Тема 12. Роль формальных и неформальных структур в системе управления персоналом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12. Роль формальных и неформальных структур в системе управления персоналом



В рамках реализации различных организационных и управленческих процессов чаще всего ориентируются на использование формальных групп и организаций, но в любом таком процессе обязательно задействованы и другие силы – неформальные группы и организации.

Люди вступают в группы, чтобы обрести принадлежность, помощь, защиту и общение.

Формальные группы создаются в рамках организационных структур по воле руководства. Такие группы вполне законны, они реализуют цели, поставленные перед ними на предприятии. Можно выделить следующие типы формальных организаций:

1. Командные группы (группы руководителей), которые представляют собой основное руководство предприятия, т.е. высший уровень управления.

2. Рабочие (целевые) группы, имеющие, как правило, одно и то же задание, объединенные единым видом деятельности и обладающие относительной самостоятельностью в планировании своего труда;

3. Комитеты, которые создаются с целью выполнения оперативной задачи или решения какой-то проблемы. Чаще всего они носят временный характер. Однако бывают и постоянные комитеты: профсоюзный, исполнительный и т.д.

Основные причины вступления в формальные группы:

- вознаграждение;

- заработная плата;

- престиж;

- принадлежность;

- желание выполнить работу.

Неформальные организации образуются спонтанно и ставят перед собой различные цели, поскольку основной их создания является личный интерес. Развитие неформальных организаций основано на социальном взаимодействии, происходящем в формальной организации.

Люди, вступающие в формальную организацию, как правило, точно знают причины своего вступления в нее, для вступления в неформальную группу также существуют свои причины, которые не всегда всецело осознаются.

К основным причинам создания неформальных организаций можно отнести:

- чувство принадлежности к определенному кругу людей;

- желание оказать взаимопомощь;

- заинтересованность, объединение совместных усилий «за» или «против» чего-либо;

- общие интересы, увлечения.

В неформальных организациях существует своя иерархия управления, которая складывается стихийно и формально не узаконена. В рамках этой иерархии существует и действует неформальный лидер. Его сфера влияния может распространяться за пределы административных рамок формальной организации. Неформальные лидеры делают ставку на людей и их взаимоотношения, иногда не занимая формального положения в организационной структуре. Неформальный лидер помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее.

Особенности неформальных групп:

- социальный контроль за своими членами;

- выработанные нормы поведения, отношения, одежды и т.п.;

- сопротивление переменам: объединение в группы против имеющихся или предполагаемых изменений;

- сфера влияния неформальных лидеров может выходить за административные рамки формальной организации.

Неформальный лидер выполняет две важнейшие жизнеобеспечивающие функции группы:

- помогает группе в достижении целей;

- систематически поддерживает и укрепляет группу.

К числу проблем, связанных с неформальными организациями, относятся:

- снижение эффективности;

- распространение ложных слухов;

- тенденция сопротивления переменам.

Потенциальные выгоды:

- большая преданность организации;

- высокий дух коллективизма.

Формальные и неформальные группы взаимодействуют между собой, влияют на качество выполнения работы и на отношения людей к труду и к руководству. Это взаимодействие может быть представлено в виде простейшей модели – модели Хоманса:

 

Под деятельностью понимается совокупность конкретных задач, которые выполняются персоналом. Их выполнение предполагает взаимодействие, при котором проявляются положительные и отрицательные эмоции. Эти эмоции, в свою очередь, влияют на то, каким образом люди будут осуществлять свою Деятельность и взаимодействовать в будущем.

Наличие неформальных организаций и групп является вполне закономерным фактором. Но такие группы непременно должны быть управляемыми.

Для эффективного управления и обеспечения успешного взаимодействия с формальными и неформальными группами менеджеру необходимо:

- признать существование неформальной организации, группы;

- выслушивать мнение членов неформальной группы и лидеров;

- перед принятием управленческого решения по любому вопросу необходимо учитывать возможные негативные воздействия на неформальную группу;

- разрешать группе принимать участие в выработке решений для того, чтобы ослабить противодействие;

- своевременно и полно информировать персонал о различных важных для предприятия мероприятиях, чтобы исключить распространение слухов.

В соответствии с двумя основными разновидностями групп допустимо противопоставить друг другу два типа ролевого поведения, которые взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга, пересекаясь в одном и том же «Я» отдельного индивида. Это формальная и межличностная роли.

Под формальной ролью подразумевается поведение, которое строго соотвествует усвоенным требованиям-ожиданиям – на уровне общества в целом при исполнении определенной социальной функции группой как организованным субъектом совместной деятельности. Главный признак формальной роли составляют требования-ожидания общества.

Межличностная роль – поведение, которое мы принимает на себя с учетом ожиданий, предъявляемых на неформальном уровне при включении в структуру стихийно сложившихся взаимоотношений.

Признаки формальной и неформальной ролей:

Формальная роль Неформальная роль
Роль задается официальной организацией группы. Жизнь группы и роли ее членов предлагаются извне на основе фиксированных прав и обязанностей в контексте подчинения Роль задается стихийными процессами взаимоотношений без четкой организации и замкнутости на себе. Организация групповой жизни и роли принимаются и предлагаются на основе эмоционально-личностных предпочтений
Интенсивность и направленность контактов определяются исходя из стадии осуществления циклов совместной деятельности и коррекции ее текущих результатов Интенсивность и направленность контактов варьируются, исход из уровня их напряжения, индивидуальной потребности в общении и субъективных оценок
Относительно жесткие предписания или групповые нормы (регламентация определяется общим делом) Относительно мягкие предписания или групповые нормы (регламентация исходит из удобства для партнеров)
Ролевой норматив максимально деиндивидуализирует личность исполнителя; минимально отражает его индивидуальность Роль принимается, исходя из индивидуальных особенностей, несет максимальный отпечаток личности, отражает ее колорит.
Относительно закрытое исполнение роли с точки зрения ориентации на внутренний мир партнера. Большая дистанция между внутренними «Я» партнеров Открытое исполнение ролей с точки зрения ориентации на внутренний мир партнера.
Слабая степень эмоциональной близости, ориентация на деловые качества Высокая степень эмоциональной близости, ориентация на индивидуальное своеобразие друг друга
Ориентация на срабатываемость Ориентация на совместимость
Высокий уровень самоконтроля Низкий уровень самоконтроля
Мотивация: поощрение и запрещение Мотивация: позитивное и негативное отношение
Обмен действиями Обмен чувствами

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Каков механизм образования и основные различия формальных и неформальных групп?

2. Каковы причины вступления в формальную и неформальную группы?

3. Каковы рекомендации менеджеру по использованию неформальных групп в управлении персоналом?

 

 

Практическая работа № 14

По дисциплине «Управление персоналом»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.3 (0.006 с.)