Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: «Должностная инструкция»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: формирование умения разрабатывать и оформлять должностные инструкции сотрудников.
Ситуационная задача: Вы – менеджер по персоналу вновь открытого ресторана. Для эффективной организации деятельности предприятия Вам необходимо разработать должностные инструкции сотрудников: -официанта (1 вариант) - бармена (2 вариант) - администратора на ресепшен (прием заказов, встреча посетителей) - секьюрити
1. Повторите тему: «Должностная инструкция» по материалам лекционного курса. 2. Составьте проект документа на черновике по следующему плану: 1. Общие положения 1.1. Определение категории работника (руководитель, специалист или технический исполнитель). Перечисленные в задании сотрудники относятся к категории исполнителей. 1.2. Условия приема на работу и увольнения (кто принимает на работу и освобождает от должности). Официантов, барменов и администратора принимает менеджер торгового зала, секьюрити – начальник службы безопасности. 1.3. Кому подчиняется данный работник. (см. в п.1.2.) 1.4. Какими нормативно-правовыми документами руководствуется в своей профессиональной деятельности. (Трудовой кодекс РФ, Правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция). 1.5. Требования к образованию и квалификации, к стажу работы. 2. Должностные обязанности (какие виды работ должен выполнять). 3. Права работника. (В соответствии с ТК РФ) 4. Ответственность работника. (добросовестно выполнять должностные обязанности, соблюдать дисциплину труда, поддерживать положительный имидж предприятия). 3. Проверьте и отредактируйте текст.
4. Оформите окончательный вариант инструкции на общем бланке предприятия формата А4:
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Официант относится к категории исполнителей……..и т.д. 2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ……………………………………………………………..и т.д.
Менеджер по персоналу И.О. Фамилия
СОГЛАСОВАНО Юрист______________ И.О. Фамилия «__»________2010г.
Практическая работа № 4 по дисциплине «Управление персоналом» Тема: Состав процедур приема граждан на работу. Цель: Формирование умения составлять и оформлять резюме и автобиографию.
Ситуационная задача: Вы желаете найти работу. На одном из предприятий есть вакантное место, а Вы – один из кандидатов на это место. Вам необходимо составить резюме, так как это в какой-то мере самореклама, позволяющая работодателю заочно познакомиться с соискателями. При непосредственной встрече с работодателем Вас могут попросить написать автобиографию для более глубокого изучения кандидата на должность. Задание: составьте резюме и автобиографию.
Методические указания и ход работы
1. Резюме – это предельно краткая и вместе с тем достаточно полная справка о том, что представляет собой кандидат на должность в профессиональном отношении и социальном аспекте. Базовый тип резюме в российской практике содержит следующие данные: - фамилия, имя, отчество; - домашний адрес и телефон; - образование (указываются наименования всех учебных заведений, даты поступления и окончания); - список предыдущих мест работы, включая работы временного характера; - список публикаций (если они есть); - перечень патентов (если они есть); - квалификация по должности, на которую претендует гражданин; - военная служба; - общественная деятельность; - личные данные (дата рождения, семейное положение, число детей, состояние здоровья, гражданство, возможность или желание совершать поездки в рамках служебных обязанностей и т.д.); - дополнительная информация, которая может повлиять на решение о приеме на работу. 2. Составьте проект резюме на черновике. Сведения о кандидате на должность располагаются в следующем (примерном) порядке: ФИО, почтовый адрес, дата и место рождения, гражданство, семейное положение, образование, опыт работы (в обратном хронологическом порядке), дополнительные сведения, черты характера. 3. Проверьте и отредактируйте текст документа. 4. Оформите окончательный вариант резюме. 5. Составьте на черновике проект автобиографии. Автобиография пишется поступающим на работу в произвольной форме с обязательным изложением основных этапов жизни и трудовой деятельности в хронологическом порядке. В документе должна быть отражена следующая информация: - ФИО (если гражданин менял свою фамилию, то указываются причины изменения фамилии); - дата и место рождения; - социальное положение; - сведения о родителях (ФИО, год рождения, место работы); - образование (какие учебные заведения заканчивал и по какой специальности); - трудовая деятельность с указанием в прямой хронологической последовательности даты, должности и места работы, причин перехода с одной работы на другую и перерывов в работе более 1 месяца; - служба в Российской армии; - награды, поощрения; - взыскания, судимость; - семейное положение, основные сведения о ближайших родственниках (ФИО супруга(ги), год рождения, ФИО детей с указанием года рождения). - иные сведения, которые желает сообщать о себе гражданин. Автобиография заканчивается словами: «В настоящее время проживаю по адресу:………….. (с указанием контактного телефона). 6. Проверьте и отредактируйте текст. 7. Оформите окончательный вариант автобиографии.
Практическая работа № 5 по дисциплине «Управление персоналом» Тема: Отбор персонала Цель работы: формирование компетенции отбирать персонал, необходимый организации в соответствии требуемому уровню квалификации.
Задание: Рассмотрите предложенные результаты изучения кандидатов на вакантные должности, выберите из них работников, которых вы принимаете на должность менеджера по работе с персоналом и главного бухгалтера. Свой выбор обоснуйте, указав причины принятого решения.
Результаты собеседований с руководителями, подчиненными и коллегами кандидатов:
Данные сотрудников, подтвержденные представленными ими документами:
Данные психодиагностики кандидатов:
Методические указания и ход работы 1. Для принятия решения Вам необходимо провести анализ информации о кандидата. Провести данный анализ рекомендуется с помощью составления таблиц на каждого кандидата:
2. Ответьте письменно на вопрос: кому из кандидатов Вы откажете и почему? 3. Ответьте письменно на вопрос: кого из кандидатов Вы примете на работу и почему? 4. Сформулируйте вывод по работе, ответив на вопрос: какие факторы, кроме характеристики претендентов, влияют на принятие решения о приеме на работу?
Тема 5 Мотивация персонала
Мотивация – одна из важнейших функций менеджмента. Она подразумевает систему факторов (побудительных сил), способствующих выполнению определенной задачи, направленной на достижение целей предприятия. Мотивация – процесс стимулирования человека (работника, исполнителя) или группы людей к деятельности, направленной на достижение целей организаций. Мотивация – сила, побуждающая к действию, психоэнергетический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели. Мотив – внутреннее побуждение (импульс), которое заставляет человека поступать определенным образом. Известно, что стимулирование человека непосредственно связано с удовлетворением его разнообразных потребностей (физиологических, духовных, экономических). Потребность – осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Различают первичные и вторичные потребности. Первичные заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и опыта. Потребности можно удовлетворить вознаграждениями. Вознаграждение – это то, что человек считает для себя ценным. Менеджеры используют внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижения по службе) и внутренние вознаграждения, получаемые посредством самой работы (чувство успеха). Развитие теории мотивации началось с начала XX века. Выделяют следующие группы теорий мотивации: - содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.); - процессуальные теории (Врум и др.); - теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи). Теория потребностей Маслоу
Согласно теории А. Маслоу, существует пять основных типов потребностей: 1 Физиологические потребности (уровень 1). 2 Потребность в безопасности (уровень 2). 3 Социальные потребности (уровень 3). 4 Потребность в уважении и самоутверждении (уровень 4). 5 Потребность в самовыражении (уровень 5). Эти потребности образуют иерархическую структуру, которая определяет поведение человека в соответствии с рисунком 2, причем потребности высшего уровня не мотивируют человека, пока хотя бы частично не удовлетворены потребности нижнего уровня.
Рисунок 2 - Пирамида А. Маслоу
В основе теории Маслоу лежат следующие положения: - потребности делятся на первичные и вторичные и образуют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они расположены в соответствии с приоритетом; - поведение человека определяет самая нижняя неудовлетворенная потребность иерархической структуры; - после того как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. Степень удовлетворения потребностей (от желаемого) по уровням: уровень 1 – 85% уровень 2 – 70% уровень 3 – 50% уровень 4 – 40% уровень 5 – 10% Теория Маслоу получила дальнейшее развитие в теории МакКлелланда и Герцберга.
Теория МакКлелланда и Герцберга
В развитие классификации Маслоу Д. МакКлелланд вводит понятия потребностей власти, успеха и принадлежности (например, к определенному классу) или социальной потребности. С его точки зрения, в наши дни наибольшую значимость приобретают потребности высшего порядка, поскольку потребности низших уровней, как правило, удовлетворены. В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения: - потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей); - наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой; - для достижения мотиваций необходимо обеспечить воздействие мотивируемых факторов; - для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.
Процессуальные теории
Основной вклад в развитие процессуальных теорий внес В. Врум. В основе его работы лежит теория ожиданий, суть которой схематично отражена на рисунке 3. Эта теория основана на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей.
Рисунок 3 - Схематичное представление мотивации по Вруму
Каждый «блок ожиданий» в схеме отражает усилия менеджера по мотивации работника. К процессуальным теориям можно также отнести теорию справедливости. Она сводится к тому, что, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Справедливость оценки с позиции работодателя и с позиции работника может отличаться. В этом случае нормирование труда, т.е. оценка необходимых усилий для выполнения единицы работы, может разрешить проблему неоднозначности. Теория справедливости в комплексе с теорией ожиданий представлена в модели Портера-Лоулера в соответствии с рисунком 4. Эта теория основана на том, что мотивация есть функция потребностей, ожиданий и справедливости вознаграждения. Один из самых важных выводов этой теории состоит в том, что результативный труд всегда ведет к удовлетворению работника.
___________________ ¹Валентность – степень удовлетворенности вознаграждением.
Переменные теории Дополнительные переменные теории
Рисунок 4 - Модель Портера-Лоулера
Система мотивации
Теория Макгрегора (X-Y), Оучи – Z
Согласно теории Макгрегора, подход к мотивации может быть выбран на основании отношения человека к труду. Выделяют два типа работников: X и Y. Основные характеристики работника типа X: - от природы ленив, не хочет работать; - не хочет нести ответственность, избегает напряжения нервных сил; - не инициативен, если к этому его не подталкивать. Поэтому его нужно принуждать к работе путем наказания или поощрения. Основные характеристики работника типа Y: - существует естественная потребность в работе; - стремиться к ответственности; - творческая личность. Поэтому его нужно побуждать к работе, а не принуждать. В 1981 году У. Оучи разработал теорию Z, согласно которой человек не относится ни к типу X, ни к типу Y. Он относится к типу Z, т. Е. в зависимости от сложившейся ситуации человек ведет себя как X или как Y, соответственно выбирается и способ мотивации.
Теория трудовых установок А. Гастева
Данная теория была разработана в 20-е годы XX века. Она является отражением энтузиазма советских людей того времени (лозунги, досрочное выполнение плана, социалистические соревнования). Для применения теории А. Гастева на практике должны быть созданы мотивы, апеллирующие к высшим человеческим характеристикам, таким как энтузиазм, долг, совесть, дух соревнования.
Концепция кружков качества
Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества: - активация поведения человека и его интеллектуальной деятельности в условиях работы в группе людей, а не самостоятельно; - количественное ограничение числа работников кружка (3 – 13 человек); - добровольность вхождения в кружок; - работа непосредственно на рабочем месте, в привычной рабочей обстановке и атмосфере; - формулирование задач и проблем как составная часть деятельности производственной группы; - принцип бездефектного труда («личное клеймо», личная ответственность участка и т. п.); - соревновательный характер групп; - наличие системы поощрений; - политика взаимного обучения, обогащения знаниями.
Система мотивации
Система мотивации реализует три основные функции: 1 Планирование мотивации: - выявление актуальных потребностей; - установление иерархии потребностей; - анализ изменения потребностей; - анализ взаимосвязи между потребностями и стимулами; - планирование стратегий и целей мотивации. 2 Осуществление мотивации: - создание условий, отвечающих потребностям; - обеспечение вознаграждением за требуемые результаты; - создание у работника уверенности в достижении поставленных целей; - создание впечатления у работников о высокой ценности вознаграждения. 3 Управление мотивационными процессами: - контроль мотивации; - сравнение результатов деятельности с требуемыми; - корректировка мотивационных стимулов. Общим для всех функций является подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации. Формы и методы мотивации:
Существуют простые и эффективные правила мотивации персонала: 1. Относится к каждому человеку как к личности. 2. Каждый сотрудник должен иметь четкое представление о своей работе, о ее конечной цели. 3. Работ а, выполняемая сотрудником, должна соответствовать его квалификации и быть близка ему по инетерсам. 4. Для качественного выполнения работы сотрудник должен быть обеспечен всеми необходимыми ресурсами. 5. Наличие моральной поддержки со стороны руководства и коллег. 6. Делегирование полномочий и ответственности.
Вопросы для самоконтроля:
1 Постройте пирамиду потребностей по А. Маслоу. 2 Какие дополнения были внесены в дальнейшем в теорию Маслоу? 3 Опишите процессуальные теории мотивации. 4 В чем заключается теория ожиданий? К какой группе теорий мотивации она относится? 5 Какие теории мотивации основаны на отношении человека к труду? Практическая работа № 6 По дисциплине «Управление персоналом» Тема: Мотивация персонала Цель работы: - развитие умения анализировать источники возникновения проблем с целью правильной и своевременной мотивации сотрудников, решения конфликтных ситуаций и повышения эффективности работы сотрудников; - закрепление компетенции решать конфликтные ситуации.
Задание: Проанализируйте любые пять из предложенных десяти ситуаций, сложившихся в фирме, обоснуйте причины и источники их возникновения (явные и неявные) и предложите способы мотивации сотрудников с целью устранения конфликтной ситуации с максимальной пользой для фирмы. Причины возникновения выбранных вами ситуаций сформулируйте самостоятельно.
Ситуации: 1. Ценного специалиста по маркетингу переманивает конкурент. 2. Организация находится в начальной стадии формирования коллектива. Люди с большим трудом «притираются» друг к другу. Происходит много разногласий. 3. Отдел-победитель внутрифирменного соревнования прошлого года в новом году занял предпоследнее место. 4. В плановом отделе в третий раз возникают громкие скандалы между сотрудниками. 5. Из офиса генерального директора происходит утечка информации конкуренту. 6. В организации работают преимущественно женщины, межличностные отношения напряжены. 7. Молодые сотрудники постоянно участвуют в научно-исследовательских проектах на стороне. 8. В адрес руководства корпорации постоянно поступают анонимки на генерального директора. 9. Работники крупной корпорации противятся слиянию с другой крупной компанией. 10. Опытный (10 лет стажа работы) специалист стал хуже выполнять задания руководства. Методические указания 1. Для успешного выполнения работы повторите материал лекции «Мотивация персонала» и актуализируйте свои знания по дисциплине «Менеджмент». 2. Письменный отчет о работе стройте по следующему плану: - Кто является участником ситуации? Каковы их взаимосвязи? -Сформулируйте проблему и определите ее причину. -Определите потребности участников ситуации и их иерархию (составьте список потребностей в соответствии с их значимостью). - Какие методы и формы мотивации могут удовлетворить выявленные потребности?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 803; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.012 с.) |