Биологическая теория личности З.Фрейда (психоаналитическое направление) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Биологическая теория личности З.Фрейда (психоаналитическое направление)



Концепция личности З.Фрейдарассматривает человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать компромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Модель личности, созданная Фрейдом, представляет собой трехуровневое образование: низший слой (Оно или Ид), представленный бессознательными импульсами и «родовыми воспоминаниями», средний слой (Я или Эго) и верхний слой (Сверх-Я или Супер-Эго) – нормы общества, воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные и воинственные слои – Оно и Сверх-Я. Они с обеих сторон «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Это модель личности, постоянно обороняющейся от общественного давления и находящейся в конфликте с социальным окружением. Поскольку по мере развития общества верхний слой (Супер-Эго) неизбежно увеличивается, становится более массивным и тяжелым, то и вся человеческая история рассматривается Фрейдом как история нарастающего психоза.

 

Поведенческие концепции личности: бихевиоральный подход Б.Скиннера и Дж. Хоманса, ролевая теория личности Дж. Мида, теория самоактуализации К.Роджерса.

Бихевиоральный подход к личности по Б. Скиннеру.

Бихевиоральный подход сосредоточен преимущественно на принципах научения и избегает использование любых психологических понятий (например, «мышление»). В отличие от Фрейда и многих других ученых, бихевиористы не считают нужным задумываться над психическими структурами и процессами, скрытыми в «разуме». Напортив, они принципиально рассматривают внешнее окружение как ключевой фактор человеческого поведения. Именно окружение, считают они, а не внутренние психические явления, формирует человека. В начальные годы своего развития (1900-1930) бихевиоризм почти полностью был связан с наблюдениями внешних проявлений поведения; он развивался как научный подход к изучению человеческой жизни. Идеи бихевиоризма в целом получили широкое признание в 70-х годах. Бихевиоризм имел ряд выдающихся сторонников: Джон Б.Уотсон, Мэри Ковер Джонс, Б.Ф.Скиннер, Д.Вольпе. Б.Ф.Скиннер внес много значительных новаторских идей и долгие годы был главным исследователем и защитником бихевиоризма. Его работа послужила фундаментом для науки о поведении, не имеющей аналогов в истории психологии.

Б.Ф.Скиннер родился в 1904 году. Он был старшим из двух сыновей. Его отец был состоятельным юристом. Скиннер любил музыку, играл на саксофоне в джазовом оркестре. Домашняя обстановка его детства была уютной, теплой и стабильной. Родители не применяли телесных наказаний. В 1926 году он окончил колледж и хотел стать писателем. Через год перебрался в Нью-Йорк, где жили писатели. Такое окружение благотворно повлияло на него. Там он открыл для себя работы И.П.Павлова и Джона Б.Уотсона. Вскоре он отказался от своих писательских амбиций, чтобы стать психологом, хотя никогда не изучал психологии в колледже. Он был допущен к дипломной работе по психологии в Гарварде, где в 1930 году ему и была присуждена степень магистра, а в 1931 – доктора. В 1945 году он работал деканом факультета психологии в Университете штата Индиана. Скиннер умер в возрасте 86 лет, снискав всеобщее восхищение и заслужив уважение как пионер профессиональной помощи людям.

В современной бихевиоральной теории существует три основных подхода: модель «стимул – реакция», прикладной бихевиоральный анализ и социально-когнитивная теория.

Модель «стимул – реакция»

Согласно этой модели, не требуется, чтобы человек или организм были активными участниками процесса условного научения. Лучшими примерами условного научения служат знаменитые эксперименты Павлова с собаками. Павлов обнаружил, что когда кормление собаки сочетается со звонком (звонок дается перед кормлением), собака связывает звонок с кормлением и в ответ на звонок начинается слюноотделение. Подобным способом, благодаря образованию парных ассоциаций, возникают многие человеческие эмоции, например, фобии. Так, если с человеком происходит несчастный случай вскоре после приема пищи, то ассоциация пищи с несчастным случаем, даже если они фактически не связаны, может привести к тому, что человек станет опасаться, даже избегать употреблять данную пищу. Благодаря условному научению люди могут эмоционально реагировать на такие ощущения, как звуки музыки, некоторые запахи, вид некоторых цветов, прикосновение незнакомца. Образовавшиеся ассоциации могут быть разрушены путем замещения их новыми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.117.109 (0.006 с.)