Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 13. Пути и перспективы развития России↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Своеобразие исторического пути России. Особенности социального, политического, национального, экономического строительства. 2. Россия: Запад, восток или евразийство? 3. Современная ситуация в России – характер реформ 80-90-х годов ХХ века, перспективы и последствия. 4. Национальный характер, особенности его проявления и влияния на судьбы России. 5. Будущее России – возможные варианты развития (возврат к прошлому; демократические преобразования; создание правового общества и т.д.). 6. Исторический опыт российских реформ (Петр I, реформы 1861, реформы Столыпина, реформы 1917, НЭП, реформы 90-х годов ХХ вв.). 7. Специфика отношения к государственной власти в России (христианское учение о власти и государстве, славянофилы и западники, анархисты, революционеры, демократы и т.д.). Российское государство вчера, сегодня, завтра.
Литература: 1. Бердяев Н.А. Судьба России. М. 1990. 2. Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего // Соч. М. 1989. 3. Леонтьев К.В. Византизм и славянство // Цветущая сложность. М. 1992. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 1991. 5. Бердяев Н.А. Русская идея. М. 1992. 6. Яковлев И.П. Системно-динамические особенности российского общество // Социально-политический журнал. 1993. №5-6. 7. Осипов Г.В., Андреев Э.М. Современные российские реформы,: опыт социологической экспертизы // Социально-политический журнал. 1995. №1. 8. Земцов Б. Откуда есть и пошла российская цивилизация // Общественные науки и современность. 1994. №4. 9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990. 10. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М. 1990. 11. Кара-Мурза А.А. Что такое российское западничество? // Полис. 1993. №2. 12. Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии, 1992. №6. 13. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. 1993. №7. 14. Ленешев М. Спасется ли Запад разрушением России? // ж. Москва. 1993. №8. 15. Давыдов Т.Н. Две бездны – два лица России // Вопросы философии. 1991. №8. 16. Аукционек С. Рыночная реформа и переходный кризис // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №1. 17. В. Загашвили. Экономический национализм и национальные экономические интересы // (там же). 18. Р. Нижегородцев. Технологическое будущее России: что впереди // (там же). 19. В. Титаренко. Исламизм и интересы России // (там же). 20. Холодовский. Российская приватизация: столкновение интересов // (там же) 21. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социс. 1995. №13. 22. Шмелев Н.П. Экономические перспективы России // (там же).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
Часть I. “Общие проблемы философии” 1. Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества. Основные функции философии. Место философии в системе наук, ее взаимосвязь с конкретными науками и практикой. 2. Коренной вопрос философии. Материализм и идеализм как альтернативные мировоззрения, их исторические формы. Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения, его значимость для развития науки и общества. 3. Философское понятие бытия. Материальное и духовное бытие. Бытие природы, общества и “второй природы”. 4. Специфика человеческого бытия. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире. 5. Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции и материи. Развитие представлений о материи. 6. Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи. 7. Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (возникновение нового в развитии). Основные условия самоорганизации материи. 8. Пространство и время как атрибуты материи. Пространство и время в природных и социальных системах. 9. Диалектика как ядро научной философии. Противостояние диалектики и метафизики. Картина мира с позиций диалектики и с позиций метафизики. 10. Диалектический принцип всеобщей связи явлений бытия. Эклектика и софистика как метафизические искажения действительности. 11. Диалектический принцип развития. Алгоритм познания объекта в развитии. 12. Диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. 13. Диалектический принцип системности, его основные ориентиры в познании. Алгоритм системного подхода к исследованию объекта. 14. Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное в психике человека. 15. Сознание как высшая форма отражения действительности. Качественные отличия сознания человека от психики животных. 16. Многообразие путей познания мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты и особенности. Возможности и границы научного познания. 17. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Абсолютная и относительная истины, их соотношение в познании. 18. Критерии истины. Роль практики в процессе познания. Абсолютность и относительность критерия практики в познании. 19. Чувственное и рациональное познание: их формы, различия, единство. Сенсуализм и рационализм. 20. Формы и методы научного познания. 21. Роль философии в развитии науки. Натурфилософия и позитивизм, их историческая ограниченность. 22. Научные революции их роль в познании. Концепция научных революций Т. Куна.
Часть II. “Социальная философия” 23. Понятие общества. Особенности домарксистских исторических и социологических представлений об обществе. Концепция общества и общественного развития в учении К. Маркса. Достоинства и недостатки классического марксизма. 24. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм в общественном развитии. 25. Природа и общество: их единство и качественные различия. Роль природной среды в развитии общества. Основные этапы нарастания воздействий общества на природу. 26. Происхождение человека и общества, роль труда и климатических факторов в этом процессе. Палеолит и неолит как важнейшие этапы выделения общества из природы. 27. Глобальные проблемы современного человечества. Основные прогнозы и варианты мирового развития. Концепция ноосферы, ее значимость для предотвращения мировой катастрофы. 28. Способ производства и его роль в жизни общества. Исторические способы производства. Производительные силы и производственные отношения. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. 29. Сущность научно-технической революции, ее основные этапы, направления, социальные последствия. Особенности современного этапа научно-технической революции. 30. Структуры исторического процесса. Формационная (К. Маркс), цивилизационная (А. Тойнби) и индустриалистическая (Д. Белл) модели мировой истории. 31. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ), его научное значение. Исторические типы формаций. Структура ОЭФ: экономический базис и социально-идеологическая надстройка, их взаимодействие в развитии общества. 32. Социальная структура общества. Основные виды социальных структур (классовая, национальная, возрастная и др.), значимость их выделения для понимания состояния и перспектив общества. 33. Происхождение и сущность классов. Формы классовой борьбы и ее роль в истории общества. 34. Революционный и реформистский пути общественного развития, их соотношение и влияние на исторический процесс. Сущность социальной революции, ее экономические основы. Объективные условия и субъективные факторы социальных революций. 35. Общественный прогресс, его аспекты и критерии. Противоречивость и относительность общественного прогресса. 36. Проблема человека в философии. Биосоциальная природа человека. Основные грани человека: индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. 37. Духовная жизнь общества. Понятие общественного сознания, его основные формы и уровни. Культура общества и личности. 38. Культурные миры современного человечества. Соотношение и взаимодействие культур Востока, Запада и России. 39. Основные модели и направления развития современного общества. Коммунистический проект Маркса, Энгельса, Ленина, его достоинства и ограниченность. Формы реализации коммунистической модели в современном мировом развитии. Конвергенция капитализма и коммунизма. 40. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Основные направления преобразования индустриального общества в постиндустриальное. Ноосферные тенденции в развитии современного мира.
КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ
При написании словаря нами намеренно не рассматривались персоналии, а также философские направления и школы. Задачи словаря - объяснить термины, которые студентам неизвестны или не очень ясны; т.е. это небольшое справочное пособие, призванное помочь при работе с текстом. Более глубокое изучение философии должно строиться на привлечении дополнительной литературы.
А АБСОЛЮТНЫЙ - (от лат. Absаlutus – безусловный) - свободный от всех отношений и условий, независимый, совершенный. Как правило, противопоставляется относительному. АБСТРАКТНЫЙ - (от лат. Abstractus - отвлеченный) - опосредованное, данное в понятиях, отвлеченное от конкретного, чувственного, наглядного. В отрицательном смысле - удаленное от жизни, чуждое действительности “витание в облаках”. АВТОНОМИЯ - (от греч. Autos - сам, nomos - закон) - собственная закономерность, независимость, самостоятельность. АГНОСТИЦИЗМ - (от греч. Agnostos - неизвестный) - учение о непознаваемости истинного бытия, сомнение возможности нахождения объективной истины. АДЕКВАТНЫЙ - (adaeguatus - приравненный) - соответствующий, согласующийся, соразмерный. Так, представление признают адекватным, если оно соответствует вещи, к которой относится если оно «правильно». АКСИОЛОГИЯ - (от греч. Axia - ценность, logos -учение) - учение о ценностях или философия ценностей. АКТУАЛЬНЫЙ - (от фран. actuel - действительный) - современный, действительный, насущный, имеющий отношение к непосредственным интересом личности. АЛЬТЕРНАТИВА - (от лат. Alter - один из двух) - необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями, обусловленная потребностью решиться на одно из двух. АЛЬТРУИЗМ - (от лат. Alter - другой) - бескорыстное служение людям, готовность жертвовать во имя их блага личными интересами - противоположен эгоизму. АНАЛИЗ - (от греч. Analysis - разложение, расчленение) - в логике разложения одного на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты. АНАЛОГИЧНЫЙ - (от греч. Analogos - соответствующий логосу) - имеющий одинаковый смысл, соответствующий, подобный. АНАРХИЯ - (от греч. Anarshia - безвластие) - состояние, в котором находиться общество, когда в нем упразднена государственная власть. Руководящим началом предлагают только волю отдельной личности, всякий авторитет и власть отвергают. АНОМАЛИЯ - (от греч. A - отрицательная частица, nomos -закон), - отклонения от нормы, от общей закономерности. АНТАГОНИЗМ - (от греч. Antagonixesthai - бороться друг с другом) - противоречия, характеризующиеся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций. Антагонисты - противники, оппоненты. АНТИНОМИЯ - (от греч. Antinomia - противоречие в законе) - противоречие между равнозначными положениями, каждое из которых может быть одинаково доказуемым. АНТРОПОЛОГИЯ - (от греч. Antropos - человек, logos -понятие, учение) - учение, наука о происхождении и эволюции человека. Философская антропология описывает место человека в мире, рассматривает вопрос о природе человека, смысле его жизни. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - (от греч. Antropos - человек и от лат. Centrum - центр) - учение, согласно которому - человек центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. АРХЕТИП - (от греч. Arche - начало и typos - образец) - прообраз, первая форма, образец; у Юнга - элементы коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний. АСКЕТИЗМ - (от греч. Aske - упражняющийся в чем-либо) - подавление телесного, чувственного во имя совершенствования души. АСОЦИАЛЬНЫЙ - (от греч. A - отрицательная частица, от лат. Socialis - общественный) - человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу. АСПЕКТ - (от лат. Aspectus - вид) - взгляд, точка зрения, подход с которого рассматривается явление. АТЕИЗМ - (от греч. Atheos - безбожие) - отречение от Бога, отрицание Бога. АТОМИЗМ - (от греч. Atomon - неделимое) - учение о том, что все вещи состоят из неделимых элементов (атомов), и все изменения в мире основываются на перемещении, соединении и разъединение этих элементов. АТРИБУТ - (от лат. Attribuo - наделять) - признак, примета, существенное свойство. АФФЕКТ - (от лат. Affectus - душевное волнение, страсть) - состояние сильного душевного волнения, при котором контроль сознания над деятельностью ослаблен.
Б
БЕЗУСЛОВНЫЙ - не нуждающийся для своего существования или действия ни в каких условиях, причинах. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Новая психология полагает, сознательное - только остров, окруженный морем “душевного”. В наши дни оно рассматривается как источник творчества, психическая перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов, первоформ, архетипов переживания. БИОЛОГИЗМ - мировоззрения, переносящие причину всей действительности, как и духовного бытия, в органическую жизнь; выводящее нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов. БИОСФЕРА - (с греч. Bios -жизнь и sphaira -область, сфера) - земная атмосфера, охваченная биологической жизнью. По учению В. И. Вернадского - закономерный процесс развития жизни, который с появлением человека разумного и общества постепенно преобразуется в ноосферу - сферу разума. БЫТИЕ - философская категория, обозначающее все существование, все сущее; мир как совокупную, объединенную реальность. При этом разделяют реальное и идеальное бытие. Реальное бытие или существование имеет пространственный - временной характер, индивидуально, неповторимо; идеальное бытие - связывает сущности с идеей - оно лишено временного, опытного характера. Таким бытием, обладают ценности, идеи, логические понятия. Современная онтология различает два способа бытия - идеальность и реальность, а в них три вида (модуса) бытия - возможность, действительность, необходимость.
В
ВОЛЮНТАРИЗМ - (от лат. Voluntas - воля) - одно из направлений философии, которое рассматривает в качестве основного принципа, или в - себе - бытия, не интеллект, а волю (см, напр. Шопенгауэр, Ницше, Гартман). ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку не имеют отношения к внешнему миру (например, математические и логические аксиомы, моральные принципы). ВСЕЕДИНСТВО - единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.
Г
ГЕНЕЗИС - (от греч. Genesis - происхождение, становление) - происхождение, возникновение, развитие, например, биогенезис - возникновение или развития жизни. ГЕРМЕНЕВТИКА - (от греч. Hermeneutikos –истолковы-вающий) - искусство перевода, объяснения (Гермес в греческой мифологии - посредник между богами и людьми); учение о понимании, о постижение предметов наук о духе. ГИПОТЕЗА - (греч. Hypothesis- основание, основа)- хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно восполнить пробелы эмпирического (опытного) познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Существует до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае отвергается. ГНОСЕОЛОГИЯ - (греч. Gnosis- познание и logos- учение) - учение о познании, теория познания. ГУМАНИЗМ - (лат. Humanitas-человечность)- уважение к человеку, его правам и свободам, философское направление, считающее человека высшей ценностью, требующее такого устройства общества, которое сможет гарантировать соблюдение данных принципов.
Д
ДАО - (кит. - Бог, путь, разум, слова, закон, логос, смысл)- согласно Лао-цзы, дао - всеединое; оно не имеет формы, имени; оно немыслимо, невидимо, непостигаемо, но совершенно. Оно - основа всех вещей; неподвижный двигатель всего; оно вечно единое, неизменное, непреходящее, т.е. основной принцип, согласно которому существует все без исключения. “Человек зависит от земли, земля об неба, небо - от Дао, а Дао - от самого себя” ДЕМОКРАТИЯ - (греч. Demos- народ, kratos-власть) - форма государственно- политического устройства общества, при которой народ- источник власти. Признает право народа участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. ДЕТЕРМИНАЦИЯ - (от лат. Determinare – ограничивать, детерминизм - учение о том,что все явления, происходящие в мире предопределены - со стороны Бога (теологический), природы (космологический), или человеческой воли (анторопологическо-этический детерминизм). ДИАЛЕКТИКА - (греч. Dialektike (te’chne) - искусство вести беседу) - искусство аргументации, наука логики; для Сократа - ведение беседы для выяснения понятий, для Платона - высшая наука, метод познания идей. Для марксизма - учение о всеобщей связи и развитии. ДУАЛИЗМ – (лат. Dualis – двойственный) – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов.
З
ЗАКОН - в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей; постоянная, устойчивая, необходимая, объективная связь между явлениями.
И
ИДЕАЛИЗМ - (от греч. Idea - идея) - в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практичекими следствиями в виде неэгоистических, самоотверженных поступков. В метафизическом (философском) смысле - воззрение, определяющее действительность как идею, дух, разум; даже материю рассматривающее как форму проявления духа. Объективный идеализм считает порождающей основой всего сущего идею или дух (Платон, Гегель); а субъективный - разум (Декарт, Фихте). В теорико-познавательном смысле идеализм - точка зрения рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия - “существовать, значит быть воспринимаемым” (Лейбниц, Беркли, Шопенгауэр). ИДЕЯ - (греч. Idea) - в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии со времени Платона - метафизическая сущность вещей, которую Аристотель мыслил как сило созидающую и формообразующую. В Новое время это “образ вещи, создаваемой духом”, т.е. отвлеченное представление о чем- либо. И если у Платона - вещь лишь бледная копия, отражение идеи; то теперь - идея это воспроизведение вещи в мышлении. ИНТЕЛЛЕКТ - (лат. Intellectus - ум, рассудок) - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (суждения, абстракции, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или анализируют и пересматривают уже имеющиеся знания. ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ - (лат. Irrationalis - неразумное) - недоступное рассудку, то что не может быть постигнуто разумом, что не подчиняется законам логики, “сверхразумное” или “противоразумное”. ИСТИНА - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающих субъектом; восприятие вещей такими, каковы они на самом деле.
К
КАРМА - (санскрит) - согласно учению буддистов и джайннистов, “труд”; в широком смысле слова - сумма добрых и злых деяний в жизни, которая определяет судьбу дальнейших перерождений. КАТЕГОРИИ - (от греч. Kategorein - высказывать) - наиболее общие понятия, “ родовые понятия” по Канту, от которых происходят все остальные.
М
МАЛЬТУЗИАНСТВО - социологическая доктрина, названная по имени английского священника Р.Мальтуса (1766 - 1834), который изложил в своем опыте "Закона о народонаселении" (1798 г.) взгляды, широко распространившиеся в общественной мысли, и особенно в политической экономии 19 в. Мальтус сформулировал некий надысторический закон, согласно которому рост народонаселения происходит в геометрической, а рост средств существования - лишь в арифметической прогрессии. Отсюда он выводил противоречия общественного развития. Мальтус связывает возможность преодоления этих противоречий с предупреждением не обеспечиваемого экономически роста населения, а также с "естественным" регулированием его численности посредством голода, эпидемий, войн и т.д. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт "массового общества". Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на ее продукты. МАТЕРИАЛИЗМ - одно из главных философских направлений. Признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. Материализм противоположен идеализму. Историческая конкуренция, борьба между ними (при определенном взаимовлиянии и взаимопроникновении) соствляла содержание многих периодов истории философии. МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отраженная им. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих систем и объектов мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, неразрывно связана с движением, способна к непрерывному саморазвитию, а при наличии благоприятных условий приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего материи. МЕТАФИЗИКА. 1. Термин "Метафизика" возник в 1 в. до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает "то, что следует после физики". Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего учения "первой философией", изучающей высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего. В этом смысле термин "М." употреблялся в последующей философии. В средневековой философии М. служила теологии как ее философское обоснование. С 16 в. наряду с термином "М." применялся в равном значении термин "онтология". 2. В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как независимые друг от друга, отрицают внутренние протворечия как источник развития в природе и в обществе. МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) М. является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности, и классы, и общество в целом. М. индивида формируется под воздействием - спонтанным либо целенаправленным - М. об - ва и тех социальных общностей, в которые он входит. МОНИЗМ - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты первоначалом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, и т.д. Наиболее последовательным направлением идеалистического М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи. МОРАЛЬ - предмет изучения этики. Форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и самоценной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. М. регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, общение (или, напротив, требует их изменения). МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга.
Н НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности. НАУКА - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно - исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания. НИГИЛИЗМ - точка зрения абсолютного отрицания, не связанного не с какими положительными идеалами. Примеры - ницшеанство, экзистенциализм, неофрейдизм. НОМИНАЛИЗМ - направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие же понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств. НООСФЕРА (досл. "сфера разума") - термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития. В наиболее завершенной форме учение о Н. разработано русским ученым В.И.Вернадским, который понимал ее как высшую ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это означает, что человек должен взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя. НОУМЕН - термин, означающий впротивоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность (например, эйдосы у Платона или понятия у Канта).
О
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О.Б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом обществе - классовые), в которые люди вступают в процессе этого производства. О.С. есть не что иное, как "осознанное бытие", т.е. отражение в духовной жизни людей их О.Б. ОБЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного исторического развития. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеологические. ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком слова О. может рассматриваться как конкретное О. В единстве его общих, особенных и единичных признаков (например., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (например, индийское, американское и т.п.). ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - она есть свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена, отображающимся в нем материальным миром. ОБЪЕКТИВНЫЙ - принадлежащий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему. Применительно к продуктам духовной сферы (понятия, принципы, ценности, знания) употребляется для обозначения их непреходящей значимости, которая подтверждается практикой. ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух магистральных направлений в философии - материализму или идеализму. Материалисты характеризуют познание как адекватное отражение предмета в сознании познающего субъекта. Идеалисты (если они признают познаваемость мира - т.е. являются объективными идеалистами) отождествляют познание с духом, духовной реальностью. Субъективные же идеалисты склонны признавать в качестве единственной достоверной реальности лишь само наше сознание и его содержание. ОТРАЖЕНИЕ - процесс воспроизведения в подвергающемся внешнему воздействию объекте свойств и сторон воздействующего на него объекта. Присуще всем материальным телам, и подразделяется на несколько основных видов - от простых до наиболее сложных (ощущение, восприятие, нейрофизиологического и психического отражения). Высшей формой отражения окружающего мира является человеческое сознание. ОТЧУЖДЕНИЕ - объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, давлеющую над ним, в чем - то враждебную ему силу.
П ПАНТЕИЗМ - философское учение, максимально сближающее понятия "Бог" и "природа" с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический П. (стоики, Д.Бруно, отчасти Б.Спиноза) одухотворяет природу, приписывая ей божественные свойства, и как бы растворяет Бога в природе. Мистический П. или "панентеизм" (М.Эккхарт, Н.Кузанский, Я.Беме, П.Мальбранш), напротив, растворяет природу в Боге как в абсолютном начале миропорядка. ПАРАДИГМА - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определявших конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. П.является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач. ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Поскольку то, о чем человек непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать ее. ПОЗНАНИЕ - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. ПОНЯТИЕ - одна из форм отражения мира на ступени познания, связанная с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. П. также называется также мысль, представляющая собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам. ПРАКТИКА - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно - предметная деятельность. П. есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного. П. - основа познания, На протяжении тысячелетий стихийно протекавший производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя и теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обобщает, развивает. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - чувственно - наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств человека. ПРИРОДА - окружающий нас мир во всем бесконечном разнообразии его проявлений. П. представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. Иногда П. называют лишь ее часть - биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием неживой П., создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в этом процессе является труд. ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития природы, общества и человеческого сознания. П. - тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и сложных форм к низшим и менее совершенным). ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - категория исторического материализма, характеризующая основной и в конечном счете определяющий фактор развития исторического процесса. П.С. играют эту роль не только потому, что обеспечивают людям производство средств существования, но и потому, что они определяют характер материального отношения общества к природе, в соответствии с которым строятся их производственные отношения. Решающее значение в определении этого отношения имеют материальные средства труда (техника и технология производства), уровень развития которых характеризует степень овладения человеком силами природы. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - одно из важнейших понятий марксистской теории, отражает материальные, от сознания людей не зависящие отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов. П.О. охватывают сферу производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ и составляют необходимую сторону любого способа производства. Характер П.О. определяется способом соединения производителя со средствами производства, т.е. формой собственности, от которой зависят обмен и формы распределения материальных благ (рента, прибыль, заработная плата и т.д.). В производстве между людьми складываются также многообразные отношения, обусловленные специализацией, техническим разделением труда, выполнением различных производственных функций - т.н. производственно - технические отношения. ПСИХИКА - продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды. Непосредственно для человека П. выступает в виде явлений так называемого субъективного мира человека: ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и тп. В философии понятие П. тесно связано с основным вопросом философии, и отождесвляется с гносеологическими понятиями "сознание", "мышление", &qu
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.31.82 (0.014 с.) |