Выберите из предложенных суждений наиболее точное определение труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выберите из предложенных суждений наиболее точное определение труда.



Труд - это

1. внешнее, доступное наблюдению, движение человеческого тела

2. индивидуальное действие, подтверждающее включенность человека в производство

3. целенаправленный процесс воздействия на окружающую среду в целях удовлетворения потребностей

4. способ бытия человека

Какое из приведенных ниже высказываний наиболее полно раскрывает содержание труда?

1. совокупность предметов и средств труда

2. способ включения индивидуального труда в совокупно-общественную деятельность

3. совокупность трудовых функций, которые выполняются человеком в процессе трудовой деятельности

4. объем наукоемких технологий, обеспечивающих трудовую деятельность человека

Выберите компоненты простого процесса труда:

а) организация труда б) целесообразная человеческая деятельность

в) условия труда г) предметы труда д) средства труда

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные направления социальной политики в сфере труда.

2. Раскройте содержание стратегии социальной адаптации на предприятии.

3. В чем состоит социальная сущность труда?

4. Содержание труда и способы его обогащения.

5. В чем причина социально-экономической неоднородности труда?

6. Опишите место труда в структуре жизненных ценностей работника.

7. Каковы основные проявления отчуждения труда?

8. Охарактеризуйте структурные элементы простого процесса труда.

9. Как Вы оцениваете условия труда на Вашем предприятии: благоприятные или вредные?

10. Перечислите нестандартные формы организации труда.

11. Дайте определение рынка труда как экономической и социологической категории.

12. Что означает «стоимость рабочей силы» и какими параметрами определяется данное понятие.

13. Перечислите основные проблемы формирования рыночных отношений в российском обществе.

14. Перечислите личностные характеристики работника, которые изменяются в процессе социализации в трудовом коллективе.

15. Опишите специфику социализации молодых специалистов на производстве.

16. Перечислите факторы внутренней среды предприятия, влияющие на социализацию работника.

 

Перечень ресурсов свободного доступа

1. Сетевой научный журнал «Вестник института социологии» // Режим доступа: http://www.vestnik.isras.ru/

2. Электронные публикации// Режим доступа: http://www.vestnik.isras.ru/

3. Научный журнал "Социология: методология, методы и математическое моделирование" (Социология: 4М)// Режим доступа: http://www.isras.ru/4M.html

4. База социологических данных ВЦИОМ. Режим доступа: http://wciom.ru/database/

5. Аналитический центр Юрия Левады. Режим доступа: http://www.levada.ru /issledovaniya

6. Фонд общественное мнение. Режим доступа: http://corp.fom.ru/

7. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/

8. Социально-гуманитарные знания [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:www.elibrary.ru

9. Социологические исследования [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:www.elibrary.ru

10. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:www.elibrary.ru

11. Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география[Электронный ресурс].- Режим доступа: http:www

 

Рекомендуемая литература

1.Социология: учебник для вузов/ Ю. А. Асочаков, А.О. Бароноев, В. В. Васильев и др.; под ред. Н.Г.Скворцова.- 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2013, - 352 с.

2.Социология: учебник / Ю.Г.Волков. – 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2015.-512.

Лекция №6. ОБЩЕНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Цели и задачи

Обучающие - дать представление о роли общения в социальной жизни человека, познакомить со структурой, видами, уровнями и стилями общения.

Развивающие - способствовать развитию коммуникативной компетентности обучаемых.

Воспитательны е - создать условия для формирования коммуникативной культуры студентов.

План

1. Роль общения в социальной жизни человека

2. Структура общения

3. Виды общения

4. Уровни общения

5. Стили общения

Основные понятия темы

Каналы коммуникации – это средства передачи информации.

Коммуникативное поле – это контекст ситуации, в которой может быть передана информация, придающая особый смысл передаваемому сообщению.

Коммуникатор – это человек, передающий информацию.

Общение – это сложный многоуровневый процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения.

Реципиент – это человек, получающий информацию.

Стереотипы восприятия – обобщенные и упрощенные представления о партнере по общению.

Установка – это обобщенные и упрощенные представления о партнере по общению, способствующие формированию готовности воспринимать человека определенным образом еще до начала общения с ним.

 

Общение

Человек – существо общественное, он постоянно находится во взаимодействии с другими людьми (родственниками, сотрудниками, друзьями, в транспорте, в магазине, в государственных и общественных учреждениях и проч.). Чтобы взаимодействие проходило эффективно, необходимо уметь правильно использовать средства взаимосвязи с партнерами по общению. Установлению взаимосвязи между людьми в человеческом обществе способствует общение.

Общение – это сложный многоуровневый процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения

Общение имеет большое значение для каждого человека. В общении человек имеет возможность выразить свое внутреннее состояние и получить ответную реакцию от партнера по общению. Не зря гласит русская пословица: «Горе, разделенное на двоих – полгоря, счастье, разделенное на двоих – два счастья». Таким образом, понимание людей друг друга в общении является важной компонентой их взаимодействия. В процессе общения человек видит в реакциях окружающих, как в зеркале, оценку своего поведения и учится регулировать его. В общении конкретный индивид усваивает опыт, наработанный другим человеком и в целом человечеством в процессе исторического развития, а потом этот опыт проявляет в общении с другими людьми, тем самым из существа биологического превращаясь в существо социокультурное.

Единицей общения является событие, которое называется актом общения. Акт общения формируется и разворачивается поэтапно.

1. Возникновение потребности в общении. Потребность в общении возникает, если человеку необходимо получить или передать информацию, организовать взаимодействие с партнерами в совместной деятельности, более подробно узнать о личностных особенностях собеседника.

2. Ориентировка в целях общения, мотивах общения. Человек пытается определить для себя, какой результат от общения он хочет получить и зачем ему это нужно.

3. Ориентировка в личности собеседника и ситуации, в которой проходит акт общения.

4. Планирование содержания сообщения. Человеку нужно решить, информацию какого объема и какого качества он хочет получить или передать, в какой последовательности это лучше сделать.

5. Выбор средств общения. Человек выбирает лексические средства, интонацию, громкость голоса, жесты и другие средства передачи информации и установления взаимоотношений с партнером по общению.

6. Восприятие реакции партнера, установление адекватной обратной связи. Человек воспринимает и оценивает, насколько правильно понимает его партнер, и сам подает сигналы, которые могли бы помочь собеседнику ориентироваться в ситуации общения, в эмоциональном состоянии говорящего, его отношении к партнеру.

7. Корректировка средств и стилей общения. Если общение проходит эффективно, то есть человек достигает поставленную цель, то ему не нужно изменять средства и стиль общения. Если коммуникация неэффективна, цель общения не достигнута, то необходимо снова проанализировать причины неудавшейся коммуникации и изменить или цели и мотивы общения, или ситуацию общения, или средства, или способы подачи обратной связи и проч.

Умение выстраивать эффективное общение и получать ожидаемые результаты называется «социальным интеллектом» или «коммуникативной компетентностью». Это умение является профессионально важным качеством для представителей профессий типа «человек» - «человек»: педагогов, юристов, социальных работников, медработников, менеджеров разного уровня.

Общение – сложный многокомпонентный процесс, поэтому существует много факторов, влияющих на его эффективность.

Структура общения

Г.М. Андреева[2] выделяет структуре общения 3 взаимосвязанных стороны (рис. 13.2).

I. Коммуникативная сторона общения. Состоит в обмене информацией между общающимися сторонами.

II. Перцептивная сторона общения. Представляет собой процесс восприятия (перцепции) друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

III. Интерактивная сторона общения. Представляет собой организацию взаимодействия общающихся сторон друг с другом

 

Рис.13.2 Стороны общения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.016 с.)