Тема 9 культура как общественно-историческое явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9 культура как общественно-историческое явление



Общая характеристика понятия “культура”. Феномен культуры. Концепции культуры и цивилизации. Единство и многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта. Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

Наука и искусство как формы культуры. Нравственные аспекты культуры. Социокультурная роль религии. Происхождение, сущность, функции религии.

Мораль и культура. Философское осмысление морали. Генезис и структура морали. Соотношение морали, религии и науки. Традиции и новаторство в культуре. Проблемы массовой культуры. Современная ситуация в культуре. Понятие “кризис культуры”. Культурная революция.

Духовность общества как показатель социального развития.

 

Тема 10. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

Понятия “природа” и “общество”, “вторая природа”. Происхождение человека и общества. Палеолит и неолитическая революция как этапы выделения общества из природы. Понятие географической среды. Роль географической среды в общественном развитии. Т. Р. Мальтус и геополитика. Единство общества и природы, их качественные различия. Основные исторические этапы и тенденции взаимодействия природы и общества.

Противоречия в системе “общество-природа”. Суть утилитарного подхода к природе. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис, возможные пути выхода из него. Идеи о ноосфере, их актуальность в наши дни. Природа живая и неживая. Природа и жизнь как ценность.

Для выполнения рабочей программы рекомендуются следующие издания.

Введение в философию. Учебник для вузов. В 2-х частях/ под ред. И.Т. Фролова. - М. - 1989.

Краткая философская энциклопедия. – М. – 1994.

Современная западная философия. – Словарь. – М. – 1991.

Алексеев П. Философия. Учебник для вузов. – М. – 1998.

Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М. – 1998.

6. Философский энциклопедический словарь. - М. - 1989.

7. Философия. Учебник для вузов (Кохановский В.Д. – Ростов-на-Дону. – 1997)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

 

Тема 1. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ, МЕСТО И РОЛЬ

В ОБЩЕСТВЕ

При изучении темы следует рассмотреть взаимоотношения между понятиями “философия”, “мировоззрение”, “наука”, “форма общественного сознания”.

Философию обычно определяют как науку о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, человека. В идеале наука вырабатывает объективные знания о действительности в виде систематизированных упорядоченных теорий и гипотез. От науки ожидают описания, объяснения и предсказания. Предполагается, что наука должна исследовать закономерности, анализировать факты, опираясь на точные понятия и руководствуясь заранее оговоренными принципами. В этом смысле философия не является “вполне” наукой, ибо она более субъективна. Философия - это, прежде всего убеждения. Она включает в себя элемент веры, оценочные суждения, рациональные и иррациональные моменты. Таким образом, философия выступает и как одна из форм общественного сознания, существующего в виде типичных, социально и исторически обусловленных идей, представлений, массовых настроений и чувств людей, зачастую эмпиричных по характеру и хаотичных по своей организации. Следовательно, философия включает в себя не только научное, понятийное, но и эмоциональное, образное, оценочное. Если рассматривать философию как мировоззрение, т. е. как систему взглядов на мир, природу, общество и человека, то нужно различать “естественные” элементы, связанные с эпохой, народом и т.п., возникшие стихийно, и “искусственные”, создаваемые целенаправленно и идеологически обоснованные.

Итак, философию считают, и наукой, и мировоззрением, и формой общественного сознания. Философия (буквально - ”любомудрие”) - это попытка человека не только найти истину, но и выразить свое отношение к миру, это “мышление вслух”. Зародившись более 25 столетий назад, философия являла собой синкретическое, нерасчлененное знание о мире и человеке, включая в себя математику, механику, медицину, астрономию, геометрию, психологию, историю, этику, эстетику и т.д. Философия являлась рефлексией, т.е. самоосмыслением, самооценкой человека, попыткой найти свое место во Вселенной, уяснить смысл собственного бытия. Первые философские знания являлись натурфилософией. Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийцы, которые пытались найти первопричину бытия (“первоначала”, “семена вещей”), уяснить строение мира. В дальнейшем поднимались проблемы познания и сознания. Софисты обратили внимание на самого человека. Таким образом, философское знание включает в себя онтологию (науку о “сущем”, о бытие), космологию, гносеологию (теорию познания), антропологию (науку о человеке), этику, эстетику, философию истории, методологию науки, логику, аксиологию, философию права, искусства, социальную философию, религиозную философию, психологию.

Постепенно изменялось и понимание самой философии. По Платону философия - познание вечного, непреходящего, по Аристотелю - исследование причин и принципов. Эпикурейцы считали философию путем для достижения счастья посредством разума. В эпоху средневековья она стала мирской мудростью в противовес божественному откровению. Бэкон и Декарт понимали под философией единую науку, обличенную в понятийную форму. Кант рассматривал ее как науку об отношении всего познания к целям человеческого разума, Гегель называл философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя (см. Краткая философская энциклопедия).

Таким образом, философия есть постоянно эволюционирующее во времени, живое и развивающееся знание, тесно связанное с современностью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.005 с.)