Глава 1 рынок товаров как сфера коммерческой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 рынок товаров как сфера коммерческой деятельности



Глава 1 РЫНОК ТОВАРОВ КАК СФЕРА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОДЕЛЬ ТОВАРНОГО РЫНКА

Под воздействием рыночных отношений функционирует и развивается товарный рынок, который прошел путь от примитивных базаров до современных организованных рынков. Для современного рынка свойственны: постоянное обновление и повышение качества производимой продукции, пополнение товарного ассортимента, удовлетворение покупательского спроса, конкуренция, развитие коммерческого дела.

Рынок всегда интересовал и привлекал исследователей-экономистов. Основоположниками научного обоснования рыночной экономической системы и создания концепции товарного рынка являются Дж. Гелбрейт, Дж. Кейнс, Ф. Хайек, Ф. Котлер и др.

Дж. Гелбрейт - представитель американского классического направления - в работе «Экономические теории и цели общества» довольно полно проанализировал развитие экономической системы рынка. Ее назначение состоит в том, «чтобы производить материальные блага и оказывать услуги, которые нужны людям». По его мнению, «наилучшая экономическая система - эта та, которая максимально обеспечивает людей тем, в чем они более всего нуждаются».

Английский экономист Дж. Кейнс — основоположник кейнсианской школы - предложил новую концепцию макроэкономического равновесия. Он был приверженцем свободной конкуренции и рассматривал ее как основу развития рыночной экономики.

Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек трактовал рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

Американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, при этом он подчеркивает, что в основу производства закладываются данные, полученные в результате изучения запросов различных рыночных сегментов — отдельных групп населения и других потребителей, которым и будет адресована вновь создаваемая продукция.

Итак, рынок - это взаимодействие продавцов и покупателей, направленное на куплю и продажу товаров. При этом каждому из них свойственно самоопределение в действиях и решениях. Рынок товаров представляет товары, предназначенные для личного пользования (рынок предметов потребления), и товары, применяемые для производственных целей (рынок средств производства). Рынок предметов потребления подразделяется на рынки продовольственных и непродовольственных товаров. Рынок средств производства - это совокупность средств и предметов труда, используемых в процессе производства материальных благ. На основе определенного признака рынки средств производства именуются рынками: сырья, полуфабрикатов, химических веществ, черных металлов, технологического оборудования и др.

Роль товарного рынка определяется следующими факторами:

• рациональное сосредоточение и концентрация товарных ресурсов;

г качество и конкурентоспособность товаров, влияющих на спрос и предложение;

• приспособление структуры производимых товаров и их объема через цены к платежеспособному спросу;

• оздоровление рыночной среды путем освобождения ее от недееспособных и убыточных предприятий.

Одним изметодов, определяющих динамику развития рынка товаров, служит моделирование. Оно позволяет исследовать и познать реальные экономические явления рынка. В зависимости от поставленной задачи различают макромодель, в которой объектом моделирования выступает механизм рынка в целом или его отдельные структуры, и микромодель, в которой предметом моделирования являются хозяйственная деятельность и потенциальные возможности развития торгового предприятия. Выделяют модели статические, в которых анализируются экономические процессы рынка в определенный момент времени, и динамические, в которых на основе исходных параметров прогнозируются тенденции и характер функционирования рынка на перспективный период.

В каждой стране действует своя собственная модель социально-экономического развития рынка, в основу которой положены исторические, политические, нравственные и географические признаки, а также национальные приоритеты. Так, национальными приоритетами США являются предприимчивость индивидуума, создание условий для мировой экспансии американского капитала, Японии -формирование расширенных (форсированных) воспроизводственных процессов, обеспечивающих вывод обновленной (новой) продукции на внутренний и внешний рынки, Германии - ориентация на экономическое партнерство на основе механизма взаимодействия государственных и разнопрофильных коммерческих структур на всех уровнях: федеральном, региональном, отраслевом, муниципальном.

Рыночной экономической среде той или иной страны присущи свои особенности, и на нее воздействуют самые разнообразные факторы. При этом поле взаимодействия предпринимательских структур включает совокупность таких элементов, как национальная политика, уровень рыночной инфраструктуры, эффективность производства, доходы и занятость населения, характер кооперационных связей. Под влиянием этих обстоятельств вносятся соответствующие коррективы и изменения в хозяйственную и предпринимательскую деятельность торговых предприятий.

Рынок товаров характеризуется следующими признаками: потенциал, привлекательность, доступность и стабильность. Потенциал рынка - это прежде всего его объем (величина спроса), темпы роста, предельный уровень спроса. Привлекательность рынка выражается в постоянно нарастающем потоке обновленных и новых товаров со все более высокими потребительскими свойствами (технико-экономическими параметрами). Это означает постоянное повышение конкурентоспособности товаров и рост престижа рынка. Доступность рынка обусловливается созданием благоприятной рыночной среды и стимулированием поддержки объективных потребностей и покупательной способности населения. При этом принимаемые меры должны соответствовать направлению и целям конкретных рынков товаров. Стабильность рынка определяется структурой предложения по товарам и ее количественным выражением, степенью обновления торговой номенклатуры, удовлетворенностью спроса на товары, соотношением цены изделия и эффекта полезности от его использования. Она во многом зависит от конъюнктурных факторов, конкурентной среды, инфляционных проявлений.

Современный рынок — индикатор товаров рыночной новизны. Она становится неотъемлемым свойством товаров, делающим их конкурентоспособными. Новыми считаются товары, не имеющие аналогов, а также улучшенные модификации традиционных товаров. Рынок проявляет интерес к любым новшествам: по промышленной продукции, в частности конструкции изделий — обеспечение технических параметров, надежности, эстетичности и удобств при эксплуатации; по продовольственным товарам - обеспечение пищевой ценности и экологичности.

Рынок способствует отбору эффективно хозяйствующих товаропроизводителей, их укреплению и росту при одновременной ликвидации тех, кто не выполняет его требований. На его участников, и прежде всего на производителей, рынок оказывает объективное и принудительное воздействие. Он является катализатором в постоянном совершенствовании технологий и повышении производительности труда, тем самым обеспечивая обновление товаров или создание новых. При этом политика должна быть направлена и на снижение затрат по производимым товарам. Перед производителями стоят две главные задачи: во-первых, определение позиций конкурентов, действующих на рынке товаров, и принятие адекватных решений, во-вторых, изыскание собственных потенциальных возможностей развития производства. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд доказывают свою значимость, приобретают признание у потребителей. Следовательно, рынок является регулирующим механизмом, поскольку постоянно заставляет производителей бороться за потребителя с ориентацией на его запросы и интересы.

Рынок в соответствии с его предназначением - это совокупность процессов, в результате которых осуществляются купля-продажа и обмен товаров и потребитель получает то, в чем он нуждается. В основу этих процессов положена модель товарного рынка, компонентами которой являются: потребность, спрос, предложение, продукт, цена, сделка, обмен (рис. 1.1).

Потребность - это необходимость в товарах, определяемая экономическим и социальным уровнем людей, а также культурными, географическими, историческими и другими факторами. Спрос означает желание, намерение покупателей приобрести данный товар и ограничен их покупательной способностью, т. е. денежной возможностью. Предложение представляет собой сосредоточенную массу товаров, поступающих на рынок в целях продажи. Продукт (товар) по своей природе обладает определенными свойствами, удовлетворяющими конкретные нужды покупателей. Цена — это стоимость произведенного товара и затраты на его продвижение к покупателю, выраженные в деньгах; она может колебаться в зависимости от соотношения спроса и предложения, а также динамики рыночных цен. Сделки (договоры) - действия по установлению соглашения между двумя и более заинтересованными сторонами в осуществлении купли-продажи продукции. Обмен - акт получения приобретаемого продукта. Существует два вида обмена: денежный, когда товар обменивается на деньги, и бартерный, когда товар обменивается на товар.

Элементы модели рынка связаны между собой соответствующей зависимостью. Потребности формулируются в конкретные желания, Которые с учетом предложения и денежных возможностей покупателей трансформируются в спрос на товары, осуществляется купля-продажа, оформляемая как торгово-коммерческая сделка и обмен. В этом смысле рынок выступает как цельная система, обеспечивающая формирование ассортиментной политики и объема выпуска продукции, распределение ее между конкретными рынками, установление цены, стимулирование сбыта в целях удовлетворения потребностей покупателей. Таким образом, одна из главных задач торговых предприятий любой формы собственности - развитие коммерческой деятельности и принятие хозяйственных решений, отвечающих интересам рынка. В этих условиях торговым работникам предстоит научиться рыночному мышлению.

РЫНОК ТОВАРОВ И ПОТРЕБИТЕЛЬ

Рынку присуще обращение товаров, в процессе которого они доводятся до потребителя. Торговля выступает в роли посредника между производителями и покупателями продукции при постоянно изменяющихся потребностях рынка. С переходом к рынку роль торговли неуклонно возрастает. Она должна способствовать росту выпуска конкурентоспособной продукции, более полному удовлетворению потребностей населения, успешному развитию экономических процессов, свойственных рынку. Для выполнения этих задач торговым предприятиям необходимо постоянно расширять спектр выполняемых функций, базирующихся на реалиях рынка, обладающего следующими достоинствами:

• происходящие процессы купли и продажи товаров осуществляются на коммерческой основе;

• объединяются интересы товаропроизводителей и потребителей;

• удовлетворяются те потребности, которые определяются платежеспособным спросом покупателей;

• полностью исключаются ограничение и дефицит товаров;

• в конкурентном соперничестве побеждает тот производитель, у которого товары наиболее конкурентоспособны и продаются по ценам равновесия;

• достигается грамотное и умелое ведение коммерческой работы в многообразных условиях рынка.

На рынке экономические процессы совершаются вокруг продукта как предмета потребления. Характер предъявляемых требований к товару зависит от его назначения и свойств, благодаря которым он делается полезным для человека. Продукту также присущ ряд свойств, но потребительную ценность (потребительную стоимость) выражают лишь те свойства, которые определяют его полезность. Следовательно, потребительная стоимость отражает ценность продукта и выступает в качестве носителя цены товара в условиях рынка.

С понятием продукта, как уже отмечалось, тесным образом связаны потребительские свойства: технические, физические, химические, биологические и т. д. Они формируют предназначенность товара, покупательское восприятие и спрос. Схема товара, выступающего как предмет потребления человеком (обществом), и классификация товаров по признаку их использования приведена на рис. 1.2.


 

Приобретение товаров предопределяется различными потребностями и мотивами. Рассматривая продукцию с точки зрения классификации и конкретной среды применения, следует выделить потребительские товары (продовольственные и непродовольственные) и товары производственного назначения.

Продовольственные и непродовольственные товары на основе покупательских привычек потребителей подразделяются на товары:

повседневного спроса, предварительного выбора, особого и пассивного спроса. Товары повседневного спроса потребляются либо сразу, либо определенное число раз. Товары предварительного выбора, т. е. товары однородного признака, в процессе приобретения потребителем сравниваются между собой по параметрам, надежности, цене, внешнему оформлению и другим признакам. Товарам особого спроса присущи характерные или уникальные свойства, ради которых потребитель готов затратить дополнительные средства. Товары пассивного спроса, о покупке которых потребитель не задумывается, отличаются случайной потребностью.

Продукция производственного назначения в зависимости от предназначения подразделяется на предметы труда и средства труда. К предметам труда относятся: сырье, материалы и полуфабрикаты, предназначенные для промышленных целей и используемые в процессе переработки и изготовления продукта. Средства труда (машины, станки, оборудование) выступают в качестве орудия труда для получения материальных благ - продукции.

Ф. Котлер среди признаков классификации товаров выделяет: цель применения, степень долговечности использования, поведение покупателя на рынке, степень участия в производственном процессе (материальные элементы, используемые как предметы и средства труда). Несомненно то, что рекомендуемая классификация Ф. Котлером рассчитана на конкретные условия американского товарного рынка. Следовательно, классификация товаров должна разрабатываться с учетом специфики той или иной страны.

Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Потребность в товарах на рынке выступает в форме спроса, размер которого определяется ценами на товары и платежеспособностью покупателей. Соотношение между спросом и предложением на товары, с одной стороны, зависит от динамики рыночных цен, а с другой - оказывает непосредственное воздействие на формирование цены. Одна из важнейших задач рынка товаров - это обеспечение условий, при которых достигается равновесие между спросом и предложением.

По признаку спроса и предложения товаров различают рынок продавца и рынок покупателя. Рынок, отличающийся превышением спроса над предложением, называется рынком продавца, а если рынок характеризуется превышением предложения над спросом, то это рынок покупателя. Для рынка продавца характерна ограниченность ассортимента и количественного предложения товаров, что побуждает покупателя приобретать то, что предлагает продавец, без предъявления особых требований к показателям качества.

Рынок покупателя обусловливается наличием широкого ассортимента товаров, выпускаемых различными производителями, что порождает конкуренцию между продавцами товаров, удовлетворяющих одни и те же запросы покупателей. Такой рынок предоставляет выбор необходимых товаров, которые покупатель для себя оценивает по реальной цене продажи и затратам на последующую эксплуатацию.

Современные товарные рынки зарубежных стран выступают как рынки покупателя, где существуют и явно выражены: конкуренция, борьба за потребителя, интенсивное обновление продукции, повышение качества и улучшение технико-экономических параметров изделий, высокий уровень послепродажного обслуживания.

Товарный рынок охватывает комплекс факторов, воздействующих на формирование спроса и предложения, к которым относятся:

• целевые рынки с их конкретными товарами и характеристиками;

• структура и объем произведенных и поступивших товаров на рынок;

• состояние и динамика потребления товаров;

• сложившаяся конъюнктура и ситуация на рынке;

• возможности и тенденции развития рынка.

Каждый товар функционирует на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется с рынка другим более совершенным или новым. Период от зарождения до насыщения рынка данным продуктом с явно выраженным спадом продаж есть жизненный цикл товара. Категория спроса, обусловленная жизненным циклом товара, имеет несколько периодов:

• период ускорения роста спроса с опережением предложения (начало жизненного цикла товара, т. е. его выход на рынок);

• период замедления роста спроса (насыщение рынка товаром, предложение начинает опережать спрос);

• период зрелости спроса (насыщение спроса достигнуто и наблюдается заметное превышение предложения товаров);

• период затухания спроса (значительное снижение объема спроса, устаревание товара).

Таким образом, уровень спроса определяется насыщением рынка товаром и продолжительностью его жизненного цикла. Когда товap только появляется на рынке, наблюдается рост спроса, обусловленный интенсивной потребностью. Спрос превышает предложение, и это длится до тех пор, пока потребность в товаре не будет в достаточной мере удовлетворена и не возникнут новые требования покупателей к товару. Со временем товары подвержены спаду продаж, поэтому успех на рынке будет иметь тот производитель, который сможет наилучшим образом приспособиться к запросам потребителей. Поэтому главной задачей является определение продолжительности жизненного цикла товара от зарождения до начала насыщения рынка. Предприятия-изготовители должны уметь предвидеть смену периодов спроса и пересматривать стратегию производства товара. Важно определить появление ранних признаков устаревания товара, падения его конкурентоспособности, чтобы вовремя начать выпуск усовершенствованного или нового товара.

С переходом к рынку все более конкретными становятся требования к качеству продукции, под которой понимается совокупность потребительских характеристик продукта, способных удовлетворить определенные потребности в соответствии с его функциональным назначением. В новых условиях обязательным требованием остается конкурентоспособность продукции, под которой подразумеваются ее качество и экологическая безопасность. В связи с нарастанием экологической дестабилизации в последнее время вопросу безопасности продукции уделяется особое внимание. Изучение предпочтений покупателей и их потребительского выбора позволяет достичь определенной полезности товара.

На смену массовому производству традиционных видов продукции приходит выпуск товаров, дифференцированных по своим потребительским свойствам, форме, внешнему виду, технико-экономическим параметрам. Такой подход вызван изменяющимися потребностями населения в товарах при нарастающей конкуренции рынка. Потребительские свойства и качество товара необходимо закладывать на стадиях проектирования, подготовки производства и в процессе самого производства путем обеспечения соответствующей технической и технологической базы.

Характерной чертой потребительского рынка является конкуренция, носителями которой выступают хозяйствующие субъекты как участники рынка. Эффективность рынка зависит от ее активности и возможностей для проявления. Движущими мотивами конкуренции служат прежде всего конкурентоспособность продукции и ценовая политика с ориентацией на рыночную среду. В условиях развитого рынка конкуренция делается как по форме, так и по содержанию неисчерпаемой, усиливается воздействие экономических факторов, обеспечивающих равновесие спроса и предложения на товары.

Связь, существующая между конкуренцией и выигрышными позициями покупателей в спросе, предложении и цене, выражается в модели А.Я. Лившица. На рынке потребитель купил товар по цене РЕ в количестве qЕ объем покупки составил PЕqЕ (рис. 1.3). Отрезок кривой спроса DD, который расположен выше точки М, показывает, что отдельные покупатели согласны купить товар по более высокой цене РМ в сравнительно небольшом количестве qМ В результате усиления конкуренции на рынке покупателям предоставилась возможность приобрести большее количество товара (qЕ > qМ) и по более низкой цене (РЕ < РМ). В этом случае размер выигрыша в потреблении товара равен площади треугольника PЕ DE.

Обусловленная новой волной конкуренция соответствует следующей ситуации: произошло увеличение предложения по товару, выражаемое новой кривой предложения SS' с установлением равновесия в точке N. Как видно, увеличение покупательной способности измеряется площадью треугольника PNDN. Прирост потребления товара выражается двумя слагаемыми: снижение цены (площадь прямоугольника РNDN), увеличение предложения товара (площадь треугольника FEN). Таким образом, с ростом конкуренции на рынке усиливаются относительные интересы и выигрыш покупателей.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Реформирование в торговле и переориентацию торговых предприятий на коммерческую деятельность следует осуществлять с учетом ряда обстоятельств. Во-первых, происходящие экономические перемены, особенности переходного периода обусловливают новые, отличные от прежних менталитет и покупательное поведение россиян. Во-вторых, все элементы макро- и микросистемы должны работать как единый и слаженный механизм, обеспечивающий становление и развитие торговых предприятий, действующих в новых условиях хозяйствования. В-третьих, рыночные преобразования в торговле необходимо проводить в соответствии с экономическими принципами рыночной системы, утвердившимися в мировой практике.

Любая деятельность, в том числе и коммерческая, имеет определенную направленность и организуется для достижения поставленных целей, которые можно назвать целями функционирования. Являясь атрибутом рынка, коммерция формируется на его принципах, которые служат непременным условием ее развития. Рынок выступает как система экономических отношений между продавцами и покупателями, основой которых является купля-продажа товаров, т. е. коммерческая деятельность. Ее цель — увеличение доходов в торговле при условии удовлетворения спроса покупателей.

В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные из них:

• коммерция — «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно определению из Толкового словаря В.И. Даля);

• коммерческая деятельность — товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;

• коммерческая деятельность — особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;

• коммерческая деятельность — это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;

• коммерческая деятельность — комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;

• коммерческая деятельность — оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.

Термин «коммерция» (от лат. commercium — торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом - торговые процессы, направленные на активизацию и осуществление купли-продажи товаров. Традиционно коммерческая деятельность связана со вторым значением коммерции.

Термины «торг», «торговые обороты» означают коммерцию с позиции выгодности купли и продажи, сопровождаемых коммерческой сделкой, обменом и продвижением товаров. В этом случае всеобщим средством обмена являются деньги, а местом обмена товаров на деньги - рынок. Производитель изготовляет товар и продает его торговому предприятию по определенной цене. В свою очередь торговое предприятие продает этот товар покупателю по цене, регулируемой рынком.

Вхождение в рынок — сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия. С этих позиций профессора Московского института предпринимательства и права Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой деятельности: «Цель коммерческой деятельности - максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях. Гарантией реализации этих целей является содержание коммерческой деятельности, состоящее в изучении процесса формирования рынка товаров и услуг, обосновании направлений и масштабов развития их производства в соответствии с потребностями общества и отдельных потребителей, доведении товаров до потребителей и организации самого процесса потребления, коммерческом посредничестве и установлении договорных связей на рынке товаров и услуг». Авторы выделяют три компонента коммерческой деятельности: производство Продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество.

В переходный период к рынку, когда возрастает роль коммерческой деятельности торговых предприятий, требуется более полное раскрытие ее сущности и содержания. В монографии профессора Ф.Г. Панкратова и профессора Т.К. Серегиной прослеживается объективный подход к коммерческой деятельности. Суть рассматриваемой проблемы сформулирована следующим образом: «Коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий охватывает вопросы изучения спроса населения и рынка сбыта товаров, выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров, организации рациональных хозяйственных связей с поставщиками, включая разработку и представление им заявок и заказов на товары, заключения договоров на поставку товаров, организации учета и контроля за выполнением поставщиками договорных обязательств». Вместе с тем коммерческую работу в торговле авторы выделяют отдельно и характеризуют ее следующим образом: «Коммерческая работа представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленную на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли». Такой подход конкретизирует и предопределяет направленность функций коммерческой деятельности, связанных с закупкой, продвижением товаров от поставщика до потребителя и продажей их конечному покупателю.

Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райзберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности». Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар — деньги» при продаже и «деньги - товар» при покупке — реальная картина коммерческого бизнеса более сложная. Коммерческое предпринимательство включает поиск, закупку конкретного товара, обеспечение его сохранности, транспортировку к месту продажи, продажу и послепродажное обслуживание.

Процесс торговли предполагает, по мнению Б.А. Райзберга, и документальное оформление сделок. Таким образом, коммерческая деятельность охватывает торговую деятельность и разнообразные виды предпринимательства, связанные со сбытом, перепродажей товаров и предоставлением услуг.

В зарубежных источниках подчеркивается стратегический подход к решению задач коммерции. Понятие коммерческой деятельности сформулировано представителями Гарвардской школы бизнеса в 1958 г.: «Коммерческая деятельность существует для того, чтобы с прибылью удовлетворить потребительские требования»*. Таким образом, под коммерческой деятельностью понимается купля и продажа товаров, нацеленные на спрос покупателей и получение прибыли торговым предприятием. При этом, как отмечает И.-Ф. Шерр, «выражением коммерческой деятельности служит торговое предприятие, т. е. организация труда и средств, необходимая для обращения торгового капитала».

Разные толкования коммерции определяются ее многоаспектностью. Категорию коммерции можно рассматривать с позиций предпринимателя, экономиста, финансиста, товароведа и др. Несмотря на отмеченные различия, многие исследователи сходятся во мнении, что предметами коммерции служат купля-продажа товаров в сфере товарного обращения с учетом удовлетворения запросов потребителей, поступление их в собственность торгового предприятия для последующей реализации.

При рассмотрении коммерческой деятельности целесообразно выделить ту ее часть, которая взаимодействует с рынком, а именно: с товарно-денежным обменом в условиях конкурентной среды рынка и получением реальной прибыли. От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению торгового предприятия на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговое предприятие любой формы собственности существует для потребителей и благодаря им. Следовательно, все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей.

Итак, коммерческая деятельность - неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли. При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные на коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. Коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими действиями и решениями исходя из условий конкретной внешней среды и конъюнктуры рынка. При выполнении коммерческих функций следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве.

Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка. Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до покупателя.

Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:

• установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;

• изучение и анализ источников закупки товаров;

• согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обновление выпускаемой продукции);

• осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;

• расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков товаров;

• сокращение издержек обращения товаров.

По мере развития рыночных отношений составляющие элементы коммерческой деятельности будут подвергаться качественным изменениям. С переходом к рынку усиливается значимость овладения работниками торговли знаниями в области теории и практики коммерческой деятельности.

Розничная торговая сеть

С переходом к рынку структура розничных торговых предприятий претерпела заметные изменения. Они существенно различаются между собой по количественным и качественным показателям, что определяет их классификацию. Торговая сеть классифицируется по видам предприятий, предлагаемому ассортименту товаров, структуризации розничной торговли, размещению и концентрации магазинов.

По видам торговые предприятия подразделяются на магазины, магазины-склады, павильоны и палатки, передвижные пункты продажи (автомагазин), розничные рынки и др. (рис. 3.1).


 

По предлагаемому ассортименту товаров магазины классифицируются на:

× узкоспециализированные (товары одной группы (подгруппы) массового спроса);

× специализированные (товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса);

× универсальные (основные группы продовольственных или нeпродовольственных товаров);

× комбинированные (товары различных групп, близких по потребительскому назначению);

× смешанные (продовольственные и непродовольственные товары).

Магазины-склады заняты реализацией относительно большого объема товаров. Эксплутационные расходы составляют 12-15% от суммы их продажи (в специализированных и универсальных магазинах - 30-40%).

Павильоны, палатки, ларьки и другие объекты мелкорозничной торговли продают товары по ценам несколько ниже обычных, поскольку организуют свою деятельность с минимальными издержками. Они работают без особых удобств, ограничены торговыми услугами, имеют простое оборудование. Автомагазины в основном предназначены для обслуживания отдаленных районов и сельской местности. По своей принадлежности автомагазины располагают узкой товарной номенклатурой.

В последнее время все большее распространение получают розничные рынки, которые функционируют в местах с интенсивными людскими потоками. Они предлагают смешанный и достаточно широкий ассортимент товаров. В состав розничного рынка могут входить и торговые пункты товаропроизводителей, реализующие фирменные товары, обычные розничные точки. Рынки обладают способностью действовать и адаптироваться при изменяющейся ситуации. Конкуренция между розничными рынками и оптовыми рынками приводит к стиранию все в большей степени различий в ценах на товары.

К показателям структуризации торговых предприятий с точки зрения розничной торговли относятся:

♦ соотношения различных типов магазинов;

♦ используемые формы продажи товаров и методы торгового обслуживания;

♦удельный вес продовольственных товаров повседневного спроса в общем объеме продовольственных товаров;

♦товарооборот продовольственных и непродовольственных товаров, приходящийся на 1 м2 торговой площади.

Под рациональным размещением розничной торговой сети подразумеваются равномерность и ступенчатость расположения магазинов. Основными факторами, влияющими на размещение магазинов, являются:

♦ градостроительные (величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, ориентация на перспективу поселения);

♦ транспортные (направления и интенсивность потоков движения общественного и индивидуального транспорта);

♦ экономические (эффективность и окупаемость капитальных вложений в строительство магазинов);

♦ социальные (обеспечение должного уровня торгового обслуживания, создание комфорта и снижение затрат времени покупателей на приобретение товаров).

Оптовая торговая сеть



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 997; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.39.199 (0.07 с.)