Социально-психологический климат: психологические и социологические подходы к определению сущности понятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-психологический климат: психологические и социологические подходы к определению сущности понятия



Термин «климат» (от греческого слова «наклон») пришел и общественные науки из метеорологии, где им обозначается совокупность метеорологических условий, свойственных какой-либо местности. Это понятие, перенесенное в психологию, позволило осмыслить практическое значение целого ряда групповых эффектов как особых условий жизнедеятельности человека в группе.

В отечественной психологии сформировались четыре ос­новных подхода к пониманию природы социально - психологического климата.

Представители первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) рассматривают климат как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоот­ношениями, условиями труда, методами его стимулирования.

Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой социально-психологического климата является общий эмоционально-психологический настрой. Другими словами, климат понимается как настроение группы людей.

Авторы третьего подхода (В.М. Шепель, В.А. Покровский,

Б.Д. Парыгин) анализируют социально-психологический климат через стиль взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом. В процессе формирова­ния климата складывается система межличностных отноше­ний, определяющих социальное и психологическое самочув­ствие каждого члена группы.

Сторонники четвертого подхода (В.В. Косолапов, А.Н. Щербань, Л.И, Коган) определяют климат в терминах социальной и психологической совместимости членов группы, их морально- психологического единства, сплоченности, наличия общих миопий, обычаев и традиций.

Л.Г. Почебут и В.А. Чикер говорят о том, что при изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня.

Первый – статистический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. На этом уровне социально - психологический климат понимается как устойчивое, доста­точно стабильное состояние, которое, однажды сформировав­шись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на трудности, с которыми сталкивается организация. С этой точки зрения, сформировать благоприят­ный климат в группе довольно трудно, но в то же время легко поддерживать его на определенном уровне, сформированном ранее. Контроль и коррекция свойств социально - психологического климата осуществляются членами группы эпизодически. Они чувствуют определенную стабильность, устойчивость своего положения, статуса в системе взаимоот­ношений. Поскольку состояние климата менее чувствительно к различным воздействиям и изменениям со стороны окружающей среды, постольку оно оказывает определенное влияние на результаты коллективной и индивидуальной деятельности, на работоспособность членов группы, на качество, количество продуктов их труда.

Второй уровень - динамический, меняющийся, колеблю­щийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе ра­боты, их психологическое настроение. Он описывается поняти­ем «социально- психологическая атмосфера». В отличие от социально-психологического климата, атмосфера харак­теризуется более быстрыми, временными изменениями и меньше осознается людьми, изменение социально-психологической атмо­сферы влияет на настроение и работоспособность личности в течение рабочего дня. Изменения климата всегда более выра­жены, заметны, они осознаются и переживаются людьми более остро; чаще всего человек успевает адаптироваться к ним. Накопление количественных изменений в социально - психологической атмосфере ведет к переходу ее в иное качественное соедине­ние, в другой социально-психологический климат.

Можно придерживаться любого понятия, главное, что оно характеризует невидимую, тонкую, деликатную, социально-психологиче­скую сторону взаимоотношений между людьми.

В отечественной социальной психологии термин «психо­логический климат» впервые использовал Н.С. Мансуров, кото­рый изучал производственные коллективы.

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В. М. Шепель[12]. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, сим­патии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон.

Первая климатическая зона - социальный климат, кото­рый определяется тем, насколько в данном коллективе осо­знанны цели и задачи общества, насколько здесь гарантиро­вано соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан (просоциальный коллектив или анти­социальная группа), социальным происхождением работника и выполняемой им социальной ролью. К определению чисто социальных целей можно отнести вопросы типа: для чего работ­ник пришел в эту организация? Чего он этим хочет достичь? Как расценивает свой коллектив? Только ответив на эти вопро­сы, можно говорить о соответствии других целей и задач ра­ботника целям самой организации, т. е. если сотрудник расценивает данную организацию лишь как ступень для повышения своего социального статуса, причем ступень промежуточную, то ни о каком согласовании целей речи быть не может. Можно говорить о стабильно хорошем социальном климате при усло­вии, что все работники находятся приблизительно в одном со­циальном слое и хотя бы частично принимают установки своих коллег. Эта составляющая климата влияет на возможность лю­дей работать в команде и действовать согласованно. Чем лучше социальный климат, тем легче людям «срабатываться».

Вторая климатическая зона - моральный климат, кото­рый определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

На сегодняшний день существует более сотни определе­ний социально-психологического климата. Будем исходить из того, что социально-психологический климат есть состояние группового настроения и качественная сторона межличност­ных отношений в группе, проявляющихся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствую­щих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в организации.

Социально-психологический климат отражает преобла­дающий психический настрой; совокупность отношений чле­нов группы к условиям и характеру совместной деятельности, к членам коллектива; к руководству организации. Его структу­ра выглядит следующим образом.

В структуре социально - психологического климата можно отметить наличие двух основных подразделений - отношения людей к труду и их отношения друг к другу. В свою очередь от­ношения друг к другу дифференцируются на отношения между товарищами по работе и отношения в системе руководства и подчинения. В конечном итоге всё многообразие отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя - эмоционального и предметного. Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его де­ятельности. Под тональным - его эмоциональное отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами (рис. 3).

Таким образом, в обобщенном виде под социально-психологическим климатом трудового коллектива следует понимать систему социально - психологических отношений, отражающих субъективную интеграцию отдельных работников и социальных групп для осуществления общих производственных целей. Это внутреннее состояние коллектива, сформировавшееся как результат совместной деятельности его членов, их межличностных взаимодействий.

 

  Рис. 3 Структура социально-психологического климата

 

Социально-психологический климат включает следующие составляющие: 1) общий эмоциональный настрой по отношению к работе;

2) характер социально-трудовых отношений по горизонтали; 3) характер социально-трудовых отношений по вертикали; 4) отношение ко всем сторонам социально-производственной ситуации.

По этим параметрам различают благоприятный социально-психологический климат, неблагоприятный и безразличный. Социально-психологический климат зависит от стиля деятельности руководителя коллектива и отношения к нему членов коллектива, особенностей восприятия их друг другом (оценок, мнений, реагирования на слова и поступки), взаимоиспытываемых чувств (симпатий, антипатий, сопереживания, сочувствия), психологического единства (общности, потребностей, интересов, вкусов, ценностных ориентации, уровня конфликтности, характера критики и самокритики) и др. Влияние социально-психологического климата на сплочение и развитие коллектива может быть двояким - стимулирующим и сдерживающим. В коллективах, где недооценивается значение социально-психологического климата, складываются напряженные отношения между людьми. Эмпирически выявлено влияние социально-психологического климата на стабильность коллектива, на состояние здоровья (количество неотработанных дней по больничным листам), на состояние трудовой дисциплины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.008 с.)