Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 9. Культура как общественно – историческое явление.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культура (лат. сultura – возделывание, развитие) – в широком смысле слова обозначает все то, что создано людьми как в области материального производства, так и в духовной сфере. Таким образом, понятие культуры является всеобъемлющим и включает в себя искусство, мораль, право, систему ценностей, науку, технику, религию, нравы, обычаи, язык, письменность, традиции, воспитание, экономику и вообще все формы проявления духа данного народа и человечества. Категория культуры фиксирует общие отличия человеческого существования от природных, биологических форм жизни, а также специфику проявления жизнедеятельности человека на различных этапах общественного развития. Сам термин в философском смысле впервые встречается у Цицерона («культура ума есть философия»). В дальнейшем он получает распространение почти во всех языках и рассматривается в приложении к жизни отдельной личности, социальной группы или же социума в целом. Как уже сказано, данное понятие первоначально противопоставлялось природе и толковалось как достижения собственно человека. Поэтому термин «культурный» обозначал «передового», «воспитанного», и подчеркивал отличие от «варварского», «нецивилизованного», «примитивного» или более мягкого «естественного» существования. Как синоним завоеваний и успехов социума он сближался с понятием цивилизации и имел оценочный характер. Так, например, в позднеримскую эпоху культура понималась как совершенствование и всестороннее развитие личности человека, которое проявилось в различных областях творческой деятельности человека – науке, искусстве, философии, религии. В эпоху Просвещения культура понималась как продолжение природы и одновременно как продукт деятельности человеческого разума. Именно в этот период культура начинает отождествляться с наукой и разумной организацией человеческого общества. Однако характерно, что именно во времена Просвещения наряду с подобными положительными оценками возникла и «критика культуры и цивилизации», противопоставляющая испорченность и развращенность «культурных» народов простыми и чистыми нравами дикарей. Ставшая важной вехой марксистская концепция культуры основывается на принципах материалистического понимания истории. С точки зрения Маркса, культура представляет собой надстройку (т.е. производное) от материально – производственного базиса (экономики), и именно уровень развития производства определяет уровень развития материальной и духовной культуры. При этом согласно марксисткой концепции, каждой общественно – экономической формации присущ свой тип культуры, которая делится на две части – культуру господствующего и эксплуатируемого класса. Параллельно с обсуждением самой природы культуры в философии дискутировались проблемы многообразия проявлений культуры, сменяющих друг друга в процессе развития, а так же вопросы о направлении и источниках этого развития. Некоторые концепции принимали идею линейного развития культуры, ее эволюционирования в том или ином направлении. Теории единой линейной эволюции при этом противопоставлялась концепция «локальных цивилизаций» (замкнутых, неповторимых культурных организмов, зарождающихся, созревающих и гибнущих – О. Шпенглер). Сходных взглядов также придерживались Н. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби. Ф. Ницше трактовал культуру как средство подавления и порабощения человека; оковы, наложенные на сильную, свободолюбивую натуру. З. Фрейд трактовал культуру как сублимацию (качественное преобразование) бессознательного; К.Г. Юнг анализировал общие предрасположенности, первичные образцы коллективного бессознательного (архетипы), содержащиеся в «родовой памяти» людей, принадлежащих к определенной культуре. Г. Маркузе рассматривал культуру как «прибавочную репрессию» – т.е. нарастающее подавление природных влечений, естественных желаний и самой природы человека. М. Хайдеггер и К. Ясперс искали «фундаментальное основание», «осевую изначальность» культуры, по отношению, к которым все ее разновидности – лишь частности (См.: Философский энциклопедический словарь. – М. – 1989). До сих пор, нет единого понимания культуры – ее рассматривают либо как некую целостность, которая изменяется и рождает массу новых и оригинальных форм (вариаций), либо как полицентричную совокупность несводимых друг к другу культурных типов (например, противоположность Запада и Востока). Одновременно с рассмотрением проблем культуры существуют разнообразные взгляды и на проблему цивилизации (от лат. сivis – гражданин), которую считают: 1) следующей за варварством ступенью развития культуры; 2) отдельной ступенью развития социума, характер которой определяется господствующими производственными отношениями (например, «античная цивилизация»); 3) целостностью всех культур, подчеркивая общечеловеческое единство («мировая цивилизация»); 4) состоянием культуры («техническая цивилизация»); 5) материальной деятельностью в противовес культуре как сфере духовной. О. Шпенглер понимает цивилизацию как деградацию культуры, ее омертвление, как технико-механистическую культуру, двигающуюся навстречу гибели. Она дает удобства, но нивелирует человеческую индивидуальность, низводит личность до уровня только потребительского. В философии все чаще появляются апокалиптические мотивы, обсуждаются темы трагизма существования. Подчеркивается, что моральные качества человека отстают от уровня развития технических средств, что порождает напряженность, вносит дисгармонию в человеческую жизнь. Отношение ко все усиливающейся роли техники находит выражение либо в идеях технократического детерминизма, либо в концепции технофобии. При изучении темы следует обратить внимание на понятия «массовая культура», «кризис культуры», рассмотреть взаимоотношения национальных и общечеловеческих элементов, традиций и новаторства культуры, проанализировать современную ситуацию в культуре России, оценить перспективы ее развития.
Тема 10. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО Человек, безусловно, является частью природы, которая обособилась, и рассматривает природу как нечто внешнее, а в ряде случаев враждебное. Тем не менее, природа – основание жизни человека, его физического и духовного развития. Понимание природы довольно разнообразно. Это и «все сущее, весь мир в многообразии его проявлений» (в этом случае категория тождественна категории «универсум, Вселенная»); и объект изучения естественных наук – т.е. естественные условия существования человека. В процессе жизнедеятельности, осуществляя свои цели и задачи, общество создает новые, ранее не имевшиеся в природе объекты. Это так называемая «вторая природа», в состав которой входят все творения рук человека: жилье, инфраструктура, средства коммуникации, искусственно созданные сорта растений и породы животных. Взаимоотношения в системе «природа – человек» осуществляется в виде потребления человеком продуктов природы. То, сколько он их берет и как мощно воздействует на природу, определяется развитием социума и его производительных сил. На первой стадии освоение природы носило экстенсивный характер, т.е. основывалось на увеличении объема и разновидностей получаемых от природы ресурсов. Масштабы деятельности общества не были ограничены извне, и человек мог брать из природы «без счета». Осмысливая свои отношения с природной средой, человек относился к ней различным образом. На ранней ступени развития социума человек и природа не противопоставлялись. Часть природы, вовлеченная в деятельность человека, рассматривалась с утилитарно – прагматической точки зрения как потребительская ценность, как источник ресурсов и место обитания человека. Природа в целом понималась как неизменно превосходящий человека идеал гармонии, нерукотворного совершенства. С утверждением христианства отношение к природе изменилось. Природное, материальное бытие стали считать «низменным, преходящим, изменчивым в противовес вечному, духовному началу – Богу». Идеалом стало не слияние с природой, а возвышение, преодоление, господство над ней. Возрождение выработало идеал гармонии и совершенства, ратуя за «естественность», появился лозунг «назад к природе». В ней стали видеть спасение от чрезмерного воздействия цивилизации. Новое время рассматривает природу как объект воздействия, косную, инертную силу, покоряющуюся разуму («знание – сила»). Такой утилитарно – прагматический (от лат. utilitas – польза, выгода) подход сохранился и поныне. Но в наши дни первая и вторая природа соизмеримы, а деятельность человека приобретает планетарный характер, что приводит к тому, что человек наносит природе невосполнимый ущерб, порождает глобальные (от лат. globus terrae – земной шар и фр. global – всеобщий) проблемы. Данная ситуация (загрязнение природной среды, уничтожение видов животных и растений, исчерпание природных и сельскохозяйственных ресурсов, рост численности населения, опасность уничтожения природы и человека в военных или мирных условиях и т.д.) требует иного отношения к природе, изменения традиционной парадигмы. Принципами нового подхода могут стать: научное предвидение даже отдаленных последствий деятельности, чтобы свести вред от воздействия человека к минимуму; сознательное регулирование обмена веществ между природой и обществом; принцип компенсации (обмен должен быть эквивалентным, взаимным), принцип экологической чистоты (экологичности) жизнедеятельности человека (утилизация продуктов производства и бытовых отходов, экологизация технологии); экологизация сознания (изменение отношения к природе), государственные программы по защите природной среды, создание международных организаций, борющихся за сохранение природы. Первые шаги в этом направлении сделаны, – образован Римский клуб – международная неправительственная организация, объединяющая в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из разных стран мира. Проводится работа в области глобальных проблем, ставящая своей целью влияние на общественное мнение, разрабатываются программы, позволяющие выйти из кризиса, предпринимаются усилия по предотвращению войн, национальной розни и т.д. Крепнет движение «зеленых» во всем мире. В научный оборот и общественное сознание введено понятие «ноосферы» (от греч. nous – разум и sphaira – сфера – т.е. сфера разума – П. Тейяр де Шарден, Э. Леруа, В.И. Вернадский). Под ноосферой понимают более высокую ступень развития биосферы, включая в последнюю и само человеческое общество и все созданное им; возрастание роли сознания в регулировании отношений между биосферой и обществом. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете»./Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. – М. – 1965. – с. 328/. Введение понятия «ноосфера» обусловлено новым подходом к системе «человек – общество», это первый шаг на пути создания равноправных отношений между социумом, в котором мы сосуществуем с природой. При изучении темы разберите вопрос о роли географической среды, т.е. части природы непосредственно или опосредованно включенной в жизнедеятельность человека, той части природы, в которой разворачивается исторический процесс. По мере развития общества происходит постепенное расширение географической среды. В истории философии были школы, которые считали, что именно среда определяет развитие социума (Л. Монтескье, Т. Бокль, «географические детерминисты»), влияет на политическое устройство, нравственный облик, характер законов и образ правления. Геополитика полагала, что именно природная и географическая среда лежат в основе географического развития и экспансии государств. Государство при этом рассматривалось как биологический организм, естественно стремящийся к расширению жизненного пространства. Популярным были идеи Т.Р. Мальтуса (1766 – 1834), английского экономиста и священника, который считал, что противоречия общества обусловлены законами природы (а именно – законом роста населения в геометрической, а средств существования в арифметической прогрессии; законом убывающей производительности затрат и законом убывающего плодородия почв). В силу этого, несмотря на естественные регуляторы численности населения (войны, эпидемии, голод, стихийные бедствия), наступает абсолютное перенаселение, с которым нужно бороться путем регламентации браков и принудительного регулирования рождаемости. При изучении темы обратите внимание на ситуацию не только в мире, но и в регионе. Проанализируйте тенденции развития в системе «природа – общество» на кузбасском материале. Определите, какой характер (экстенсивный или интенсивный) носят взаимоотношения с природой в Сибири. Расскажите, какие шаги предпринимаются на местах, чтобы смягчить разрушительное воздействие человека, сгладить противоречия, начать решать проблему выхода из экологического кризиса.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ И СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО КУРСУ “ФИЛОСОФИЯ”
Предлагаемые проблемные вопросы и ситуационные задачи помогут студентам оценить свои знания, творчески подойти к изучению той или иной философской проблемы, выразить собственное отношение к обсуждаемому вопросу. При самостоятельном изучении философии проблемные вопросы можно использовать в качестве контрольных материалов. Включив ответ на проблемные вопросы и анализ ситуационной задачи в контрольную работу, студент вносит элемент новизны в рассмотрение темы. При ответе на вопрос ориентируйтесь не только на уже имеющиеся у вас философские знания. Попытайтесь использовать материалы других гуманитарных дисциплин: истории, социологии, теории политических учений и др. Уместно и привлечение собственного опыта, ибо философия это не нечто застывшее, раз и навсегда данное, это постоянный поиск, попытка выразить себя, как говорил М.К. Мамардашвили - “мышление вслух”. В ряде случаев вопрос сформулирован таким образом, чтобы вызвать ваши возражения. Поэтому не бойтесь возражать. Помните, что в споре рождается истина, но в том лишь случае, когда спор носит корректный и аргументированный характер. Следовательно, вам необходимо, проанализировав вопрос, не только высказать свое суждение, но подкрепить его конкретными фактами, примерами, ссылками на какие-либо аналогии и иными аргументами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.129.241 (0.009 с.) |