Тема 1. Объект и предмет социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Объект и предмет социологии



 

Выработка общего и по возможности более полного представления о социологии как особой науки, ее характере и роли в жизни общества может быть и должно начаться (как и применительно к любой другой науке) с выяснения основного вопроса, связанного с методологической рефлексией о том, что она (социология) изучает, что является ее объектом и каков ее предмет, в чем ее предметная специфика, какие определения ее как науки существуют, высказанные классиками и предлагаемые современными представителями этой науки – социологами.

 

План

1. Что изучает социология? Предметная специфика социологии.

2. Изменение (развитие) представлений о предмете социологии в процессе ее институционализации и совершенствования.

3. Определения социологии: классические и современные варианты.

1. Социология – это одна из множества существующих сегодня общественных социально-гуманитарных наук. Со времени возникновения основы социологии были заложены в первой трети XIX в. трудами французского мыслителя О. Конта (1798 - 1857).

Она прошла большой путь своего развития и совершенствования – путь острейших дискуссий, глубоких разочарований и блестящих побед. Из отрасли знания, развивавшейся исключительно на инициативной основе (О. Конт, Г. Спенсер и др.), она превратилась в высшей степени институционолизированную научную и учебную дисциплину. В настоящее время социология, разумеется с учетом специфики присущего ей качественного своеобразия, обладает развитой атрибутикой, характерной для любой ставшей зрелой науки: она имеет свой особый предмет изучения, «свои» законы и категории, исследовательские методы, свою, достаточно строго определившуюся к настоящему времени нишу в системе научного знания в целом, и в обществоведческом комплексе научных дисциплин в частности; выполняет целый ряд имеющих как теоретическое, так и практически прикладное значение функций. У нее есть свои учреждения и ресурсы (кадровые, финансовые, технические). По ней готовятся специалисты, защищаются диссертации, присваиваются соответствующие научно-педагогические звания. Социология изучается и как учебная дисциплина в учебных заведениях.

Важнейшим из атрибутов, т.е. неотъемлемых свойств любой науки, в том числе и социологии, является изучаемый ею предмет. Если наука не имеет своего особого предмета, чтобы о ней не говорили как о науке, она не может считаться подлинной наукой, наукой в точном смысле этого слова. Наличие у науки своего собственного предмета, в исследовании которого компетентна лишь она одна, - важнейший признак ее как особой, относительно самостоятельной дисциплины.

Предмет науки – это та сторона (сфера) действительности окружающего нас мира, которая изучается денной наукой. У каждой науки есть свой предмет. При этом предмет науки имеет двойственную природу, что кстати, не всегда принимается во внимание: с одной стороны, он представляет – как только что было отмечено – какую-то конкретную сторону объективной реальности, а с другой – выступает в качестве результата своего рода продукта исследовательской работы ученых, суть которой в вычислении из окружающего нас мира для специального изучения той или иной его стороны (сферы) и абстрагирования от других остальных сторон объективной реальности.

Правда, было бы совсем правильно, и абсолютизировать «искусственность», идеальность и субъективность предмета науки, как это иногда делается. Так, например, С.С. Фролов пишет, говоря о различие объекта и предмета науки вообще «... объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существует только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от самого знания и является его частью»[1]. И далее он продолжает: «Таким образом, в самом объекте не содержится никакого предмета исследования»1.

С данным рассуждением С.С. Фролова нельзя согласиться. Дело в том, что, обладая двойственной (двоякой, дуальной) природой, предмет науки лишь в одном случае не зависит от объекта исследования – в случае, если мы рассматриваем его с точки зрения формы: по форме предмет действительно не зависит от объекта – он зависит от субъекта, изучающего его человека, уровня развития знаний и вообще от того, выделен ли он для специального изучения в качестве как раз специального (особого, отдельного) предмета или нет. То есть предмет науки – и это верно – субъективен, но подчеркиваем, - по своей конкретной форме. По своему же содержанию предмет любой науки, на какой бы стадии (уровне) развития эта последняя не находилась, зависит не от исследователя (в том числе коллективного – научного сообщества), а от объекта. Предмет науки по своему содержанию объективен, если говорить, разумеется, о предмете науки, а не о предмете разного рода, мистике и спекуляции. Ведь предмет науки – это своего рода модель (теоретическая конструкция) изучаемого явления (объекта). И если мы желаем получить достоверные знания об изучаемом явлении, то эта модель (теоретическая конструкция) должна быть адекватной по своему содержанию изучаемому явлению, то есть верно, правильно представлять эти явления с точки зрения его внутреннего содержания, конечно же не абсолютно, но хотя бы в приближении[2].

Чтобы учесть указанную двойственность (дуальность) природы предмета науки в науковедении, используют и такое понятие как «объект науки». Благодаря этому проводиться различие между тем, с чем непосредственно имеет дело ученый, как представитель данной науки (предмет науки) и тем, что существует в самом окружающем нас мире как объективная реальность (объект науки).

Нередко различные явления, процессы окружающего нас мира выступают как объекты междисциплинарного исследования, то есть они могут рассматриваться как общие объекты целого ряда наук. Другими словами, один и тот же объект может иметь несколько хозяек – изучаться сразу несколькими науками. Но предмет науки всегда имеет лишь одну хозяйку – науку, которая обладает монопольным правом на его исследование.

Именно так как раз обстоит дело с социологией. Социология – это одна из научных дисциплин, изучающих общество. Ответ на вопрос, что она изучает, содержится уже в самом её названии – «Социология» (наука об обществе). Оно образованно в результате сочетания двух терминов – латинского societas – общество и греческого logos – слово, учение. В нем указывается, прежде всего, на объект социологии – общество. Общество – это не предмет, о объект социологии, потому что изучается и другими науками, а не только социологией, какое бы место эта последняя не занимала в его исследовании. У социологии имеется свой угол зрения на общество, не совпадающий с подходами к изучению общества характерными для других общественных дисциплин. Кстати, предмет социологии выделяется не по принципу «сторона (часть, фрагмент объекта)», а по принципу «точка зрения(угол зрения)» на общество, своего рода «способ исследования, взгляд» на общество[3]. При этом, хотя

На данную особенность социологии обращают внимание почти все, кто пишет или говорит о ней как о науке, ее предмете и статусе, соотношении с другими науками.

Но что это значит – изучать общество вообще, общество как таковое, общество в целом? Определение предмета социологии предполагает обязательное разъяснение этого вопроса. Это тем более следует сделать, что при данной формулировке предмета науки, о которой здесь идет речь, вполне возможен упрек в том, что общества вообще, общества как такового нет; оно просто не существует. Реально существуют лишь конкретные общества, скажем российское, японское, французское; традиционное, индустриальное, постиндустриальное; западное, восточное; демократическое, недемократическое.

Общество вообще – это всего лишь абстракция, понятие, подобно таким понятиям как «дом вообще», «дерево вообще», «страна вообще», которые действительно, реально не существуют, а представляют собой лишь абстрактные понятия (образы), лишенные всякой чувственности, всякой наглядности, возникающие в нашей голове и имеющие место лишь в ней, а не в самой окружающей нас реальной действительности. И с этим надо согласиться. Но в таком случае выходит, что социология имеет дело не с реально существующей жизнью, а лишь с понятиями (абстракциями) и является в высшей степени абстрактной дисциплиной, наподобие философии, которую, как уже было замечено, и наукой – то в точном смысле этого слова не назовешь. Кстати, Конт закладывал основы социологии именно как науки точной, наподобие физики, и как раз в противовес философии как мировоззрению.

В принципе такие, то есть в высшей степени абстрактные науки, имеющие дело главным образом с идеальными объектами, в качестве которых, выступают понятия, а не реально существующие вещи, есть. К ним относится, прежде всего, математика. Философия также является такой дисциплиной, правда, в той мере, в какой ее можно считать наукой. Да, и сама социология, как будет показано далее, имеет дело с абстракциями, с понятиями. Ведь она не только эмпирическая (опытная), имеющая дело с фактами наука, но и наука теоретическая. Тем более что в общих понятиях, абстракциях, с которыми имеют дело все теоретические науки, отражаются характерные для реально существующих явлений, процессов, вещей общие им черты, признаки, свойства. Общество вообще, общество как таковое – это тоже понятие, абстракция. Как понятие, оно фиксирует в себе общие признаки, свойства, характерные черты, присущие всем без исключения конкретным, реально существующим обществам. Они, эти признаки, свойства могут и должны быть предметом специального рассмотрения. Прерогатива этого рассмотрения и принадлежит как раз социологии как общей, комплексной науке об обществе. Адекватное представление о них является весьма важным для понимания самих реально существующих, конкретных обществ, ибо, как бы эти последние не отличались друг от друга они, тем не менее, представляют собой один и тот же тип объективной реальности – социальной жизни: при этом, как заметил Маркс, чем выше уровень абстрактности (общности) понятия, тем глубже проникает оно в сущность вещей.

Следовательно, социология в определенной своей части ничем не отличается от других теоретических дисциплин: она имеет дело не только с конкретными, реально существующими вещами, явлениями, процессами, но и с абстрактными понятиями. И как раз благодаря этому она может быть и более того является наукой об обществе вообще, обществе как таковом.

Далее. Определение «социология – наука об обществе вообще, обществе как таковом, обществе в целом (или обществе как целом)» означает, кроме того, что она изучает не какие-то отдельные стороны общества, а общество в единстве всех его сторон и сфер. И здесь чрезвычайно важным является понимание того, что общество не равно простой сумме образующих его сторон. Общество не суммированная, а целостная, органическая система. Оно больше, нежели простая сумма составляющих его сторон. Это «больше» (своего рода, дельта, приращение) образуется за счет функционального взаимодействия различных сторон общества и проявляется в особых качествах, свойствах, признаках общества, которыми не обладает ни одна из его сторон, взятая сама по себе. Это новое, это приращение также обуславливает возможность и, что очень важно необходимость особого, специального изучения общества, которое и закрепляется, как раз, за социологией. Это есть изучение общества как органического целого, как системы. В нем состоит смысл социологического подхода к изучению общества; особенности и специфика социологического знания, смысл и назначение социологии как особой науки.

Таким образом, предмет социологии - это, во-первых, общество вообще, общество как таковое и, во-вторых, общество в целом (общество как целое).

В данных двух аспектах социологии заключается ее специфика и отличие от других наук об обществе.

Также как и первых, второй их этих аспектов предмета социологии связан с изучением общества. Только в первом случае, как уже было показано, речь идет об изучении общих черт, свойств и признаков, характерных для любого общества, любого с точки зрения принадлежности к тому, или иному историческому типу, - а во втором, - об изучении общего, что является характерным для любой из сторон или сфер общества, для любого его процесса или явления. Таким образом, у всех сторон или сфер жизни общества в качестве общего выступает то, что все они представляют собой нечто иное, как конкретную, на этот раз не историческую, а функциональную форму проявления социального. «Социальное» - вторая важнейшая, наряду с «обществом» категория социологии как науки. Она также, как и категория «общество» имеет заглавный характер и имманентно содержится в самом названии науки «социология». Социология – наука о социальном. И это – не игра слов или случайное совпадение, что в самом названии «социология» имманентно содержится одновременно указание на то, что это наука об обществе и наука о социальном. В этой полизначности (дуальности) названия «социология» объективно содержится глубокий, почти что «от Бога» смысл.

Дело в том, что понятие «общество» и понятие «социальное» существуют лишь как взаимосвязанные, с соотносительной категорией, фиксирующей две стороны одного и того же – предмета социологии, выступающего в реальной действительности как исторический процесс жизни и деятельности (жизнедеятельности) людей – существ социальных, т.е. живущих в обществе и посредством общества. Понятие «общество» фиксирует основную, высшую форму проявления социального. Общество представляет социальное во всем его многообразии проявлений. Понятие «социальное» же фиксирует и выражает сущность того, что и является объектом социологии – общество. Понятие «общество» отражает объект социологии, прежде всего со стороны его объема, тогда как понятие «социальное» фиксирует и выражает то, что отличает человека от природы, от животного и вообще то, что делает человека человеком – существом социальным, а не только биологическим, природным.

Социальными являются все общественные отношения без исключений и экономические, и политические, и нравственные, и любые другие. Социальное- это сущностная основа всех общественных отношений и взаимодействий людей. Благодаря тому, что социальное как бы «разлито» по всему обществу – составляет своего рода субстрат общественных отношений, - социология как наука, специально созданная для его исследования, изучает не одну какую-то сторону или сферу общества, даже не ряд тех или иных сторон (сфер) общества, не один какой-то уровень или этап общества, а общество в любой его сфере, на любом этапе и уровне его развития. То есть в компетенцию социологии входит изучение любой стороны, любого этапа и уровня функционирования и развития общества.

При этом социология изучает социальное как само по себе, так и конкретные формы его появления в различных сферах и на различных уровнях общественной жизни. Она изучает не экономику в обществе, а социальное в экономии (социальных аспект в экономике); не политическое в социальной жизни людей, социальных аспект в политике (социальное содержание и смысл в политике).

Социология изучает, кроме того, взаимосвязь этих различных форм проявления социального. Дело в том, что взаимосвязь, взаимодействие в обществе – это и есть главное содержание «социального».

Понимание социального как взаимосвязи, взаимодействия еще в большей мере имеет смысл применительно к человеческим индивидам как социальным существам. Именно взаимные ориентации и зависимость, взаимные ожидания ответных действий и обязательства, то есть взаимодействия человеческих индивидов, потребность их друг в друге ми составляет суть социального, его квинтэссенцию. По мнению немецкого социолога М. Вебера, сопряженная система взаимных ожиданий – обязательств и составляет основу совместного, коллективного, то есть общественного проживания людей; обеспечивает упорядоченность, стабильность общества, регулярность в его функционировании, надежность, управляемость и прогнозируемость и тем самым рациональность коллективной, то есть общественной нормы жизни человеческих индивидов. Указанная система служит также основанием становления формирования самих человеческих индивидов в процессе их социализации или иными словами приобщения к опыту, накопленному предыдущими поколениями совместно живущих людей.

Исходя из этого, а также учитывая то, что общество состоит из индивидов и что носителями (субъектами) социального являются прежде всего, индивиды, и их различные объединения, группы, социология изучает не только собственно общество и образующие его различные сообщества людей, но и самих индивидов. При этом социолог имеет дело не только с такими общими понятиями как «индивид», «человек», «личность», но и с реальными, конкретными, живыми людьми. Более того только через изучение реально существующих, взаимодействующих между собой живых человеческих индивидов и возможно изучение различных сообществ, групп людей, их агрегатов и организаций и тем самым общество как такового. Ибо жизнь общества – его функционирования и развития складываются, в конечном счете, из конкретных действий конкретных индивидов, действий опосредованных объединением индивидов в различные общества – начиная с диад (двух взаимодействующих человек) и кончая такими сложными и многочисленными сообществами, как, скажем этнические группы (племена, народности, нации).

Существующие в западной социологии дилемма: с чем связано, прежде всего, социальное – с существованием общества как надындивидуальной реальности (реализм) или с жизнедеятельностью взаимодействующих индивидов (номинализм), - а следовательно, что является непосредственным объектом изучения социологии, утрачивает смысл, если принять во внимание то, что социальное неразрывно связанно как с обществом в целом, так и с конкретными, реально существующими и взаимодействующими индивидами. Связь эту нельзя не замечать и тем более игнорировать. Социального нет и без индивидов, и без их объединения в различного рода сообщества, высшим из которых является общество (скажем, российское общество), а супервысшим – человечество как мировое сообщество людей. Общество – это реальная, конкретно – историческая, наиболее полная и многообразная форма проявления социального; индивид – это источник и носитель (субъект) социального.

Поэтому социология в качестве своего предмета имеет и индивида(человека), личность, и социальную группу как объединение индивидов, и наконец, общество как особого рода сообщество людей.

К предмету социологии следует отнести и мировое сообщество людей, ибо в нем, хотя и в весьма специфической форме пока еще, также проявляется социальное. Особенно, если иметь в виду становление, укрепление и развитие тех взаимосвязей, взаимодействий между странами (государствами), а также отдельными людьми – гражданами различных стран, которые все больше и больше дают о себе знать сегодня. Взаимодействие человеческих индивидов на этом уровне опосредуется соответствующими организациями: одни из них возникают и существуют в рамках отдельных стран (государств), а другие возникают и функционируют как международные, межгосударственные структуры (например, ООН, ЕС и др.).

Учитывая сказанное ранее, можно заключить, что существует четыре уровня предметной области социологии как науки: межличностный, групповой, социетальный (уровень, представленный обществом как страной, государством), мировой системы (мировое сообщество, человечество).

Несостоятельна идея о том, что с развитием межгосударственных объединений, возникновением международных сообществ, постепенным исчезновением границ между странами, становлением общих хозяйственно – экономических комплексов, единого гражданства социология как бы распредмечивается, поскольку исчезает то, что сегодня рассматривают как предмет социологии – общество (в смысле российское общество, французское общество и т.д.). Несостоятельна по тому, что, во-первых, в любом случае остаются человеческие индивиды с их интеракцией (взаимодействием), то есть как источник и носитель (субъект) социального; во-вторых, потому, что на место одного типа сообщества – общества – приходит другой тип сообщества – человечество, которое, имея в виду коммунизм, Карл Маркс назвал обобществимая человечеством или просто человеческим обществом.

Социология не распредмечивается в данном случае также и потому, что останутся промежуточные между индивидами и человечеством в целом сообщества людей – семья, социальная и социально – демографическая группы, этническая общность, политические, профессиональные, производственные, творческие, культурные объединения, представляющие собой нечто иное, как интеракцию человеческих индивидов. А они, как уже было отмечено ранее, также являются составной частью предмета изучения социологии.

Социология хотя и тесно связана с исторической наукой, сама, тем не менее, не является таковой. В силу этого она занята, прежде всего, изучением реально существующего современного общества.

Полнее и лучше понять специфику социологии как науки, предмета ее изучения поможет ответ на вопрос: в каком соотношении она находится с другими науками, так или иначе изучающими общество. При этом следует подойти дифференцированно к данному вопросу, рассматривая раздельно то, как соотносится социология с более общими и менее общими, чем она сама, дисциплинами. К первым относится философия, которая также имеет отношение к анализу общества в таких своих составных частях как философия истории и социальная философия. Кстати, раз речь зашла о философии, заметим, что первоначально, то есть когда социологии как таковой еще не существовало, знания об обществе развивалось преимущественно в рамках философии и как раз в лице философии истории и социальной философии. Затем, с накопление достаточного материла для того, чтобы смогла образоваться отдельная, специальная наука об обществе, такого материала по объему и качеству, который не мог уже прирастать и совершенствоваться в рамках философии, тем более что философия не является собственно наукой, - она скорее мировоззрение, - развитие знания об обществе в рамках и по средством философии стало сдерживаться, тормозиться, а само оно в значительной мере продолжало оставаться спекулятивным, абстрактным, умозрительным, за редким исключением неверифицируемым, произошло отпочкованием его от философии и оформление его в особую науку которую О. Конт и назвал как собственно науку об обществе, социологией. Философия – мать социологии; социология – дочерняя научная дисциплина философии.

Ко вторым, то есть общественным наукам менее общим, нежели социология, относятся, например, политология, экономическая теория, теория государства и права, этика, эстетика.

Особенностью, философии в познании общего с социологией объекта – общества является то, что философия изучает общество как один из фрагментов своего объекта – окружающего мира. Так если, в философии общество рассматривается главным образом лишь как специфическая часть природы, то в социологии оно изучается как существующее, т.е. как таковое. Тем более философия не ставит перед собой задачу анализировать конкретно – исторические и структурно – функциональные проявления общества.

Если взять, к примеру, менее общую общественную науку, ту же, скажем, политологию, то увидим, что она также не изучает общество как таковое и тем более общество в целом: политология – это наука лишь об одной, пускай даже весьма важной, но все же одной, отдельной стороне общества – о политике, политической сфере жизни людей.

И в первом (философия) и во втором (политология) случаях, как видно, общество не идентично, не тождественно предмету изучающих его дисциплин. Графически это можно представить следующим образом.

 

 

См. схему №1

философия социология политология

           
     


 

А – общество

Б – предмет науки:

1) философия – мир в целом, природа;

2) социология – общество как таковое, общество в целом;

3) политология – политика.

В первом случае общество меньше по своему объему предмета анализа; во - втором – общество больше по своему объему предмета изучения. В случае же с социологией общество и предмет изучения совпадают, они тождественны по своему объему, более того одноименны.

Социология занимает, поэтому как бы серединное положение между философией, как общей мировоззренческой дисциплиной, и частными общественными науками. С одной стороны, - она является общей научной дисциплиной, тяготеющей к философии (вспомним, что социология даже происходит от философии) и в какой-то своей части пересекается с этой последней; с другой стороны, она – ближе к частным общественным наукам, как наукам специальным, изучающим реально существующие, конкретные стороны, явления, процессы общественной жизни, и потому более точным и более верифицируемым дисциплинам, имеющим не только мировоззренческое, но и практическое значение. Социология в некоторых своих частях опирается на философию (философия истории, социальная философия, гносеология или теория познания, методология). Да и сама она представляет большой научный материал для разного рода философских обобщений.

Опирается социология и на частные общественные науки, сотрудничая с ними в изучении общества; использует родившиеся в их лоне, но ставшие сегодня уже собственно социологическими, конкретные методы исследования общества. В то же время социология сама является одной из методологических основ развития частных общественных наук.

Именно потому, что социология является специальной или собственно наукой об обществе, предмет которой и понятие общество совпадают, она и выступает как прима – общественная наука, лидер среди всех наук, изучающих общество. Таковой она является также и потому, что с одной стороны, наиболее полно охватывает общество как объект изучения, а с другой стороны – изучает саму суть того, что составляет общество – социальное как особое качество жизни человека в обществе и посредством общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.047 с.)