Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Занятие 1. Основные черты научного понимания общества и его историиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи и упражнения: 1. И человеческое общество, и сообщество (популяция, вид, биоценоз) животных - сложные, самоорганизующиеся системы с разделением труда, социальной иерархией и определенными правилами поведения. Следовательно, общество ничем не отличается от стаи животных или от их популяции? Верно ли данное рассуждение? Аргументируйте свой ответ. 2. Существуют ли законы истории и исторические закономерности - ведь ни одно событие или явление не повторяются в точности? 3. Является ли народ "творцом истории" или же ход исторического процесса определяется "хитростью мирового духа"? 4. Если бы не было Цезаря, Наполеона Бонапарта, Петра I, Ленина, то ход истории изменился бы, но незначительно. Рано или поздно подобные личности все равно бы возникли в силу того, в них нуждается общество. Верно ли данное утверждение? Какую роль играет личность в истории? 5. Как влияют индивидуальные качества исторической личности на исторический процесс и скорость социальных преобразований? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными историческими примерами. 6. Каков механизм (путь) появления исторических личностей? Является ли историческая личность продуктом ситуации, порождением группы или ее выдвижение - результат биологических свойств? Лидеры - ими рождаются или становятся? 7. Перечислите основные типы лидеров. Что такое харизма? Какие основные функции выполняют лидеры в обществе? 8. Выскажите свое отношение к теории общественного договора, которая выводит происхождение морали, права, государства и общественных отношений из соглашений, которые заключали люди в "начале времен"? Считаете ли Вы более обоснованной позицию марксистов, которые объяснили всякое общественное развитие и организацию отношением между классами и классовой борьбой? 9. Как Вы относитесь к утопиям? Следует ли считать их несбыточными, а поэтому бесполезными? Какие известные утопии Вы можете назвать? Что такое утопия вообще? Что сближает ее, а что - отличает от идеологии (К. Маннгейм)? Все ли утопии в принципе невоплотимы? Является ли утопия идеалом общественного развития на том или ином этапе становления социума? Верно ли, что достижение социальной справедливости и равенства по сути своей утопичны? Является ли построение правового и демократического государства утопией применительно к российским условиям?
Рекомендованная литература:
1. Барулин В.С. Социальная философия. - М. - 1993. 2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М. - 1990. 3. Бродель Ф. Динамика капитализма. – Смоленск. – 1993. 4. Гудожник Г.С. Материальные основы многообразия цивилизаций. // Вопросы философии - 1988 - № 4. 5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М. - 1992. 6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М. - 1991. 7. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. - С-Пб. - 1995. 8. Философия. - Ростов - на - Дону. - 1995. - Гл. 8 - 9. 9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М. - 1991.
Занятие 2. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО В БИОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЗЕМЛИ
1. Можно ли согласиться с концепцией З.Фрейда, который утверждал, что в основе развития общества лежит сексуальный инстинкт (либидо), выступающий в двух основных формах: Эроса (любви к жизни) и Танатоса (любви к разрушению и смерти)? 2. Представители социальной этологии считают, что инстинктивно - рефлексивное поведение животного является прототипом поведения человека. Верно ли это? 3. Существует ли неизменная "природа человека"? Что такое антропологический релятивизм? Верно ли, что если человек является частью природы (хотя и самостоятельной), то он должен подчиняться закономерностям ее развития? 4. Как Вы понимаете смысл термина "вторая природа"? Что к ней относится? Является ли она чем - то объективным, существуя независимо от нашего сознания? Чем "вторая природа" отличается от просто природы? 5. Как влияет географическая среда (климат, ландшафт, размеры территории) на развитие человека? Можно ли утверждать, что она предопределяет специфические качества людей, проживающих в данной местности (антропологические признаки, черты характера, нравы, социальную жизнь и пр.)? Что такое геополитика? Чем она отличается от политической географии? Сформулируйте и охарактеризуйте общие положения мальтузианства и геополитики. 6. Что такое утилитаристский подход к природе? К каким последствиям он может привести? Каких взглядов на природу придерживался человек в разные периоды истории общества и философии? 7. Что такое "экологизация сознания"? Каковы ее социокультурные предпосылки? Можно ли утверждать, что она является в наше время насущной потребностью? 8. Объясните общий смысл концепции ноосферы. Охарактеризуйте этапы развития и основные признаки становления ноосферы. Как связаны (если такая связь есть) представления о ноосфере и взгляды на ноосферу в традиционном обществе? А в индустриальном? А в постиндустриальном? 9. Какие проблемы стоят перед современной цивилизацией? Разрешимы ли они в принципе? Каковы основные прогнозы и перспективы развития цивилизации? Можно ли считать цивилизацию антиподом (паразитом) культуры, как полагали О. Шпенглер и Н. Бердяев?
Рекомендованная литература:
1. Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы. - М. - 1991. 2. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. - М. - 1988. 3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. - М. - 1991. 4. Вернадский В.И. Философские мысли естествоиспытателя. - М. - 1988. 5. Данило Ж. Маркович Социальная экология. - М. - 1990. 6. Кара - Мурза С.Г. Научная картина мира, экономика и экология. - М. - 1997. 7. Кутырев В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура. // Вопросы философии - 1996 - № 11. 8. Римский клуб. Декларация. Миссия. // Вопросы философии - 1995 - № 3. 9. Яншин А.Л., Мелуа А.П. Уроки экологических просчетов. - М. - 1991.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.36 (0.01 с.) |