДИТЬ ВМЕСТЕ?
1. группа     2 группа
3 группа     4 группа
Спасибо!

 

Коллеги, привет! Нужен совет! Выдвигай поскорей много разный идей. Принимаются для накопления Все идеи без исключения!
Ответьте, пожалуйста на вопрос: С КЕМ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ВСТРЕТЬТЬСЯ?
   
   
Спасибо!

 

Добро пожаловать в страну фантазии, Предложений, задумок и разнообразия! Представьте, что Вы – Генератор Идей. Фиксируйте их на бумаге скорей!
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:КАК МОЖНО СДЕЛАТЬ НАШУ ЖИЗНЬ БОЛЕЕ РАЗНООБРАЗНОЙ?
   
   
Спасибо!

 

Предложения свои поспешите выдвигать, И на этом же листке не забудьте записать. Все приветствуются без исключения! Подключите свое воображение!
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ПОСЕТИТЬ?
   
   
СПАСИБО!

«Банк идей»

Если у класса нет опыта коллективного планирования или коллектив достаточно «рыхлый», можно предложить форму «Банк идей»..

Цель: Проводится для коллективного составления плана класса на определенный отрезок жизни.

Подготовительный этап. Педагог или творческая группа заранее готовят карточки с вопросами для ребят.

 

Образец карточек для микрогрупп:

Ищи. Думай. Предлагай. А) Впереди праздник 23 февраля — день Советской Армии. Как его лучше всего провести (кого пригласить, как поздравить и т.д.)? Б) Придумайте, чем мы обрадуем малышей в детском саду? в) Свое предложение интересного дела для класса. Выберите одно дело, подумайте, почему вы его выбрали и как его лучше провести.

 

Ищи. Думай. Предлагай. Что бы такое провести на следующей неделе? Может быть: а) живую газету «Будем с природой на «Вы»; б) огонек «А если это любовь?». в) свое предложение Выберите одно дело, подумайте, почему вы его выбрали и как его лучше провести.

 

Ищи. Думай. Предлагай. а) Провести конференцию между классами по обмену опытом. б) Придумайте самое необычное фантастическое дело класса. (Вечер разгаданных и неразгаданных тайн, День смеха и т.д.). в) Предложите свое альтернативное дело для класса! Выберите одно дело, подумайте почему вы его выбрали и как его лучше провести.

 

Ищи. Думай. Предлагай. а) Как мы проведем Новогодний праздник? б) Придумайте, что интересное можно провести ко дню рождения А.С.Пушкина. (Вечер творческого портрета). в) Свое предложение дела для класса! Выберите одно дело, подумайте почему вы его выбрали и как его лучше провести.

 

Ищи. Думай. Предлагай. Что бы такое интересное провести на следующей неделе? Может быть: а) музыкальный калейдоскоп; б) дискуссию «Класс— это коллектив?!...»; в) свое предложение. Выберите одно дело, подумайте, почему вы его выбрали и как его лучше провести.

Процесс.

1. Класс разбивается на микрогруппы, группа выбирает себе любую карточку.

2. Из предложенных 3-4 дел каждая группа выбирает себе свое дело. Этот ход предлагает ребятам учиться строить план, ведь выбор тоже требует раздумья, обсуждение вариантов, Ребята предлагают, как можно интереснее провести выбранное ими дело, и решают, кто будет его организатором, с кем его можно провести и когда.

3. Каждая группа предлагает и защищает свое предложение. Результатом общего решения становится план работы класса на месяц или четверть и предложения в план работы школы. Создается совет дела по каждому выбранному делу, для его подготовки и организации (из членов группы и желающих представителей других групп). В заключение проводится коллективный анализ проделанной работы.

Вариант второй:

В классе появляется объявление: «Ищи. Думай. Предлагай. Открывается банк идей. Идею может подать каждый. Что ты предлагаешь провести в классе и в школе? Твои помощники — календарь знаменательных дат, собственный опыт и твои друзья. В течение 2-х дней собираются индивидуальные предложения и предложения творческих пар или групп, постарайтесь каждый подать в банк свою идею. Не забудь ответить на 4 вопроса: что, для чего, как будем проводить и кто будет организатором дела в классе или в школе???.

В течение 2-3 дней ребята собирают свои предложения в ящик «банк идей» или пишут на большом плакате под заголовком: «Хочу, чтобы у нас в классе произошло..!».

Из предложенного «банка идей» совет класса или выбранная для этого инициативная группа отбирает наиболее интересные и полезные дела, готовит их защиту на классном часе. (сборе планирования). Защиту могут готовить и авторы идей. Интересно, если она пройдет в творческой форме.

Если все предложения по душе, их даже больше, чем ребята могут осилить – то что делать в этом случае? Отобрать подходящие, а остальное отбросить? Нет, конечно. Ни отвергать, ни заменять предложения ребят не стоит. А вот развить, уточнить и дополнить их можно. На сборе планирования творческие группы выбирают наиболее понравившиеся им предложения, дополняют и уточняют их, представляют на общее обсуждение. Так рождается план работы класса, который ученики придумали сами.

«Аукцион идей»

Цель – коллективный поиск ответа на вопрос «Как мы будем жить, что нам было бы интересно провести в классе?».

Совет коллектива или любая творческая группа с помощью учителя готовит проблемы, над которыми будут работать ребята.

Например 1 вариант проблем:

1. Каким быть самоуправлению в классе (школе)?

2. Каким быть хозяину школы, как будем дежурить?

3. Традиции и законы в классе (школе), каким им быть?

4. Как будем строить контакты класс-класс, личность-класс, учитель-класс?

5. Как будем жить, что делать? (конкретные дела?).

6.О чем нужно откровенно поговорить в классе, школе? (неожиданно возникшая проблема?) и т. д.

Второй вариант проблем:

- Творческие дела которые можно провести в классе, школе;

- Интеллектуальные и познавательные дела;

- Спортивные дела для класса и школы;

- Как сделать так, чтобы в нашей школе был порядок;

- Как сделать так чтобы мы могли считать себя полноправными членами общества, государства;

- Развлеченье в рамках класса, школы?

1. Класс разбивается на микрогруппы. Каждая группа выбирает себе проблему в течение определенного времени (до 20 мин.) ее обсуждает.

2. Следующий этап - «Трибуна мнений». Каждая группа из одного класса работает с группами из других классов по своей проблеме. Работа проходит в консультационных центрах созданных по каждой проблеме и возглавляемых взрослыми (наиболее опытными старшеклассниками, родителями, учителями, шефами и пр.). Группы обмениваются мнениями и отбирают наиболее интересные идеи (20-25 мин.), параллельно выносятся предложения для проведения общешкольных дел..

3. Возвращаясь в класс, участники дорабатывают идеи (5-10 мин), а затем каждая группа выносит их на обсуждение в классе. Класс выбирает дела для проведения в своем коллективе, это будет примерный план работы класса (его доработает совет дела – представители из каждой группы). Коллектив класса определяет наиболее интересные идеи для общешкольного аукциона и предварительно выбирает те дела, которые они хотели бы провести в школе.

4.Последний этап - «Аукцион». Каждый класс представляет свои самые интересные идеи на общем сборе. Все классы имеет одинаковую символическую сумму денег. Задача класса купить на эту сумму наиболее интересные идеи.

Поощряется класс-автор наиболее интересных идей, чьи идеи купили большинство, поощряется и класс, не пожалевший «денег» на покупку наиболее интересных идей.

После сбора на собрании совета учащихся утверждается план воспитательных мероприятий школы из наиболее интересных из предложенных идей и определяются классы ответственные за их проведение.

 

Пример маршрутного листа который раздается всем микрогруппам класса.

Проблема «Как сделать так, чтобы в нашем классе и школе был порядок?» ВРЕМЯ:
1. работа в микрогруппе класса 25 минут
2. работа в консультационных центрах 20 минут
3. доработка идей в микрогруппе 10 минут
4. общее обсуждение в классе 30 минут
5. Аукцион идей на общем сборе  

 

Коллективное планирование - «путешествие экипажами»

Цель: коллективное планирование деятельности класса на определенный период.

Задачи: - изучение интересов, потребностей, ценностных ориентаций и возможностей детей;

- развитие их творческой активности, стимулирование потребности в самореализации и самоутверждении;

- диагностика и развитие межличностных отношений в классе;

- рефлексия классным руководителям собственной деятельности на основе изучения отношения детей к ней.

Подготовительный этап: заключается в подготовке оборудования, а также места для проведения «путешествия» – «станций». Необходимо расположить их на определенном расстоянии друг от друга, а также выбрать помощников – дежурных по станции, которые будут задавать участникам вопросы.

Оборудование: путевые листки для каждого экипажа с разными маршрутами (образцы даны в приложении 1), бланки для ответов на вопросы для каждого экипажа «бортовой журнал» (образец дан в приложении 2).

Процесс:

1 этап: Разделение на микрогруппы (по 5-6 человек).

Ребятам предлагается выбрать 4 капитанов. Затем капитаны набирают себе команду: помощника капитана, штурмана, боцмана, врача, матроса и т.д. в зависимости от количества человек в классе, а соответственно в микрогруппе.

Команду может набирать не сам капитан, а выбор осуществляться каждым по цепочке: капитан - пом.капитана - штурман - боцман –врач - и т.д.

2 этап: Каждая команда придумывает название своему кораблю. Ведущий определяет цели и задачи дела. Участники предупреждаются о том, что перед ними трудное плавание, стоит серьезная и важная задача – организовать деятельность класса и определить свой вклад в общее дело, а также максимально учесть интересы свои и товарищей. Экипажам выдается бланк, в который они заносят свои имена и фамилии, а также путевой лист.

Дается задания: пройти 5 станций Количество станций зависит от количества команд, их может быть больше, чем команд, но не меньше.

3 этап. Каждая команда начинает свое путешествие по станциям согласно маршрутному листу. Время работы на станции 5-7 минут. На каждой станции все участники команды по очереди отвечают на вопрос и записывают ответ в бланке команды - «бортовом журнале».

 

Варианты станций и стоящие на них вопросы:

НАЗВАНИЕ СТАНЦИИ ВОПРОС на который необходимо ответить каждому:
«Хобби» 1.Чем я люблю заниматься в свободное время? 2. Чем бы я хотел заниматься в свободное время?
«Что? Где? Когда?» Хочу побывать с классом в … Хочу посмотреть и обсудить в классе …
«Слабо» Я умею и могу научить ребят… Могу провести в классе…
«Ромашка» Я очень люблю… Я не люблю…
«Очевидное –невероятное» Если бы я был классным руководителем, то я бы сделал так, чтобы…
«Опыт» Больше всего мне запомнилось из прошлого опыта, и хотелось бы провести в классе…

 

4 этап. Когда все станции пройдены, в командах проходит отбор и обсуждение дел, интересных всем, учитываются записи в «бортовом журнале». Каждый экипаж выделяет 2-3 дела и готовит их рекламу.

5 этап. Общее обсуждение. Каждая команда представляет дела, а ведущий фиксирует их на доске (ватмане) в порядке поступления. Каждый экипаж представляет по 1 делу, затем второй круг и может быть третий. Ведущий может предложить ребятам объединить сходные дела в одно.

Затем проводится ранжирование представленных дел. Каждая группа выбирает четыре, приоритетных для нее, выставляя баллы от 4 до 1 Подсчитывается общий бал по каждому делу. 3-5 дел, набравшие максимальное количество баллов являются приоритетными для всех и входят в план работы коллектива. По ним создаются советы дел, в которые входят добровольцы или представители групп.

6 этап. Проводится коллективный анализ «Путешествия» – обсуждение по экипажам и представление капитанами результатов анализа. Примерные вопросы для обсуждения: Было ли интересно, почему? Насколько дружно и слаженно работал наш экипаж, можно ли нас назвать командой? Какие трудности возникли на пути и как мы с ними поступили? Какое самочувствие у всех членов команды? Всех ли удовлетворяет результат работы? Что нужно учитывать при такой форме работы в следующий раз?

 

Приложение 1. Путевой листок.

Путевой лист экипажа 1. Путевой лист экипажа 2.
1 станция «Очевидное – невероятное» 1 станция «Хобби»
2 станция «Хобби» 2 станция «Ромашка»
3 станция «Ромашка» 3 станция «Что, где, когда?»
4 станция «Что, где, когда?» 4станция «Слабо»
5 станция «Слабо» 5 станция «Очевидное – невероятное

 

Путевой лист экипажа 3. Путевой лист экипажа 4.
1 станция «Ромашка» 1 станция «Что, где, когда?»
2 станция «Что, где, когда?» 2 станция «Слабо»
3 станция «Слабо» 3 станция «Очевидное-невероятное»
4 станция «Очевидное-невероятное» 4станция «Хобби»
5 станция «Хобби» 5 станция «Ромашка»

 

Приложение 2. Бортовой журнал команды «….».

станция и ее название 1 станция: «Хобби» 2 станция: «Слабо» 3 станция: «Ромашка» 4 станция: «Что, где … 5 станция: Очевидное-
Капитан, ф.и..          
Пом. капитана, ф.и.          
Штурман, ф.и.            
Боцман, ф.и.            
Врач, ф.и.            

 

«Проект»

Цель – спланировать путь к успеху коллектива, представить возможные шаги, проанализировать имеющиеся ресурсы, предположить возможные трудности.

Процесс.

1.Разделить класс на микрогруппы по5 человек.

2.Каждой группе нужно дать большой лист бумаги и несколько фломастеров.

Инструкция группам:

· Поставьте на листе крестик, обозначив условно местонахождение коллектива в настоящий момент.

· Изобразите ваше представление об успехе в другой точке листа, используя знаки, символы или слова. Подумайте, как этот успех зависит от всех членов коллектива (5 минут).

· Теперь изобразите путь, который вам предстоит пройти от «сейчас» до до коллективного «успеха». Каждый шаг, представляет собой какую-то важную цель, которая должна быть реализована на пути достижения успеха (7-10 минут).

· Изучите препятствия, которые могут попасться на пути к осуществлению цели, нарисуйте их на листе (5 минут).

· Обозначьте имеющиеся ресурсы, которые помогут вам преодолеть эти препятствия. Ресурсы могут быть внутренние (дружба, желание быть вместе, умение работать вместе, интересы и способности членов группы, установившиеся традиции и пр.) и внешние (учителя, родители. возможности школы, условия среды и пр.). Время 7-10 минут.

· Обобщите всю проделанную вами работу и подготовьте проект движения коллектива для обсуждения в классе

3.Каждая группа представляет свой проект, затем по кругу все участники высказывают свое впечатление о проделанной работе (что общего в представлениях разных групп; чего не учли; представление о том, как эту работу использовать; размышление о том, как движение к успеху целого класса поможет каждому продвигаться к своему успеху).

Посоветуйте ребятам нарисовать такие проекты по предложенной схеме, для себя лично.

Советы практика.

- Перед проведением такой работы со школьниками, педагогу хорошо проделать это упражнение самостоятельно, ему будет проще понять трудности ребят при выполнении и направить их работу.

- Проекты лучше всего оставить на стенах класса, а в дальнейшем, через другие формы, продолжить работу. Такой формой может быть – «Первый шаг».

 

«Первый шаг» [1, с.23-24].

«Люди, которые думают, что что-то не



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.089 с.)