Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О терминах «понятие» и «категория» и их роли в наукеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Итак, что такое понятия и категории науки? Однако сначала рассмотрим, что такое «понятие» вообще, понятие как таковое, безотносительно к науке, безотносительно к социологии. Говорят, что первым, кто дал определение понятия, был древнегреческий философ Антисфен (ок. 450 – ок. 360 гг. до н.э.) – ученик Сократа, противник Платона. «Понятие есть то, говорил он – что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет». В современной научной литературе по философии, гносеологии, логике понятие трактуется как абстрактный образ (отражение) того или иного предмета, явления, процесса действительности. Это – «… мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними». В гносеологии (теория познания) понятие представляет характерную лишь для человека логическую форму познания окружающего мира. В отличие от чувственного образа (ощущения, восприятия, представления) понятие как абстрактный (идеальный) образ лишен всякой наглядности, всякой чувственности. Это, во-первых. Во-вторых, понятие есть обобщенная форма отражения действительности. Если в чувственных формах познания объект воспроизводится в его индивидуальности, то понятие фиксирует лишь общие черты (свойства) многих предметов, образующих особый их класс, группу. Абстрактное, обобщенное отражение действительности играет огромную роль в научном познании, поскольку оно дает возможности проникать в сущность вещей (предметов, явлений и т.д.), что невозможно при чувственном отражении действительности. В-третьих, в понятии отражается сущность вещей. Именно с помощью понятия достигается цель выявления сущности вещей. При этом, как справедливо отмечал К. Маркс, чем выше уровень абстракции, тем глубже мы проникаем в суть вещей, скрытую от простого наблюдения. Оперирование понятиями – необходимое условие существования науки. В каждом понятии различают его содержание и объем. Под содержанием понятия подразумевают ту совокупность признаков или свойств предметов, которые отражаются в данном понятии. Что касается объема понятия, то под ним понимают множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат признаки (свойства), относящиеся к содержанию этого понятия. Так, содержание понятия «малая социальная группа» образует все те существенные признаки, которыми характеризуется любая из этих групп. Объем же этого понятия составят все существующие и известные науке малые социальные группы (семья, учебная группа в ВУЗе, футбольная команда). Некоторые из авторов книг по логике считают, что существует закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия. Его суть в следующем: всякое увеличение элементов содержания понятия влечет за собой уменьшение объема, а всякое уменьшение содержания ведет к увеличению объема. Иногда содержание понятия связывают с глубиной, а объем – с широтой знания в какой-либо области. Всё сказанное можно резюмировать так: «… понятие есть мысленное отражение в форме непосредственного единства общих и существенных признаков предметов»[13, c. 25]. Понятия непосредственно закрепляются и выражаются в языковой форме – в виде отдельных слов («элемент», «общество», «социальное» и т.д.) или в виде словосочетаний («элементарная частица», «социальная группа», «семья» и т.д.). Применительно к науке, являющейся отдельной, относительно самостоятельной отраслью научного знания, её специфические собственные понятия фиксируются и выражаются в терминах. То есть в данном случае вместо слова «слово» используется слово «термин». Термин - это имя с оттенком специального (научного) его значения в какой-либо теории или отрасли знания. Поскольку речь зашла о соотношении таких терминов как «понятие», «слово», «термин», считаем целесообразным уже здесь представить также важный и широко используемый в контексте методологической рефлексии науки термин «категория». Категории – это такие понятия, которые являются только родами по отношению к другим понятиям, и которые не могут быть видами. У таких понятий (категорий) наибольший объем и наименьшее содержание по сравнению с остальными понятиями. Применительно к философии, например, категориями являются такие понятия, как «вещь», «сущность», «форма», «причина» и другие. Что касается отдельных (специальных) наук, то здесь также есть такие понятия, которые по отношению к образующим эти науки системам понятий выступают как родовые понятия и которые в этих системах не могут играть роль видовых понятий: «фигура» - в геометрии, «атом» - в химии, «социальное действие» в социологии. Но подчеркнем: только по отношению к той или иной конкретной науке. Применительно же к более широким областям знания категории отдельных, как более частных научных дисциплин, могут рассматриваться как видовые понятия, а не родовые, а, следовательно, и не как категории. Та же социологическая категория «социальное действие» в более широкой системе знания может рассматриваться уже как видовое понятие, то есть как простое понятие, а не как особая категория. Понятие – это всеобщая мыслительная форма. Ими пользуются все люди. Кстати, понятие – это элементарная форма мышления. Из понятий в соответствии с определенными правилами строятся суждения и умозаключения – более сложные мыслительные формы, которые также являются общими для всех людей. В обыденной жизни, вне науки, то есть, на уровне обыденного сознания, люди не задумываются над тем, что такое понятия, как понятия образуются, что такое содержание и объем понятия и как они соотносятся между собой, какие типы соотношения между понятиями существуют; что такое классификация понятий и зачем она нужна, как определяются понятия. Существует множество других вопросов, связанных с понятиями, неосознаваемых на уровне обыденного сознания и не имеющих для него какого-либо важного значения. Однако на уровне научного сознания все эти вопросы крайне важны. От их правильного понимания зависит успешное функционирование и развитие науки, её эффективность, а, следовательно, и целесообразность. Дело все в том, что понятия являются мощнейшим средством теоретического (научного, систематического, целенаправленного) освоения человеком окружающего его мира, делающим возможность перейти от простой регистрации и констатации фактов, простого описания предметов и явлений, состояний и процессов к разгадке и объяснению их сущности, возможности их практического использования. Понятия – это узловые моменты (точки) науки, особенно в той её части, которую принято называть теорией. Хотя, конечно же, понятия являются важным средством и прикладных исследований. Без операционализации понятий (об этой операции с понятиями в социологии мы будем еще говорить особо) нельзя провести ни одного сколько-нибудь стоящего исследования по сбору первичных данных (фактов) в социологии. Понятия и взаимосвязи между ними образуют своего рода «ткань» науки, особенно если иметь в виду её систему, науку как определенный итог, результат познания такого процесса. Графически это можно представить следующим образом: см. рисунок 1.
Рис. 1 Упрощенная модель научной теории Более сложной является модель, при которой учитываются исходные и базисные категории науки. См. рис. 2. Рис. 2. Модель научной теории
Между прочим, изучая ту или иную научную дисциплину теоретического характера как особый учебный предмет, необходимо выяснить все, по крайней мере, основополагающие её понятия, а также разобраться, в каком отношении эти понятия находятся между собой, скажем «общество», «семья», «личность» и т.д. При этом каждое из основных родовых понятий (категорий), может рассматриваться как своего рода точка, двигаясь из которой можно построить представления об изучаемом наукой предмете в целом. Теперь остановимся, конечно же, совсем коротко, на означенных немногим ранее вопросах, связанных с тем, какие типы понятий существуют, с моделями соотношения понятий, с процессом их образования, а также с операциями с понятиями, имеющими существенное значение для науки вообще и для каждой из отдельных наук в частности. Виды понятий Существуют различные виды понятий. Регистрирующие и нерегистрирующие. Примеры первых: «западная социология», «социологический опрос», «малая социальная группа». Примеры вторых: «группа», «человек», «семья». Пустые и непустые. Пустым понятиям не соответствует ни один предмет в объективном мире. Примеры первых: «человек, проживший 1000 лет», «вечный двигатель». Примеры вторых: «наука», «социальное действие», «страна». Конкретные и абстрактные. Первые из них являются понятиями о предметах («человек», «общество»), вторые – о свойствах и отношениях («порядочность», «толерантность»). Абсолютные и относительные. Если в содержании относительного понятия имеется признак, фиксирующий отношение одного предмета к другому, то в содержании абсолютного понятия такой признак отсутствует. Примеры абсолютных понятий: «искусство», «армия»; относительных – «отец», «структура». Положительные и отрицательные. Скажем, «порядочный человек» и «непорядочный человек»; «социальное поведение» и «асоциальное поведение». Существуют также другие виды понятий: «собирательные» и «несобирательные», «всеобщие» и «особые» («частные») и т.д. Знание того, какие существуют виды понятий необходимо, чтобы эффективно их использовать как инструмент научного познания действительности. Отношения между понятиями Между различными понятиями, в том числе между понятиями науки с точки зрения их содержания и объема существуют различные формально-логические отношения. Знание различных типов соотношения понятий весьма важно для эффективного оперирования ими в науке (при построении теорий, их аргументации и изложения). По содержанию любые два понятия отличаются друг от друга. В этом плане они могут быть абсолютно различными и относительно различными (эти последние в свою очередь различаются на зависимые, однородные, сходные). Бывают понятия соединимые и несоединимые (эти последние различаются на противоречащие и противоположные); сравнимые и несравнимые. Что касается объема понятий, то между ними могут быть отношения совпадения (тождества) (См. рис.3); включения (См. рис. 4); исключения (См. рис.5); пересечения (См. рис.6); соподчинения (См. рис.7).
Образование понятий Понятия имеют исторический характер: они возникают, развиваются и могут трансформироваться. Они вовсе не абсолютны и не вечны, как полагал Платон. Процесс образования понятий предполагает целый ряд мыслительных действий, которые и позволяют установить общие признаки предметов, выделив среди них существенные. Под данными действиями принято понимать следующие методы или способы мыслительных операций с предметами: а) анализ – мысленное расчленение предмета на составляющие его свойства или признаки; б) сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми предметами по их свойствам и признакам; в) синтез – мысленное соединение частей (признаков, свойств) предметов, в нечто целостное, характеризующее их как таковые; г) абстрагирование – выделение признаков, составляющих содержание понятия, из всей совокупности признаков предметов; д) обобщение признаков присущих конкретным предметам; е) отвлечение общих и существенных признаков различных предметов, фиксация их совокупности (единства) в том или ином понятии. Речь идет о типичных общенаучных методах исследования применяемых в самых различных областях теоретического знания. Это – методы работ (оперирования) с понятиями, в данном случае методы их образования. Определение понятий Данный термин употребляется, по крайней мере, в двух различных смыслах. Им обозначают и (1) определенный логический прием (процедуру), имеющий целью раскрыть содержание понятия, и (2) результат применения данного приема – утверждение (суждение), раскрывающее сущность понятия, а, следовательно, и сущность самого объекта фиксируемого в определенном понятии. «… Определение есть логическая операция, посредством которой раскрывается содержание того или другого понятия, или есть указание существенных, характерных признаков предмета, отображаемого в понятии»[13, с.150]. В данной дуальности термина «определение понятия» - отражается тот факт, что наука, с одной стороны, является процессом познания человеком действительности, а, с другой, - она представляет собой определенный результат процесса познания, его итог, зафиксированный в систематически оформленной системе знаний о том или ином фрагменте действительности. Определение в собственном смысле этого слова, т. е. строго логическое определение с указанием достаточного набора существенных признаков, образующих содержание определяемого понятия, позволяющего отличить фиксируемый в нем предмет от других предметов, называют еще дефинициями (от лат. definitio). В каждой дефиниции имеется определяемое понятие (дефиниендум) и определяющее понятие (дефиниенс). Распространенным видом дефиниции является определение через указание рода и видового отличия. Определение в данном случае делается так: определенное понятия подводится под более широкое понятие, и указываются его видовые отличия. Например, «Квадрат есть геометрическая фигура, у которой все стороны и углы равны». Существуют различные виды определений: полные, неполные, реальные, номинальные, вербальные. Для того чтобы эффективно оперировать понятиями науки, устанавливая отличия одного понятия от других, необходимо строго соблюдать правила определения, знать возможные при этом ошибки. Для того чтобы определение понятия было правильным, требуется: а) чтобы оно было соразмерным, т.е. не было слишком широким или наоборот слишком узким; б) чтобы оно не заключало в себе круга, т.е. не было тавтологичным; в) чтобы определение положительных понятий не было отрицательным; г) чтобы определение было кратко и точно. От определений необходимо отличать сходные с ними, но не могущие заменить их приемы: указание, описание, характеристика, различение, пояснение, сравнение. Значимость определений состоит, во-первых, в том, что в них подытоживается главное в наших знаниях об исследуемых объектах, а, во-вторых, в том, что они являются основой для дальнейшего развития знаний. Без них невозможно обойтись в любой науке. Определения, соответствующие сути предметов, стремится сформулировать каждый ученый в области своей науки. Разумеется, содержащиеся в определениях знания – это далеко не все знания, образующие науку. И все же их роль в науке чрезвычайно велика. Они предохраняют нас от смешения понятий и дают возможность устанавливать отличие одних понятий от других, а, следовательно, и одни предметы от других, фиксируемые в понятиях. Они ценны и тем, что являются средством сокращения сложных рассуждений в научных теориях. Всё это в полной мере относится и к социологии. Классификация (от лат. clasis – разряд, класс и facio – делаю, раскладываю) понятий. Данный термин употребляется в двух значениях. Во– первых, он обозначает (ту или иную) систему соподчиненных понятий в той или иной отрасли знания или деятельности человека, составленную на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними, позволяющую ориентироваться в многообразии объектов и являющуюся источником знания о них; распределение каких-либо объектов по классам (разрядам, отделам) на основе их общих признаков, сходства и различия, отражающих связи между классами объектов в единой системе данной отрасли знания. Классификации часто представляются в виде различных по форме схем (таблиц). Классификации одновременно подытоживают результаты предшествующего развития данной отрасли знания и вместе с тем являются началом нового этапе в её развитии. Классификации содействуют движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Научные классификации не только представляют собой в развернутом виде картину состояния науки (или её фрагмента), но и дают возможность делать прогнозы относительно неизвестных ещё фактов или законов. Во-вторых, термин «классификация понятий» употребляется для обозначения самого процесса классифицирования или, что одно и то же, деления понятий. Сущность классификации заключается в раскрытии объема понятия путем перечисления всех понятий, которые являются по отношению к нему видовыми. Эти последние называют членами деления, а понятие, в объеме которого содержатся члены деления, называется делимым понятием. Деление понятия должно осуществляться в каждом конкретном случае по одному основанию. Если треугольники делят на прямоугольные, остроугольные и тупоугольные, то основанием деления здесь будет являться «величина угла», делимым понятием «треугольник», а членами деления – «прямоугольный треугольник», «остроугольный треугольник» и «тупоугольный треугольник». Понятие может делиться и по разным основаниям. Однако в таком случае речь уже должна идти о разных классификациях. Существуют различные виды классификаций. Скажем, дихотомия (деление объекта на два класса). Она нередко используется (применяется) в науке, но имеет существенный недостаток: отрицательный член в ней является слишком неопределенным, требующим дальнейшего раскрытия его объема. Так, если россияне делятся на русских и нерусских, то в данном случае значительная часть объема делимого понятия остается нераскрытой из-за неопределенности второго члена деления («нерусские»). Существует классификация понятий по видоизменению признака. Она дает возможность избегать указанного недостатка дихотомии. Её суть в том, что члены деления представляют собой такие совокупности предметов, в каждой из которых общий для всех совокупностей признак проявляется по-особому, с теми или иными вариациями. Большое значение в науке имеют естественные классификации в отличие от так называемых искусственных классификаций. Эти классификации понятий различаются между собой по степени существенности основания деления понятий. Если в качестве основания берутся существенные признаки, из которых вытекает максимум производных, так что классификация может служить источником знания о классифицируемых объектах, то такая классификация называется естественной. Если же в классификации используются несущественные признаки, то классификация считается искусственной – она может играть лишь вспомогательную роль в научном познании. При делении понятий необходимо строго соблюдать его правила, без чего нельзя построить надежные классификации. Вот эти правила. 1. Классификация должна быть адекватной (соразмерной): если члены деления не исчерпывают объем делимого понятия, то деление является слишком узким, а если оказывается лишний член деления, то оно называется слишком широким. 2. Каждая отдельная классификация должна производиться по одному основанию. 3. Основание классификации должно быть взято не произвольно, а относящимся к сущности делимого целого. 4. Члены деления должны быть несовместимыми понятиями. 5. Классификация должна быть непрерывной, т.е. переходящей постепенно от членов, полученных прямо через ограничение исходного понятия, к членам, находящимся на более низких ступенях подчинения. Все, что было сказано здесь о понятиях, имеет самое непосредственное отношение и к социологии как науке, к используемым ею понятиям и категориям, фиксирующим самые различные явления социальной действительности - предметной области её как науки. Социолог-специалист, причем не только теоретик, но и прикладник, должен иметь четкое представление о том, что такое понятие, хорошо владеть навыками, осуществлять различные операции с понятиями как одним из главных инструментов научного познания общества. Конечно, мы затронули лишь самые общие вопросы, связанные с данным инструментом познания и к тому же представили их в весьма краткой форме и скорее для общего ознакомления с ними. Более полное и подробное их освещение можно найти в различного рода работах по традиционной (формальной) логике и особенно в учебных пособиях по этой дисциплине, представляющих вопросы, о которых здесь шла речь, в систематизированном виде.
2. Понятия и категории социологии: особенности, многообразие и развитие
Мы не будем обсуждать вопрос, - а ранее уже было отмечено, что некоторые социологи все его еще ставят, - «Нужен ли социологии свой понятийно-категориальный аппарат?». Вопрос этот сегодня не имеет смысла, и его обсуждение означало бы возврат назад. Такой аппарат, применительно к социологии, не только возможен, но и просто необходим. Только при его помощи, социология может эффективно функционировать, как наука об обществе: проникать в сущность, образующих её предметное поле явлений и процессов, адекватно выражать (описывать) и представлять человеку и человечеству социальную реальность – их жизненный мир, повседневность и судьбу. Если бы социология не имела своего собственного понятийно-категориального аппарата, она не была бы особой, самостоятельной наукой. В лучшем случае, она просто бы дублировала другие общественные науки. Более того, такой аппарат социологической науки уже давно существует. Существует с того момента, когда социология конституировалась в особую относительно самостоятельную научную дисциплину, что произошло в конце Х1Х – начале ХХ вв. Иное дело, - каково его качество, состояние, эффективность? Какие проблемы стоят сегодня перед социологией по совершенствованию данного аппарата? Что следует предпринять, чтобы повысить его надежность и эффективность? Говоря о роли (или функциях) понятийного аппарата в социологии, Харчева В. Г. считает, что он играет двоякую роль: «во-первых, он отражает состояние научных представлений, научных знаний об объекте анализа; во-вторых, служит основанием разработки системы переменных в социологических анкетах, интервью, наблюдениях» [14, с.24]. Представляется, что роль понятийного аппарата социологии в данном случае явно преуменьшена. Поэтому более адекватным является суждение на этот счет Г. П. Орлова. Полагая, что общий концептуальный аппарат с базовой системой категорий социологии, еще только должен быть создан, Г. П. Орлов пишет, что он выполнил бы, по крайней мере, две функции: 1) способствовал познанию общества, как целостной системы (макро- и микро-, общего и особенного, объективного и субъективного, социального и индивидуального); 2) вырабатывал интернациональный социологический язык научного общения [9, с.109]. Вот вопросы, которые выдвигаются сегодня на передний план в области проблематики, связанной с разработкой, функционированием и использованием понятийно-категориального аппарата социологии. Говоря о понятийно-категориальном аппарате социологии, следует, на мой взгляд, чтобы лучше представлять его природу, выделить (обозначить) два значения самого этого термина – широкий и узкий его смысл. В первом случае, речь идет обо всей совокупности понятий, которые применяет (использует) социология как наука, включая её собственные (родовые) понятия, так и понятия других обществоведческих научных дисциплин, а также философские (метафизические) понятия. Во втором случае, имеется в виду лишь та совокупность (система) понятий, которые являются сугубо социологическими, хотя и могущими быть использованными другими, не социологическими дисциплинами, изучающими общество. При этом термин понятийно-категориальный аппарат науки, социологии, в том числе, предполагает, что речь идет в данном случае не о простой совокупности понятий, используемых наукой, а об их упорядоченной (структурированной) совокупности и даже системности, что особенно следует иметь в виду, когда мы употребляем рассматриваемый термин в узком его смысле или значении. Понятийно-категориальный аппарат социологии, как и всякой другой науки, взятый в этом его значении также целостен, системен, как целостен, системен тот фрагмент реального мира (действительности), который образует её предметное поле. Причем понятийная система науки не складывается сама по себе (стихийно); она разрабатывается социологами (учеными) и является результатом их научной, творческой деятельности. Как таковая, она – эта деятельность, в собственном смысле слова и есть процесс научного творчества, процесс развития науки, процесс научного познания человеком общества и самого себя, как члена данного общества. Не следует, кстати, отождествлять термины «понятийно-категориальный аппарат социологии» и «понятийно-категориальная система социологии». Первый из них является более общим и одновременно широким. Во- первых, когда мы говорим «аппарат», мы понимаем под ним, в данном случае, всю совокупность используемых социологией понятий, в том числе и не социологических, не затрагивая содержания (особенностей построения системы, её системообразующего понятия, ключевой категории и т.д.), логики построения, концептуальности самой системы понятий социологии. Во-вторых, когда используется термин «система», речь идет уже о собственно социологических понятиях, вся совокупность которых сложена в соответствии с системной логикой, изучаемого социологией объекта – общества, и в соответствии с особенностями самой социологической парадигмы обществознания, а также в соответствии с тем теоретико-методологическим подходом к изучению общества, который избран автором, как представителем той или иной школы (направления) в социологии (конфликтосоциология, структурно-функциональный подход, феноменологическая социология и т.д.). Об этих и других проблемах, связанных с построением, функционированием и развитием (совершенствованием) понятийно-категориальной системы социологии, речь пойдет при рассмотрении следующего вопроса. Сейчас же мы остановимся на классификации используемых социологией понятий (их различных типах, группах и блоках), выяснении специфики собственно социологических понятий, на том, как складывался понятийно-категориальный аппарат социологии (место и роль всех понятий других наук), на образовании и развитии собственно социологических понятий, той роли, какую играли отдельные ученые – социологи в формировании понятийно-категориального аппарата социологии. Категориально-понятийный аппарат той или иной конкретной науки адекватен её предмету и тому месту, которое она занимает в системе научного знания. Адекватен предмету потому, что каждый предмет, или точнее предмет каждой науки, имеет свою специфику и свои границы, поэтому выразить его можно лишь при помощи специфических (адекватных) понятий. А что касается адекватности категориально-понятийного аппарата науки, её месту в системе других наук, то речь идет здесь о том, что ни одна наука не может обойтись исключительно лишь своими собственными понятиями. Чтобы достаточно полно и всесторонне отразить свой предмет, она заимствует многие понятия у других наук и пользуется ими. Ведь предмет любой науки – это всего лишь фрагмент окружающего нас мира; он часть этого мира и понять его, выразить его можно только представляя его, как часть окружающей действительности, тесно связанной с другими частями этой действительности. И вот, чтобы представить свой предмет не в отрыве от других частей мира, не просто как феномен абсолютно самостоятельного явления, а как неразрывно связанное с другими явлениями, с окружающим миром в целом, и необходимы науке, изучающей это явление, другие понятия, и не только её собственные (предметные), но и понятия, близких ей, смежных с нею, наук. Все это в полной мере относится и к социологии: категориально-понятийный аппарат её, во-первых, адекватен её предмету, а во-вторых, он включает в себя множество таких понятий, которые являются родовыми понятиями других наук и, прежде всего, наук, близких социологии. А поскольку, социология – это прима наук среди наук об обществе, наука, изучающая общество вообще, общество в целом, и человека, как социальное существо, и как таковая тесно связана практически со всеми социальными, общественными, да и вообще гуманитарными дисциплинами, то она пользуется богатейшим понятийным арсеналом самых различных социальных, общественных, гуманитарных наук. Обратимся к специалистам: как они представляют категориально-понятийный аппарат социологии? Вот, что говорится о данном аппарате в книге В.Г. Харчевой «Основы социологии. Учебное пособие» (М., 1997). Кстати, представляя свою позицию, она ссылается на то, что эта позиция есть результат анализа ею множества соответствующих работ по данной проблеме. Она констатирует, что социология использует три типа понятий: (1) общефилософские, (2) общесоциологические, (3) операциональные (или конкретно социологические). Общефилософские. Харчева пишет, что поскольку социология зародилась в недрах философии, постольку за ней сохраняются многие понятия философии. Какие? Например, «общество», «общественные отношения», «социальные и нравственные отношения», «культура и культурные ценности», «личность», «социальная среда» и др. Следует заметить, однако, что автор данной позиции не совсем корректна. Вряд ли перечисленные понятия являются философскими: личность, социальная среда, общество, наконец. Возможно, эти понятия и были когда-то философскими. Теперь же они являются, на мой взгляд, социологическими. Когда социология начала выделяться из философии, они, эти понятия, отошли к социологии. Это также, как с методами, которые применялись науками до возникновения социологии, но которые так широко стали применяться в социологии, так были ею обоснованы, что по праву стали называться «социологическими». Философские понятия – это, такие понятия, прежде всего, как «бытие», «сущность», «явление», «субстанция», «пространство», «время» «первичное», «вторичное», «познание», «движение», «диалектика», «противоречие», «причина», «следствие» и т.д. Социология применяет эти понятия, примерно в такой форме: «социальное бытие», «социальное время» «социальное пространство». Однако социология применяет эти понятия и напрямую – «сущность», «причина», «следствие» и т.д. Замечу, при этом, что дело не только в том, что социология отделилась от философии. Философия составляет мировоззренческую основу социологии (кстати, как и любой другой науки). Поэтому, она не только может, но и должна, использовать понятия философии. Отделившись от философии, социология стала разрабатывать свой понятийный аппарат: его составляют (родовые) понятия социологии. В. Г. Харчева к ним относит такие понятия, как «социальное действие», «социальное взаимодействие», «социальный контроль», «социальный институт», «социальные процессы». Выходит, что к собственно социологическим относятся лишь те категории, которые образованы посредством прибавления к общим понятиям слова «социальный». Представляется, однако, что социологическим может быть и такое понятие, которое не является составным, сложноустроенным – результирующим объединение в один термин двух терминов. Например, понятие «личность» также является социологическим. Хотя, было бы неверно говорить «социальная личность». Данное понятие, вне всякого сомнения, сугубо социологическое только потому уже, что личность – это продукт развития общества; это человек, взятый в его социальном качестве. Даже в контексте психологической науки, где это понятие занимает важное место, оно связывается с социальностью. То же самое «культура». Хотя, иногда в социологии, чтобы подчеркнуть социологичность данного понятия, употребляют термин «социальная культура». Социологическими будут и такие понятия, которые не являются сложными (без добавления слова «социальный»), но подразумевают, что речь идет о явлении, контекст (среда) которого – это социальный мир людей. На уровне сбора социологической информации (т.е. на операциональном уровне), социолог использует и такие понятия, которые представляются в виде переменных. Например, «уровень доходов» определенных социальных групп, «мнения людей» относительно чего-либо и др. Поскольку социология – наука плюралистическая, полипарадигмальная, представляющая собой целую систему (множество) отдельных, относительно самостоятельных концепций, школ, направлений, её категориально-понятийный аппарат является неоднородным, многоплановым, полизначным. Можно даже так сказать: каждое теоретико-методологическое направление в социологии имеет, как бы свой, специфический для него, понятийный аппарат. В нем за исходное может быть взято понятие или категория, которое в другой концепции, в другом направлении имеет второстепенное значение. На первый план также выдвигаются иные понятия – не те, которые в другой концепции находятся на первом месте. Это могут быть понятия, которые в этой последней находятся на втором, а не отнюдь на первом месте. Социология, в категориально-понятийном отношении, - это полиструктурное образование. Приведем еще одно суждение о категориально-понятийном аппарате современной социологии. Это суждение Г.П. Орлова [9]. Он также называет 3 относительно самостоятельных, но в тоже время взаимопроникающих блока тех категорий, которые образуют понятийно-категориальный аппарат социологии. Заметим, между прочим, что Г.П. Орлов, как это явствует из текста его статьи, не учитывает различия между понятиями и категориями науки, по крайней мере, применительно к социологии. Первый блок – это «собственно социологические, родовые категории, образующие логико-методологическую и теоретическую основу социологии – науки о современном обществе, как целостности» [9, с.111]. К ним он относи т, например, такие категории, как «социальное», «социетальное», «социум» «социальная система», «социальная структура», «взаимодействие», «общность», «класс» и др. К этому блоку категорий, - Г.П. Орлов называет их еще базовыми, - относятся, по его мнению, и более специализированные понятия: «социализация», «аномия», «социальный факт», «лидерство», «инновация» и т.д. Здесь же и такие, более или менее новые понятия, как, «социальное пространство», «переходное общество». Второй блок – это большая группа так называемых межпредметных категорий, понятий и терминов, которые заимствованы социологией у других социальных и гуманитарных наук. К ним можно отнести «государство», «управление», «девиация», «преступность» и множество других аналогичных категорий. Эти категории, по мнению автора, лишь в контексте социологического анализа входят в строй социологической науки [9, c.112]. Третий блок, используемых социологией категорий – это общенаучные понятия, «выражающие в основном, теоретико-методологические и эпистемологические стороны социологического знания» [9, с.112]. Этот блок, в свою очередь, дифференцирован на три группы категорий: (1) общие методологические категории, концентрирующие методы и принципы познания; (2) специальные теоретико-методологические понятия, свойственные концепциям «среднего уровня»; (3) конкретно-социологические, относящиеся непосредственно к эмпирическому исследованию: «объект», «предмет», «экспертиза», «репрезентативность», «верификация» и др. Предложенная Г.П. Орловым, дифференциация, используемых социологией понятий, заслуживает внимания. Однако стоит заметить, что третий блок понятий остался не совсем проясненным. Если по первой группе понятий этого блока, приводятся примеры, то вторая и третья группы понятий данного блока не иллюстрируются понятиями и остаются весьма не прояс
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 6741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.38 (0.021 с.) |