Тема 13. Пути и перспективы развития России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 13. Пути и перспективы развития России



 

1. Своеобразие исторического пути России. Особенности социального, политического, национального, экономического строительства.

2. Россия: Запад, восток или евразийство?

3. Современная ситуация в России – характер реформ 80-90-х годов ХХ века, перспективы и последствия.

4. Национальный характер, особенности его проявления и влияния на судьбы России.

5. Будущее России – возможные варианты развития (возврат к прошлому; демократические преобразования; создание правового общества и т.д.).

6. Исторический опыт российских реформ (Петр I, реформы 1861, реформы Столыпина, реформы 1917, НЭП, реформы 90-х годов ХХ вв.).

7. Специфика отношения к государственной власти в России (христианское учение о власти и государстве, славянофилы и западники, анархисты, революционеры, демократы и т.д.). Российское государство вчера, сегодня, завтра.

 

Литература:

1. Бердяев Н.А. Судьба России. М. 1990.

2. Чаадаев П.Я. Философические письма. Апология сумасшедшего // Соч. М. 1989.

3. Леонтьев К.В. Византизм и славянство // Цветущая сложность. М. 1992.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М. 1991.

5. Бердяев Н.А. Русская идея. М. 1992.

6. Яковлев И.П. Системно-динамические особенности российского общество // Социально-политический журнал. 1993. №5-6.

7. Осипов Г.В., Андреев Э.М. Современные российские реформы,: опыт социологической экспертизы // Социально-политический журнал. 1995. №1.

8. Земцов Б. Откуда есть и пошла российская цивилизация // Общественные науки и современность. 1994. №4.

9. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М. 1990.

10. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М. 1990.

11. Кара-Мурза А.А. Что такое российское западничество? // Полис. 1993. №2.

12. Россия и Запад: взаимодействие культур (Материалы «Круглого стола») // Вопросы философии, 1992. №6.

13. Кантор В.К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. 1993. №7.

14. Ленешев М. Спасется ли Запад разрушением России? // ж. Москва. 1993. №8.

15. Давыдов Т.Н. Две бездны – два лица России // Вопросы философии. 1991. №8.

16. Аукционек С. Рыночная реформа и переходный кризис // Мировая экономика и международные отношения. 1995. №1.

17. В. Загашвили. Экономический национализм и национальные экономические интересы // (там же).

18. Р. Нижегородцев. Технологическое будущее России: что впереди // (там же).

19. В. Титаренко. Исламизм и интересы России // (там же).

20. Холодовский. Российская приватизация: столкновение интересов // (там же)

21. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социс. 1995. №13.

22. Шмелев Н.П. Экономические перспективы России // (там же).

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

ФИЛОСОФИИ

 

Часть I. “Общие проблемы философии”

1. Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества. Основные функции философии. Место философии в системе наук, ее взаимосвязь с конкретными науками и практикой.

2. Коренной вопрос философии. Материализм и идеализм как альтернативные мировоззрения, их исторические формы. Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения, его значимость для развития науки и общества.

3. Философское понятие бытия. Материальное и духовное бытие. Бытие природы, общества и “второй природы”.

4. Специфика человеческого бытия. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире.

5. Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции и материи. Развитие представлений о материи.

6. Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи.

7. Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (возникновение нового в развитии). Основные условия самоорганизации материи.

8. Пространство и время как атрибуты материи. Пространство и время в природных и социальных системах.

9. Диалектика как ядро научной философии. Противостояние диалектики и метафизики. Картина мира с позиций диалектики и с позиций метафизики.

10. Диалектический принцип всеобщей связи явлений бытия. Эклектика и софистика как метафизические искажения действительности.

11. Диалектический принцип развития. Алгоритм познания объекта в развитии.

12. Диалектические законы развития: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

13. Диалектический принцип системности, его основные ориентиры в познании. Алгоритм системного подхода к исследованию объекта.

14. Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное в психике человека.

15. Сознание как высшая форма отражения действительности. Качественные отличия сознания человека от психики животных.

16. Многообразие путей познания мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты и особенности. Возможности и границы научного познания.

17. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Абсолютная и относительная истины, их соотношение в познании.

18. Критерии истины. Роль практики в процессе познания. Абсолютность и относительность критерия практики в познании.

19. Чувственное и рациональное познание: их формы, различия, единство. Сенсуализм и рационализм.

20. Формы и методы научного познания.

21. Роль философии в развитии науки. Натурфилософия и позитивизм, их историческая ограниченность.

22. Научные революции их роль в познании. Концепция научных революций Т. Куна.

 

Часть II. “Социальная философия”

23. Понятие общества. Особенности домарксистских исторических и социологических представлений об обществе. Концепция общества и общественного развития в учении К. Маркса. Достоинства и недостатки классического марксизма.

24. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм в общественном развитии.

25. Природа и общество: их единство и качественные различия. Роль природной среды в развитии общества. Основные этапы нарастания воздействий общества на природу.

26. Происхождение человека и общества, роль труда и климатических факторов в этом процессе. Палеолит и неолит как важнейшие этапы выделения общества из природы.

27. Глобальные проблемы современного человечества. Основные прогнозы и варианты мирового развития. Концепция ноосферы, ее значимость для предотвращения мировой катастрофы.

28. Способ производства и его роль в жизни общества. Исторические способы производства. Производительные силы и производственные отношения. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

29. Сущность научно-технической революции, ее основные этапы, направления, социальные последствия. Особенности современного этапа научно-технической революции.

30. Структуры исторического процесса. Формационная (К. Маркс), цивилизационная (А. Тойнби) и индустриалистическая (Д. Белл) модели мировой истории.

31. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ), его научное значение. Исторические типы формаций. Структура ОЭФ: экономический базис и социально-идеологическая надстройка, их взаимодействие в развитии общества.

32. Социальная структура общества. Основные виды социальных структур (классовая, национальная, возрастная и др.), значимость их выделения для понимания состояния и перспектив общества.

33. Происхождение и сущность классов. Формы классовой борьбы и ее роль в истории общества.

34. Революционный и реформистский пути общественного развития, их соотношение и влияние на исторический процесс. Сущность социальной революции, ее экономические основы. Объективные условия и субъективные факторы социальных революций.

35. Общественный прогресс, его аспекты и критерии. Противоречивость и относительность общественного прогресса.

36. Проблема человека в философии. Биосоциальная природа человека. Основные грани человека: индивид, личность, индивидуальность. Структура личности.

37. Духовная жизнь общества. Понятие общественного сознания, его основные формы и уровни. Культура общества и личности.

38. Культурные миры современного человечества. Соотношение и взаимодействие культур Востока, Запада и России.

39. Основные модели и направления развития современного общества. Коммунистический проект Маркса, Энгельса, Ленина, его достоинства и ограниченность. Формы реализации коммунистической модели в современном мировом развитии. Конвергенция капитализма и коммунизма.

40. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Основные направления преобразования индустриального общества в постиндустриальное. Ноосферные тенденции в развитии современного мира.

 

 

КРАТКИЙ ФИЛОСОФСКИЙ СЛОВАРЬ

 

При написании словаря нами намеренно не рассматривались персоналии, а также философские направления и школы. Задачи словаря - объяснить термины, которые студентам неизвестны или не очень ясны; т.е. это небольшое справочное пособие, призванное помочь при работе с текстом. Более глубокое изучение философии должно строиться на привлечении дополнительной литературы.

 

 

А

АБСОЛЮТНЫЙ - (от лат. Absаlutus – безусловный) - свободный от всех отношений и условий, независимый, совершенный. Как правило, противопоставляется относительному.

АБСТРАКТНЫЙ - (от лат. Abstractus - отвлеченный) - опосредованное, данное в понятиях, отвлеченное от конкретного, чувственного, наглядного. В отрицательном смысле - удаленное от жизни, чуждое действительности “витание в облаках”.

АВТОНОМИЯ - (от греч. Autos - сам, nomos - закон) - собственная закономерность, независимость, самостоятельность.

АГНОСТИЦИЗМ - (от греч. Agnostos - неизвестный) - учение о непознаваемости истинного бытия, сомнение возможности нахождения объективной истины.

АДЕКВАТНЫЙ - (adaeguatus - приравненный) - соответствующий, согласующийся, соразмерный. Так, представление признают адекватным, если оно соответствует вещи, к которой относится если оно «правильно».

АКСИОЛОГИЯ - (от греч. Axia - ценность, logos -учение) - учение о ценностях или философия ценностей.

АКТУАЛЬНЫЙ - (от фран. actuel - действительный) - современный, действительный, насущный, имеющий отношение к непосредственным интересом личности.

АЛЬТЕРНАТИВА - (от лат. Alter - один из двух) - необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями, обусловленная потребностью решиться на одно из двух.

АЛЬТРУИЗМ - (от лат. Alter - другой) - бескорыстное служение людям, готовность жертвовать во имя их блага личными интересами - противоположен эгоизму.

АНАЛИЗ - (от греч. Analysis - разложение, расчленение) - в логике разложения одного на множество, целого - на его части, сложного - на его компоненты.

АНАЛОГИЧНЫЙ - (от греч. Analogos - соответствующий логосу) - имеющий одинаковый смысл, соответствующий, подобный.

АНАРХИЯ - (от греч. Anarshia - безвластие) - состояние, в котором находиться общество, когда в нем упразднена государственная власть. Руководящим началом предлагают только волю отдельной личности, всякий авторитет и власть отвергают.

АНОМАЛИЯ - (от греч. A - отрицательная частица, nomos -закон), - отклонения от нормы, от общей закономерности.

АНТАГОНИЗМ - (от греч. Antagonixesthai - бороться друг с другом) - противоречия, характеризующиеся непримиримой борьбой враждебных сил, тенденций. Антагонисты - противники, оппоненты.

АНТИНОМИЯ - (от греч. Antinomia - противоречие в законе) - противоречие между равнозначными положениями, каждое из которых может быть одинаково доказуемым.

АНТРОПОЛОГИЯ - (от греч. Antropos - человек, logos -понятие, учение) - учение, наука о происхождении и эволюции человека. Философская антропология описывает место человека в мире, рассматривает вопрос о природе человека, смысле его жизни.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ - (от греч. Antropos - человек и от лат. Centrum - центр) - учение, согласно которому - человек центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

АРХЕТИП - (от греч. Arche - начало и typos - образец) - прообраз, первая форма, образец; у Юнга - элементы коллективного бессознательного, находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.

АСКЕТИЗМ - (от греч. Aske - упражняющийся в чем-либо) - подавление телесного, чувственного во имя совершенствования души.

АСОЦИАЛЬНЫЙ - (от греч. A - отрицательная частица, от лат. Socialis - общественный) - человек, внутренне безразличный и внешне пассивный по отношению к обществу.

АСПЕКТ - (от лат. Aspectus - вид) - взгляд, точка зрения, подход с которого рассматривается явление.

АТЕИЗМ - (от греч. Atheos - безбожие) - отречение от Бога, отрицание Бога.

АТОМИЗМ - (от греч. Atomon - неделимое) - учение о том, что все вещи состоят из неделимых элементов (атомов), и все изменения в мире основываются на перемещении, соединении и разъединение этих элементов.

АТРИБУТ - (от лат. Attribuo - наделять) - признак, примета, существенное свойство.

АФФЕКТ - (от лат. Affectus - душевное волнение, страсть) - состояние сильного душевного волнения, при котором контроль сознания над деятельностью ослаблен.

 

 

Б

 

БЕЗУСЛОВНЫЙ - не нуждающийся для своего существования или действия ни в каких условиях, причинах.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Новая психология полагает, сознательное - только остров, окруженный морем “душевного”. В наши дни оно рассматривается как источник творчества, психическая перводействительность, главный источник свойственных всем людям основных мотивов, первоформ, архетипов переживания.

БИОЛОГИЗМ - мировоззрения, переносящие причину всей действительности, как и духовного бытия, в органическую жизнь; выводящее нормы человеческого познания и поведения из биологических потребностей и законов.

БИОСФЕРА - (с греч. Bios -жизнь и sphaira -область, сфера) - земная атмосфера, охваченная биологической жизнью. По учению В. И. Вернадского - закономерный процесс развития жизни, который с появлением человека разумного и общества постепенно преобразуется в ноосферу - сферу разума.

БЫТИЕ - философская категория, обозначающее все существование, все сущее; мир как совокупную, объединенную реальность. При этом разделяют реальное и идеальное бытие. Реальное бытие или существование имеет пространственный - временной характер, индивидуально, неповторимо; идеальное бытие - связывает сущности с идеей - оно лишено временного, опытного характера. Таким бытием, обладают ценности, идеи, логические понятия. Современная онтология различает два способа бытия - идеальность и реальность, а в них три вида (модуса) бытия - возможность, действительность, необходимость.

 

В

 

ВОЛЮНТАРИЗМ - (от лат. Voluntas - воля) - одно из направлений философии, которое рассматривает в качестве основного принципа, или в - себе - бытия, не интеллект, а волю (см, напр. Шопенгауэр, Ницше, Гартман).

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку не имеют отношения к внешнему миру (например, математические и логические аксиомы, моральные принципы).

ВСЕЕДИНСТВО - единство Вселенной, в которой вещи в их внутренней связи и взаимодействии образуют единое целое.

 

Г

 

ГЕНЕЗИС - (от греч. Genesis - происхождение, становление) - происхождение, возникновение, развитие, например, биогенезис - возникновение или развития жизни.

ГЕРМЕНЕВТИКА - (от греч. Hermeneutikos –истолковы-вающий) - искусство перевода, объяснения (Гермес в греческой мифологии - посредник между богами и людьми); учение о понимании, о постижение предметов наук о духе.

ГИПОТЕЗА - (греч. Hypothesis- основание, основа)- хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно восполнить пробелы эмпирического (опытного) познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, дать предварительное объяснение факту или группе фактов. Существует до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае отвергается.

ГНОСЕОЛОГИЯ - (греч. Gnosis- познание и logos- учение) - учение о познании, теория познания.

ГУМАНИЗМ - (лат. Humanitas-человечность)- уважение к человеку, его правам и свободам, философское направление, считающее человека высшей ценностью, требующее такого устройства общества, которое сможет гарантировать соблюдение данных принципов.

 

Д

 

ДАО - (кит. - Бог, путь, разум, слова, закон, логос, смысл)- согласно Лао-цзы, дао - всеединое; оно не имеет формы, имени; оно немыслимо, невидимо, непостигаемо, но совершенно. Оно - основа всех вещей; неподвижный двигатель всего; оно вечно единое, неизменное, непреходящее, т.е. основной принцип, согласно которому существует все без исключения. “Человек зависит от земли, земля об неба, небо - от Дао, а Дао - от самого себя”

ДЕМОКРАТИЯ - (греч. Demos- народ, kratos-власть) - форма государственно- политического устройства общества, при которой народ- источник власти. Признает право народа участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод.

ДЕТЕРМИНАЦИЯ - (от лат. Determinare – ограничивать, детерминизм - учение о том,что все явления, происходящие в мире предопределены - со стороны Бога (теологический), природы (космологический), или человеческой воли (анторопологическо-этический детерминизм).

ДИАЛЕКТИКА - (греч. Dialektike (te’chne) - искусство вести беседу) - искусство аргументации, наука логики; для Сократа - ведение беседы для выяснения понятий, для Платона - высшая наука, метод познания идей. Для марксизма - учение о всеобщей связи и развитии.

ДУАЛИЗМ – (лат. Dualis – двойственный) – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов.

 

З

 

ЗАКОН - в науке положение, выражающее всеобщий ход вещей; постоянная, устойчивая, необходимая, объективная связь между явлениями.

 

И

 

ИДЕАЛИЗМ - (от греч. Idea - идея) - в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практичекими следствиями в виде неэгоистических, самоотверженных поступков. В метафизическом (философском) смысле - воззрение, определяющее действительность как идею, дух, разум; даже материю рассматривающее как форму проявления духа. Объективный идеализм считает порождающей основой всего сущего идею или дух (Платон, Гегель); а субъективный - разум (Декарт, Фихте). В теорико-познавательном смысле идеализм - точка зрения рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия - “существовать, значит быть воспринимаемым” (Лейбниц, Беркли, Шопенгауэр).

ИДЕЯ - (греч. Idea) - в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии со времени Платона - метафизическая сущность вещей, которую Аристотель мыслил как сило созидающую и формообразующую. В Новое время это “образ вещи, создаваемой духом”, т.е. отвлеченное представление о чем- либо. И если у Платона - вещь лишь бледная копия, отражение идеи; то теперь - идея это воспроизведение вещи в мышлении.

ИНТЕЛЛЕКТ - (лат. Intellectus - ум, рассудок) - разум, способность мыслить, проницательность, совокупность тех умственных функций (суждения, абстракции, образования понятий, суждения, заключения и т.д.), которые превращают восприятия в знания или анализируют и пересматривают уже имеющиеся знания.

ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ - (лат. Irrationalis - неразумное) - недоступное рассудку, то что не может быть постигнуто разумом, что не подчиняется законам логики, “сверхразумное” или “противоразумное”.

ИСТИНА - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности, познающих субъектом; восприятие вещей такими, каковы они на самом деле.

 

К

 

КАРМА - (санскрит) - согласно учению буддистов и джайннистов, “труд”; в широком смысле слова - сумма добрых и злых деяний в жизни, которая определяет судьбу дальнейших перерождений.

КАТЕГОРИИ - (от греч. Kategorein - высказывать) - наиболее общие понятия, “ родовые понятия” по Канту, от которых происходят все остальные.

 

М

 

МАЛЬТУЗИАНСТВО - социологическая доктрина, названная по имени английского священника Р.Мальтуса (1766 - 1834), который изложил в своем опыте "Закона о народонаселении" (1798 г.) взгляды, широко распространившиеся в общественной мысли, и особенно в политической экономии 19 в. Мальтус сформулировал некий надысторический закон, согласно которому рост народонаселения происходит в геометрической, а рост средств существования - лишь в арифметической прогрессии. Отсюда он выводил противоречия общественного развития. Мальтус связывает возможность преодоления этих противоречий с предупреждением не обеспечиваемого экономически роста населения, а также с "естественным" регулированием его численности посредством голода, эпидемий, войн и т.д.

МАССОВАЯ КУЛЬТУРА - понятие, отражающее широко распространенные в условиях индустриально развитого общества особенности бытия культуры, продукт "массового общества". Характеризуется организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств массовой коммуникации, оказывающих соответствующее воздействие на индивидуальное и общественное сознание и создающих необходимую рекламу для обеспечения спроса на ее продукты.

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из главных философских направлений. Признает объективность, первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, существующей вне и независимо от сознания и выступающей первоосновой действительности. Материализм противоположен идеализму. Историческая конкуренция, борьба между ними (при определенном взаимовлиянии и взаимопроникновении) соствляла содержание многих периодов истории философии.

МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отраженная им. Материя охватывает бесконечное множество реально существующих систем и объектов мира, является субстанциальной основой всевозможных свойств и форм движения. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, неразрывно связана с движением, способна к непрерывному саморазвитию, а при наличии благоприятных условий приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего материи.

МЕТАФИЗИКА. 1. Термин "Метафизика" возник в 1 в. до н.э. как обозначение части философского наследия Аристотеля и буквально означает "то, что следует после физики". Сам Аристотель называл этот, по его убеждению, важнейший раздел своего учения "первой философией", изучающей высшие, недоступные для органов чувств, лишь умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего. В этом смысле термин "М." употреблялся в последующей философии. В средневековой философии М. служила теологии как ее философское обоснование. С 16 в. наряду с термином "М." применялся в равном значении термин "онтология".

2. В новое время возникает понимание М. как антидиалектического способа мышления, как результата односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как независимые друг от друга, отрицают внутренние протворечия как источник развития в природе и в обществе.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) М. является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности, и классы, и общество в целом. М. индивида формируется под воздействием - спонтанным либо целенаправленным - М. об - ва и тех социальных общностей, в которые он входит.

МОНИЗМ - философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Материалисты первоначалом, основой мира считают материю. Идеалисты единым началом всех явлений считают дух, и т.д. Наиболее последовательным направлением идеалистического М. является философия Гегеля. Научный и последовательный материалистический М. характерен для диалектического материализма, исходящего из того, что мир по своей природе материален, что все явления в мире представляют собой различные виды движущейся материи.

МОРАЛЬ - предмет изучения этики. Форма общественного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и самоценной жизни, выражающих идеал человечности, гуманистическую перспективу истории. М. регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, общение (или, напротив, требует их изменения).

МЫШЛЕНИЕ - активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т.п., связанных с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи - мозга.

 

Н

НАТУРФИЛОСОФИЯ - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности.

НАУКА - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно - исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства. Эти результаты могут также выступать как одна из форм общественного сознания.

НИГИЛИЗМ - точка зрения абсолютного отрицания, не связанного не с какими положительными идеалами. Примеры - ницшеанство, экзистенциализм, неофрейдизм.

НОМИНАЛИЗМ - направление в средневековой философии, считавшее понятия лишь именами. В противоположность реализму средневековому, номиналисты утверждали, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Общие же понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах, не только не существуют независимо от вещей, но даже не отражают их свойств и качеств.

НООСФЕРА (досл. "сфера разума") - термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при которой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития. В наиболее завершенной форме учение о Н. разработано русским ученым В.И.Вернадским, который понимал ее как высшую ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это означает, что человек должен взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя.

НОУМЕН - термин, означающий впротивоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность (например, эйдосы у Платона или понятия у Канта).

 

О

 

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О.Б. марксизм понимает материальное отношение людей к природе в процессе производства материальных благ и те отношения (в классовом обществе - классовые), в которые люди вступают в процессе этого производства. О.С. есть не что иное, как "осознанное бытие", т.е. отражение в духовной жизни людей их О.Б.

ОБЩЕСТВЕННО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного исторического развития.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности; делятся на материальные и идеологические.

ОБЩЕСТВО - совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. В узком слова О. может рассматриваться как конкретное О. В единстве его общих, особенных и единичных признаков (например., первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое) и как отдельный регион, страна (например, индийское, американское и т.п.).

ОБЪЕКТИВНАЯ ИСТИНА - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - она есть свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена, отображающимся в нем материальным миром.

ОБЪЕКТИВНЫЙ - принадлежащий объекту, независящий от субъекта, существующий вне и безотносительно к нему. Применительно к продуктам духовной сферы (понятия, принципы, ценности, знания) употребляется для обозначения их непреходящей значимости, которая подтверждается практикой.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, духовного к материальному, решение которого предопределяет поляризацию философских учений, их принадлежность к одному из двух магистральных направлений в философии - материализму или идеализму. Материалисты характеризуют познание как адекватное отражение предмета в сознании познающего субъекта. Идеалисты (если они признают познаваемость мира - т.е. являются объективными идеалистами) отождествляют познание с духом, духовной реальностью. Субъективные же идеалисты склонны признавать в качестве единственной достоверной реальности лишь само наше сознание и его содержание.

ОТРАЖЕНИЕ - процесс воспроизведения в подвергающемся внешнему воздействию объекте свойств и сторон воздействующего на него объекта. Присуще всем материальным телам, и подразделяется на несколько основных видов - от простых до наиболее сложных (ощущение, восприятие, нейрофизиологического и психического отражения). Высшей формой отражения окружающего мира является человеческое сознание.

ОТЧУЖДЕНИЕ - объективный социальный процесс, характеризующийся превращением как деятельности человека, так и ее продуктов в самостоятельную, давлеющую над ним, в чем - то враждебную ему силу.

 

П

ПАНТЕИЗМ - философское учение, максимально сближающее понятия "Бог" и "природа" с тенденцией к их отождествлению. Натуралистический П. (стоики, Д.Бруно, отчасти Б.Спиноза) одухотворяет природу, приписывая ей божественные свойства, и как бы растворяет Бога в природе. Мистический П. или "панентеизм" (М.Эккхарт, Н.Кузанский, Я.Беме, П.Мальбранш), напротив, растворяет природу в Боге как в абсолютном начале миропорядка.

ПАРАДИГМА - совокупность теоретических и методологических предпосылок, определявших конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. П.является основанием выбора проблем, а также моделью, образцом для решения исследовательских задач.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ - характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определенный момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов. Поскольку то, о чем человек непосредственно не думает, но что в принципе известно ему и ассоциативно связано с предметом его мысли, может в качестве смыслового подтекста оказывать влияние на течение мысли, сопровождать ее.

ПОЗНАНИЕ - общественно - исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий.

ПОНЯТИЕ - одна из форм отражения мира на ступени познания, связанная с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. П. также называется также мысль, представляющая собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам.

ПРАКТИКА - специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно - предметная деятельность. П. есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивание субъективного и распредмечивание объективного. П. - основа познания, На протяжении тысячелетий стихийно протекавший производственный процесс формировал у людей элементарные знания в различных областях жизнедеятельности. Науки же подытоживали, осмысливали, обобщали данные практики, которая в дальнейшем включает в себя и теоретическое знание и, претворяя его в жизнь, корректирует, обобщает, развивает.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - чувственно - наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств человека.

ПРИРОДА - окружающий нас мир во всем бесконечном разнообразии его проявлений. П. представляет собой объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания. Она не имеет ни начала, ни конца, бесконечна во времени и пространстве, находится в непрестанном движении и изменении. Иногда П. называют лишь ее часть - биосферу нашей планеты. Именно она, порожденная предшествующим развитием неживой П., создала условия для возникновения человека. Однако решающим фактором в этом процессе является труд.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС - наиболее общие, противоположные по своим характеристикам, разнонаправленные и вместе с тем неотделимые друг от друга, диалектически взаимосвязанные тенденции развития природы, общества и человеческого сознания. П. - тип (направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному в отличие от Р. как движения вспять, назад (от более высоких и сложных форм к низшим и менее совершенным).

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - категория исторического материализма, характеризующая основной и в конечном счете определяющий фактор развития исторического процесса. П.С. играют эту роль не только потому, что обеспечивают людям производство средств существования, но и потому, что они определяют характер материального отношения общества к природе, в соответствии с которым строятся их производственные отношения. Решающее значение в определении этого отношения имеют материальные средства труда (техника и технология производства), уровень развития которых характеризует степень овладения человеком силами природы.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - одно из важнейших понятий марксистской теории, отражает материальные, от сознания людей не зависящие отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов. П.О. охватывают сферу производства общественного продукта, обмена и распределения материальных благ и составляют необходимую сторону любого способа производства. Характер П.О. определяется способом соединения производителя со средствами производства, т.е. формой собственности, от которой зависят обмен и формы распределения материальных благ (рента, прибыль, заработная плата и т.д.). В производстве между людьми складываются также многообразные отношения, обусловленные специализацией, техническим разделением труда, выполнением различных производственных функций - т.н. производственно - технические отношения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.173 (0.124 с.)