Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Международные корпорации в мировой экономике.

Поиск

 

Исторические предпосылки возникновения международного финансового капитала.

Особенности международных монополий первого, второго и третьего поколений (колониально-сырьевые, интеграционные, глобальные).

Современные транснациональные корпорации. Виды ТНК. Формы освоения мирового рынка транснациональными корпорациями.

НТР и международные корпорации. Генеральные соглашения и стратегические альянсы между ведущими группами международного финансового капитала.

Финансово-промышленные группы и перспективы транснациональной деятельности российского капитала.

 

Лекционный материал.

Транснациональные корпорации (ТНК), по мнению экспертов ООН, являются «двигателями мировой экономики». Именно так был назван один из докладов ООН по трансляционным корпорациям. В середине 90-х годов в мире функционировало 40 тыс. ТНК. Они контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Их число за последние два десятилетия увеличилось более чем в 5 раз (в 1970 г. было зарегистрировано лишь 7 тыс. подобных фирм).

40% стоимости имущества 100 крупнейших международных компаний (включая финансовые) базируется на территориях других государств. Основная часть транснациональных корпораций сосредоточена в США, странах ЕС и Японии. ТНК контролируют до 40% промышленного производства в мире, половину международной торговли. Объем произведенной продукции на предприятиях ТНК ежегодно превышает 1 трлн. Долл. На них работают 73 млн. сотрудников, т.е. каждый десятый занятый в мире, исключая сельское хозяйство.

Итак, что представляют собой транснациональные корпорации, какие компании к ним относят? ООН, которая традиционно изучает деятельность международных корпораций, долгое время относила к ним такие фирмы, которые имели годовой оборот, превышающий 100 млн. долл. и филиалы не менее чем в 6-ти странах. В последние годы было сделано некоторое уточнение: о международном статусе фирмы теперь свидетельствует такой показатель, как величина процента ее продаж, реализуемых за пределами страны-резиденции. По этому показателю одним из мировых лидеров является швейцарская фирма «Нестле» (98 %).

Международную корпорацию по методологии ООН можно узнать и по структуре ее активов. Самые большие заграничные активы среди транснациональных корпораций (кроме финансового сектора) – транснациональные банки (ТНБ) – имеют англо-голландский концерн «Роял - Датч шелл», затем 4 фирмы из США: «Форд», «Дженерал Моторс», «Эксон» и «ИБМ».

В западной экономической литературе можно встретить множество определений международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные компании, глобальные компании и др. Так известный американский маркетолог Ф. Котлер по организационным принципам выделяет именно эти четыре типа международных компаний (схема 4).

 

Схема 4.

Глобальная компания

 
 

 


Транснациональная компания

 
 


Многонациональная Интернациональная

компания компания

 

Российскими экономистами, как правило, предлагается следующее определение:

Транснациональные корпорации – это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово–сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства.

Корпорацией в США называют акционерное общество, а поскольку большинство современных транснациональных корпораций возникли в результате международных экспансий американских компаний, этот термин вошел в их определение.

Правовой режим транснациональных корпораций предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них филиалов и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок, услуг потребителям и др.

В целом они составляют единый крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны – учредителя. В то же время филиалы и дочерние компании могут быть смешанными предприятиями с преимущественно национальным участием.

Многонациональные корпорации (МНК) – это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. В качестве примера такой компании обычно приводится англо-голландский концерн «Роял-Датч шелл», существующий с 1907 г. Современный капитал этой компании делится в пропорции 60:40. Примером многонациональной корпорации является широко известная в Европе щвейцарско-шведская компания АВВ (Asea Brown Bovery), специализирующаяся в области машиностроения, электронной инженерии. АВВ имеет несколько совместных предприятий в странах СНГ. К числу ведущих многонациональных корпораций Европы относится англо-голландский химическо-технологический концерн «Юнилевер».

С точки зрения международного права, отличительными признаками многонациональных корпораций являются: 1) наличие многонационального акционерного капитала; 2) существование многонационального руководящего центра; 3) комплектование администрации иностранных филиалов кадрами, знающими местные условия. Последние, кстати, свойственны и многим транснациональными корпорациями. Вообще, границы между этими двумя группами международных компаний весьма подвижны, возможен переход одной фирмы другую.

К транснациональным и многонациональным корпорациям следует добавить и глобальные корпорации (ГК), выделившиеся из среды международных компаний. Они возникли в 80-е годы и продолжают набирать силу. Глобальные корпорации представляют всю мощь современного мирового финансового капитала. В наибольшей степени к глобализации тяготеют химическая, электротехническая, электронная, нефтяная, автомобильная, информационная, банковская и некоторые другие отрасли.

Каковы причины возникновения транснациональных компаний?

Наиболее общей причиной их возникновения является интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

Интернационализация производства капитала приобретает характер экспансии хозяйственных связей путем создания крупнейшими компаниями собственных отделений за границей и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становиться важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

К числу конкретных причин возникновения транснациональных корпораций следует отнести стремление к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.

Будучи порождением объективных экономических процессов, протекающих в мировом хозяйстве, транснациональные корпорации обладают рядом специфических черт. ТНК являются активными участниками международного разделения труда и способствует его развитию.

Движение капиталов транснациональных корпораций, как правило, независимо от процессов, происходящих в стране базирования корпораций. ТНК устанавливают систему международного производства, основанную на размещении филиалов, дочерних компаний, отделений по многим странам мира.

Транснациональные корпорации проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей транснациональными корпорациями.

В середине 80-х годов три четверти промышленной продукции капиталистического мира производилось примерно 2 тыс. крупнейших корпораций. Несколько сотен из них выпускали от 50 до 80% наиболее важнейших видов продукции. Эти транснациональные корпорации несут основную производственную и инновационную нагрузку.

Из 500 самых мощных транснациональных корпораций 85 контролируют 70% всех заграничных инвестиций. Эти 500 гигантов реализуют 80% всей производственной продукции электроники и химии, 95% фармацевтики, 76% продукции машиностроения.

По прогнозам западных экономистов, к 2000 г. в мировом хозяйстве установится господство 300-600 транснациональных корпораций. При этом 300 корпораций будут распоряжаться 75% валового продукта мира, осуществлять значительную диверсификацию своего производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн «Вольво» уже сейчас выпускает не только известные во всем мире автомобили. Эта транснациональная корпорация, у которой имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профиля в Швеции и несколько десятков за рубежом, производит моторы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво «Приппс». В свою очередь, каждая из 500 крупнейших транснациональных компаний США имеет в среднем предприятия в 11 отраслях, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В группе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевыми являются 96, в Германии – 78, во Франции – 84, в Италии – 90. Количество и характер входящих в транснациональные корпорации предприятий определяется главным образом экономической целесообразностью.

Располагая мощной производственной базой, транснациональные корпорации проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечивает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на производственные фирмы.

Транснациональными корпорациями осуществляется динамическая политика в области капиталовложений и научно-исследовательских работ в континентальном и международном масштабе.

В качестве конкретного примера возникновения и развития международной корпорации можно привести сосредоточившую в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК «Электролюкс». Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, «Электролюкс» уже в конце 20-х годов вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство. В последнее десятилетие «Электролюкс» приобрела компанию «Уайт Консолидейтед» – третьего в США производителя бытовой техники под маркой «Вестингауз», «Гибсон» и др., «Занусси» – крупнейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также «АЭГ» - главного производителя электротоваров в ФРГ.

После присоединения этих трех фирм «Электролюкс» превратилась в мирового лидера в своей отрасли, обладающего развитой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электротехники в 75 странах мира. В середине 90-х годов на предприятиях этой транснациональной корпорации трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл.

Расширяя свою экспансию, транснациональные корпорации используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм. К числу таких форм экономики ТНК обычно относят: 1) лицензирование; 2) франчайзинг; 3) управленческие контракты; 4) оказание технических и маркетинговых услуг; 5) сдачу предприятий «под ключ»; 6) ограничение во времени договора по созданию совместных предприятий и соглашения по осуществлению отдельных операций.

На практике часто трудно провести границу между той или иной формой деятельности транснациональных корпораций. Они используются не дифференцированно и часто переплетаются. Нередко они не альтернативны традиционному заграничному инвестированию, я дополняют его.

Важная особенность развития этих форм состоит в том, что они используются в значительной степени в отношениях между самими транснациональными корпорациями, выражая усиление центростремительных тенденций.

Особое распространение получили лицензионные соглашения. В 1990 г. объем лицензионных сделок ТНК превысил показатель 1970 г. почти в 10 раз.

Лицензионное соглашение представляет собой юридический договор, по которому лицензиар предоставляет определенные права лицензиату на некоторое время и за определенное вознаграждение. Передача лицензий осуществляется как по внутрифирменным договорам транснациональной корпорации, так и по внешним каналам передачи технологии.

Особой разновидностью лицензионного соглашения является франчайзинг (франшиза).

Франчайзинг – это лицензионное соглашение, рассчитанное на продолжительный срок. При этом франчайзер представляет определенные права фирме-клиенту. Эти права включают использование торговой марки или фирменного названия, а так же услуги по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, торговле и управлению за определенную плату.

Для российской экономики франчайзинг пока мало известен. В настоящее время только тольяттинская фирма «Дока-пицца» работает по этой системе, производя и продавая оборудование для пиццерий и мини-хлебопекарен. Освоить систему франчайзинга в России пытаются американские фирмы «Ле Монти». «Рэнк Ксерокс». Об этом свидетельствует разветвленная сеть дилеров, созданная этими компаниями.

С конца 80-х годов становиться популярной такая форма экспансии транснациональных корпораций, как оказание маркетинговых и управленческих услуг. Договор на предоставление управленческих услуг представляет собой соглашение, по которому оперативный контроль предприятия или фазы его деятельности предоставляется другому предприятию за соответствующее вознаграждение. Функции, выполняемые предприятиями по договору, могут включать управление производством, в том числе назначение и увольнение иностранцев и обучение местной рабочей силы; маркетинг и финансовое управление.

По контрактам об оказании технической помощи транснациональные корпорации осуществляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности данной фирмы. Чаще всего подобные договоры связаны с ремонтом и профилактикой машин и оборудования, советами по использованию «ноу-хау», устранением аварий и контролем за качеством.

Широкое распространение получили договоры по сдаче заводов «под ключ». В этом случае транснациональная корпорация берет на себя ответственность за осуществление всех (или большей части) видов деятельности, необходимых для планирования или строительства определенного объекта.

В целом тенденция к использованию многообразных форм международных экономических связей ТНК развивается как и сам процесс интернационализации капитала и производства, демонстрируя новые формы и подходы.

Одной из новейших форм завоевания транснациональными корпорациями международных рынков является создание ими специфических инвестиционных компаний. Задачей этих структур являются инвестиции в дочерние и партнерские предприятия ТНК для стимулирования продвижения их продукции на региональные рынки. Такой подход используют, в частности, крупнейшие международные компании по продаже безалкогольных напитков «Пепси-кола» и «Кока-кола» в Африке.

Транснациональные корпорации стали важнейшими действующими лицами в современном мировом хозяйстве, играя роль, которую трудно переоценить в системе международных экономических отношений.

Для ведущих промышленно развитых стран именно зарубежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэкономических связей. Если сопоставить объем зарубежного производства транснациональных корпораций с объемом их экспорта, очищенного от внутрифирменной торговли, то в конце 80-х годов это соотношение для США, Японии и ФРГ было соответственно: 4,1:1, 2,6:1, 1,5:3. Велика в экспорте этих стран роль поставок и услуг от отечественных компаний своим зарубежным филиалам. Во второй половине 80-х годов на подобную внутрифирменную торговлю приходилось от 14 до 29% экспорта США; 23-28 % Японии и 24-28% ФРГ.

Совокупные зарубежные инвестиции всех транснациональных корпораций в настоящее время играют все более существенную роль, чем торговля. ТНК контролируют треть производительных капиталов частного сектора всего мира, более 90% прямых инвестиций за рубежом.

Отраслевая структура производства транснациональных корпораций достаточно широка. 60% международных компаний заняты в сфере производства, 37% в сфере услуг и 3 % в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается их доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

По данным американского журнала «Форчун», главную роль среди 500 крупнейших ТНК мира играют 4 комплекса: Электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Их продажи составляют около 80% общей активности ТНК и пятисот «грандов».

Весьма характерна регионально-отраслевая направленность инвестиций транснациональных корпораций. Как правило, они делают капиталовложения в отрасли обрабатывающей промышленности «новых индустриальных стран» и относительно развитых и развивающихся государств. В этом случае идет конкурентная борьба за инвестиции между странами – получателями капитала.

Для беднейших стран политика иная - транснациональные корпорации считают целесообразным осуществлять там капиталовложения в добывающую промышленность, но главным образом наращивать товарный экспорт. В этом случае развертывается жесткая конкурентная борьба между самими ТНК за продвижение своих товаров на местные рынки. По отношению к России транснациональные корпорации в 90-е годы осуществляют сходную стратегию. На первом плане у них стоит товарная экспансия в Россию; инвестиционная активность развернется, видимо, позднее. Такая схема действий фактически является реализацией основных принципов традиционного международного маркетинга.

Транснациональные корпорации во все большей степени становятся определяющим фактором для определения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнять функцию международного регулятора производства и распределения продукции и даже, как считают эксперты ООН, содействовать экономической интеграции в мире.

Транснациональные корпорации вторгаются в сферы, которые традиционно считались областью государственных интересов, - делают вывод эксперты ООН в докладе ЮНКТАД о транснациональных корпорациях (1993 г.). Вместе с тем речь не идет о движении к полной интеграции мировой экономики под руководством транснациональных корпораций. В действительности, деятельность ТНК ведет к интеграции, интернационализации только в тех рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли.

Отмечая положительные стороны функционирования транснациональных корпораций в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений, следует сказать об их негативном влиянии на экономику тех стран, где они функционируют. Специалисты указывают на:

- противодействие реализации экономической политики тех государств, где ТНК осуществляет свою деятельность;

- нарушение государственных законов. Так, манипулируя политикой трансфертных цен, дочернии компании ТНК, действующие в различных странах, умело обходят национальные законодательства в целях укрытия доходов от налогообложения, путем перекачивания их из одной страны в другую;

- установление монопольных цен, диктат условий, ущемляющих интересы развивающихся стран.

В целом транснациональные корпорации – это достаточно сложный и постоянно развивающийся феномен в системе межхозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и международного контроля. Тем более, что в нашей стране начинают возникать и развиваться крупные российские корпорации -–финансово-промышленные образования (адекватные международным аналогам), способные проводить активную внешнеэкономическую политику.

До новейших образований финансово-промышленных групп (ФПГ) в России уже существовали собственные транснациональные корпорации. Примером российской ТНК является «Ингосстрах» со своими дочерними и ассоциированными фирмами и отделениями в США, Нидерландах, Великобритании, Франции, Германии, Австрии, а также ряде стран СНГ. К числу такого рода компаний можно отнести государственный концерн «Нафта Москва» (бывший Союзнефтеэкспорт) со своими дочерними компаниями в Финляндии, Бельгии, Англии. Дании, Италии и других странах

Некоторые российские транснациональные корпорации появились сравнительно недавно. К их числу можно отнести «Микрохирургию глаза» с большим количеством своих отделений по всему миру, а также «ЛУКойл» (в ее состав входят российские нефтеперерабатывающие, нефтедобывающие предприятия и предприятия нефтяного машиностроения), «Автоваз» и др.

Приватизация в России сопровождается возникновением достаточно мощных организационно-хозяйственных структур нового типа (государственных, смешанных, и частных корпораций, концернов), способных успешно действовать на внутреннем и внешнем рынках, например «Газпром», «Вымпел» и др. Так, «Газпром» контролирует 34% мировых разведанных запасов природного газа обеспечивает почти пятую часть всех западноевропейских потребностей в этом сырье. По оценке Германского торгового банка, рыночная стоимость «Газпрома» – 23 млрд. долл.*

Этот концерн остается самым крупным в стране источником поступления твердой валюты, зарабатывая 6-7 млрд. долл. в год. «Газпром» имеет 10% долю в проекте «Ю-Кей-Континент Интерконнектор», 35%-ную долю в предприятии «Вингас», созданным совместно с дочерней компанией «Винтер-шелл» германской ТНК «БАСФ». Он также имеет партнерские отношения с рядом других крупных западных корпораций.

Важным стимулом для роста российских транснациональных корпораций должно стать «Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания», утвержденное Указом Президента 5 декабря 1993 г. Расширение инвестиционной деятельности этих групп за границы России автоматически превращает их в средние и крупные по мировым стандартам ТНК.

Одним из направлений по формированию российских транснациональных корпораций может стать создание международных финансово-промышленных групп в рамках СНГ, т.е. с преобладанием российского капитала. Практика показывает, что формирование транснациональных финансово-промышленных групп, т.е. межнациональных (многонациональных) корпораций (МНК) проходит в два этапа. На первом создается российская финансово-промышленная группа, на втором прорабатываются вопросы ее расширения за счет включения предприятий и финансово-кредитных структур других государств.

Отдельными решениями правительства одобрено создание такого рода транснациональных финансово-промышленных групп, как, например, «Российский авиационный консорциум» – «Международные авиадвигатели», в которую входят 50 предприятий оборонных комплексов Украины и России. В качестве транснациональной группы зарегистрирована ФПГ «Нижегородские автомобили» с участием 8 предприятий из пяти государств СНГ и Латвии. Готово к подписанию соглашение между Россией и Казахстаном о мерах по созданию торгово-финансово-промышленной группы, а также соглашение о создании подобных групп с Беларусью, Узбекистаном и др.

Путь создания торгово-финансово-промышленных групп или своеобразных совместных международных концернов объективно является более предпочтительным, нежели формирование чисто российских транснациональных корпораций. Это, во-первых, связано с нехваткой собственных средств и возможностей; во-вторых, создание таких компаний способствует поддержанию исторически сложившейся кооперации промышленного производства хозяйствующих субъектов стран Содружества, восстановлению и развитию интеграционных процессов между странами СНГ. Межгосударственный экономический комитет стран СНГ подготовил Конвенцию о транснациональных корпорациях в странах СНГ. Ее цель содействовать формированию транснациональных производственных структур в странах СНГ, проведению активно промышленной политики, привлечению инвестиций и др.

К концу 1995 г. в России действовало 28 финансово-промышленных групп. В них вошли 450 предприятий и более 60 финансово-кредитных учреждений. Среди участников финансово-промышленных групп можно отметить такие крупные промышленные предприятия, как РАО «Норильский никель», АО «Авто ГАЗ», Новолипецкий, Челябинский, Магнитогорский металлургический комбинаты, а также мощные финансовые организации «ОНЕКСИМ-банк», «Международная финансовая компания», «Российский кредит» «Автобанк», «Инкомбанк» и др.

В перспективе, с учетом потенциала российской экономики, следует ориентироваться на формирование в ней 10-20 особо мощных универсальных финансово-промышленных групп, 100-150 крупных групп, сопоставимых по размерам с зарубежными корпоративными объединениями и способных контролировать до 50% промышленного производства, а входящие в их состав банки – до 70% банковских активов.

Транснациональные корпорации промышленно развитых стран, а также «новых индустриальных стран» являются основой их экономики. В наших условиях они также могут стать наиболее эффективной формой организации хозяйственной деятельности, которая обеспечит органическое взаимодействие финансового и промышленного капитала. Финансово-промышленные группы при условии целенаправленной их поддержки со стороны государства должны стать объектами экспортоориентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в российской экономике.

По мнению известного российского экономиста А. Лифшица, российские ФПГ в полную силу заработают в 1997 г., охватив металлургическую, химическую и оборонную отрасли. Указанные отрасли будут весьма агрессивны на мировом рынке. Однако эта агрессия будет не товарная, я финансовая. Именно в результате развертывания деятельности российских ФПГ Россия, по мнению А. Лифшица, войдет в стадию легального вывоза капитала.

 

Ответьте на вопросы:

1. Что такое ТНК?

 

а) Это международная монополия, занимающаяся только международной торговлей

б) Это корпорации национальные по капиталу и контролю, но международные по сфере своей производственной и торгово-сбытовой деятельности +

в) Это международная монополия, созданная за счет объединения национального капитала.

 

2. Каковы последствия деятельности ТНК?

 

а) Деятельность ТНК способствует загрязнению окружающей человека природной среды.

б) Способствует росту диспропорции в доходах.

в) Способствует еще большей зависимости развивающихся стран.

г) ТНК является акселератором развития, предоставляя принимающим странам капиталы, технологию, опыт организации и управления производством. +

 

 

Основная рекомендуемая литература:

1. Зубарев Н., Клышков И. Механизм экономического роста ТНК. – м.: Мысль, 1990

2. Международные экономические отношения / Под. Ред. Хасбулатова р. и. М.: Новости, 1991. Ч. 1

3. Нухович Э.С., Смитенко Б.М., Эскиндаров М. А. Мировая экономика на рубеже XX-XXI веков. – М.: Финансовая Академия при Правительстве РФ, 1995.

4. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика. –М.:Инсан, 1994,гл.6.

5. Экономика внешних связей России / Под. Ред. Булатова А.С. – М.: Век, 1995.

 

Дополнительная литература:

 

1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учеб.пособие. – М:Финансы и статистика, 1998. – 512 с.

2. Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 1999 - № 132.

3. Бюллетень иностранной коммерческой информации. – 2000. - № 12; 63-64; 77; 91.

4. Горкин П. ТЭК в России – больше чем ТЭК /Экономика и жизнь № 13/, март, 2000. - С. 2-5

5. Гражданский Кодекс РФ.

6. Зубарева В.Д. Введение в экономику нефтяной и газовой промышленности: Уч. Пособие для вузов. – М.: Недра, 1989. – 192 с.

7. Караваева Л.У., Смитиенко Б.М. Формирование финансово-промышленных групп в России // Проблемы прогнозирования, 1994, № 4.

8. Котлер Ф.Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Е.М.Пеньковой. – М.: Прогресс, 1990. – 672 с.

9. Лагутин В. Особенности формирования системы контоллинга в российских отделениях транснациональных концернов//Мировая экономика, 2000 г. – с. 54-67.

10. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева и др.; Под ред. Проф. Е.Ф. Жукова.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 485 с.

11. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов / М.В.Елова, Е.К.Муравьева, С.М.Панферова и др.; Под ред.А.К.Шуркалина, Н.С.Цыпиной. – М..: Логос, 2000.-248 с.

12. Мировая экономика и международные отношения. – 1999. - № 6. – С. 55-63, 83-89

13. Морита А. Сделано в Японии. История фирмы «Сони».- М.: Прогресс-Универс, 1993.

14. Основы внешнеэкономических знаний/Под.Ред.И.П.Фаминского. – 2-е.изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1994. – 480 с.

15. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь – справочник/С.И.Долгов, В.В.Васильев, С.П.Гончарова и др. – М.: Высш.шк., 1990 – 432с.

16. Основы экономической деятельности. Учебное пособие/ Под ред. Рудневой Л.Н.- Тюмень: ТюмГНГУ, 1999 –120 с.

17. Проблемы теории и практики управления. – 1999. - № 2. – С.89; № 3. – С. 24-31; № 4. – С. 52-58; № 6. – С. 75-81.

18. Проблемы теории и практики управления. – 2000. - № 1. – С. 95-110; № 2. – С. 32; № 3. – С. 7

19. Российский экономический журнал. – 1999. - № 3. – С. 13-20; № 7. – С. 3-11; № 10. – С. 23-35; № 11-12. – С. 12-33.

20. Российский экономический журнал. – 2000. - № 3. – С. 90 – 93.

21. Российский экономический журнал. – 1998. - №№9-10. –С. 33-38.

22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е. изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998.- 498 с.

23. Степанова Е. Внешняя торговля: ждем за морем погоды /Экономика и жизнь № 6 (8804)/, февраль 2000

24. США * Канада: экономика - политика – культура. - 2000. - № 4. – С. 102.

25. Томсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред.Л.Г.Зайцева, М.И.Соколовой. – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.

26. Улыбышева Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения, 1994, № 2.

27. Фатхутдинов Р.А.Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. – М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.- 416 с.

28. Финансист. – 1999. - № 2. – С. 13; № 3-4. – С. 37.

29. Финансист. – 2000. - № 1. – С.52; № 2. – С. 42, 45, 48

30. Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России / Под ред А.Г.Мовсесяня и Б.П.Смитиенко. М., 1996.

31. Шеремет А.Д., Протопопов В.А. Анализ экономики промышленного производства: Уч. для вузов – М.: Высш. шк., 1984. – 352 с.

32. Экономика и бизнес/Под ред. В.Д.Камаева. – М.: Изд-во МГТУ, 1993. – 464 с.

33. Эксперт, № 13 – 15, 39 – 41, 1999 г.

34. Япония сегодня. – 1999. - № 11. – С. 24 – 25.

35. Япония сегодня. - 2000.- № 5. – С. 5.

 

 

Тема 8. Балансы международных расчетов.

 

Балансы международных расчетов: определение, значение.

Основные виды балансов международных расчетов: расчетный баланс, баланс международной задолженности, платежный баланс.

Структура платежного баланса. Методы балансирования платежного баланса.

Методология составления платежного баланса.

Регулирование платежного баланса: национальное и межгосударственное.

 

Лекционный материал.

 

Международные, экономические, политические и культурные отношения страны находят обобщенное выражение в балансах международных расчетов.

Балансы международных расчетов занимают важное место в системе экономических показателей, т.к. они отражают перераспределение национального дохода между странами => при распределении ВНП и НД учитывается чистое сальдо международных требований и обязательств.

Балансы международных расчетов – это соотношение денежных требований и обязательств, поступлений и платежей одной страны по отношению к другим странам. Основными видами являются:

- расчетный баланс;

- баланс международной задолженности;

- платежный баланс.

 

1. Расчетный баланс – соотношение требований и обязательств данной страны по отношению к другим странам на какую-либо дату независимо от сроков поступления платежей. Такие требования и обязательства возникают в результате экспорта (импорта) товаров и услуг, предоставления (получения) займов и кредитов.

Активные статьи расчетного баланса за соответствующий календарный период показывают сумму новых требований данной страны к иностранным государствам и произведенные ею инвестиции за границей.

Наоборот, пассивные статьи отражают вновь возникшие обязательства страны по кредитам и инвестициям иностранных государств.

Для оценки международной расчетной позиции страны важен расчетный баланс на определенную дату (на начало или на конец года), который отражает соотношение всех требований и обязательств данной страны к загранице независимо от периода их возникновения. Его активное сальдо показывает, что страна больше предоставляла, чем привлекала кредитов и инвестиций, и как кредитор она будет получать валютные поступления в будущем.

Пассивное сальдо расчетного баланса на определенную дату характеризует позицию страны как нетто-должника и отражает размер ее будущих платежей иностранным государствам, непокрытых поступлениями.

 

2. Баланс международной задолженности – близок к расчетному балансу, но отличается от него набором статей и имеет свои особенности в отдельных странах.

 

3. Платежный баланс – его отличие от расчетного баланса и методы балансирования – центральное место в системе международных расчетов. Он представляет собой количественное и качественное выражение масштабов, структуры и характера внешнеэкономических связей государства.

 

Платежный баланс – соотношение суммы платежей, произведенных данной страной за границей и поступлений, полученных ею из-за границы, за определенный период времени.

Различают: - платежный баланс за определенный период (год, квартал, месяц)

- платежный баланс на определенную дату.

Платежный баланс активен, если валютные поступления превышают платежи, и пассивен, если платежи превышают поступления.

По методологии МВФ платежный баланс - это систематический перечень всех экономических операций, осуществляемых за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами, иначе говоря, резидентами всех остальных стран мира.

В нем фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную внешнюю помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, наконец, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются денежными платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера.

В итоге, платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и других активов из данной страны в другую. При этом неважно, сопровождается ли передача ценностей за границу денежным возмещением в виде реального платежа или она осуществляется в обмен на аналогичные ценности в кредит либо безвозмездно.

Согласно принятым в международной практике принципам деловой бухгалтерии всякое увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов – в кредите баланса.

Дебетовая сторона ПБ соответствует понятию «платежи», «р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.017 с.)