Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Проблема человека в философииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Рассмотрите взаимосвязь понятий «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность». Если индивид это «один из», т.е. представитель какого – либо рода, то «индивидуальность» – понятие характеризующее отличительные особенности каждого существа, отмечающее свойства, присущие только ему. Категория «личность» связана с оценкой индивида обществом и самооценкой. Понятие личности означает отдельного человека в единстве его индивидуальных особенностей и социальных ролей, выполняемых в обществе. Помимо того, что каждый человек своеобразен, существуют черты, характеризующие его в целом. Стойкие, неизменные качества, общие задатки и свойства, выражающие особенности человека как живого существа, которые присущи ему во все времена, называют природой человека. Считается, что разумность, моральность, способность свободного выбора, осознание ответственности за его последствия, духовность определяют природу человека. Антропологический релятивизм, впрочем, приходит к выводу, что никакой четко фиксированной природы человека нет, а его основные качества изменяются в зависимости от окружающих человека условий. Однако, следует заметить, что несмотря на все изменения человек не прекращает думать, трудиться, выбирать, а значит, все же существуют его устойчивые характеристики. Обратите внимание на понятие «тип личности». На определенных этапах исторического развития общество стимулирует выработку каких – либо общих существенных признаков личности. Таким образом, понятие «тип личности» ориентирует на поиск существенного, устойчивого, повторяющегося в бесконечном многообразии людей. Так, например, философская антропология выделяет четыре основных типа личности: деятели - т.е. люди, стремящиеся посредством своей деятельности в различных областях изменить окружающий мир и самих себя; мыслители – люди, которые приходят в мир для того, чтобы смотреть, размышлять и понимать (таковы все крупнейшие философы, религиозные и нравственные мыслители); люди чувств и эмоций – т.е. ориентированные на чувственное восприятие мира и глубокое переживание происходящих в нем событий (прежде всего это люди искусства и культуры); гуманисты и подвижники – т.е. люди, посвятившие жизнь облегчению страданий своих ближних (например, знаменитая мать Тереза или русский доктор Ф. Гааз). При этом следует иметь в виду, что личность порождается социальной средой (так создается, по выражению Э. Фромма, «социальный характер»), но одновременно имеет возможность изменять эту среду, т.е. идет процесс взаимного влияния. При некоторых условиях, на определенной ступени развития социума возникает явление отчуждения между личностью и обществом, отдельными личностями, личностью и результатами ее труда, личностью и ее способностями, личностью и родовой сущностью человека. Понятно, что отчуждение (т.е. разрыв изначального единства, изначальной целостности человеческой природы) обедняет природу личности, деформирует ее отношения с окружающими людьми. В истории философии проблема отчуждения осмыслялась по-разному. Так, например, в теориях Гоббса и Руссо под отчуждением понимался процесс обезличивания, в учении Гегеля – опредмечивание самого человека, в философии ХХ века (М. Хайдеггер, Х. Ортега – и – Гассет, Э. Фромм, К. Леви – Стросс, философы «Франкфрутской школы» и др.) – «обесчеловечевание», разрушение личности, потеря смысла бытия и системы ценностей, рост чувства бессилия, усиливающееся ощущение трагизма человеческой экзистенции. Проблема истоков, сущностей и путей снятия отчуждения еще не получила убедительного теоретического решения в настоящее время. Пожалуй, наиболее сложными для понимания в философской антропологии являются проблема человеческой свободы и проблема человеческой души. Свобода трактовалась в разные периоды истории философии различно: как возможность поступать так, как хочется; как свобода воли; как творческая свобода от деспотизма (Аристотель, Монтескье); как свобода от греха (в средневековой философии); как беспрепятственное развитие личности (Ренессанс); как свобода нравственного выбора (И Кант); как осознанная необходимость (К. Маркс); как осознанная альтернативность (Э. Фромм). Например, К. Ясперс считал, что человек свободен в выборе самого себя. И. Кант полагал свободу условием человеческого самоопределения (см.: Краткая философская энциклопедия – М. – 1994.). Вообще, свобода считалась и трансцендентальной сущностью и свойством человеческой души. Понятие «душа» так же весьма неоднозначно. Ее рассматривали как нематериальную субстанцию, в отличие от надиндивидуального духа душа соединена с человеческой личностью. Душа содержит творческую силу, ассоциируется с внутренним миром человека. Для современной философской мысли душа – носительница бессознательного; нечто, придающее человеческому существу неповторимое своеобразие, силу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.20.205 (0.009 с.) |