Философские учения о материи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские учения о материи



При рассмотрении темы особое внимание необходимо уделить категории бытия. Бытие - это понятие, с помощью которого мы обозначаем многообразие форм существования мира. Мир трактуется как единство природно-вещественного и духовного, природного и общественного. Таким образом, данная категория фиксирует акт существования предмета; того, кто утверждает это существование; мысли о предмете и самого мира.

В истории философии проблема бытия осмысливалась в связи с проблемой небытия. Бытие выступало в виде вечного, неизменного, совершенного либо в форме текущего, меняющегося, преходящего существования. Интересовал ученых вопрос о субстрате, т.е. основе бытия, под которой понимались “первоначало”, “семена вещей”, “атомы” и т. д. Ставился вопрос о взаимосвязи бытия и мышления. В настоящее время общепризнанным считается многоуровневый характер бытия и несводимость одного уровня существования к другому. В истории философии нашли воплощения монические, дуалистические и плюралистические воззрения на проблему субстанции. Субстанция - (от лат. – substantia) – сущность, лежащая в основе мира.

Философы делятся на материалистов и идеалистов. Идеализм – воззрение, определяющее реальность как идею, дух, разум и даже материю рассматривающее как форму проявления духа (вещи, таким образом, выступают как комплексы представлений - и бытие как сознание). Материализм - учение, которое видит основу действительности (не только материальной, но и душевной, духовной) в материи. Различают следующие разновидности материализма: 1) физический 2) биологический 3) этический 4) диалектический 5) исторический.

Материя - философская категория, применяемая для обозначения чувственно воспринимаемой реальности, существующей объективно. Материя находится в движении (под движением понимается любое изменение и развитие), существует в пространстве и времени.

Пространство в истории философии трактовалось как “абстрактное” (геометрическое); с 17 в. как “пустое” (физическое). Кант считал его свойством восприятия внешнего мира, Гаусс - объективной реальностью. Теория относительности отрицает конкретность пространства. Считается, что пространство заключается в мире, а не мир в пространстве. Единственное свойство пространства - возможность быть заполненным. Время - форма становления, возникновения, течения и разрушения всего в мире.

Объективное время изменяется отрезками пути небесных тел, субъективное - внутренними переживаниями. Современная физика считает, что время - одна из координат четырехмерного континуума.

 

Тема 4. ПОЗНАНИЕ

Познание - процесс нахождения истины. Познание содержит в себе оценку, опирающуюся на предшествующий опыт и узнавание. В процессе познания субъект и объект вступают во взаимодействие, оказывая друг на друга влияние. То обстоятельство, что мы не можем постичь объект во всей его полноте и определенности в силу сложности и противоречивости познания, его относительности и ограниченности человеческого разума, порождает агностицизм. Агностицизм - учение о непознаваемости истинного бытия и невозможности нахождения самой истины.

Истина в широком смысле слова - правильное адекватное, тождественное отражение предметов и явлений действительности, воспроизведение их такими, каковы они сами по себе. Существует множество трактовок истины, но в целом истина рассматривается как внутренне обоснованное, взаимосвязанное и выводимое знание, содержание которого объективно. Имеется несколько способов проверки (т.е. критериев) истины - практический, логический, эстетический, прагматический и т. д. Ни один из них, однако, не является всеохватывающим. Истина может выступать в форме полного всестороннего, неизменного, исчерпывающего знания (абсолютная истина) и в форме постоянно уточняющихся и меняющихся представлений (относительная истина). Абсолютная истина существует как некий идеал, на который следует равняться.

При рассмотрении типов познания важно отметить не только различия, но и сходство, взаимосвязь типов познания.

При изучении развития науки обратите внимание на различные трактовки данного феномена. Кумулятивная теория подчеркивает момент взаимосвязи в накоплении знаний; теория научных революций делает упор на резкие скачки в развитии знаний, приводящие к появлению новой парадигмы. Наука, безусловно, является ведущей силой современного общества, но вряд ли целесообразно считать все социальные достижения ее заслугами, как это делает сциентизм. Сциентизм возникает в результате НТР как уверенность в способности науки решить любые проблемы: как социально-политические, так и нравственно-этические. Данное направление представлено в технократических концепциях (Дж. Гэлбрейт, Белл и т. д.), которые предполагают перестройку экономики и политики на основе научного управления и ставят общественное благосостояние в зависимость от результатов НТР (см.: Современная западная философия. Словарь). Согласно сциентизму все виды деятельности и типы знания приемлемы потому, что копируют науку, являющеюся высшей ступенью развития человеческого разума. Однако, имеется течение (антисциентизм), критикующее науку и технику, выражающее сомнения в их способности обеспечить социальный прогресс, обращающее внимание на негативные последствия НТР, на экспансию науки, требующее уравнять ее с другими формами общественного сознания - религией, искусством, или даже вовсе отказаться от науки, возвратясь к традиционным ценностям и способам деятельности. Таким образом, к науке, как и к любому другому феномену, следует подходить взвешенно.

 

 

Тема 5. СОЗНАНИЕ

При изучении темы обратите внимание на понятие “отражения”. Под отражением понимают воспроизведение наиболее важных и существенных сторон, свойств и отношений действительности в процессе взаимодействия. Сознание, таким образом, идеальное отражение реальности в наших мыслях.

Сознание - не единственная форма проявления психической жизни. Многие психические процессы бессознательны. Понимание бессознательного в настоящее время изменилось. Если Фрейд исследовал бессознательное как результат вытеснения, то сегодняшняя глубинная психология видит в бессознательном психическую первооснову, источник первоформ, архетипов, переживаний и творческих фантазий.

Существуют различные гипотезы происхождения сознания: религиозная (объясняющая данный феномен божественным даром), научная (считающая сознание закономерно возникающим в процессе трудовой деятельности и подчеркивающая роль общения и языка в его развитии), космологическая (относящая человеческое сознания к проявлениям космического сознания). Представления, мысли, идеи, содержащиеся в сознании, приобретая форму идеального, выступают как знания. Сознание - это осознание мира; самосознание и самопознание человека, субъективная реальность, находящаяся в единстве с материальным (как в генетическом, так и в содержательном плане). Сознание есть творческая, преобразующая мир сила.

Понятие сознание охватывает не только личное (индивидуальное), но и общественное сознание. Под общественным сознанием понимают духовную жизнь общества, существующую в виде массовых и значимых для эпохи представлений, чувств, настроений, эмоций. Общественное сознание существует только посредством индивидуального сознания. Последнее, как совокупность чувств, мыслей, переживаний, иллюзий отдельного человека значительно уже по своему содержанию. Общественное сознание как психическое состояние группы людей, воплощенное в настроениях, традициях и т. п. передается через поколения.

Общественное сознание имеет определенную структуру. Язык, наука, философия, искусство, политика, право, мораль, религия являются его формами. Можно выделить так же различные уровни сознания - обыденное, массовое и теоретическое или, говоря иными словами, - общественную идеологию и общественную психологию. Психология возникает стихийно, в процессе повседневной жизни. Идеология это систематизированное, теоретическое обоснование интересов правящих социальных групп, включающее в себя и теорию, и программу действия, т. е. механизмы ее реализации.

Сознание оперирует знаками и символами. Знак - образ какого- либо предмета, свойства или отношения, это “заместитель” предмета. Символ по Юнгу – не нашедшее еще точного словесного воплощения знание. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения - это язык. С его помощью осуществляется познание мира, а также самопознание и самосознание личности. Язык есть социальное средство передачи информации, возникшее одновременно с сознанием. По выражению Маркса “язык есть практическое..., действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми“ (Маркс К., Энгельс Ф. Соб. соч. - Т. 3. - с. 29).

Категория сознания позволяет связать понятия идеального и материального.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.006 с.)