Тема IX. Культура как общественно - историческое явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема IX. Культура как общественно - историческое явление



 

Задачи и упражнения:

1. Что такое культура? Что составляет ее субстрат? Материальная культура? Духовная культура? Элитарная культура? Массовая культура? Национальная культура? Как соотносятся понятия "культура" и "цивилизация"?

2. Как Вы относитесь к рассуждениям о кризисе культуры? На Ваш взгляд, может ли кризис в области культуры привести к ее разрушению или утрате? Что такое культурная революция?

3. Как соотносятся традиции и новаторство в области культуры? Можно ли сказать, что достижения в области культуры позволяют отказаться от ее форм, соответствующих ранним ступеням развития? Обоснуйте свою точку зрения. Что такое культурные ценности? Имеют ли они объективное содержание?

4. Что такое "культурная революция"? Каковы ее достижения и возможные издержки?

5. К.Г. Честертон полагал, что "религия, наряду с искусством, это то, что делает человека человеком, отличая его от животного" (см.: Честертон Г.К. Вечный человек. – М. - 1991). Б. Рассел, напротив, писал, что: "религия не позволяет нашим детям получить рациональное образование; религия препятствует нам в устранении коренных причин войны; религия запрещает нам проповедовать этику научного сотрудничества вместо старых и жестких доктрин греха и наказания. Возможно, что человечество уже стоит на пороге золотого века; но если это так, то сначала необходимо будет убить дракона, охраняющего вход, и дракон этот - религия" (Рассел Б. Почему я не христианин. – М. - 1989). Какая из приведенных выше позиций ближе Вам? Почему?

6. Как Вы относитесь к мысли Достоевского о том, что если Бога нет, то все дозволено? Обоснуйте свое мнение? Что значит "иметь Бога в душе"? Является ли это достаточным основанием для высокой нравственности? Как бы Вы оценили социокультурную роль религии и перспективы ее развития и существования? Улучшила ли она природу человека или оставила ее неизменной?

7. Что Вы понимаете под общественным сознанием? Что такое "обыденный" и "теоретический уровень сознания"? "Общественная психология" и "общественная идеология"?

8. Является ли идеология выражением интересов ценностей общества или просто средством манипуляции общественным сознанием?

9. Что такое духовность? Как связаны между собой понятия "духовность" и "нравственность"? Что Вы понимаете под "духовной незрелостью"?

10. Можно ли утверждать, что религия основывается на вере, а наука на логике, рассудке и доказательстве? Обоснуйте свою мысль. Какие формы культуры вам известны?

11. Перечислите основные функции культуры в жизни общества.

 

 

Рекомендованная литература:

 

1. Бубер М. Два образа веры. - М. - 1994.

2. Камю А. Бунтующий человек. - М. - 1990.

3. Карлейль Т. Теперь и прежде. - М. - 1994.

4. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. - М. - 1994.

5. Маритэн Ж. Философ в мире. - М. - 1994.

6. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. - М. - 1995.

7. Фромм Э. Душа человека. - М. - 1992.

8. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М. - 1993.

9. Честертон Г.К. Вечный человек. М.1991.

 

Тема XX. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО

 

Задачи и упражнения:

1. Что такое природа? Географическая среда? Как они влияют на человека? Можно ли вслед за У. Торпом утверждать, что "вряд ли в поведении животных можно найти хоть один аспект, который не имел бы отношения к проблеме поведения людей"? Можно ли вслед за К. Лоренцем считать, что животные подвержены точно тем же эмоциям, что и человек?

2. Монтескье полагал, что "власть климата сильнее всех других властей". Согласны ли Вы с его мнением? Влияет ли климат на развитие человека? Общества? На нравы и обычаи? На историю?

3. Чем порождаются противоречия в системе "человек - природа"? Почему в ХХ в. противоречие между природой и обществом приобрело столь глобальный характер? Как развивались отношения между человеком и природой в предшествующие эпохи? Какие подходы к природе известны в истории философии?

4. Как можно совместить научно - технический прогресс и сохранение окружающей среды? Верно ли утверждение, что "внешние" факторы (экологические, моральные, идеологические соображения) лишь препятствуют "нормальному" ходу развития технологии, и поэтому их не следует принимать во внимание?

5. Что такое экологическая этика? Должен ли человек отвечать за свою деятельность и ее влияние на природу перед собой? Перед природной средой? Перед грядущими поколениями? Как связаны экология и общечеловеческие ценности? Что такое социальная экология?

6. Решит ли беспредельный экономический рост все проблемы человечества? Существуют ли пределы этого роста? Что такое технологический детерминизм? Оцените эту концепцию.

7. А.Л. Чижевский писал: "Самые активные моменты в жизни Наполеона I могут быть отнесены к эпохам максимума солнцедеятельности. Наоборот, минимум военной и политической деятельности совпадает с минимумом пятнообразования?". Согласны ли Вы с тем, что природные факторы оказывают непосредственное влияние как на жизнь отдельных людей, так и на жизнь общества?

8. В чем состоит суть теории этногенеза Л.Н. Гумилева? Что такое этнос и пассионарность? Согласны ли вы с выводами этой теории?

9. Что такое демография? Демографический взрыв? Какова демографическая ситуация в различных регионах мира? В России? В Кузбассе? Как связаны между собой экология и демографическая ситуация?

10. Как связаны природная среда и проблема антропогенеза? Каковы экологические перспективы современной цивилизации? Охарактеризуйте понятия "биосфера" и "ноосфера". Что понимал Вернадский под живым веществом? Какова эволюция живого вещества? Укажите направление, в котором она осуществляется?

 

 

Рекомендованная литература:

 

1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. - М. - 1988.

2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М. - 1991.

3. Вернадский В.И. Размышление натуралиста. - М. - 1977.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М. - 1988.

5. Данило Ж. Маркович. Социальная экология. - М. - 1990.

6. Кара - Мурза С.Г. Научная картина мира, экономика и экология. - М. - 1997.

7. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура. // Вопросы философии - 1996 - № 11.

8. Печчеи А. Человеческие качества. - М. - 1980.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.163.62.42 (0.012 с.)