Часть I. Общефилософские основы научного мировоззрения и методологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть I. Общефилософские основы научного мировоззрения и методологии.



Тема I. ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ, МЕСТО И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

 

Задачи и упражнения:

1. Как вы понимаете мысль Б. Рассела о том, что философия - “нейтральная земля” (между наукой и религией)?

2. Можно ли утверждать, что философия:

· наука?

· форма общественного сознания?

· мировоззрение?

Какое из этих определений с вашей точки зрения более точное? Если вы не согласны ни с одним из названных подходов, предложите свой вариант.

3. Какой смысл вкладывает Сократ в слова “Пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать”? С чем в данном случае совпадает понимание предмета философии? Какую роль играет философия в жизни отдельного человека? Общества? Какие типы философских знаний вам известны?

4. Можно ли согласиться с тем, что философия изучает общее, а другие науки частное? Следует ли из этого положения вывод о том, что философия должна играть господствующую роль в системе научного знания?

5. Верна ли мысль о том, что философия не является наукой так как:

· не дает предсказаний относительно будущих событий;

· ее построения нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента;

· философские рассуждения сформулированы предельно обще и не содержат конкретных выводов, а значит, не могут быть опровергнуты?

6. Согласны ли вы с высказыванием Беркли о том, что вещи - только комплекс наших ощущений? Что существовать - значит быть воспринимаемым?

7. Верно ли суждение о том, что сознание - это свойство материи? Или материальный мир порожден сознанием? Аргументируйте свое мнение.

8. Что такое дуализм? Является ли он возможным вариантом решения основного вопроса философии?

9. Что такое агностицизм? Каковы его источники и предпосылки возникновения? Как вы думаете, ограничено ли наше знание о мире, конечно ли оно? Чем обусловлено развитие знания вообще и философского знания в частности?

 

Рекомендованная литература:

 

1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М. - 1990.

2. Рассел Б. Человеческое знание. Его сферы и границы. - М. - 1957.

3. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. - М. - 1990.

 

Тема II. ПРИНЦИПЫ, ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА И МЕТАФИЗИКА

Занятие 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Задачи и упражнения:

1. Как связаны принцип единства мира и принцип развития?

2. Какое понимание термина “развитие” Вам кажется наиболее верным? Как трактовалось это понятие в истории философии?

3. Как вы понимаете мысль Гераклита о том, что “все, что мы видим наяву - смерть; все что во сне - сон, все по смерти - жизнь”?

4. Поясните идею Гераклита, выраженную данным утверждением: “Вода - смерть душе (воздуху); но возмещение Водам; смерть воды - земли рождение; смерть земли - воды...”.

5. Почему Гераклит говорит о том, что война - общий предок вещей и что все возникает через вражду? Что он понимает под войной?

6. Поясни мысль Гераклита: ”Все различное - одно и то же; верх и низ - все равно“.

7. Как вы думайте, можно ли признавать движение материи, отрицая ее развитие? Как связаны эти понятия? Можно ли одно выразить через другое? Как эти проблемы рассматривает диалектика? Метафизика?

8. Почему Гегель утверждал, что чистое бытие равно небытию?

9. Что послужило источником возникновения метафизики Парменида? Какие противоречия он пытался разрешить, утверждая, что существует лишь бытие - бесконечное и неподвижное, цельное и однородное, а небытия, времени и развития нет? Как тогда объяснить видимое разнообразие мира? Каким образом данная проблема рассматривалась в истории философии?

 

Рекомендованная литература:

 

1. Гегель Энциклопедия философских наук.//Соч. в 6т. - М. - 1964. - Т.3.

2. Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. - М. - 1993.

3. Фрагменты ранних греческих философов. - М. - 1989. - Ч. 1.

 

 

Занятие 2. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

 

Задачи и упражнения

1. Какая связь между противоречием и противоположностью?

2. Как соотносятся категории “развитие”, “прогресс”, ”регресс”?

3. Как связаны понятия “качество” и “свойство”? Как соотносятся категории “качество” и “количество”?

4. Можно ли утверждать, что скачок связан с революционными изменениями, а постепенное развитие с эволюционными? Является ли скачок мгновенным изменением свойств чего-либо? Чем тогда он отличается от постепенного перехода от одного качества к другому?

5. Можно ли считать понятие “прогресс” всеохватывающим или прогресс в одной сфере связан с регрессом в другой?

6. Назовите:

· сферы человеческой деятельности, к которым понятие “прогресс” применено;

· такие, где прогресс в принципе невозможен.

7. Верно ли, что человек и общество развиваются прогрессивно?

8. Что считать критериями прогресса? Каковы показатели регресса и стагнации? Как вы думаете: какой термин наиболее точно характеризует ситуацию в российском и западном обществе на современном этапе: “прогресс”, “стагнация”, “регресс”?

9. Верно ли, что чем больший этап исторического развития пройден, тем более общество прогрессивное? Цивилизованно? Культурно?

 

Рекомендованная литература:

 

Аристотель. Метафизика.//Соч. В 4т. - М. - 1976. – Т. 1

Диалектика современности: противоречия и проблемы.//Вопросы философии – 1991 - № 1

Копнин В.П. Проблемы диалектики как логики и теории познания. - М. - 1982.

Лосев А.Ф. Бытие - имя - космос. - М. - 1993.

Нарский И.С. Теория диалектики и ее законы в Анти - Дюринге Ф.Энгельса//Вопросы философии. 1978, №5

Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. - М. - 1980.

Рассел Б. История западной философии. - М. - 1993. - Т. 1-2.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.8.82 (0.007 с.)