Тема 1. Философия, круг ее проблем, место и роль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Философия, круг ее проблем, место и роль



В ОБЩЕСТВЕ

Общая характеристика философского знания. Генезис философии и современное понимание философских проблем. Функции философии, ее роль в жизни человеческого общества. Место философии в системе наук. Взаимосвязь философии с религией, мифологией и другими формами общественного сознания. Основные философские дисциплины: онтология, гносеология, теория культуры, этика, эстетика, философская антропология, философия и методология науки, логика, праксеология.

Становление основных философских школ и направлений в эпоху античности: натурфилософия Древней Греции (элейцы, милетцы, Левклипп, Демокрит); теория познания (софисты, Аристотель); антропология (Сократ).

Материализм и идеализм как альтернативные мировоззрения.

 

Тема 2. ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ

ФИЛОСОФИИ

Диалектика и метафизика в истории философии (античность, Новое время, современность). Основные характеристики и сущность диалектики и метафизики.

Диалектические принципы: развитие и взаимосвязь. Метафизическая картина мира - вечное, неизменное, единое и целостное бытие.

Философское понимание развития, его источники, направленность и движущие силы. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятия противоположность и противоречие. Противоположность и противоречие в бытии и познании. Их структура, типы, генезис и возможное разрешение. Диалектика и метафизика о развитии.

Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений. Понятия “качество”, “количество”, “мера”. Скачок и эволюционное изменение. Диалектика и метафизическое понимание революционных и эволюционных трансформаций природы, общества, человека и познания.

Этапы и направленность развития. Закон отрицания отрицания. Понятие отрицания. Отрицание и преемственность. Прогресс и регресс.

Принцип связи явлений и процессов. Структурные, причинные, системные связи. Категории: “вещь”, “свойство”, “отношения”. Понятия: “система”, “структура”, “элемент”, “организация”. Категории: “причина”, “цель”, “следствие”. Случайное и необходимое. Свободная причина. Содержание и форма. Внутреннее и внешнее. Возможное и действительное. Единичное, особенное, общее. Взаимосвязь философских категорий. Их рассмотрение в истории философии.

 

Тема 3. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ, ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ

О МАТЕРИИ

Категория бытия в философии. Специфика бытия человека, природы, общества. Бытие идеальное и материальное.

Этапы становления понятия материя. Современные представления о материи и строении Вселенной. Атрибуты материи: устойчивость, изменчивость, способность к самоорганизации, отражение.

Материя и движение. Виды движения. Пространство и время как формы существования материи. Пространство и время в биологических и социальных системах.

Философские, научные, религиозные картины мира, их особенности, различия, взаимосвязь. Мир как совокупная реальность. Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.

 

Тема 4. ПОЗНАНИЕ

Познание как социально-исторический феномен. Его возможности и границы. Агностицизм: формы, разновидности, источники агностицизма. Агностицизм в истории философии. Формы познания: обыденное, художественное, научное, эзотерическое, философское, техническое. Их взаимосвязь и особенности. Основы логики. Логика и язык, искусство спора.

Этапы становления познания: первобытное знание, мифологическое знание, наука. Проблемы познания в истории философии (древнегреческая философия о познании; познание в средние века и Новое время; современная теория познания).

Познание и знание. Познание как отражение действительности. Чувственное познание и его элементы. Рациональное познание и его формы. Сенсуализм и рационализм в истории философии. Рациональное и иррациональное знание. Познание и интуиция. Понимание и объяснение. Знание и вера. Знание и ошибка. Истина. Концепции истины в истории философии. Абсолютная и относительная истины, их специфика и соотношение в познании. Критерии истины. Истина и заблуждение. Знания и ценности. Средства и методы познания. Наука как форма познания. Основные концепции развития науки (теория научных революций, кумулятивная теория, сциентизм). Научная парадигма. Прогресс и революция в науке. Функции науки. Этапы становления и развития научного знания (античность, средневековье, Новое время, современность). Роль научной рациональности в развитии общества. Особенности функционирования знания в современном обществе. Роль науки в развитии современной цивилизации. Наука и техника. Наука и художественное познание: сходство и отличие. Наука и творчество. Формы и элементы научного познания: гипотеза, теория, факт, закон, понятие. Наука и лженаука. Наука и практика. Научные революции и смены типов рациональности.

 

Тема 5. СОЗНАНИЕ

Понятие сознания. Сознание и отражение. Информационное отражение. Возникновение и становление сознания. Самосознание. Современные представления о происхождении сознания. Роль труда в возникновении сознания. Религиозные и научные взгляды на проблему сознания. Качественные отличия сознания человека от психики животных. Сознание и бессознательное: их состояние и взаимодействие в психической жизни человека. Проблема сознания в истории философии (древнегреческая философия о сознании и психике; сознание в средневековой философии; концепция сознания в психоанализе – З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.; материалистическая концепция сознания).

Сознание как предпосылка познания. Сознание и творчество. Информация, символ, образ, знак. Общественное сознание: его происхождение и структура. Взаимосвязь форм общественного сознания. Общественное и индивидуальное сознание. Проблема моделирования мыслительных процессов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.007 с.)